Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности профессиональной деятельности менеджера в современных социально-экономических условиях



2020-03-18 232 Обсуждений (0)
Особенности профессиональной деятельности менеджера в современных социально-экономических условиях 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В современной социокультурной ситуации обществу нужны менеджеры, умеющие осознавать, принимать, и определять задачи деятельности на всех этапах ее осуществления, владеющие основами управленческой деятельности, реализуемой в соответствии с принятыми или самостоятельно выработанными установками и задачами; осознающие собственную значимость для других людей; ответственно относящиеся к результатам деятельности; способные к выбору верного решения в ситуациях коллизий, стремящиеся к рефлексии, испытывающие потребность в ней как условии осознанного регулирования своего поведения, деятельности в соответствии с желаниями и принятыми целями. Все это предполагает:

активную позицию личности во всех вышеуказанных проявлениях, начиная от осознанного целеполагания, диалектического оперирования до конструктивной корректировки способов деятельности;

стремление и способность инициативно, критически и инновационно рефлексировать и прогнозировать результаты деятельности и отношений;

направленность на реализацию самовоспитания, самообразования, самоанализа, саморазвития, самоопределения, самодетерминации;

способность вносить самостоятельно коррективы в свою деятельность, обстоятельства, ей сопутствующие, с учетом поставленной цели;

внутренняя независимость от «внешнего мира», внешних влияний, независимость не в смысле их игнорирования, а в смысле устойчивости взглядов, убеждений, смыслов, мотивов, их коррекции, изменения;

обладание значимыми процессуальными характеристиками профессиональной деятельности (разносторонность умений, самостоятельность, творческий потенциал);

высокий уровень развития личности менеджера, которые являются основой для плодотворных межсубъектных отношений, стимулируют стремление к взаимодействию, сотрудничеству, общению.

Сущность формирования готовности будущих менеджеров к профессиональной деятельности в современных социально-экономических условиях в период обучения в вузе определяется в первую очередь особенностями управленческой деятельности, понимание которой основывается на понятии «общечеловеческая деятельность».

Существует множество подходов к описанию деятельности человека. Так, Г.В. Суходольский считает адекватными по содержанию только те характеристики деятельности, в которых «не разрывается диалектическое единство внутренней психологической и внешней практической деятельности, а наоборот, эксплицируются взаимосвязи и взаимозависимости между ними». В общем виде Н.П. Ерастов допускает рассмотрение любой деятельности человека в рамках следующей схемы: «стимулирование (внешние условия) - мотивация и планирование (внутренние условия) - планирование и реализация (характер деятельности) - реализация и контроль (результаты деятельности)». Перспективным для описания деятельности с точки зрения системного подхода и процесса становления специалиста является определение профессиональной деятельности, данное Н.Н. Нечаевым и А.Е. Одинцовой. Они считают, что анализ профессиональной деятельности должен проводиться по тем ее параметрам, «которые отвечают потребностям совершенствования специалиста, что предполагает, прежде всего: вычленение проблем, которые решает специалист в процессе повседневной деятельности; реализацию функций профессиональной деятельности; выделение этапов деятельности; использование профессиональных знаний; применение умений и навыков, необходимых в работе».

Все вышеперечисленные характеристики относятся к любой деятельности человека, связанной с людьми. Особенностью управленческой деятельности является то, что это сложный многофакторный, динамический процесс выполнения системы действий для решения разнообразных управленческих задач. В связи с этим специфичными являются и основные характеристики управленческой деятельности. Ниже выделены следующие особенности управленческой деятельности:

постановка целей управленческой деятельности предполагает предвидение менеджера, прогнозирование, интерпретацию социальных явлений и преобразование, конструирование, формулирование общественных целей и задач на управленческом языке;

особенность управленческой деятельности связана с организацией воздействий на участников управленческого процесса с использованием различных информационных средств;

управленческой деятельности свойственна ситуация перманентной неопределенности, неоднозначности;

в управленческой деятельности огромную роль играет чувственно-эмоциональная сфера всех участников управленческого взаимодействия, так как управленческая деятельность по своей форме - это коммуникативная деятельность, включающая непосредственное и опосредованное общение участников управленческого процесса;

целостный характер управленческой деятельности, неделимость.

