Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль шестая — Нищая «жертва»



2020-03-18 288 Обсуждений (0)
Роль шестая — Нищая «жертва» 0.00 из 5.00 0 оценок




У первобытных людей определения «нищий» не существовало. В те времена не просили, а отбирали все необходимое. Не умеющих обеспечить себя просто убивали. Нищий как знаковая фигура цивилизации возник с началом процесса социального расслоения общества, в котором ему была определена самая низшая ступень. На это указывает семантическое сходство упомянутых слов: нищий - низший. Опасность нищенства была отмечена довольно давно. О нищенстве, как о величайшем зле и искусной манипуляции писал еще в конце XIV века Себастьян Брант.

Порой мы манипулируем другими, пытаясь получить ту поддержку, в которой, по собственным предположениям, нуждаемся. Достаточно удобная позиция для «жертвы», заключающаяся в поиске ресурсов во внешнем мире, в других людях. Безусловно, мы живем в обществе, и для того, чтобы развиваться, нам необходимо общение. Но в данном случае такой поиск поддержки подобен паразитизму.

В биологии паразитизм (от др.- греч. napaaizoc- нахлебник)- один из видов сосуществования организмов. Это такой образ жизни, при котором организм, принадлежащий к одному виду (паразит), живет внутри или на теле представителя другого вида (хозяина), используя его в качестве источника пропитания. В биологии выделяются и общие черты паразитизма, которые точно характеризуют поведение описываемой нами в данной книге «жертвы»:

- та или иная степень опасности для хозяина;

- постоянная связь между хозяином и паразитом;

- полная зависимость паразита от пищи, получаемой от хозяина в виде каких-либо переваренных продуктов, либо тканей его организма (К. Кеннеди. Экологическая паразитология).

В человеческом обществе проявления паразитизма многообразны. Благодаря искусной манипуляции «жертвы», все виды такого паразитизма вполне гармонично вписываются в морально-ценностные установки человечества.

При анализе игровых ролей мы видели, как каждый из них действительно паразитирует:

- инфантильная «жертва» искусно «высасывает» из своего донора внимание, сочувствие и даже любовь;

- агрессивная «жертва» достаточно жестко требует от окружения всего того, чего только ей захочется, абсолютно ничего не делая сама - ведь ей все должны;

- депрессивная «жертва» видит в другом «источник питания и среду обитания», «обескровливает» донора в результате откачки положительной энергии при помощи «нытья» и «вечного скуления»;

- зависимая «жертва» полностью зависит «от пищи, получаемой от хозяина», и если источник иссякает - она гибнет;

- самовлюбленная «жертва» берет все необходимое от окружающего мира, ничего не отдавая взамен;

- нищей «жертве» присущи все вышеперечисленные черты паразитизма, это «паразит паразитов»: она постоянно питается за счет других, полностью от них зависима и представляет определенную опасность для окружающих.


Игровая роль или манипуляция описана в гештальтпсихологии Ф. Перлзом как один из невротических уровней. Рассматривая понятие «зрелости» (а мы видели, что все описанные роли «жертвы» вызваны недостатком зрелости), Ф. Перлз предположил, что для достижения состояния зрелости, принятия ответственности за самого себя взрослый человек должен тщательно, открывая одну за другой двери к себе настоящему, как бы снимая шкурку за шкуркой у луковицы или открывая одну за другой двери к себе настоящему, проработать все свои невротические уровни.

невротические уровни характеристика Что делает человек
Первый - «клише» включается установка на стереотип определенного поведения, который был принят в данном окружении действует стереотипно и неаутентично
Второй - «искусственный» доминируют роли и различные игры. Здесь есть место игровая роль «жертвы». манипулирует другими для того чтобы получить поддержку, в которой, как ему кажется, нуждается. Достаточно удобная позиция для «жертвы» - поиск ресурсов во внешнем мире, в других людях. Паразитизм
3 уровень  «тупика» отсутствие поддержки со стороны окружения и неадекватность самоподдержки Человек стремится избегать этого уровня так же, как стремимся избегать любой боли, поскольку в ситуации «тупика» чувствует себя потерянными, обманутыми и фрустрированным. Игра перестает давать положительный результат, «жертва» получает глубочайшую психологическую травму.  «Маленький, беспомощный, грязный котенок. На улице идет дождь. Его обидели большие злые люди. Они бросают в него камни. Он забился в угол, не знает, что ему делать. И только смотрит на мир большими, полными слез печальными глазами...» - это ситуация «тупика»
4 уровень «внутреннего взрыва» или «смерти» Только дойдя до этого уровня, мы затрагиваем свое истинное «Я», свою личность, которая до этого была погребена под различными защитами. здесь многое зависит от психологических особенностей самой личности. Сильный, «выигрывающий» человек будет искать необходимые ресурсы в самом себе, «жертва» может пойти другими путями, продолжая манипулировать

Многие гештальт-упражнения сфокусированы на переживаниях уровня «тупика». Терапевтическое взаимодействие создает безопасную ситуацию, обеспечивается безопасная атмосфера, но, как подчеркивает Лаура Перлз: «Руководитель должен оказывать такую поддержку, которая необходима, но она должна быть наименьшей из всех возможных», дабы не формировать комплекс «вымученной беспомощности».

