Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Влияние психологических характеристик и мотивации супругов на удовлетворенность браком



2020-03-17 239 Обсуждений (0)
Влияние психологических характеристик и мотивации супругов на удовлетворенность браком 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Считается, что самое большое счастье в супружестве - это взаимная любовь. Но самое большое искусство - сохранить ее.

Любовные отношения содержат выраженный субъективный компонент: это, с одной стороны, неосознанное (в том числе и физиологическое) влечение, порой затрудняющее объективную оценку личностных свойств избранника, от которых зависит успешность длительного совместного сосуществования. С другой - это императивное желание видеть в объекте привязанности искомый идеал, благодаря чему человек приписывает другому те свойства и достоинства, которыми тот не обладает. С угасанием влечения (или просто с некоторым ослаблением эмоционального накала) на первый план выступают аспекты индивидуально-личностного плана. Именно в этот момент в молодой семье может возникнуть когнитивный диссонанс, когда человек, как бы отрезвев, начинает понимать, что его ожидания не совпадают с реальной действительностью, что объект обожания не во всем соответствует идеалу. Более зрелая позиция предусматривает попытку взвесить позитивные и негативные аспекты ситуации, скорректировать собственные притязания в соответствии с реальностью и постараться спланировать возможный путь выхода из сложного положения. Однако чаще мы встречаемся с эмоциональными реакциями иррационального порядка, когдакаждый сотворец этой ситуациивинит кого угодно, нотолько не себя и ставит своей конечной целью изменение другого в соответствии со своими требованиями. [44, c. 47]

Устойчивость взаимоотношений определяется не только совпадением ценностных ориентаций и других социально-психологических параметров, но и определенной координацией поведенческих актов более элементарного уровня (стереотипов поведения, характера, темперамента и т.п.).

Прежде чем испытать симпатию / антипатию, включиться в общение, человек сознательно или бессознательно познает другого человека. На основе подобного процесса может возникать взаимопонимание. Процесс взаимопонимания может заканчиваться достаточно устойчивой межличностной привлекательностью.

Наиболее важными параметрами взаимопонимания людей являются адекватность и идентификация. Адекватность - это точность отражения одной личностью другой. Идентификация представляет собой внутреннее отождествление, уподобление человеку другому лицу (или объекту). Идентификация в случае межличностных отношений завершается определением сходства / различия между личностями в сознании каждого из них в отдельности [2, с. 93].

Удовлетворенность браком в значительной степени зависит, по нашему мнению от оптимального сочетания стереотипов поведения супругов, которые приобретаются ими в первую очередь путем сигнальной наследственности, т.е. научением через подражание родителям в раннем детстве. Составляющие подобных стереотипов, как правило, не осознаются. Такие характеристики как сходство стереотипов поведения, устойчивость семьи являются сложными системными признаками, проявляющимися в разнообразных сочетаниях наблюдаемых элементов поведения.

Решение больших и малых проблем на начальном этапе семейной жизни способствует выработке долговременных устойчивых форм поведения, действующих на протяжении всего жизненного цикла.

Р. Хилл выделяет следующие ведущие факторы, определяющие удовлетворенность браком:

1) Общение и взаимодействие, обусловленное пространственно-временной близостью партнеров.

2) Сходство социальных и личностных характеристик партнеров.

)   Межличностная привлекательность как следствие сходства личностных характеристик, а также мнений, оценок и отношений.

В счастливых браках партнеры характеризуются:

1) Эмоциональной стабильностью.

2) Согласием с другими людьми.

)   Покладистостью.

)   Общительностью.

)   Доверчивостью, искренностью.

)   Эмоциональной непринужденностью.

В несчастливых браках партнеры оцениваются как:

1) Эмоционально-неуравновешенные (невротичные).

2) Критичные к другим людям.

)   Стремящиеся к доминированию.

)   Замкнутые (отчужденные).

)   Подозрительные.

)   Эмоционально скованные.

Указанный перечень характеристик свидетельствует о проявлении двух основных составляющих удовлетворенности браком: эмоциональной сферы и направленности на социальное окружение [49, с. 294].

