Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2 ЭКСКУРСИЯ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ВИД ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРОДУКТА И ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСКУРСИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ



2020-03-18 802 Обсуждений (0)
Глава 2 ЭКСКУРСИЯ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ВИД ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРОДУКТА И ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСКУРСИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




§2.1. Структура и содержание экскурсии

Экскурсия представляет собой целенаправленный, наглядный процесс познания окружающего мира. Этот процесс происходит с использованием заранее выбранных объектов, находящихся в природных условиях и происходит под руководством квалифицированного специалиста-экскурсовода в соответствии заранее определенной тематике.

Само слово экскурсия происходит от латинского «экскурсио» - поездка и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем – «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс +ия).

Экскурсионный процесс и задачи, стоящие перед экскурсией, могут быть выражены, как представляет Б.В. Емельянов, в следующей последовательности: экскурсовод (с помощью объектов воздействует) на экскурсантов (помогая им) увидеть, услышать, ощутить и овладеть навыками.

Таким образом, в ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача).

Большую роль в данном процессе играет материал экскурсии, подача его экскурсоводом, «точка зрения» на событие и оценка его экскурсоводом, а также уверенность экскурсовода в собственной правоте. Большинство экскурсантов воспринимают точку зрения экскурсовода как основу для понимания материала и отношению к предмету показа и рассказа. Именно проблема понимания выступает ключевой в экскурсионном процессе, а экскурсия может быть определена как методически продуманный показ памятных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ объектов, находящихся перед глазами экскурсантов, а также умелый рассказ о событиях с ними связанных. Однако, это не единственное определение понятия экскурсии и ее сущности.

Путь развития экскурсии идет по линии изменения ее сущности. Первоначально экскурсия была прогулкой, преследующей практические задачи, например, поиск лечебных трав. Затем перед ней встали научные задачи, такие как выявление экспонатов для краеведческого музея. Поиск новых форм самообразования выдвинули перед экскурсиями общеобразовательную цель. Стремление улучшить воспитательную работу, сделать ее более эффективной превратили экскурсию в один из видов культурно-просветительской работы.

В настоящее время экскурсия выступает как нечто законченное, целостное, имеющее свои специфические функции и признаки, своеобразную индивидуальную методику. В значительной степени она обогатилась по содержанию, формам проведения и методике преподнесения материала и характеризуется как неотъемлемая часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы.

Функции экскурсии рассматриваются как ее главные свойства. Выделяют несколько основных функций. Рассмотрим более детально каждую из них.

Функция научной пропаганды. Экскурсия способствует распространению политических, философских, научных, художественных и других взглядов, идей и теорий. Выполняя функцию пропаганды, каждая экскурсия должна иметь четкую направленность. В основу экскурсии положены принципы пропаганды, научность, идейность, связь с жизнью, доходчивость и убедительность. Эти принципы выражают существо пропаганды, позволяет выделить в них главное. Рассматривать их необходимо в совокупности, т.е. во взаимной связи друг с другом.

Принцип научности определяет научный характер экскурсии как формы воспитания и образования. Задачей экскурсии является способствование расширению научных знаний, которая реализуется благодаря тому, что содержание экскурсии преподается в соответствии со сведениями определенной отрасли современной науки. Факты и события должны получать объективную научную оценку.

Принципы идейности означают объективный подход к содержанию фактического материала при подготовке к экскурсии и убежденность экскурсовода, излагающего этот материал экскурсантам. Важно, чтобы каждая экскурсия была подготовлена с учетом этого требования, чтобы в соответствии с ним были составлены документы для экскурсии – тексты и методическая разработка.

Материал экскурсии должен быть увязан с жизнью, действительностью, практикой хозяйственного и культурного строительства, с теми переменами, которые происходят в стране.

Функция информации. Экскурсия в соответствии со своей темой содержит информацию по конкретному разделу знаний: о достижениях исторической науки, медицины, биологии; об открытиях археологов; изобретениях и достижениях науки и техники. От таких важных средств информации, как газета, радио, телевидение, лекция, экскурсию отличает более высокая наглядность. Значительная часть информации на экскурсии подтверждается показом объектов.

Функция организации культурного досуга. Под досугом подразумевается та часть нерабочего времени, которая остается у человека после рабочего дня. Это свободное время в течение суток, недели, года человек затрачивает по своему усмотрению на активную творческую или общественную деятельность, учебу, любительские занятия, общение с друзьями. Экскурсию относят к той группе занятий, которая определяется термином «учеба и самообразование». Являясь формой культурного досуга, экскурсия обеспечивает удовлетворение и формирование духовных потребностей человека.

