Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Благотворительная деятельность сибирских купцов в сфере духовного



2020-03-18 306 Обсуждений (0)
Благотворительная деятельность сибирских купцов в сфере духовного 0.00 из 5.00 0 оценок




Просвещения

Тяжелое положение образования, науки и культуры в современной России в условиях перехода к рыночным отношениям побуждает искать пути выхода из сложившейся ситуации. Актуален в этом отношении исторический опыт России конца XIX – начала ХХ в., когда существовала своеобразная система защиты духовной жизни общества в виде благотворительных фондов и обществ. В капиталистической России далеко не все дети могли получить образование из-за бедности и отсутствия школ, но передовая часть общества стремилась сеять «разумное, доброе, вечное», развивать образование, науку и культуру. Пожертвования на эти цели и государственные ассигнования давали возможность создать материальную и финансовую базу непроизводительной сферы и обеспечить доступ к образованию наиболее талантливым представителям неимущих слоев населения.

На нужды просвещения в Сибири вносили средства все слои общества. Наиболее крупными средствами располагали купцы и предприниматели. Не все из них давали деньги на благотворительные цели, но все же взносы этой категории населения были значительными. Благотворительную деятельность предприниматели осуществляли как в рамках общественных организаций, так и по собственной инициативе. Важную роль в этом деле сыграли общероссийские фонды содействия просвещению в Сибири. Во главе благотворительных органов в губерниях ставили губернаторов и высших сановников, а их жены возглавляли благотворительные общества и учреждения. Имена жертвователей присваивались учреждениям, в которые они вкладывали средства. Благотворители избирались почетными членами различных обществ, их награждали орденами. За особо крупные пожертвования присваивалось личное и потомственное дворянство, что очень привлекало предпринимателей. Использовались и экономические рычаги: средства, направленные на благотворительные цели, освобождались от налогов. От администрации во многом зависело благополучие фирмы, и это вынуждало не оставлять без внимания ее призывы к благотворительности.

По примерным подсчетам, удельный вес предпринимательской благотворительности различался по отдельным губерниям Сибири. В Иркутской преобладали пожертвования купцов, слава о которых шла по всей России, в Томской и Тобольской губерниях – вклады средних слоев города и деревни, но и здесь купцы и предприниматели делали крупные взносы на благотворительные цели. Наиболее значительные суммы выделяли золотопромышленники, виноделы, представители транспортных фирм, до проведения железной дороги монопольно господствовавшие в сибирской торговле, купцы-чуйцы, торговавшие с Монголией, т.е. предприниматели тех отраслей экономики, где быстро создавались большие капиталы.

Самое крупное пожертвование в России сделал Г. Г. Солодовников, завещавший 20 млн руб. на строительство дешевых квартир – очень крупную по тому времени сумму, поскольку рубль был конвертируемой валютой, свободно обменивался на золото и входил в число пяти наиболее устойчивых валют мира. В Сибири самый крупный взнос сделал И. Н. Трапезников – 2 млн 860 тыс. руб. И. И. Базанов в 1882 г. завещал 500 тыс. руб. на учебные заведения Иркутска. М.К. Сидоров израсходовал на всестороннее исследование Севера и Сибири 1,7 млн руб. И. М. Сибиряков только на пособие рабочим пожертвовал 420 тыс. руб., а его брат Александр внес 100 тыс. руб. на строительство Томского университета. В Сибири сложились купеческие и предпринимательские династии, традиционно жертвовавшие деньги на благотворительность: Асташевы, Гадаловы, Сибиряковы, Трапезниковы и др. В то же время в ряде случаев наследники уклонялись от выполнения воли умерших. В 1880 г. купец М. Галкин завещал 15 тыс. руб. на строительство собора в г. Омске, но вдова отказалась передавать деньги консистории. С 1863г. по 1881 г. шла тяжба по поводу крупных пожертвований купца Трапезникова между Иркутским городским обществом и его наследниками А. Портновой и В. Сукачевым. [ 1, 152 с.]

Предприниматели направляли деньги в различные формы благотворительности. Самой древней из них было снабжение нуждающихся пищей. В среде купечества был обычай устраивать обеды для бедных по случаю семейных событий. Организованное кормление неимущих относится к 1839 г., когда в Петербурге при Демидовском доме создали столовую для бедных. В Сибири первая подобная столовая открылась в 1864 г. в Тобольске. Наиболее распространенными формами благотворительности являлись строительство и содержание детских приютов, богаделен, ночлежных домов и домов трудолюбия, помощь школе и ученикам, строительство церквей, создание бесплатных больниц. На средства купцов открывались многие богадельни: Королевых в г. Томске, А. Я. Немчинова в Таре, Т. И. Щеголевой в Красноярске, И. М. Трапезникова в Иркутске. В конце XIX – начале ХХ в.в Сибири зарождается призрение слепых и глухих. В 1893 г. в Иркутске открыли отделение Попечительства императрицы Марии Александровны о слепых и училища для них, которые на свои средства содержал иркутский купец И. С. Хаминов. В начале ХХ в. резко возросли вложения благотворителей в науку и культуру. Братья Сибиряковы финансировали исследование Сибири и Северного Ледовитого океана, М. К. Сидоров организовал обследование Севера, З. М. Цибульский внес 100 тыс. руб. на строительство Томского университета, А. Г. Кузнецов перечислил 1,5 млн руб. на строительство и сооружение технического училища. На нужды Сибири жертвовали деньги не только местные предприниматели, но и те, кто жил в Европейской России. Они вносили средства в Фонд имени Александра III, осуществлявший строительство школ и церквей в Сибири. Московские купцы Баевы перечислили в фонд 205 тыс. руб., челябинский купец А. Новиков – 300 тыс. руб. и т. д. [ 1, 153 с.]