Но в семейных взаимоотношениях люди тянутся друг к другу не только в силу сходства характера, но и по принципу дополнительности.

На многие поступки или отношения супругов к разным аспектам их совместной жизни влияют психологические качества, которые носят врожденный характер. К врожденным психологическим качествам относится темперамент. Слово «темперамент» означает «надлежащее смещение черт». В современной психологии этим термином обозначают динамические особенности психики человека, т.е. темп, ритм, интенсивность протекания психических процессов.

Психологи давно обратили внимание на разные стили поведения, восприятия и отношения к окружающему у людей разного типа темперамента, в том числе и разную совместимость типов темперамента в совместной деятельности двух индивидуумов. Холерику легче всего находится в совместной деятельности с сангвиником, сангвинику - с меланхоликом, меланхолику - с флегматиком. Большие проблемы могут возникнуть у двух ярко выраженных холериков (М.Ю. Ронгинский, «Базовые свойства личности», 1981).

Темперамент является биологическим фундаментом нашей личности, т.е. основан на свойствах нервной системы человека и связан со строением тела (конституцией), обменом веществ в организме. Черты темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. [39, c. 34]

В основном в психологической литературе при анализе черт темперамента речь идет о видах и способах деятельности соответствующих типу темперамента и большинство диагностик направлено на выявления совместимости характеристик индивидуума с определенным видом деятельности, профессии. Но в последнее время появились работы, в частности (Собчик Л.Н., 2001,2002.) в которых модифицированные методики могут применяться и для диагностики совместимости супружеских пар, а значит и связи характеристик личности супругов с удовлетворенностью браком.

Темперамент обладает определенным набором психологических характеристик:

· Активность - степень взаимодействия с окружающим миром.

·   Реактивность - сила и длительность реакции после прекращения действия стимула.

·   Темповые характеристики - скорость выполнения любых действий - речи, ходьбы, движений и др.

·   Эмоциональность.

·   Тревожность.

·   Чувствительность - тонкость восприятия внешнего мира.

·   Ригидность-пластичность - способность к быстрой перестройке в деятельности.

·   Экстраверсия - обращенность вовне.

·   Интроверсия - обращенность внутрь, на себя.

·   Подчиненность-доминантность - склонность подчиняться или подчинять, быть ведомым или ведущим.

·   Нейротизм - неуравновешенность, нестабильность.

Индивидуально-личностные особенности каждого изпартнеров в семейных отношениях могли послужить базой для конфликта, поступки каждого из них могут найти то или иное толкование у другого, на отношения может влиять степень совпадения их иерархии ценностей, единства целей [39, c. 34-36].

Можно предположить, что разные типы личности по разному проявляют себя в близких отношениях, они владеют разным инструментом привлечения к себе. При этом полезно обратить внимание на те механизмы, понимание которых поможет другому человеку правильно повести себя в сложных партнерских отношениях.

Л.Н. Собчик так описывает влияние разных психологических характеристик на взаимоотношения супругов [44].

Сверхчувствительные (сензитивно-интровертные), застенчивые, ранимые личности проявляют болезненную привязанность к объекту любви, склонны к повышенной обидчивости. Им свойственны верность и преданность, склонность к самопожертвованию, ответственное отношение к родительским обязанностям. При конфликтной ситуации они стремятся максимально оттянуть разрыв отношений, отчаянно страдая при этом. Призывы к разумному эгоизму здесь неэффективны.

Типологический портрет, при котором семейные проблемы и драматические ситуации просто неизбежны, - это эмоционально лабильная личность. Неосознаваемая потребность в постоянной, эмоциональной вовлеченности, противоречивость мотивационной сферы, избыточный артистизм и обвиняющая реакция, направленная на окружающих, затрудняют близкие отношения. В намечающемся конфликте, когда партнер по любовным отношениям в чем-то перестает устраивать, стремясь отстоять свои позиции, эмоционально неустойчивые личности используют свой артистический дар и разыгрывают целую драму, в которой себе отводят роль жертвы, а другому участнику амплуа изверга и эгоиста.

