Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общечеловеческие ценности



2020-03-18 263 Обсуждений (0)
Общечеловеческие ценности 0.00 из 5.00 0 оценок




английский пословица ценность лингвокультура

Общечеловеческие ценности - теоретически существующие моральные ценности, система аксиологических максим, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом воспроизводится, тем не менее, в любом типе культуры в качестве ценности.

Многие авторы общечеловеческими ценностями считают некоторые моральные или, точнее сказать, морально-религиозные принципы, нормы, понимая под ними в том числе заповеди Моисея. Но ведь известно, что эти и им подобные заповеди никогда не являлись и не являются общепризнанными и абсолютным стандартом для всех людей и государств.

Другие утверждают, что общечеловеческими ценностями являлись и являются вера, демократия, закон и правопорядок, справедливость, гуманизм, свобода, любовь, семья, смысл жизни, долг, ответственность, честь, достоинство, совесть, благородство, милосердие, сострадание и т.п. Здесь эйфория, явный утопизм, маниловские мечтания, поскольку авторы совершенно бездоказательно пытаются выдать частные ценности за общечеловеческие. А они не являются ни общепризнанными, ни общесущими среди людей. Тем более, что было и есть множество человеконенавистников, шовинистов, мизантропов, бирюков, бессовестных, бесчестных людей, милитаристов (агрессоров), диктаторов, убежденных холостяков, тунеядцев и т.п.

Что же, например, конкретные авторы относят к общечеловеческим ценностям? Нужно, сказать, что обычно термины «общечеловеческие ценности» и «абсолютные ценности», а иногда и термин «высшие ценности» ими употребляются как синонимы. Но судите сами на примере идей ряда авторов.

Самую многочисленную совокупность ценностей, разделенную на группы, объявляют А.О. Бороноев и А.О. Смирнов: «Признание в нас личностей со стороны сограждан, соплеменников сопряжено с удостоверением в нас носителей ценностей. Выделяется пять их групп: социально-целевые (Святость, Духовность, Знание, Мастерство, Дело, Слава, Власть, Богатство); социально-инструментальные (Право, Свобода, Справедливость, Солидарность, Милосердие); персонально-инструментальные (Жизнь, Здоровье, Сила, Ловкость, Красота, Ум); субъективно целевые (Вещество, Энергия, Пространство); общечеловеческие (Мыслящий дух, Общество, Человек)» [6, с. 16].

Согласно Е.М. Удовиченко, «К базовым (фундаментальным) обычно относят так называемые общечеловеческие ценности: это жизнь и смерть, добро, истина, красота, любовь, смысл жизни, честь, благородство, достоинство, свобода, самоценность каждой личности» [7, с. 2]. Кроме этого в качестве сущностных, которые «можно определить как ценности из ценностей», автор называет «смысл жизни, отношение к человеку как цели (самоценность личности), нравственную свободу» [7, с. 3].

Г.П. Выжлецов выделяет высшие ценности в соответствии с уровнями в целостной структуре ценности вообще (с уровнями «идеала», «нормы» и «значимости»): веру, любовь, красоту; добро, справедливость, мир и полезность [8, с. 22-25]. Кроме того, он пишет: «Главной духовной ценностью, определяющей жизнь человека в обществе и в государстве, является совесть» [8, с. 30].

Итак, что же мы видели? Уникальную разноголосицу оригинальных мнений. Почему же такое происходит?

Видимо, из-за царящего в литературе значительного разнобоя, а иногда и недостаточной четкости в определении понятия «ценность» и в отграничении его от понятия «ценностная ориентация» и получается вот такой раздрай в выделении общечеловеческих (абсолютных, высших) ценностей. Кроме того, свое влияние оказывают и философские воззрения, политические убеждения, религиозные верования или отсутствие таковых, личные предпочтения авторов.

Но главная причина такого разногласия в том, что авторы относят те или иные явления к общечеловеческим (абсолютным, высшим) ценностям по принципу «мне так кажется», т.е. чисто декларативно, бездоказательно, безосновательно, не выводя логически их из соответствующих оснований.

Итак, значительная разноголосица по вопросу об общечеловеческих ценностях получается, прежде всего, из-за недостаточной определенности смысла терминов «общечеловеческое» и «ценность», а отсюда и содержания понятия «общечеловеческая ценность».

