Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Соотношение категорий «экономический интерес» и потребность



2020-03-18 205 Обсуждений (0)
Соотношение категорий «экономический интерес» и потребность 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В возникновении экономических интересов особую образующую роль играют потребности. Интерес возникает там, где образуется необходимость удовлетворения потребностей. Практически в жизни каждого участника экономических отношений это непрерывный процесс, так как любой субъект имеет множество различных потребностей, но его положение в системе социально-экономических отношений не всегда позволяет их удовлетворять сполна. В такой ситуации субъект отдает предпочтение одним потребностям, порой даже в ущерб другим. Возникает проблема настоятельности или актуализации потребностей, которая становится основой целесообразной деятельности субъекта в поиске возможностей удовлетворения потребностей.

Являясь выражением взаимосвязи субъекта и условий его деятельности, потребности обнаруживают себя в неосознанных влечениях и осознанных мотивах поведения. Потребности, как правило, имеют предметную направленность, которой предшествует так называемое поисковое поведение: общая неконкретная потребность стимулирует поиск определенных способов и предметов ее удовлетворения. Важнейшая особенность потребностей - их динамический характер, изменчивость, развитие на базе удовлетворенных потребностей новых, более высокого порядка [1, с. 289].

В зависимости от задач изучения в современной науке применяют различные классификации потребностей: по сферам деятельности (потребности труда, познания, общения, отдыха и т.д.); по объекту потребностей (материальные и духовные, этические, эстетические и т.д.); по их функциональной роли (доминирующие и второстепенные, центральные и периферические, устойчивые и ситуативные); по субъекту потребностей (индивидуальные, групповые, общественные).

Что же касается экономических потребностей, то по отношению к масштабам и структуре производства они подразделяются на:

- абсолютные, выражающие потребительскую силу общества (максимальный объем освоенных производством благ, который мог бы быть потреблен обществом, если бы был в наличии);

- действенные (которые могут и объективно должны быть удовлетворены при оптимальном ходе воспроизводства);

- подлежащие удовлетворению (которые могут быть удовлетворены при фактическом состоянии воспроизводства с учетом отклонений от оптимума);

- фактически удовлетворяемые [8, с. 451].

Кроме перечисленных, существует большое количество других классификаций потребностей. Например, А.Маршалл приводит классификацию Германна, который подразделяет потребности на «абсолютные и относительные, высшие и низшие, неотложные и могущие быть отложенными, положительные и отрицательные, прямые и косвенные, общие и особенные, беспрерывные и прерывистые, постоянные и временные, обычные и чрезвычайные, настоящие и будущие, индивидуальные и коллективные, частные и государственные» [10, с. 372].

А. Маслоу предложил пятиуровневую пирамиду человеческих потребностей. В возрастающем порядке это:

1) физиологические или базовые потребности;

2) потребности безопасности;

3) социальные потребности (быть кому-то нужным, состоять в дружеских отношениях, входить в какую-либо группу);

4) потребность в уважении (символы статуса, престижа, славы);

5) потребность в самореализации, самовыражении, развитии своего потенциала и т.д.

А. Маслоу подчеркивает, что потребности 1-2 - первичные, к удовлетворению которых любой человек стремится всегда и в первую очередь, потребности 3-5 - вторичные, которые у отдельных людей могут не получить своего развития [5, с. 149].

Представители австрийской экономической школы составили шкалу потребностей, расположив их по степени важности. Эта шкала показывает, что пока не удовлетворена какая-либо потребность высшего порядка, ее значение перекрывает значения потребностей более низших порядков [5, с. 149].

Формирование экономического интереса начинается с процесса актуализации потребностей, поступательное развитие которого идет через осознание необходимости удовлетворения потребности к поиску возможностей ее удовлетворения. На каком варианте поведения остановиться, какие избрать средства, пути для удовлетворения потребностей - эти вопросы становятся решающими для субъекта в процессе формирования интересов. Выбор путей, а также возможности удовлетворения потребностей во многом зависят от социально-экономического положения субъекта в обществе, уровня развитости его способностей и задатков, то есть интерес формируется и условиями жизни, уровнем сознания, разделением труда, практическими связями и отношениями его носителя. Иными словами, экономические интересы не существуют сами по себе, абстрактно, вне тех субъектов, которые выступают в качестве их носителей. Поэтому ключевое значение для понимания места и роли конкретного экономического интереса в системе экономических интересов общества имеет определение его носителя. Носителем какого-либо интереса является тот субъект, на удовлетворение потребностей которого направлен данный интерес. Последний существует лишь постольку, поскольку имеется его носитель. Иными словами, носитель интереса получает выгоду от его реализации, он заинтересован в нем.

 



2020-03-18 205 Обсуждений (0)
Соотношение категорий «экономический интерес» и потребность 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Соотношение категорий «экономический интерес» и потребность

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (205)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)