Сложности в межличностных отношениях усиливает и такая выраженная черта характера, как импульсивность (спонтанность), связанная с повышенной возбудимость и незрелостью личности, сохраняющейся на долгие годы и во взрослом возрасте. Высокая поисковая активность, присущая лицам данного типа, приводит к неустанному поиску новизны и перемен, в том числе и на ниве любовных контактов. Мужчины этого типа в женщинах не ищут изыска: их привлекает само женское начало во всех его проявлениях. Спонтанно-импульсивные женщины ведут себя примерно так же, как и мужчины этого типа. Игра мускулов привлекает их внимание больше, чем игра интеллекта. Лица этого типа обычно не застревают на негативных переживаниях, отходчивы и легко переключаются на другие аспекты окружающей жизни.

Ригидные (упорно-стеничные) личности представляют собой весьма сложный вариант для супружеской гармонии. Черты ригидности базируются на тугоподвижном типе высшей нервной деятельности и проявляются в том, что сначала такого человека трудно расшевелить, но также трудно и остановить. С одной стороны, в людях такого типа привлекает их «положительность»: принципиальность, аккуратность, организованность; с другой стороны, при тесном взаимодействии с ними могут возникнуть большие проблемы в связи с тем, что для них характерны выраженное упрямство, уверенность в своей правоте, склонность к легко загорающейся агрессивности, которая носит то явный, то затаенный характер, а часто и повышенная ревность. Необязательно все ригидные личности ревнивы, но зато они часто отличаются выраженными чертами доминантности, деспотической властности. Особенно жесткий и непримиримый характер приобретает такого рода баталии, когда обе половины брачного альянса обладают чертами ригидности. Только высокий интеллект и привитые формы этичного поведения помогают такого рода личностям контролировать свои эмоциональные взрывы и агрессию.

В противоположность ригидным, личности с повышенной тревожностью в близких отношениях легче других берут на вооружение те правила игры, которые им навязывает другая сторона. Уступчивость и склонность к самопожертвованию, мазохистические черты нередко вызывают у партнера по браку неблагородное стремление злоупотреблять этими качествами, а заниженная самооценка и высказываемый страх потерять привязанность не способствуют уважительному к ним отношению и сохранению чувства любви.

Типологическая черта, обозначаемая в психологии как индивидуалистичность, присуща лицам с такими чертами характера, как своеобразие взглядов, оригинальность манер, непредсказуемость поступков. Они весьма интересны в качестве собеседников, но чрезвычайно трудны для повседневной жизни. Всякие выяснения отношений они презирают и искренне не понимают, какие создают трудности для близких своими неожиданными поступками, рассеянностью, безответственностью, непрактичностью. Если оба партнера по браку - индивидуалисты-интроверты, то они могут прожить рядом всю жизнь, но каждый из них будет жить своей собственной жизнью, а отношения все больше будут приобретать характер чисто формального сосуществования.

Следует также выделить гиперсоциальный (сверхконтролируемый) тип личности, который в супружеском сосуществовании проявляется как подчеркнутая приверженность догмам нормативного поведения, мелочная придирчивость и повышенная требовательность к окружающим, стремление уйти от житейских трудностей в силу бережного отношения к собственному здоровью. Серьезные проблемы возникают между любящими людьми, когда у каждого из них болезненно заостренное чувство собственного достоинства. У сильных личностей эта борьба может оказаться настолько ожесточенной, что, желая сохранить свой престиж, люди осложняют отношения, порой доводя их до абсурда. Для брака и любовных отношений гибельным часто оказывается конфликтное отстаивание каждым из супругов значимости своего «Я», непримиримая борьба амбиций, особенно когда каждый стремится повысить собственную самооценку и ценность за счет принижения другого, чего тот, естественно, принять не может.

