СИБИРСКОЕ КУПЕЧЕСТВО: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ И
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня роль купечества в истории России нельзя ограничить теми сторонами его деятельности так характерными для прежних исследований: экономика, торговля, транспорт, городское самоуправление и т.п. В наше время отчетливо просматривается еще одна существенная черта деятельности этого сословия – вклад в его формирование. Весьма значительная часть купечества проявила творческую энергию как особый тип русского человека, характеризующийся высокими морально-психологическими качествами, часто связанные с искренним, чистым отношением не только к своему делу, но и с глубоким, духовным освоением мира культуры, активному творчеству ее. Такие люди соединяли высокие идеалы христианства с активной позицией в жизни, в профессиональной деятельности, руководствуясь талантом организаторов дела, а в последствии и высшим образованием европейского уровня. Эта деятельность, которой они часто посвящали всю свою жизнь, была связана с традиционными формами поощрения и поддержки искусства и культуры - благотворительностью и меценатством. Благотворительность – творение блага, добра. Это пласт духовно- нравственной культуры русского народа, характерная черта его менталитета. С давних пор, с принятием христианства на Руси, проявлялось милосердие к бедным, нищим, больным, убогим, детям-сиротам. Древнерусские князья, по свидетельству летописцев, отличались «нищелюбием». Самой стародавней и распространенной формой благотворительности русского православного человека является подача милостыни первому встречному с протянутой рукой. С 1895-го до января 1903 года центральным управлением приютов издавался в Петербурге журнал « Вестник Благотворительности». В 1901 году вышел сборник «Благотворительные учреждения Российской империи» в трех томах, а в 1912 году – книга «Благотворительные учреждения России».[4, 4 с.] Конституция Российской Федерации 1993 г. поощряет благотворительность и она сегодня возрождается в нашей стране. В связи с этим особый интерес представляет богатейший опыт меценатства и благотворительности, которым располагает дореволюционная Россия. В России было немало выдающихся меценатов-благотворителей, чье подвижничество, бескорыстие и милосердие могут служить и сегодня замечательным вдохновляющим примером в этом благородном деле. Меценатство и благотворительность – это духовно-нравственные ценности, великие проявления гуманизма и человеколюбия. В Сибири особенно широкое распространение благотворительность получила во второй половине XIX века. Это связано с появлением здесь большого количества крупных золотопромышленников, пароходовладельцев, винокуренных заводчиков, владельцев торговых домов и других предприятий, приносивших большие доходы. Как щедрые меценаты-благотворители проявили себя купцы-предприниматели Сибиряковы, Баландины, Гадаловы, Даниловы, Кузнецовы, Кытмановы, Щеголевы и другие. По выражению русского философа Н. О. Лосского, среди богатых промышленников и купцов были такие, которые как бы стыдились своего богатства и поэтому среди них было много меценатов и жертвователей больших сумм на различные общественные учреждения. И он назвал такие имена: Третьяковы, Морозовы, Мамонтов, Серебряков, Рябушинские. Стыд за свое богатство, свое благополучие, угрызения совести за бедность народа, сознание необходимости вернуть долги народу – эти настроения в среде крупной буржуазии побуждали к меценатству и благотворительности.[4, 5 с.] Все же благородные, духовно-нравственные, человеколюбивые мотивы в меценатстве и благотворительности преобладали. Благотворительность всегда являлась престижным делом. Купцы-предприниматели в своих завещаниях предусматривали крупные средства на благотворительные цели. Объектом исследования является благотворительность. Предметом исследования является сословная благотворительность. Цель данной работы – раскрыть купеческую благотворительность в Сибири. И показывается она в основном на примере купцов-предпринимателей Енисейской губернии второй половины XIX - начала XX веков. Исходя из поставленной цели, основными задачами исследования являются: 1) изучить взаимосвязь благотворительности купцов и моральных принципов, норм; 2) проанализировать благотворительную деятельность сибирских купцов-предпринимателей. Мы не видим принципиальной разницы в понятиях «меценатство» и «благотворительность». Термин «меценатство» употребляется применительно к пожертвованиям на науку и искусство, т. е. на учебные заведения, библиотеки, театры и издание научных трудов, поддержку писателей, ученых, художников. А термин «благотворительность» употребляется применительно к пожертвованиям на богадельни, приюты и т.п. заведения, т.е. на помощь престарелым, немощным, убогим, детям-сиротам. Таким образом, опыт сибирских меценатов и благотворителей досоветского периода может быть использован сегодня, но, разумеется, с учетом социально-экономических и культурно-духовных реалий конца XX века и начала грядущего столетия.