Само понятие «менеджмент» (управление) в западной научной литературе имеет многозначный характер. В. Зигерт, Л. Ланг в понятие «менеджмент» включают методы и тактику управления. Большое значение при этом авторы придают работе с целью. «Речь может идти и о «самоуправлении», «саморегуляции», если человек сам ставит перед собой цели, которые он стремится достичь, и о целях организации, экономично и рационально реализующей свои цели с помощью сотрудников и использующей соответствующий набор средств». Таким образом, они приходят к выводу, что менеджмент - это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнить поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем.

Американский теоретик менеджмента П. Друкер считает, что менеджмент - это деятельность, направленная на человека с целью сделать людей способными к совместному действию. Он определил основные задачи менеджмента: сплотить людей вокруг общих целей предприятия, развивать в каждом сотруднике предприятия его потребности и по возможности их удовлетворять, ни на минуту не останавливать развитие людей, производственная деятельность должна строиться на основе коммуникации между работниками и на их индивидуальной ответственности. О предприятии нельзя судить только по объему выпуска продукции и базовым производственным линиям.

Главным элементом менеджмента является профессиональный характер управленческой деятельности, осуществляемой менеджерами. Поэтому большое внимание в современной теории и практике менеджмента уделяется подготовке профессиональных управляющих.

Все ведущие зарубежные специалисты в области менеджмента (М. Альберт, М. Вудкок, В. Зигерт, Г. Кунц, Л. Ланг, М.Х. Мескон, К. О'Делл, С. О'Доннел, Т. Питере, Р. Уотермен, Ф. Хедоури, Д. Френсис и другие) указывают на то, что менеджеру необходимы специальные знания в области теории и прикладных вопросов организации управления, то есть необходимо знание основ менеджмента. Основная задача подготовки менеджеров -овладение «умениями и навыками, требующимися для реализации целей организаций».

В развитых странах в условиях производственно-хозяйственной деятельности и обострения конкурентной борьбы на рынке большое значение уделяют подготовке менеджеров. Так, например, в США недипломированных руководителей крупных фирм практически нет, а большинство из них имеют степень магистра. Таким образом, во главе большинства предприятий стоят профессиональные управляющие. М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури отмечают, что для успешной подготовки менеджеров «нужны тщательный анализ и планирование». Анализируя работу менеджера, руководство должно определить какими способностями и навыками должен обладать управляющий для выполнения должностных обязанностей. На основе этого планируется его подготовка.

Г. Кунц, С. О'Доннел утверждают, что «для управляющих важно выяснить, во-первых, что они хотят от работников своего подразделения или от дела. Они должны знать, что, выбрав программу развития организации и осуществив ее, они могут получить совершенно новую организационную структуру, характеризующуюся участием всех членов в управлении, децентрализацией, с большими проблемами в управлении, с плохо увязанными друг с другом элементами, где индивидумы и группы заняты в основном определением объема своей собственной работы и своим собственным планированием.

В основу подготовки менеджеров положены специальные знания и навыки в области управления, способности к работе с людьми в различных сферах, то есть обучение управляющих осуществляется на неотраслевой основе. За рубежом считается, что менеджеру не нужно иметь специальные знания в какой-либо области (медицине, строительстве, просвещении, технике) достаточно знать технику управления, уметь работать с людьми, обладая для этого особыми личностными качествами.

 



2020-03-18 232 Обсуждений (0)
Особенности профессиональной деятельности менеджера в современных социально-экономических условиях 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности профессиональной деятельности менеджера в современных социально-экономических условиях

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (232)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)