Следует иметь в виду, что приведенные типы личностей редко встречаются в чистом виде, в качестве ярко выраженного типажа, у которого иные свойства не уравновешивают акцентуированное качество. Приведенные в качестве примера типологические черты - это лишь составные фрагменты, из которых в разных комбинациях формируется разнообразные человеческие характеры, встречающие в реальной жизни. Чем ближе к норме рисунок личности, тем более разнообразны умеренно выраженные индивидуально-личностные свойства, тем больше сбалансированы в структуре личности разнонаправленные, на первый взгляд, полярные, типологические свойства [44, с. 16-38].

Социокультурный уровень супружеских отношений позволяет согласовать общую направленность и мотивацию поведения. Духовное общение супругов позволяет им согласовать жизненные позиции, ценностные ориентации, взгляды на окружающий мир и свое место в нем, интересы и мотивы социального поведения. Наиболее показательными признаками духовной гармонии являются: высокое взаимопонимание, одобрение жизненной позиции партнера, высокое уважение к нему как члену общества. Причем, в отличие от других видов супружеской дисгармонии духовное несоответствие чаще и отчетливее осознается супругами [37].

Интересные данные были получены и при анализе зависимости между мотивами вступления в брак и скрепляющими его факторами. Оказалось, что те, кто вступил в брак на основе любви, последовательно считают главным привычку супругов друг к другу, духовную общность, долг и сексуальное созвучие; те же, кто при вступлении в брак ориентировался на общность взглядов, обращают главное внимание на духовную общность, привычку, сексуальное созвучие и долг. Таким образом, основным мотивам создания семьи соответствуют четыре вида адаптационных отношений: психологические (привычка), нравственные (долг), духовны» (общность) и сексуальные, причем благоприятнее всего складывается брак у людей с преимущественно духовной ориентацией на выбор спутника жизни [37].

Несмотря на многовековые попытки дать исчерпывающее определение любви (а может быть, и благодаря им), до сих пор нельзя назвать то из них, которое характеризовало бы любовь с максимальной полнотой.

В Философской энциклопедии понятие «любовь» определяется как нравственно-эстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту. Специфическим содержанием этого чувства является самоотверженность, самоотдача и возникающее на этой основе духовное взаимопроникновение. Индивидуальности, утверждает это издание, с их духовными и природными различиями образуют в любви завершенное единство; дополняя друг друга, они выступают как единое целое. Нравственная природа любви выявляется в ее устремленности не просто на существо другого пола, но на вполне конкретного, единственного я неповторимого человека.

Из этого определения следуют главные сущностные моменты любви и прежде всего лежащее в ее основе индивидуально-избирательное влечение к одному, вполне конкретному и неповторимому человеку противоположного пола, проявляющееся в очень устойчивом и почти непреодолимом желании жить с ним одной жизнью, которая принесет ему счастье и наслаждение.

Женщины бывают удовлетворены браком при условии, в первую очередь, психологической и духовной совместимости с мужем, наличия взаимного сочувствия. Женщины придают главное значение духовному сходству, при этом каждая пара по-своему понимает его. Женщины отнюдь не всегда рассчитывают на участие мужчин в хозяйстве, допускают их равнодушие к бытовой стороне жизни.

Очень часто молодые люди вступают в брак по достаточно банальной причине: так делают все. Социальные стереотипы имеют на нас весьма сильное влияние. И даже если не хочется, не время, не созрел, «общественное мнение» в лице родителей, друзей, коллег, знакомых и незнакомых оказывает на человека нешуточное давление. Он понимает: пора. Торопливо оглядывается по сторонам, высматривая подходящую кандидатуру; на ком-то останавливает свой взгляд (нередко на том, кто всегда на глазах или под рукой); прикидывает, что лучше он вряд ли найдет; недолго колеблется, стараясь определить, это еще симпатия или уже любовь. А затем решительно вступает в брак с чувством облегчения: теперь я - «как все». Прогноз в этом случае достаточно благоприятный, особенно если мотивация партнеров совпадает. Ведь большинству из тех, кто руководствуется социальными стереотипами, присуще чувство долга и ответственности. Поэтому и в браке такой человек будет придерживаться основных стереотипов: быть защитником интересов семьи и добытчиком или хорошей хозяйкой и заботливой женой. Однако иногда желание «быть как все» может носить несколько инфантильный характер. Особенно это касается молоденьких девушек, которые, насмотревшись на свадьбы подруг и родственниц, тоже хотят побыть невестой, королевой бала, принцессой. Они стремятся не к браку, а к свадьбе, особенно не задумываясь о будущей семейной жизни. Прогноз в этом случае туманный. Все зависит от способности каждой отдельно взятой «куклы-невесты» быстренько повзрослеть и от того, хватит ли у ее супруга терпения этого дождаться [36].

