Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Исламофобия в качественных СМИ



2020-03-18 157 Обсуждений (0)
Исламофобия в качественных СМИ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Конечно, методы манипуляции, используемые авторами качественных СМИ, несколько рознятся с механизмами, которыми оперируют СМИ рангом пониже. Предполагаемая аудитория в большинстве своем имеет более высокий уровень образования, более сведуща в политике, имеет более взыскательный вкус и более тонкий «нюх» на журналистскую нечистоплотность, поэтому, например, методом «забрасывания грязью» ее не возьмешь, да и метод апеллирования к общественной потребности при работе с таким читателем следует использовать осторожно. Однако, качественные СМИ имеют широкий доступ к представителям власти, экспертам, уровень доверия к ним высок, поэтому манипулировать сознанием данной публики возможно.

 

В девятнадцатом веке Россия вела с Англией Большую игру — за контроль над мусульманской Азией. Сегодня маятник качнулся в другую сторону, и уже поднимающийся политический ислам начал свою Большую Игру — за контроль над Россией, над странами Запада, за то, чтобы стать ведущей силой планеты. Серьезная игра. Серьезные интересы. Серьезные усилия. Серьезные деньги. Серьезные люди. Серьезная кровь ( «Сделать Россию исламской страной, опубликовано на apn.ru – агентство политических новостей, www.apn.ru/publications/article22405.htm)

Автор с самого начала использует метод исторических аналогий, градацию, делая упор на прилагательное «серьезный», тем самым давая понять читателю, что речь пойдет о вещах нешуточных. Журналист с первых строк позиционирует свой материал как глубокий аналитический. Действительно, статья изобилует цитатами экспертов (а так же смутными выражениями «по мнению экспертов»). Присутствует устрашающая статистика

Доля славянского населения (как и общая его численность) в России постоянно снижается. Суммарная численность представителей традиционно исламских народов, по данным переписей, составляла: в 1959 году — 7 млн человек (6% населения России), в 1970-м — 9 млн (7%), в 1979-м — 10 млн (7%), в 1989-м — 12 млн (8%), в 2002-м — 15 млн (10%). Если тенденция сохранится, то в 2020 году в России будет 130 млн жителей, в том числе 20 млн «этнических мусульман» (15% населения), в 2050-м — 110 млн жителей, из них 30 млн «этнических мусульман» (27%), а в 2100-м — 90 млн жителей, не менее половины которых будут «этнические мусульмане».(На самом деле подсчитать численность «правоверных очень сложно. Автор взял за основу один из самых «плохих» прогнозов. По усредненным официальным данным последних опросов, 4-5% респондентов (около 7 млн. человек) взрослых жителей России называют себя мусульманами. Согласно данным официальной переписи 2002 года, общая численность всех народов, преимущественно исповедующих ислам, составляет 14,5 млн. человек[14].)

На первый взгляд автор абсолютно объективен, в тексте использовано множество достоверных, устрашающих цитат исламских лидеров типа: «Русский народ деградирует... Алкоголизм, самоубийства и смертность коренных народов России давно превысили защитный барьер нации... Сейчас или никогда. Ни одна другая религиозная система или светская идеология, кроме ислама, не сможет наполнить нашу страну жизненными силами... Мы, русские, обязаны подхватить знамя Пророка (мир ему!), и только в этом спасение России и всех народов, которые связали c ней свою судьбу».

Однако в процессе анализа материала становится ясно, что все угрожающие высказывания взяты из двух источников: из скандальной редакционной статьи под сенсационным заголовком «Мусульманское предложение. Президент Путин должен превратить Россию в исламскую страну», опубликованной в московской англоязычной газете The eXil, и с запрещенного в РФ сайта чеченских сепаратистов kavkazcentre.ru. Автор сумел сделать из мухи слона, представив мнение одной газеты и одного интернет-ресурса за мнение большинства мусульман.