Широкую культурно-просветительскую деятельность, благотворительную по своему характеру, проводили городские самодеятельные драматические коллективы, действовавшие в Тобольске, Омске, Томске, Иркутске при обществах попечения о народном образовании и других общественных организациях. Бюджет этих кружков строился из сборов от доходных спектаклей, членских взносов и пособий от губернского комитета трезвости. За 1908 – 1909 гг. члены общества дали более десяти благотворительных спектаклей, сборы от которых использовали для нужд городских библиотек, школ и детского приюта «Ясли». В благотворительности также участвовали и артисты, приезжавшие на гастроли в Сибирь.

Таким образом, российское правительство, местные органы всемерно поддерживали и поощряли развитие благотворительности. В центре и на местах, в том числе и в Сибири, действовали многочисленные попечительские и благотворительные общества и комитеты. Они направляли благотворительную деятельность, организовывали сбор средств. Вместе с органами администрации они поощряли наиболее активных благотворителей: представляли их к орденам Станислава трех степеней и Владимира четырех степеней, к медалям «За полезные обществу труды», «За особые заслуги». Видным жертвователям присваивали звания почетных дворян и потомственных почетных граждан. Списки жертвователей публиковались в печати, их имена становились широко известны.

Первоначально отношение к купеческой благотворительности со стороны населения было отрицательным, но в начале ХХ в. ситуация меняется в сторону положительной оценки. В целом же благотворительная деятельность предпринимателей Сибири характеризовалась меньшей активностью, чем в центре страны, и соответственно благотворительных учреждений здесь имелось меньше, чем в Европейской России. Независимо от мотивов, которыми они руководствовались, их филантропическая миссия облегчала тяжесть жизни бедным, способствовала развитию образования, науки и культуры.

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Большой путь прошла российская благотворительность. Появлялись различные благотворительные общества и учреждения. На 1 января 1899 года в Российской империи было 14 854 благотворительных учреждений, из них 7349 благотворительных обществ и 7505 благотворительных заведений. Наибольшее количество благотворительных учреждений имело министерство финансов и министерство юстиции.[4, 4 с.]

Изучение купеческого быта показало, что в целом стремление к роскоши и «барскому» образу жизни не было типично для сибирского купечества, при этом в Сибири ориентация на быт других сословных групп была выражена в значительно меньшей степени, чем в Европейской России.

Бытовая культура купечества Енисейской губернии XIX- начала XX вв. не имела яркой сословной специфики. В то же время очевидна ориентация части гильдейцев, в основном потомственных, именно на сословные ценности. В 1860-1890-х гг. сибирское купечество постепенно отходило от народных традиций и обычаев, вырабатывало свои ценностные ориентации, нормы поведения и образ жизни. В начале ХХ века в связи с ускорением социально-экономических процессов в стране, происходит уже размывание прежних сословных границ и сословных ценностей.[9, 350 с.]

Итак, мы видим, что сам уклад жизни купцов, повседневные профессиональные занятия связывали с общественной деятельностью. Быть в гуще событий, на гребне удачи купцов-предпринимателей заставляла, обуславливало их ответственность перед сословием, семьей, обществом. Нажить и сохранить свои богатства, капиталы купцам было значительно труднее, чем дворянину. Последние обладали законными традиционными привилегиями и гарантиями. Кроме того, дворяне могли иметь доходы от торговли или промышленных предприятий.

И все же подлинными зачинателями меценатства российского оказались купцы, к этой деятельности подвигнутые самой историей. А от купцов меценатство распространилось во все слои общества.

До купечества меценатство было в руках дворян явлением элитарным, единичным, не массовым. Дворянство не имело такого численного охвата лиц, персон им занимающихся. В добавок оно не имело той нравственной глубины, проявившиеся в той деятельности, которое проявило купеческая среда. Меценатство для дворян было как бы особой привилегией, увлечением ради эстетического наслаждения. Купцы находили в нем не только эстетические стороны, но и утонченное милосердие, гуманность, общественную пользу.

У красноярских купцов второй половины XIXвека существовал даже кодекс правил житейской мудрости служения обществу:

«1. Помни всегда, что труд есть одно из условий нашего существования;

2. Время – деньги:

а) не теряй даром ни минуты, ставь каждую в счет           

б) не заставляй другого делать то, что ты можешь сделать сам    

в) не завидуй никогда тому, что тебе не принадлежит   

г) не считай ничего пустяками, обращай на все внимание             

д) не делай расходы на ненужные вещи;

3. Руководствуйся самым строгим порядком в своих действиях и вообще в жизни;

4. Старайся в течение своей жизни сделать столько добра, сколько возможно;

5. Трудись до последней минуты своего существования.»

Таким образом, своими делами купцы-красноярцы подтверждали верность этим высоким нормам-правилам. [8, 29 с.]

Поистине, великих людей рождает земля русская. Помнить их дела и чтить память о них, учиться на их ошибках и пользоваться их открытиями, продолжая начатое ими, - вот чему надо учиться нам, молодому поколению.


 



2020-03-18 306 Обсуждений (0)
Благотворительная деятельность сибирских купцов в сфере духовного 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Благотворительная деятельность сибирских купцов в сфере духовного

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (306)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)