Достаточно часто люди вступают в брак в поиске более комфортных условий для жизни. Бывает, что в основе желания жениться или выйти замуж лежит жажда заботы и душевного тепла. У мужчин, впрочем, иногда это просто желание, чтобы его обслуживали, а у женщин - чтобы в доме был хозяин и добытчик. Прогноз такого брака неплохой: цель достаточно четкая, сознание, незамутненное романтическими иллюзиями, позволяет трезво оценивать искомые качества кандидата. К этой же категории можно отнести и стремление к упорядоченному сексу. Весьма распространенная в советские времена причина (тогда проблема «с кем и где» стояла острее) снова стала приобретать актуальность и в наши дни, когда призрак СПИДа многих стимулирует к моногамным отношениям. Сюда же можно отнести и брак по материальному расчету, и выход замуж за иностранца в надежде на красивую жизнь. О перспективах подобных браков написано более чем достаточно: такие браки могут быть как весьма удачными, так и очень драматическими [36].

Не менее распространенной побудительной причиной вступления в брак может быть прямо противоположный вариант - желание о ком-то заботиться, что в большей мере присуще женщинам. Иногда этот инстинкт настолько силен, что побуждает женщину выходить замуж за калеку или за вдовца с несколькими детьми. (Суррогатные варианты - это заведение целой кучи собак или котов.) Понятно, что в том случае, когда свои судьбы объединяют тот, кто ищет заботы, и тот, кто испытывает потребность ее дарить, брак может быть очень удачным.

Бывает, что женитьба - это своеобразное бегство от одиночества. В этом случае сверхцель весьма примитивна: чтобы кто-то был рядом. Естественно, что низкий уровень притязаний в этом случае удовлетворяется достаточно легко: «кого-то» найти много проще, чем достойного партнера. Но вот жить с ним будет, скорее всего, не очень весело [35].

К разряду скрытой мотивации к вступлению в брак принадлежит и желание вырваться из родного гнезда. На первый взгляд может показаться, что это закономерный этап взросления и становления личности, стремление к самостоятельности и к тому, чтобы выстраивать жизнь по своим законам. Однако нельзя использовать женитьбу или замужество как средство для достижения каких бы то ни было побочных целей, так как брак является целью сам по себе. И если его используют не как цель, а как средство, прогноз весьма неблагоприятный [35].

Чаще всего непреодолимое желание покинуть родительский дом продиктовано тяжелой семейной обстановкой, деспотизмом родителей или их склонностью к тотальному контролю. В этом случае можно говорить о «невротическом» браке, одной из особенностей которого является опасность, что муж или жена будут обладать именно теми качествами родителей, от которых пришлось удирать. Именно так девушка, настрадавшаяся от алкоголика-отца, выбирает себе пьющего супруга. Бывает вариант и «от противного». В этом случае выбор падает на абсолютного трезвенника, что и становится решающим фактором без учета других, иногда не самых лучших качеств (нередки, например, истории, когда, избавляясь от пьющего отца, девушка становится женой наркомана). Точно так же молодой человек, избавляясь от властной матери, весьма быстро оказывается под каблуком у супруги. Или же выбирает себе в жены тихую, на первый взгляд, покорную женщину, а получить может, к примеру, хитрую интриганку. Подобные опасности подстерегают тех, для кого брак - это не серьезный, продуманный шаг, а паническое бегство от неблагоприятных обстоятельств [35].

