Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль третья — «Белая ворона»



2020-03-18 254 Обсуждений (0)
Роль третья — «Белая ворона» 0.00 из 5.00 0 оценок




 «Белая ворона» - обозначение редкого, резко отличающегося от остальных человека. Даже в животном мире «белую ворону» стремятся истребить. Типичное отношение и в человеческом сообществе. Практически в каждом коллективе найдется хотя бы один такой человек - субъект, резко отличающийся от всех остальных.

В самых общих чертах «белая ворона» - это некий объективный признак, знак абсолютной необычности, из ряда вон выходящей особенности, т. е. человек со странностями, изгой (изгнанный из общности), «чудак». Слухи и сплетни наделяют «чудака» различными ярлыками, иногда делают его даже сумасшедшим.

Подобное явление в психологии обозначается специальным термином - моббинг. Моббинг (от англ. mobbing) - психологический террор, основан на одной из форм дискриминации. В основе моббинга лежит неуважительное, незаслуженно грубое отношение к человеку, основанное на каких-то несущественных, незначительных факторах и критериях его «инаковости»: одежда, внешний вид, говор, речь, походка, образ мышления, поведения, этнический или гендерный компонент и т.д.

Социальными психологами отмечается, что с первых дней существования любого коллектива сообщество стремится стратифицироваться в соответствии с социально-психологическими архетипами. Группа избирает в своем составе наиболее подходящие кандидатуры на ту или иную социальную роль и фактически насильно загоняет их в соответствующие ниши.

На роль аутсайдеров (от англ. outsider- посторонний) сразу избираются люди с определенными особенностями («белые вороны»), которые не находят одобрения у других членов группы. Первые же промахи ложатся на человека несмываемым клеймом, с которым он обречен жить долго последующие годы, выступая объектом насмешек и откровенной травли.

Аутсайдеры необходимы для самоутверждения остальных членов группы, для поддержания на достаточно высоком уровне их самооценки. Если эта ниша пустует, то члены группы оказываются лишенными возможности выигрышного сравнения себя с кем-то менее достойным. Аутсайдеры, обладающие ярко выраженными негативными чертами, служат удобным оправданием для всех, у кого также есть в наличии данные черты. Своей явной или искусственно акцентированной ущербностью они фокусируют на себе проекцию всего группового негативизма, «впитывают» групповую агрессию, т. е. такие люди служат необходимым элементом баланса всей социально-психологической «экосистемы».

Социальные роли жертвы отличаются своими особенностями:

- имеют навязанный характер (человека выталкивают, изгоняют из общества);

- стигматизированы (наделены клеймом);

-жизнь представителей социальной роли «жертвы» сопровождается желанием освободиться от стигмы;

- представители социальных ролей очень трудолюбивы;

-жизнь представителей всех социальных ролей «жертвы» пронизана глубокими страданиями;

- социальные роли «жертвы» дефензивны по своей природе.

У представителей социальных ролей: «белой вороны», «раба», «козла отпущения» больше шансов избавиться от нежелательного положения жертвы, чем у представителей игровых ролей, потому что:

а) данные социальные роли навязаны обществом, и сами носители этих ярлыков во что бы то ни стало хотят от них освободиться,

б) глубокие личностные переживания, мучительные страдания приносят социальной «жертве» очищение. Страдание как совокупность крайне неприятных, тягостных или мучительных ощущений, при котором человек испытывает физический и эмоциональный дискомфорт, боль, стресс, муки, сопровождающееся тяжелым душевным трудом, способствует достижению зрелого духовного состояния, состояния гармонии.

 

Итак, мы поняли, что многие авторы обращаются к терминам «роль жертвы», «статус жертвы», «комплекс жертвы». Некоторые отечественные психологи говорят об «установке жертвы». Таким образом, мы имеем еще одно основание для классификации - по степени соответствия определенных качеств тому или иному поведению: комплекс «жертвы», установка «жертвы».