Функция расширения культурно-технического кругозора. Каждая экскурсия способствует расширению кругозора человека. Ее участники получают знания по истории, в области искусства, архитектуры, литературы и т.д. нередко экскурсия конкретизирует знания экскурсантов, помогая им увидеть то, что они знали по письменным источникам.

Функция формирования интересов человека. Задача экскурсии сообщить знания аудитории и вызвать интерес людей к конкретной отрасли знаний. Например, побывав на литературной экскурсии, ее участники могут проявить интерес к конкретному писателю. Участники таких экскурсий в дальнейшем читают литературу по изобразительному искусству, литературному творчеству.

Каждая конкретная экскурсия может выполнять одновременно несколько функций. Это зависит от того, с какой группой экскурсантов она проводится. Для детей и молодежи экскурсия – это функция расширения культурно-технического кругозора; для подростков, - функция формирования интересов; для иностранных туристов – функция информации.

Экскурсия, как и другие формы культурно-просветительской работы, имеет свои особенности в организации и методике проведения. Ее признаки говорят о сходстве с другими формами или же подчеркивают ее коренное отличие от них.

Классификация – распределение каких-либо однородных предметов или понятий по классам, отделам и т.п. согласно определенным признакам. Классификация экскурсий представляет собой их разделение на группы, подгруппы и виды и выделение в каждой из них основных черт, определяющих характер ведения той или иной экскурсии. Деление экскурсий на четко определенные группы имеет большое значение для практической деятельности. Классификация экскурсий обеспечивает условия для лучшей организации работы экскурсоводов, облегчает их специализацию с учетом знаний и личных склонностей экскурсоводов. Использование закономерностей проведения экскурсий конкретной группы способствует тому, чтобы каждая экскурсия становилась более эффективной.

Была принята классификация экскурсий, оставшаяся неизменной до настоящего времени. Согласно ей, все разнообразие экскурсий подразделяется по следующим признакам:

• по содержанию;

• по составу участников;

• по месту проведения;

• по способу передвижения;

• по форме проведения.

To, что видит экскурсант, увязывается в его сознании, благодаря рассказу экскурсовода, с определенными событиями, явлениями, фактами, процессами. Экскурсовод, таким образом, показывает и одновременно учит правильно видеть показанное.

В этом организованном процессе познания окружающего нас мира огромную роль играет эмоциональная сторона, которая является необходимым компонентом каждой экскурсии. Экскурсовод должен заставить экскурсантов не просто смотреть и слушать, но сопереживать вместе с ним. Увиденное и услышанное должно вызывать у экскурсантов ответные чувства: восхищение, возмущение, радость от познанного и др.

Экскурсия – это не простое времяпрепровождение, это интеллектуальная деятельность в свободное или учебное время, требующая определенной затраты физических и духовных сил.

Каждой экскурсии присущи определенные признаки, при отсутствии которых ее нельзя считать таковой. Выделяют шесть обязательных признаков экскурсии

- протяженность по времени, обычно от академического часа до одного дня;

- наличие экскурсионной группы (15 - 30 человек);

- наличие квалифицированного специалиста-экскурсовода!

- осмотр экскурсионных объектов, первичность зрительных впечатлений;

- знакомство с объектами в движении и на остановках в частности, с выходом из автобуса;

- четко определенная тема, являющаяся стержнем этого осмотра, диктующая его направление.

В настоящее время в экскурсионной практике к выделению основных признаков экскурсии относятся более свободно. Экскурсионная группа может состоять всего лишь из нескольких человек, от чего экскурсия не перестает ею быть. Для знакомства с объектами на остановках не обязателен выход из автобуса, если они хорошо видны.

 

По содержанию экскурсии делятся на обзорные и тематические. Тематические, в свою очередь, делятся на следующие группы:

- исторические;

- историко-революционные;

- военно-исторические;

- производственные;

- природоведческие;

- искусствоведческие;

- литературные;

- архитектурно-градостроительные.

В настоящее время историко-революционные экскурсии практически не находят места в экскурсионной практике, хотя подтемы на историко-революционную тематику сохранились в ряде обзорных экскурсий. Но в классификацию тематических экскурсий сегодня следует добавить группу экскурсий на религиозные темы, которые получают все большее распространение в туристско-экскурсионных организациях с начала 90-х гг.