По поводу смысла термина «общечеловеческое» нужно иметь в виду, как минимум три взаимосвязанных аспекта:

) общечеловеческое (в смысле: общелюдское) как то, что касается каждой нормальной личности (от первобытного человека до современного, от ребенка до пожилого);

) общечеловеческое как то, что представляет собой абсолютную, вечную, непреходящую надобность и важность для человечества в целом (т.е. как не суммативному, а целостному, системному образованию);

) общечеловеческое как то, что непременно должно быть в центре внимания каждого государства и его многогранной политики.

С учетом этих аспектов определим понятие «общечеловеческие ценности» следующим образом. Общечеловеческие ценности - это реальные для людей, универсальные, непреходящие, непротиворечащие правовым законам и нравственным принципам и нормам, материальные и духовные средства, способы, условия, могущие удовлетворять и удовлетворяющие человеческие материальные и духовные потребности, а значит, непременно являющиеся надобными, желанными, имеющие извечную существенную значимость для каждой личности, для человечества в целом, для любого государства, выражающего существенные интересы общества своей страны и ее граждан.

Поскольку такие ценности у всех личностей, человечества, всех государств (обществ), несмотря на их взаимосвязи, взаимодействия все же имеют существенные особенности, мы считаем, что необходимо различать три типа общечеловеческих ценностей: 1) общелюдские ценности; 2) ценности человечества; 3) общегосударственные ценности [9, с. 216-217].

Общелюдские ценности включают в себя жизнь, здоровье, благо, творчество, истина, прекрасное, справедливость, счастье. Теперь рассмотрим их более подробно.

Область ценностей - это вся область человеческого существования. Но центральной среди них является ценность человеческой жизни. Жизнь - это стержневая, базовая ценность человека [10, c. 154]. Жизнь есть ценность потому, что она является исходной базой, способом, процессом, в ходе которого мы только и можем проявлять, вызывать к деятельному бытию, реализовывать нашу человечность, все наши положительные качества и добродетели, все наши ценности [10, с. 157]. Любая ценность, какой бы важной она ни была, не существует изолированно, она входит в определенную систему ценностей, взаимодействуя с остальными. Поэтому личность, как носитель жизни может использовать и использует (потребляет) ее по-разному: в чем-то, в каких-то отношениях, условиях - разумно, обдумано, экономно, а в чем-то, в каких-то аспектах, ситуациях - не разумно, расточительно, бездумно. Бывают гениально, а бывают и бездарно прожитые жизни. Возможно, существует даже закон жизни: мы либо выше жизни, если проживаем ее достойно, либо - ниже, т.е. оказываемся не достойны этого дара, если живем как-нибудь, плывя по течению [10, с. 156].

Нормальное состояние и течение жизни любого живого организма - это его здоровье. Так и каждый человек желает не просто жить, а жить без болезней, без болей, физических и психических страданий, ушибов, травм, увечий, неприятного самочувствия, т.е. желает быть здоровым. Отсюда, одной из главных, исходных ценностей, непосредственно связанной с жизнью, является здоровье как высшая медицинская ценность. Здоровье - это нормальное состояние тела и души человека, осознаваемое им как хорошее (отличное) самочувствие. В эту ценность входит и «здравый смысл» как способность, представляющая собой рассудительность человека, связанную с элементами его представлений, интуиции, сообразительности, житейской мудрости, короче, с собственным жизненным опытом и на этой основе способность выбора правильной ориентации, поведения, поступков [9, c. 227]. Выражение «быть в здравом уме» означает быть здоровым, психически вполне нормальным [11, c. 867].

Но чтобы быть живым и здоровым, нужно иметь благо (блага), т.е. благоприятные условия для жизни и здоровья, а значит, благополучие, благоденствие, благосостояние. Слова «благо» и «добро» могут выступать как синонимы. Люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т.д. [12, с. 350]. Значит, наличие материального (прежде всего, а также духовного) обеспечения жизни и здоровья лежит в основе любого вида деятельности каждого человека в любом обществе. Поэтому материальное (а также духовное) благо - это высшая утилитарная ценность [9, c. 231]. Благо - все то, что необходимо и полезно для жизни и здоровья, т.е. те предметы, способные удовлетворить потребности человека, либо существуют в природе в готовом виде и их надо находить и собирать, либо их в природе нет в готовом виде и их нужно создавать. В благо, конечно же, входит отдых, в том числе сон, т.е. то, что восстанавливает физические и духовные силы человека и является необходимой, органической составляющей, удовлетворяющей соответствующие потребности индивида, как и другие элементы блага. В число таких составляющих входят лечение, а также развлечения, игры, хобби и другие формы, позволяющие отвлечься от забот, снять стресс, восстановить здоровье и т.п. Во всех подобных случаях необходимы действия человека. Поэтому всякий человек - деятельное (деятельностное) биосоциальное существо [9, c. 232].