Автор проанализированного текста начал свой материал с проведения исторической аналогии. На аналогии иного рода – семантической – построил свою статью под многозначительным названием «Арийский ислам (http://mishmar.info/ariieskiie-islam-v-rossii.html) автор информационного портала mishmar.info. Речь в данном материале идет о так называемых «русских», не этнических мусульманах. (Автор предполагает, что принятие ими ислама мотивировано разочарованием…в националистических идеях) Прилагательное «арийский» вызывает стойкую ассоциацию с фашизмом; существительное, с которым оно согласуется, автоматически приобретает отрицательную коннотацию. Метод семантического манипулирования использован и в заключении: «Арийский ислам», как и «арийское язычество», – это, по сути, открытое признание ультраправых в «разочаровании» в русском народе, который оказался «недостоин» их, не принял их радикальных идей и не поднялся на «национальную революцию». Зато уже нескрываемые симпатии у них вызывают чеченские боевики, которые «смогли заставить эту власть с собой считаться». Ясно, что люди, которым симпатичны чеченские боевики, вызовут у читателя отторжение. Автор представил таковой большую часть не этнических мусульман.

Помимо метода семантических ассоциаций автор использует смягченный метод «забрасывания грязью»: «в ислам обращаются богоискатели либо не нашедшие себе места в жизни люди»

В заголовке проанализированного материала отрицательную коннотацию слова «ислам» создает согласующееся с ним прилагательное. Ту же самую ситуацию мы можем наблюдать в словосочетании «Страшный акбар» - именно так озаглавлен материал, опубликованный на сайте еженедельной аналитической газеты «Наше время» (http://www.gazetanv.ru/archive/2007/51) Само по себе словосочетание бессмысленно (дословно: «страшный великий»), однако часть исламского «символа веры» включает в себя изречение «Аллаху Акбар». Именно этими словами « подбадривают» себя террористы-смертники, и именно на эту ассоциацию намекал автор, придумывая заголовок.

Подзаголовок статьи «Исламисты ведут наступление на весь мир, Россия – на их дороге» - звучит угрожающе. Это пример использования метода апеллирования к общественной потребности.

Кроме того, автор использует грамотную подборку фактов: Последние события в мире настораживают. Пакистан, где 97 процентов населения – мусульмане, переживает кризис вокруг Красной мечети, прибежища религиозных фанатиков. Британские острова, где ислам исповедует около 2 миллионов человек, чуть не стали ареной новых кровавых терактов, которые были подготовлены опять же религиозными фанатиками. Россия, где мусульман, по разным оценкам, от 10 до 20 миллионов, пока остаётся, за исключением некоторых регионов, на обочине военной тропы воинствующих исламистов;

Опять-таки грамотно подобрает статистические данные (опрос мнения граждан США): Выяснилось, что 46% американцев негативно относятся к исламу; 33% американцев убеждены, что ислам поощряет насилие в отношении немусульман в большей степени, чем остальные религии поощряют насилие в отношении иноверцев; 56% американцев придерживаются мнения, что среди мусульман больше экстремистов, по сравнению с адептами иных религий

И красиво завершает материал словами известного религиоведа Романа Силантьева, известного своими антиисламскими воззрениями: « Как отмечает Силантьев, в среде российского ислама растет влияние нетрадиционных направлений, распространяются идеи ваххабизма. Сегодня ваххабиты контролируют уже более 70% мусульманских СМИ, которые «словно специально разрушают межрелигиозный мир в России».
И если, по мнению Силантьева, эта тенденция сохранится, то прослойка мусульман, желающих жить в мире с христианами, станет ничтожно мала.

На основе трех проанализированных материалов можно сделать вывод: наиболее часто встречающиеся в качественных СМИ механизмы манипуляции связаны с представлением тщательно отобранных в соответствии с концепцией издания комментариев экспертов, статистики,  исторических аналогий и, что немаловажно, ярких заголовков, сразу ориентирующих читателя на восприятие информации в определенном русле.