Каждая из перечисленных тематических групп, в свою очередь, подразделяется по содержанию на определенные подгруппы.

Исторические экскурсии могут быть разделены на подгруппы, в которых освещается конкретный период истории края. Кроме того, они подразделяются на историко-краеведческие, археологические и этнографические.

Военно-исторические экскурсии подразделяются на следующие подгруппы: по памятным местам, где происходили военные события, с показом военно-инженерных сооружений – крепостей, башен, мостов, рвов, земляных валов и др.; по местам, связанным с подвигами народных героев; в военно-исторические и мемориальные музеи.

Производственные экскурсии делятся на производственно-исторические, производственно-экономические, производственно-технические и профориентационные. Производственно-исторические раскрывают историю предприятия, показывают биографию и достижения завода, фабрики, транспортного узла, сельскохозяйственного предприятия, научного ил учебного учреждения. На производственно-экономических экскурсиях раскрываются такие вопросы, как себестоимость продукции, научная организация труда, качество продукции. Производственно-технические обеспечивают показ технологического процесса, работу отдельных цехов и участков. В особую подгруппу выделяются производственные экскурсии, которые проводятся с целью профессиональной ориентации подростков, оказания помощи учащимся общеобразовательных школ в выборе ими будущей профессии. Подобные экскурсии посвящены подробному знакомству с различными профессиями, а в ряде случаев всестороннему показу одной-двух профессий.

В группу природоведческих экскурсий входят географические, обзорные природоведческие, геологические, гидрологические, почвоведческие, ботанические, зоологические, экскурсии к уникальным памятникам природы, экскурсии по природоохранной, или экологической, тематике, в отделы природы краеведческих музеев.

Искусствоведческие экскурсии объединяют следующие подгруппы: театральные, историко-музыкальные с рассказом о творчестве композиторов и музыкантов, экскурсии с показом произведений монументальной скульптуры, экскурсии в картинные галереи, музеи, в мастерские художников и скульпторов, в выставочные залы, по народным промыслам, по местам жизни и деятельности артистов и художников.

Литературные экскурсии, обычно группируют следующим образом: литературно-биографические по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя или драматурга, например, «Аил Шекер - родина Чингиза Айтматова», историко-литературные, раскрывающие определенные периоды развития кыргызской литературы («Чингиз Айтматов, Туголбай Сыдыкбеков, Аалы Токомбаев»), экскурсии по местам, которые описаны в произведениях того или иного писателя, в мемориальные музеи.

Для экскурсий на архитектурно-градостроительные темы распространенной является следующая классификация: экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определенного периода; экскурсии, дающие представления о творчестве одного архитектора; экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов.

Группа экскурсий на религиозные темы в настоящее время общепринятой классификации по содержанию не имеет. Туристские организации и паломнические службы епархий проводят экскурсии по храмам и монастырям. Особенности подготовки и проведения экскурсий в православных храмах рассматриваются в практической части данного учебного пособия.

 

По составу участников экскурсии подразделяются следующим образом:

- для взрослых граждан (сборных групп всевозможных организаций, студентов, профессиональных групп и др.);

- для детей различных возрастов (дошкольников, младших школьников, школьников среднего и старшего возрастов);

- для местных жителей;

- для иногородних;

- для иностранцев.

Классификация экскурсий по составу участников является основой учета особенностей экскурсионной группы при npoведении экскурсии. В зависимости от состава участников маршрут экскурсии, выбор объектов показа, содержание рассказа, эмоциональную окраску всей экскурсии или отдельных ее частей вносятся определенные изменения. Для npофессиональных групп желательно, например, включить обзорную экскурсию по городу подтему, в которой раскрывались бы их профессиональные вопросы, характерные для данного населенного пункта, области, края. Резко отличаются между собой экскурсии для дошкольников и старшеклассников по языку, глубине экскурсионного анализа, продолжительности, развлекательности. Последнее особенно необходимо в экскурсиях для малышей и в меньшей степени для старших школьников. В экскурсиях для иногородних следует ожидать от туристов много вопросов, связанных с дополнительными объектами, и экскурсоводу надо быть готовым к ним.

Но главными при учете особенностей экскурсионной труппы являются образовательный уровень и возраст ее участников. Важно, чтобы сведения, сообщаемые экскурсоводом, не были общеизвестными, как говорят, «на слуху» у каждого, ним быстро пропадает интерес у слушателей. Но и нельзя чтобы они были слишком оторваны от знаний экскурсантов. В этом случае не возникнет связи между экскурсантами и экскурсоводом. Новые сведения должны ложиться на почву знаний, сформированную предыдущим жизненным опытом участников экскурсии.