 Если человек сможет достойно преодолеть уровень «тупика», он выходит на следующий уровень, уровень «внутреннего взрыва» или «смерти». Что же «умирает»? «Умирают» иллюзии, ожидания, алчное стремление заполучить как можно больше, «умирают» в целом все старые представления о себе, «умирает» скудная, нищая душонка. Мы должны дать возможность «умереть» всему старому, чтобы родиться в новом качестве, и уже не в качестве «жертвы», а в качестве автора своей жизни.

И здесь многое зависит и от психологических особенностей самой личности. Разоблаченной «жертве» приходится искать необходимые ресурсы в самой себе. Если этого не происходит, все игровые роли неизбежно переходят в позицию, более ригидное образование, когда уже человек говорит: «А я по-другому не умею, не могу и не хочу».

Например, Инфантильная «жертва» будет блестяще играть свою роль до тех пор, пока она приносит ей пользу, заключающуюся во внимании, заботе, любви. Причем, все окружение активно включается в эту великую манипуляцию и подыгрывает ей. Когда окружающие поддерживают игру, очень трудно отказаться от роли, дающей такой хороший результат.

Как видим, все вышеперечисленные игровые роли «жертвы» являются деструктивными по своей природе. Люди, играющие вначале игровые роли, которые рано или поздно переходят в позицию, как правило, погибают сами и втягивают в этот разрушительный процесс свое окружение.

Вывод: Игровые роли «жертвы» отличаются своими особенностями:

- имеют свободный характер (человек выбирает близкую ему роль сам):

- та или иная выбранная роль «жертвы» приносит определенную выгоду;

- все игровые роли «жертвы» являются паразитирующими;

- наделены искусством манипуляции;

- игровые роли «жертвы» десрензивны по своей природе.

 


3.2.2. ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ «ЖЕРТВЫ»

Социальная роль «жертвы» - это положение человека, имеющее характер навязанного, предопределенного. Социальная роль в отличие от игровой роли не выбирается человеком добровольно, а часто предполагает стихийность, подчеркивая и заостряя определенные индивидуально-характерные черты людей. Общество как бы выталкивает, изгоняет человека в определенную социальную роль, наделяя его стигмой. «Стигма» означает «клеймо», которым ранее метили рабов, изменников, преступников в Древней Греции, тем самым реально обозначая их статус как «позорный», «нечистый».

«Стигмировать» - значит маркировать, клеймить определенным ярлыком: «преступник, «психически больной», «чудак» и т. п. Стигматизация, как особый тип отношения («истерическое отношение») между истинной и виртуальной идентичностью, «приклеивание негативного ярлыка» способствует дискредитации личности, «выталкиванию» из общества, превращению в «жертву».

Существенно то, что не только общество «клеймит» человека, но он сам осознает данный атрибут. Это меняет его идентичность до такой степени, что в зарубежной психологии данный феномен получил наименование «испорченная идентичность», т. е. неспособность человека найти свое место в жизни, сильные сомнения в своей этнической, сексуальной, профессиональной идентичности, или ролевая спутанность, соединяющаяся с застарелым чувством безнадежности. Если это состояние закрепляется в модели поведения личности, можно говорить о негативной идентичности (по Э. Эриксону) или испорченной идентичности (по И. Гофману), суть которых заключается в жесткой фиксации индивида на ролях, отвергаемых или осуждаемых обществом. Классическим примером проявления негативной или испорченной идентичности является идентификация личности с многообразными социальными ролями «козла отпущения», «белой вороны», «раба» и др.

В отличие от игровой роли, пребывая в социальной, навязанной социумом роли, человеку хочется поскорее освободиться от тягостного ярлыка. Социальная роль «жертвы» поначалу не приносит выгоды, как в случае вышеперечисленных игровых ролей, она неприятна, мучительна для человека. И что характерно, пребывая в социальной роли, человек действительно тяжело переживает свое положение. Но, приобретая статус «жертвы», человек уже получает удовольствие от собственных мучений и от вселения вины за случившееся окружающим людям.



2020-03-18 288 Обсуждений (0)
Роль шестая — Нищая «жертва» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль шестая — Нищая «жертва»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (288)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)