Нередко бывает и так, что брак человеку нужен для самоутверждения. Прогноз при этом не самый лучший, так как и в данном случае заключение семейного союза является средством достижения эгоистических целей одним из партнеров. Так, многие, например, вступают в брак, чтобы что-то кому-то доказать: родителям, что он достаточно взрослый, своему предыдущему партнеру, что он не страдает от того, что был отвергнут. Такими могут быть и поздние неравные браки, продиктованные желанием продлить свою молодость: мужчина доказывает, что он еще «ого-го», а женщина - что она «очень даже еще ничего». К этой же категории относится и женитьба как способ избавиться от комплексов, доказать другим - но в первую очередь самому себе! - что он может быть любимым и желанным. При этом для человека не особенно важно отсутствие в собственном сердце чувств к своему партнеру. Многие стремятся чувствовать себя объектом любви, восхищения и даже поклонения. Им необходимы бесконечные доказательства веры в их неординарность и исключительность, что часто присуще, например, «профессиональным красавицам» или «непризнанным гениям». Очень тяжелый вариант, если партнер склонен самоутверждаться за счет другого. Но это уже из разряда патологических браков: человек с садистскими наклонностями ищет свою жертву. Или же потенциальная жертва ищет своего палача (мы не имеем в виду непременное наличие сексуальных отклонений: в постели все может быть весьма традиционно) [35].

И, вне всяких сомнений, люди вступают в брак, влекомые сильным всепобеждающим инстинктом продолжения рода, с которого, возможно, нужно было и начинать.

Зависит ли прочность брака от причин, по которым люди в него вступают? В значительной мере. Можно даже на основе анализа мотивов, по которым заключается конкретный брак, пытаться прогнозировать его будущее. Но это занятие достаточно неблагодарное. Ведь можно искать в семейном союзе одно, а найти совсем другое, куда более ценное для совместной жизни. И нередко бывает так, что брак, который заключался не из самых высоких побуждений, перерастает затем в крепкий союз; легкомысленная влюбленность перерастает в любовь; примитивный материальный расчет сменяется глубокой привязанностью. Потому что, к счастью, человек способен взрослеть, меняться, становиться лучше. А чувства способны зарождаться на самой неплодородной почве. Человеческая душа - это целая вселенная, живущая по своим законам, которые с научной точки зрения начали изучать только чуть более сотни лет тому назад. И все же, брак - это серьезный шаг, от которого зависит судьба не только тех, кто в него вступает, но и их будущих детей [35].

Анализируя приведенные выше высказывания психолога О.Л. Шиловой [51] о разных мотивах вступления в брак, изучая и анализируя научную литературу по мотивации [6], [20], [35] приходится констатировать, что вопросу влияния мотивационной сферы, мотивационной стратегии личности на удовлетворенность браком не уделено должного внимания. Основным объектом исследования до настоящего времени были вопросы влияния мотивации личности на результативность и развитие в различных видах деятельности: производственной, творческой, учебной. Учитывая, что семья это группа людей (даже если два человека), в которой личность, также как и в любой другой жизнедеятельности, производит, творит и учится, при этом находясь в постоянном взаимодействии и в отношениях с другими членами семейной группы, мы можем перенести частично результаты исследований влияния мотиваций из других областей жизнедеятельности человека на семью, для того чтобы потом проверить наши мысли и выводы в экспериментальной части работы.

«В семье, в браке личность, как правило, продолжает развиваться в двух направлениях в материальном и духовном» [35, с. 66]. Потребности в том и другом у каждого человека очевидно различны, имеют у каждого свою степень значимости. Для нас интересен вопрос, насколько эти различия влияют на удовлетворенность браком, учитывая при этом изначальный мотив, интерес каждого человека в браке и его последующие потребности и интересы в процессе семейной жизни, которая по определению К. Роджерса не должна препятствовать развитию человека.