Таким образом, классификация экскурсий по составу участников является своеобразным камертоном для экскурсоводов, помогающим с первых минут выбрать верную «тональность» всей экскурсии. Это совершенно необходимо для достижения ее высокой эффективности, удовлетворения познавательного интереса участников экскурсии, и, что немаловажно, получения экскурсоводом удовлетворения от успешно проделанной работы.

 

По месту проведения экскурсии подразделяются на:

- городские;

- загородные;

- производственные;

- музейные;

- в культовых сооружениях и монастырях.

Предлагаемое деление основано на особенностях методики проведения экскурсий для каждой из пяти групп; при ином классификационном подходе могут возникнуть определенные трудности в практической работе.

Городские экскурсии бывают обзорными и тематическими и предусматривают показ как всего города, так и отдельных его частей. Например, старой части города, одного из интересных его районов, одной из улиц или площадей, насыщенных экскурсионными объектами.

Экскурсионные организации проводят в городе и так называемые комплексные экскурсии, в которых планом предусматривается во время экскурсии посещение одного из городских музеев. Но экскурсия в музее организуется не по всем его экспозициям, а лишь по части, помогающей раскрыть определенную подтему обзорной или тематической экскурсии и тем самым сделать ее более глубокой и содержательной.

Загородные экскурсии организуются за пределами города и могут быть как автобусными, так и пешеходными. Протяженность автобусных экскурсий обычно не превышает ста километров. Пешеходные организуются в каком-либо конкретном месте, куда экскурсионную группу доставляют одним из видов транспорта: специально заказанным или рейсовым автобусом, пригородным поездом, теплоходом или даже вертолетом.

Загородные экскурсии бывают нескольких видов. Первый – экскурсию проводят только в конечном пункте, например лесу или в малом городе, богатом историко-культурными объектами. Второй – экскурсию проводят в пути следования, используя в качестве объектов показа достопримечательности, хорошо видимые по маршруту. Третий вид построен на сочетании экскурсии в пути с экскурсией в конечном пункте маршрута. При этом экскурсию в конечном пункте проводит экскурсовод туристской организации, принимающей группу или работник музея. Если же в конечном пункте назначения отсутствует экскурсионное учреждение, то экскурсию в ней проводит экскурсовод бюро, которое организует поездку.

По содержанию загородные экскурсии, как и городские делятся на обзорные и тематические. В обзорных предусматривается раскрытие нескольких подтем: история края, достижения в экономике, культуре, науке, особенности природы и ряд других.

Местом проведения производственных экскурсий являются заводы, фабрики, стройки промышленных, жилых культурно-бытовых объектов, сельскохозяйственные предприятия, железнодорожные вокзалы, речные и морские порты! Аэропорты,, научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, планетарии, театры, цирки, филармоний и другие объекты производственного, учебного, научного социально-культурного назначения. Маршруты производственных экскурсий могут охватывать как все предприятие в целом, так и отдельные его производственные участки, лаборатории.

Музейные экскурсии представляют собой самую распространенную группу экскурсий. По числу экскурсантов он резко превышают все перечисленные выше группы. Они проводятся как в государственных, так и в ведомственных музеях, в картинных галереях, на художественных выставка выставках истории и достижений отдельных отраслей хозяйства (машиностроения, сельского хозяйства, железнодорожного транспорта и др.), в мемориальных музеях и т.п.

В культовых сооружениях и монастырях организуют самостоятельные экскурсии на религиозные темы, также они используются и в экскурсиях архитектурно-градостроительных, искусствоведческих и исторических.

Следует отметить, что тематические экскурсии того или иного вида редко существуют изолированно друг от друга. Исторический материал используется практически во всех типах экскурсий, архитектурная тема нередко звучит в исторической, литературной, искусствоведческой экскурсиях, экологические материалы нельзя не учесть в экскурсиях на градостроительную тематику и т.п.

 

По способу передвижения экскурсии подразделяются на пешеходные, транспортные и комбинированные. Каждый из названных видов экскурсии имеет свои преимущества. В пешеходных экскурсиях, при неторопливом темпе движения группы на маршруте, обеспечиваются наиболее благоприятные условия для показа всех экскурсионных объектов и рассказа экскурсовода. Пешеходные экскурсии дают возможность ее участникам глубже изучить, исследовать объекты, почувствовать себя участниками событий, о которых рассказывает экскурсовод. Длина пешеходных городских экскурсий составляет обычно 2-6 км.