Комплекс (от лат, complexus -сочетание)- сочетание психологических явлений, в целом оказывающее влияние на психику и поведение человека (А.Н. Чемохоненко). Комплекс - совокупность, сочетание чего-либо (болезненное осознание своих недостатков, неполноценности в каком-нибудь отношении) (БЭС. 1998). Т.о., комплекс жертвы - особое сочетание, имеющее интроективную природу (С.С. Харин). В гештальтпсихологии интроекция - это один из видов невротической психологической защиты, состоящей в следовании человеком чужим нормам, ценностям, правилам. Это тенденция присваивать убеждения, установки других людей без критики, попыток их изменить, а интроекты - отдельные убеждения, установки, мысли или чувства, которые были приняты без анализа и переструктурирования и поэтому не стали частью личности. В результате граница между «Я» и средой перемещается глубоко внутрь «Я», и индивид так занят присвоением чужих убеждений (зависим), что ему не удается сформировать собственную личность.

Понятие установки в психологии занимает очень важное место.

Аттитюд, аттитьюд (англ., фр. attitude) - широко используемый в различных областях термин. Этимологически aptitude означает  пригодность, соответствие. В балете - одна из основных поз классического танца, в медицине - позиция тела, особенно связанная с конечностями. В сравнительной психологии этот термин используется в смысле: а) готовности к определенным движениям; б) выражение «намерения» совершить определенные движения. В традиционной психологии личности аттитюд рассматривается как некая внутренняя аффективная ориентация (преднастройка), зависящая, прежде всего, от прошлого опыта, которая могла бы объяснять действия личности.

В социальной психологии аттитюд - предрасположенность, склонность, готовность субъекта к совершению определенного социального поведения.

Принято выделять четыре потенциальные функции аттитюда:

1) социально приспособительную (утилитарную, адаптивную, инструментальную): мы действуем в соответствии с определенными установками, потому что в данной среде нам это выгодно, приносит пользу:

2) когнитивную: установка способствует упрощению нашей ориентации в мире, позволяет легко категоризировать и оценивать происходящие события:

3) выражения (экспрессивно-оценочную): проявляясь в мнениях и поведении, установка способствует самовыражению личности:

4) психологической защиты: аттитюд предохраняет личность от внутриличностных конфликтов, поддерживает самооценку.

В отечественной психологии также многие годы разрабатывалась теория установки, автором которой являлся Д.Н. Узнадзе. Установка - готовность к деятельности; неосознаваемое состояние, которое предшествует той или иной деятельности и определяет ее осуществление.  Д.Н. Узнадзе пишет о ведущей роли установки в выборе поведения человека. «Всякая новая ситуация, воздействующая на субъекта - носителя определенной потребности, в первую очередь вызывает у него надлежащую установку и все остальное, впоследствии происходящее с субъектом, - его переживания и поведение, основывается на данной установке. Первоначально субъект вступает в контакт с действительностью и перестраивает ее отнюдь не в соответствии с уже сложившейся, готовой установкой. Напротив, установка возникает у него под воздействием самой этой действительности, создавая возможность соответствующих переживаний и поведения».

Ситуации критических перемен, экологических катастроф, в целом трудные жизненные ситуации, последствия перемен, отношение государства, нереализованные многочисленные потребности, надежды, связанные с этими потребностями и т. д. в жизни человека могут сформировать соответствующую установку. Установка на поведение «жертвы» может возникнуть на благодатной почве чрезмерной помощи, поддержки и необоснованных мероприятий экономического, медицинского и информационного плана со стороны государства, общества, ближайшего окружения.

Известный культуролог Маргарет Мид предполагает, что причина общей инфантилизации -  повышение статуса детства. В результате конфигуративная культура переходит в префигуративную. С одной стороны дети учатся у сверстников, современников, впитывая «зыбкие» ценности настоящего, а с другой - взрослые, подражая молодежи, остаются инфантильными.

Префигуративная культура предполагает обучение старшего поколения у младших, создание новой истории, наделение молодежи новыми правами. Постфигуративная культура, где дети учатся у старших, постепенно уходит в прошлое, а это приводит еще и к индивидуалистическим и нигилистским тенденциям. Все это способствует тому, что мы имеем на сегодняшний день: молодежь не считается с авторитетами, не имеет нормативных рамок, а поведение взрослых становится «детским», инфантильным.

Отсюда непонимание, отгороженность, ощущение себя жертвой.