Человеческая деятельность включает в себя различные компоненты: например, рутинность, утомительность, нудность и т.п. Но, наряду и в единстве с ними, есть и такой исключительно важный ее компонент, как творчество (оно присуще именно и только человеческой деятельности). Наши очень далёкие предки поначалу действовали не только инстинктивно, но и подражали природным явлениям и процессам, учась у природы (что, собственно говоря, в существенных актах деятельности продолжается и поныне), на этой основе стали придумывать и создавать, делать такое, что природа не может произвести. Вот это и есть творчество [9, c. 236]. Творчество - это одна из важнейших общелюдских ценностей, а именно, деятельностная ценность [13, c. 208].

Но чтобы жить, быть здоровым и обеспеченным необходимыми благами, любому человеку нужно иметь сведения, представления, знания об окружающем мире и о себе, ориентироваться в этом мире, адекватно реагировать на его воздействия. Значит, истина находится в одном ряду с другими исходными, главными общелюдскими ценностями. Это - высшая духовная ценность. Если творчество необходимо для создания материальных благ, а последние - для здоровья и жизни, то истина как процесс и результат познавательно-исследовательской деятельности необходима для творчества в любой сфере, т.е. между творчеством и истиной - и прямые, и обратные связи, иначе говоря, взаимодействия [9, c. 244].

Но творчество - это деятельность не только утилитарно и познавательно-исследовательского характера, но и художественно-эстетического, связанного с самыми различными полезными (положительными или отрицательными) переживаниями, чувствами, эмоциями, настроениями, желаниями и т.п. Уже в первобытном обществе люди рисовали, лепили, ваяли, вырезали, украшали жилище, предметы быта, одежду, оружие, орудия труда, предметы культа, самих себя, пели, музицировали, танцевали, изображали сценки разного характера. Создание и потребление прекрасного облагораживало и облагораживает людей. Итак, прекрасное (красота) - высшая общелюдская эстетическая ценность [9, с. 248].

В единстве с рассмотренными ценностями формируется и действует чувство и представление о справедливости. Справедливость - это осознание соответствия межчеловеческих отношений, морально-правовых установлений, порядка в обществе и т.п. представлениям и понятиям людей о необходимом (нужном, должном, правильном), об их правах, обеспечении их интересов, уважении их достоинства. Справедливость является важнейшей общелюдской морально-правовой ценностью [9, c. 250].

Своего рода вершиной комплекса «общелюдских» ценностей, как бы надстраивающейся над другими, рассмотренными выше, является счастье. Каждый человек желает счастья (по крайней мере, для себя), стремится к нему. Но счастье характеризуют как состояние наибольшей внутренней удовлетворённости человека в чём-то очень существенном для него. И получается, что представление, понимание счастья является ценностью наиболее неопределённой, субъективной по сравнению с остальными общелюдскими [9, c. 252].

Именно эти «общелюдские» ценности прежде всего и являются главными критериями оценочной деятельности людей: «это - опасно или неопасно для жизни», «это полезно или вредно для здоровья», «это - добро (благо) или зло», «это - созидание (творчество) или разрушение», «это - истина или ложь», «это - прекрасно или безобразно» «это - справедливо или несправедливо», «это - счастье или несчастье» [9, c. 256]?

К ценностям человечества относится система самых важных факторов для его существования и прогресса: существование и развитие человечества, воздух, вода, почва, флора и фауна, полезные ископаемые, энергия [9, c. 258].

Что касается третьего типа общечеловеческих ценностей - это ценности, которые в зародышевом виде были уже в первобытном обществе, оформились и развивались в условиях цивилизации и в наиболее развитом виде выступают в современных странах: безопасность страны, экономика, духовная культура, медицина, быт, наука, образование и воспитание, порядок внутри страны [9, с. 267].

Общечеловеческие ценности обусловлены всеобщими потребностями, интересами человеческого рода независимо от расовых, национальных, религиозных, культурных, идеологических, политических, социальных, исторических, природно-климатических и других условий его зарождения и существования. Недопонимание особой важности общечеловеческих ценностей, недостаточное внимание по отношению к ним неизбежно ведет людей, государства, все человечество в кризисное состояние. Система ценностей, фундаментом которой являются общечеловеческие, и есть главное в мире, в котором мы живем. Проблема общечеловеческих ценностей приобрела сегодня наиважнейшее значение для судьбы человека, общества и человечества.

 



2020-03-18 263 Обсуждений (0)
Общечеловеческие ценности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общечеловеческие ценности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (263)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)