Рассматривая материальное (биологическое) и духовное в человеке, следует различать два аспекта вопроса о «первичности» и «вторичности» биологических и духовных потребностей: аспект временной последовательности их оформления как относительно самостоятельных в филогенезе и онтогенезе и аспект их структурно-функционального взаимоотношения. В первом аспекте биологические потребности действительно первичны: духовные окончательно оформляются несколько позже. Но зато во втором, наоборот, духовные потребности являются первичными, поскольку выполняют важнейшую смыслообразующую функцию человеческого сознания в регулировании поведения, в управлении потребностями (в том числе и биологическими), создавая при определенных условиях принципиальную возможность, предпочесть духовные высшие потребности биологическим, пожертвовать последними и даже жизнью ради той из высших потребностей, которую человек считает смыслом своей жизни.

«И духовные, и биологические потребности имеют как минимальный, жизненно необходимый для человека уровень удовлетворения, так и более высокие, жизненно не необходимые, например «эстетические», уровни» [35, с. 67].

Было бы неверным считать, что человек может позволить удовлетворение духовных потребностей только после значительного или полного удовлетворения биологических. В минимальной степени те и другие, по-видимому, являются совершенно необходимыми для существования человека. Но их содержательная роль, их функция в жизни человека и в его деятельности совершенно различны. Те и другие одинаково важны, в конечном счете, в масштабе всей жизнедеятельности человека, но в зависимости от конкретных обстоятельств, от ситуации эти потенциально одинаково существенные потребности актуально могут проявляться совершенно по-разному: в одних случаях духовные отодвигаются на задний план, уступая место биологическим, в других - биологические уступают место духовным, причем это может наблюдаться не только в узких ситуативных рамках, но и в более широких масштабах жизнедеятельности, на протяжении длительного времени.

Неправомерно также умозаключение по аналогии следующего вида: поскольку общественно-экономические факторы являются первичными по отношению к духовным, то и материально-биологические потребности являются первичными и определяющими по отношению к духовным. В этой формулировке принижается регулирующая роль человеческого сознания. «Бытие человека, взятое в психологическом, а не в общесоциальном аспекте, нельзя приравнивать к одному из видов мотивации, материально-биологическим потребностям, и считать последние первичными и определяющими» [35, с. 68].

Часто причиной неудовлетворенности браком становится как раз приостановка духовного развития личности из-за жертвенности другому супругу (один будет учиться, другой содержать семью), ребенку, ради которого родитель отказывается от своего собственного развития, откладывает его на неопределенное время. Или на первое место ставятся материальные достижения семьи, чем духовные. И если для одного из супругов, духовные остаются на первом месте происходит неизбежный конфликт и недовольство друг другом [35].

Следует также учитывать, что в отличие от целей, мотивы актуально не осознаются субъектом: когда мы совершаем те или иные действия, то в этот момент мы обычно не отдаем себе отчета в мотивах, которые их побуждают. (Правда, нам не трудно привести их мотивировку, но она вовсе не всегда содержит в себе указание на их действительный мотив). Поэтому когда человек решает заключить брак, не всегда учитываются мотивы такого решения, но рано или поздно они дают о себе знать и оказывается, например, когда замужество было задумано не для того, чтобы соединится с любимым человеком, а для того, чтобы сбежать из под опеки властных родителей.

Мотивы, однако, не отделены от сознания. Даже когда мотивы не сознаются, то есть когда человек не отдает себе отчета в том, что побуждает совершать его те или иные действия, они все же находят свое психическое отражение, но особой форме - в форме эмоциональной окраски действий. Эта эмоциональная окраска, интенсивность, ее знак и ее качественная характеристика выполняет специфическую функцию, что и требует различать понятие эмоции и понятие личностного смысла. В реальной супружеской жизни это выражается в отрицательно-эмоциональных проявлениях, без видимых на то причинах. То есть повод для недовольства и скандала всегда найдется.