 

Заключение

В заключение хочу повториться: целью данной курсовой работы был только анализ механизмов манипуляции, с помощью которых в текстах СМИ создается негативный образ мусульманина и уммы. Автор не имел намерения проанализировать реальное положение дел: идет ли процесс исламизации России на самом деле или же это фикция, созданная для отвлечения внимания аудитории от реальных проблем общества. Однако небольшой анализ эмпирического материала показал, что журналисты действительно используют манипулятивные технологии для создания негативного образа мусульманина и уммы в сознании аудитории для того, чтобы «привить» людям исламофобию. Любая фобия, в том числе и «исламо», рождает желание защититься от пугающего фактора. А лучшая защита, как говорится, нападение. Так кому и зачем это надо?

В «Русском репортере» от 17 декабря 2009 года вышла статья Павла Бурмистрова под названием «Безбашенный референдум». Речь в ней велась о запрете на возведение минаретов в Швейцарии. Главная мысль такова: Исламистам, вербующим смертников для терактов в Европе, понадобится меньше красноречия - факт швейцарского референдума может вызвать больше негодования у простых мусульман, чем десяток вырванных из контекста ссылок на Коран, призывающих к убийству неверных.

Думаю, комментарии здесь излишни.

 

 

Список использованной литературы

1) С.Баширов, СМИ как механизм совершенствования национальных отношений. //Диссертация кандидата политических наук. М. , 2004 г.

2) Быкова О.Н. Языковое манипулирование // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения. Вып. 1 (8). Красноярск-Ачинск, 1999

3) Грабельников А.А. Русская журналистики на рубеже тысячелетий. М., 2001

4) Дзялошинский И.М. Российские СМИ в избирательной кампании: уроки эффективности. М., 1996

5) С.Г. Кара-Мурза . /Манипуляция сознанием. М.,2002

 

6) Л.М. Майданова. Образ власти в современных медиатекстах//Известия УрГУ, №40, 2006 г

 

7) Остроушко Н.А. Речевое воздействие как лингвистическая проблема (К понятию языкового манипулирования) // Мир русского слова. 2002. №5.

 

8) Современный толковый словарь русского языка под.ред.С.Кузнецова/ М.,2004

9) Л.И Тимофеев\Основы теории литературы. С.425

 

 


[1] Алексей Малашенко, “Каким нам видится ислам”// “Время новостей”, №190, 17 октября 2006

[2] С.Баширов , СМИ как механизм совершенствования национальных отношений. //Диссертация кандидата политических наук. М. , 2004 г. , стр. 25, 50

[3] Л.И Тимофеев\Основы теории литературы. С.425

[4] Л.М. Майданова. Образ власти в современных медиатекстах//Известия УрГУ, №40, 2006 г

[5] Современный толковый словарь русского языка под.ред.С.Кузнецова/ М.,2004

[6] С.Г. Кара-Мурза . /Манипуляция сознанием. М.,2002

[7] Быкова О.Н. Языковое манипулирование // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения. Вып. 1 (8). Красноярск-Ачинск, 1999

[8]  Остроушко Н.А. Речевое воздействие как лингвистическая проблема (К понятию языкового манипулирования) // Мир русского слова. 2002. №5.

[9]  Любимова А.А. Рождественские чтения 2005. Prokimen.ru.

 

[10] Грабельников А.А. Русская журналистики на рубеже тысячелетий. М., 2001

 

[11] Дзялошинский И.М. Российские СМИ в избирательной кампании: уроки эффективности. М., 1996

 

 

[12] Полностью результаты исследования опубликованы здесь http://smi2.ru/zashibis/c59760/

[13] Bismillah – ради Аллаха(ар.)

[14] NEWSru.com/ http://www.newsru.com/background/28sep2005/moslemrus.html



2020-03-18 157 Обсуждений (0)
Исламофобия в качественных СМИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Исламофобия в качественных СМИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (157)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)