 Последние исследования подтверждают, что центральной особенностью современников является неспособность выйти за свои границы в постижении другого, так называемая «гиперрефлексия», о которой писал еще В. Франкл. Современная цивилизация становится все сложнее, и человек не может с этим справиться, поэтому часто выбирает регрессивные формы поведения.

В основе большинства деструктивных форм поведения современного человека лежит активизированная или периодически всплывающая установка на поведение «жертвы». Однажды созданная установка не теряется, она сохраняется у субъекта в виде «готовности к повторной актуализации», переходит в некое «хроническое состояние» в случае повторения соответствующих условий. Данную установку Д.Н. Узнадзе назвал фиксированной установкой. Такая установка возникает не только в результате повторения, но и в результате сильного впечатления, которое производит на человека какое-либо обстоятельство или событие. Жизненные события травматического свойства, экстремальные ситуации не могут пройти незамеченными и не оказать воздействие на эмоциональную сферу человека. В этом случае установка фиксируется сразу же, и последующее течение жизни человека во многом может определяться кругом установок, зафиксированных подобным образом.

Т.о., установка на поведение «жертвы» - специфическая форма социальной установки, в основе которой лежит инфантилизм, иждивенческая направленность, стремление к пассивной, выгодной адаптации в среде с использованием неконструктивных стратегий, препятствующих и затягивающих преодоление трудной ситуации.


 Опросник: «Проявление виктимности в Вашем поведении»

1. Считаете ли Вы, что в целом жизнь к Вам несправедлива?

2. Как Вы думаете, в неудачах, которые постигли Вас, виноваты обстоятельства?

3. Вы чувствуете себя изгоем?

4. Можете ли Вы сказать о себе, что одиночество - Ваш удел в жизни?

5. Способны ли Вы солгать ради получения очень нужного для Вас (вещи, идеи...)?

6. Часто ли Вы выполняете работу за других?

7. Можете ли Вы сказать о себе, что Вам постоянно хочется получать помощь от окружения?

8. Вы иногда притворяетесь больным, немощным, стараясь избежать чего-то неприятного или с целью привлечь внимание окружающих?

9. Как Вы думаете, к Вашему мнению прислушиваются в коллективе?

10. Считаете ли Вы, что люди в большинстве случаев к Вам относятся несправедливо?

11. Можете ли Вы сказать о себе, что постоянно чувствуете себя «козлом отпущения»?

12. Вам хочется, чтобы Вас всегда жалели?

13. Чувствуете ли Вы, что Вами иногда пренебрегают?

14. Можете ли Вы сказать о себе, что Вы «жертва»?

15. Можете ли Вы сказать, что Вами всегда и везде постоянно пренебрегают?

16. Являлись ли Вы когда-нибудь объектом насмешек?

17. Можете ли Вы сказать о себе, что Вы хронический неудачник?

18. Можете ли Вы пустить слезу, покапризничать, чтобы добиться того, чего хотите?

19. В какой бы коллектив Вы ни попадали, окружающие люди всегда относились к Вам по

большей части враждебно?

20. Можете ли Вы сказать, что Вам нравится, когда Вас жалеют?

21. Можете ли Вы сказать о себе, что являетесь автором, писателем своей жизни?

22. Чувствуете ли Вы себя одиноким и ненужным?

23. Вам нравится играть разные роли в зависимости от обстоятельств?

24. Смогли бы Вы отказаться от материальной помощи государства, даже если бы в ней

нуждались?

25. Вы можете сказать о себе, что Вам по жизни всегда везет?

26. В целом Вы можете сказать, что к Вам внимательны окружающие люди?

27. Вы чувствуете, что являетесь «центром внимания»?

28. Чувствуете ли Вы в себе силы, чтобы преодолеть любую беду?

29. Можете ли Вы сказать о себе, что Вас «любит удача»?

30. Ваши попытки что-то изменить в своей жизни постоянно не удаются?

31. На любом мероприятии Вы пользуетесь популярностью у окружающих?

32. Можете ли Вы сказать о себе, что иногда приходится манипулировать окружением для достижения своих целей?



2020-03-18 254 Обсуждений (0)
Роль третья — «Белая ворона» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль третья — «Белая ворона»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (254)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)