Если цели и отвечающие им действия необходимо сознаются, то иначе обстоит дело с осознанием их мотива - того, ради чего ставятся и достигаются данные цели. Предметное содержание мотивов всегда, так или иначе, воспринимается, представляется. В этом отношении объект, побуждающий действовать, и объект, выступающий в качестве орудия или преграды, так сказать, равноправны. Другое дело - осознание объекта в качестве мотива. Парадокс состоит в том, что мотивы открываются сознанию только объективно, путем анализа деятельности, ее динамики. Субъективно же они выступают только в своем косвенном выражении - в форме переживания желания, хотения, стремления к цели. По-видимому, в этом одна из причин огромного количества разводов в современном обществе. Причем если бы разводам не было множества препятствий раньше, то количество их было бы, по всей видимости, не намного меньше [35].

Безусловно, большое влияние должно оказывать на удовлетворенность браком такие мотивационные образования, как потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощи людям (альтруизм) и агрессивность. В зависимости от того, какой мотив преобладает в личности человека: «Мотив достижения успеха» - стремление человека добиваться успехов в различных видах жизнедеятельности и общения или «Мотив избегания неудачи» - относительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности и общения будет происходить выбор достойного себе партнера, супруга. От правильности выбора, «по себе», зависит удовлетворенность браком. Если проанализировать связь удовлетворенности браком и мотивациционной стратегией супругов, можно обнаружить что люди, которые боятся неудач (высокий уровень защиты), и предпочитают малый, или, наоборот, чрезмерно большой риск, в случае с браком при высокой степени мотивации к избеганию неудач будут подходить через чур осторожно к знакомству и браку (будут боятся) и в результате не смогут выбрать себе достойного и желанного партнера или подойдет к выбору и браку безответственно. В результате и в первом и во втором случае он (она) скорее всего не будут удовлетворенны браком. Исследования Д. Мак-Клеманда показали, что люди с высоким уровнем защиты чаще попадают в неприятные ситуации, чем те которые имеют высокую мотивацию на успех [4].

Мотивации перечисленные выше, на наш взгляд, имеют большое значение, так как они определяют отношение личности к другому человеку, к супругу, ребенку.

Таким образом, проанализировав литературные источники по проблеме влияния различных факторов на удовлетворенность браком, можно сделать следующие выводы:

Изучению проблем семейных взаимоотношений в нашей стране и за рубежом уделялось достаточно большое внимание, но в психологической науке существуют различные точки зрения на определение основных понятий семейной психологии.

Отечественными и зарубежными исследователями было проведено ряд попыток обобщения и классификации факторов, влияющих на качество семейных взаимоотношений.

Ряд факторов осложняющих развитие семьи и влияющих на удовлетворенность браком супругов в работах зарубежных и отечественных психологов можно обобщенно и сконцетрированно обозначить следующим списком: Семейные традиции и происхождение супругов существенно различаются. Плохие отношения одного из супругов со своими сиблингами или родителями. Нестабильность брачных паттернов в одной из расширенных семей. Создавшиеся в молодой семье условия препятствуют реализации возможностей и потребностей каждого члена семьи. «Замкнутая система» семьи мешает самораскрытию, взаимоотношения носят ригидный, неэмоциональный характер. Нет понимания друг друга из-за разного способа восприятия. Зависимость молодых супругов от родителей. Проблема власти и влияния в супружеских взаимоотношениях, высокая мотивация избегания неудач, деструктивные мотивы вступления в брак. Значительные личностные проблемы одного из супругов или у обоих, так или иначе, связанных с супружеством.

- Общность целей, близкая ценностная ориентация цементируют любовные отношения и брак. Однако большое влияние на гармоничное развитие семьи оказывают характерологические особенности двух супругов. Часть из них носит врожденный характер.

- Негармоничные супружеские отношения, а значит и неудовлетворенность браком, предполагаются тогда, когда мы имеем дело с ярко выраженными акцентуациями одного типа, особенно если оба супруга - импульсивные или ригидные личности, эмоционально неустойчивые или индивидуалисты.

Во взаимоотношениях - люди тянутся друг к другу не только в силу сходства характера, но и по принципу дополнительности, комплиментарности.




2020-03-17 239 Обсуждений (0)
Влияние психологических характеристик и мотивации супругов на удовлетворенность браком 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Влияние психологических характеристик и мотивации супругов на удовлетворенность браком

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (239)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)