Свои преимущества имеют транспортные экскурсии, они дают возможность познакомиться с большой городской или загородной территорией, включить в экскурсионный показ объекты, значительно удаленные друг от друга.

Среди транспортных наиболее распространены автобусные экскурсии. Они состоят из двух частей: показа и рассказа по ходу движения автобуса и анализа экскурсионных объектов на остановках с выходом из автобуса.

В настоящее время экскурсионные организации в качестве транспортных средств для проведения экскурсий используют также речные теплоходы, специально оборудованные трамваи, вертолеты. Особо яркое впечатление оставляют экскурсии на вертолетах в горных районах.

В комбинированных экскурсиях сочетаются два их вида – с использованием транспортных средств и пешеходные.

 

По форме проведения экскурсии подразделяются следующим образом:

- обычные экскурсии;

- учебные;

- экскурсии-массовки;

- экскурсии-прогулки;

- экскурсии-концерты.

Под обычными экскурсиями понимается весь спектр обзорных и тематических экскурсий, проводимых туристско-экскурсионными организациями. Учебные экскурсии в планах работ этих организаций представляют собой форму повышения профессионального мастерства экскурсоводов. Они проводятся для слушателей курсов или семинаров по подготовке и переподготовке экскурсоводов, при подготовке экскурсоводов к новой экскурсии.

Участники учебной экскурсии предварительно знакомятся с контрольным текстом экскурсии, ее маршрутом, карточками экскурсионных объектов, иллюстрациями из «портфеля экскурсовода». В процессе экскурсии они ведут записи своих впечатлений от нее, фиксируют особенности показа и используемых методических приемов, логических переходов. Методист, организующий учебную экскурсию, перед началом проводит беседу о ее задачах, по окончании – подводит итоги проделанной работы, руководит обсуждением прослушанной экскурсии.

Понятие «учебные экскурсии» имеет и другой смысл. Учебные экскурсии представляют собой еще и форму организации учебного процесса, вид занятий в учебных заведения различного ранга, от начальной до высшей школы. Наиболее активно их используют в своей практике географы, биологи геологи, историки, преподаватели архитектурных дисциплин и др.

Знания, получаемые во время географических экскурсий и наблюдений в природе, привлекаются затем для объяснения явлений и процессов, происходящих на земном шар Важная роль учебных экскурсий в образовательных заведениях состоит также в том, что с их помощью осуществляете краеведческий принцип обучения, т.е. использование местного географического материала при изучении различных тем в курсах географии.

Имея представления о природе и ее закономерностях, населении и хозяйстве родного края, легче усваивать географию более отдаленных районов страны, а также зарубежных территорий.

Экскурсии-массовки проводились с первых лет советской власти в России. Для них были характерны веселые шествия с плакатами и знаменами под духовой оркестр.

В настоящее время экскурсии-массовки не встречаются в практике экскурсионной работы. Но опыт по их организации и проведению, приобретенный в прошлые десятилетия, не должен быть окончательно предан забвению. Он может использоваться, например, при организации массовых мероприятий в учебных заведениях.

Экскурсии-прогулки чаще всего представляют собой природоведческие экскурсии с отдыхом на природе. Местом их проведения являются лес, ботанический сад, берег моря, реки, пещера. В этом виде экскурсий самостоятельное общение экскурсантов с объектами показа занимает больше времени, чем и каких-либо других.

Экскурсию-концерт проводят во время следования группы к месту экскурсии, например. Поездка занимает продолжительное время, а объекты для показа по экскурсионной теме по дороге отсутствуют.

Поскольку вести рассказ о жизни и творчестве композитора в отрыве от показа неправомерно, в автобусе организуется коллективное прослушивание музыкальных произведений композитора с краткими комментариями экскурсовода.

Деление экскурсий на четко определенные группы и виды имеет большое значение в практической деятельности туристско-экскурсионных организаций. И позволяет экскурсоводам верно ориентироваться в вопросах их подготовки и проведения, достигать высокого качества экскурсий и, как итог, повышения образовательной и воспитательной эффективности экскурсионного процесса.

 



2020-03-18 802 Обсуждений (0)
Глава 2 ЭКСКУРСИЯ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ВИД ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРОДУКТА И ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСКУРСИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2 ЭКСКУРСИЯ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ВИД ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРОДУКТА И ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСКУРСИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (802)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)