СИБИРСКОЕ КУПЕЧЕСТВО: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ И МОРАЛЬ
Примечательно, что именно российское купечество, происходящее из недр народа, стало подлинным благотворителем и поднялось к вершинам подлинного меценатства. Купечество, как сословие, социальный слой, происходило в основном из посадских людей и крестьян уже в конце XVIII века и заняло большой удельный вес в общей численности уездных городов. Становясь купцами, обретая капитал и свое «дело», эти выходцы из народа крепко держались традиционных семейных устоев, религиозных моральных предписаний, сохраняли родовые и фамильные связи. В эту пору это было неудивительно для дворянства, класса с глубокими родословными традициями наследования, титулами, привилегиями, гербами и пр. Дворянство – это роды, насчитывающие десятки поколений; купечество – это семьи-фамилии, сохраняющие связи в 3 – 5 поколениях. Купечество Российской империи, окончательно сформировавшееся под действием петровских и екатеринских реформ, делилось на три гильдии, где 1-я была высшей. Гильдии различались имущественным цензом, заявленным капиталом купца и давали определенные привилегии – правовые и экономические. Крупное богатое купечество жило и действовало в столичных, губернских городах – крупных торговых центрах. Провинция и уездные города характерны для деятельности мелкого купечества. Благотворительность сибирских предпринимателей-купцов вызвана к жизни не только крупными капиталами и стабильными доходами. Она обусловлена такими причинами, как нравственные убеждения, благородное желание внести свой личный вклад в изучение природных богатств, истории и этнографии народов Сибири, развитие экономики и культуры родного края, христианское милосердие, человеколюбие (помощь нищим, слабым, убогим). Нельзя игнорировать и такие мотивы, как личные амбиции, тщеславие, желание увековечить себя в благих делах, в сознании общества, в исторической памяти потомков. Был и расчет – благотворительностью заслужить звание почетного гражданина города или орден, а также благими деяниями в какой-то мере отмолить грехи за не всегда праведным путем нажитые богатства.[8, 17 с.] Вся история благотворительности свидетельствует о том, что явление мирового порядка, оно существует вне классовых, этнических или религиозных, временных или территориальных и любых других ограничений. Благотворительность является объективным, необходимым и закономерным фактором общественного развития. В Сибири благотворительная деятельность имеет свою историю, богатую примерами человеколюбия и свой путь развития. Хотя такие черты как децентрализация управления, самофинансирование, слияние частной и общественной формы присущи любому обществу и получили распространение на всей территории России, однако в нашем крае имелись особенности в деле милосердия, обусловленные конкретными историческими условиями, социально-культурными, национальными и субъективными факторами: индивидуальный подход при распределении помощи, преобладание благотворительных средств в просвещении и здравоохранении, соединение усилий частной и общественной благотворительности задолго до аналогичного события в целом по стране. В ходе своего развития эта деятельность претерпела следующие изменения: из простейшей формы в виде милостыни перешла в культурную в качестве общественного призрения, организованно осуществляющую помощь со стороны общества в целом тем, кто в ней нуждается. Первичная форма благотворительности получила широкое распространение в Сибири в XVIII – XIX вв. Это было вызвано следующими обстоятельствами: 1) с развитием капитализма увеличилось количество ссыльных и переселенцев из Западной Сибири, все большее число нуждающихся в милостыни наполняет крупные города и привлекает к себе внимание общества; 2) прогресс золотодобывающей промышленности и торговли позволил сконцентрировать накопленный капитал в данном регионе. Субъектом его использования выступали частные лица, их мотивы были: а) сострадание к ближнему; б) гражданский долг в) заботы о душе; г) соблюдение религиозных заповедей. Целью первичной формы (милостыни) выступала потребность оказания сиюминутной помощи тому, кто протягивал за ней руку. Часто такая помощь не поддавалась организации и влекла за собой диспропорции, например, - возникновение «профессиональных нищих», которые сделали промысел из своего бедного положения.[8, 21 с.] Вследствие реформ 60-х годов XIX в. сибирское общество охватил процесс формирования культурной формы благотворительности, которая в лице различных комитетов, фондов и организаций могла не только эффективно распределять помощь в виде материальных и денежных средств, но и, исключая шаблонность и формализм, через систему попечителей индивидуализировать свою работу. К ряду особенностей сибирской благотворительности можно отнести следующее: 1) со второй половины XIXв. и до начала революции 1917 г. было распространено оказывать помощь на дому, помимо учреждений, передавая натурой и деньгами пособия непосредственно в руки нуждающимся; 2) частные и общественные средства доминировали над государственными; 3) в Сибири объединение средств произошло в 90-х годах прошлого века, тогда как в России – в начале первого десятилетия XXвека. Благотворительность несла в себе глубокую идею формирования гражданского общества, использования народных сил и средств в предупредительных, а не в репрессивных целях, выполняя функцию социального амортизатора. Бурное развитие капитализма в России во 2-й половине XIX в. привело к быстрому обогащению сибирских купцов, что послужило экономической основой филантропии. К предпосылкам возникновения благотворительности и меценатства сибирского купечества как явления противоречивого и многопланового следует отнести: 1) присутствие политссыльных и благотворное воздействие их идей на широкие слои общества, в т. ч. и на купечество; 2) облагораживающее влияние чиновничьей среды и местной интеллигенции; 3) поездки в европейскую часть страны; 4) нехватка казенных средств на просвещение и на культуру; 5) требования религиозных обычаев и традиций; 6) завуалированное стремление к реализации честолюбивых, эгоистичных интересов и др.[8, 23 с.] Таким образом, присущее любому обществу и распространенное в России, это явление в Сибири имело свои особенности, обусловленные конкретно-историческими условиями, социально-культурными, национальными и субъективными факторами: а) индивидуальный подход при распределении помощи; б) преобладание благотворительных средств в просвещении и здравоохранении над государственными ассигнованиями; в) соединение усилий частной и общественной благотворительности до аналогичного события в целом по стране. Отдельным представителям красноярского купечества не были чужды культурные запросы, стремление к меценатству, благотворительности, хотя культурная деятельность красноярских магнатов не получила таких масштабов и известности, как деятельность знаменитых сибирских меценатов.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (588)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |