Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Перспективы развития малого предпринимательства в России



2020-03-18 209 Обсуждений (0)
Перспективы развития малого предпринимательства в России 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Российский малый бизнес в последние годы развивается очень активно. За период с 2001 по январь 2012 года количество малых предприятий увеличилось на 269,4 тыс. Однако влияние малых предприятий на российскую экономику несущественно, особенно по сравнению с ситуацией в западных странах. В России всего лишь 3% от общего объема инвестиций приходится на малые предприятия. А доля производства продукции и услуг МП составляет около 16% суммарных объемов ВВП, тогда как на Западе - до 50-80% [1].

К настоящему времени во многих регионах создана минимально необходимая инфраструктура поддержки малого бизнеса. В регионах России функционируют более 1350 объектов инфраструктуры, в том числе 75 региональных и 150 муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, 52 агентства поддержки малого бизнеса, более 50 бизнес-инкубаторов, более 70 научных и технологических парков, 30 специализированных лизинговых компаний. В 24 регионах создано 50 инновационно-технологических центров [1].

Программы финансирования малого предпринимательства широко реализуются через систему государственных и муниципальных фондов поддержки, которые в соответствии с действующим законодательством предоставляют кредиты малому бизнесу.

Микрофинансовую деятельность осуществляют около 30 региональных и 60 муниципальных фондов поддержки МП. Размеры совокупного портфеля микрозаймов для каждой из этих организаций колеблются от 5 до 30 млн. руб., что позволяет в каждом регионе ежемесячно выдавать малым предприятиям от 100 до 500 микрозаймов. Выдача микрозаймов в большинстве случаев производится за счет комбинации бюджетных средств, выступающих как основа для привлечения дополнительных ресурсов, банковских кредитов и средств международных программ.

Механизм выдачи микрозаймов субъектам малого предпринимательства практикуется более чем в 50 субъектах РФ. Однако самый значительный объем кредитования малого бизнеса среди региональных фондов - в Москве [1].

Частные фонды поддержки малого предпринимательства можно назвать пионерами микрофинансирования в России. Как правило, они осуществляют свою деятельность при поддержке международных программ и грантов, предоставляя финансовые ресурсы на основании договоров займа.

Крупнейшая в России небанковская микрофинансовая организация - Фонд поддержки малого предпринимательства "ФОРА" - обслуживает более 15 тыс. предпринимателей в 18 регионах России и распоряжается портфелем займов примерно в $20 млн.

В регионах Дальнего Востока успешно реализует микрофинансовую программу Фонд поддержки малого предпринимательства "Каунтерпарт Бизнес Фонд".

Однако в последнее время, учитывая ограниченность донорских средств и следуя общей логике развития микрофинансового рынка, большая часть частных фондов рассматривает возможность и целесообразность трансформации в регулируемые кредитные организации - банки или небанковские депозитно-кредитные организации.

Банковская поддержка малого бизнеса в России со стороны государства реализуется с помощью банков развития, создаваемых для вложений бюджетных средств в направления, не финансируемые коммерческими банками из-за низкой рентабельности проектов. На сегодняшний день функционируют три подобных банка: Российский сельскохозяйственный банк, Российский экспортно-импортный банк и Российский банк развития.

Главными рычагами воздействия российского государства на развитие малого предпринимательства являются федеральные и региональные программы государственной поддержки малого предпринимательства. Основные направления и задачи федеральных программ состоят в следующем:

)   формирование инфраструктуры поддержки и развития малых предприятий;

2) создание льготных условий использования субъектами малых предприятий государственных ресурсов (материально-технических, информационных, финансовых), а также научно-технических разработок и технологий;

)   установление для малых предприятий упрощенной процедуры регистрации, лицензирования, сертификации продукции, государственной бухгалтерской и статистической отчетности;

)   содействие развитию торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

)   организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий;

Для реализации указанных направлений законодательство обязывает включать в любую из этих программ следующие меры:

формирование инфраструктуры поддержки (одновременно на местном, региональном и федеральном уровнях);

-   вовлечение в малые предприятия социально незащищенных слоев населения;

    внесение предложений в установленном законодательством порядке о налоговых льготах для малых предприятий и ежегодное выделение средств из соответствующих бюджетов на их государственную поддержку;

    передача субъектам малых предприятий результатов НИОКР и инновационных программ;

    передача малым предприятиям завершенных и пустующих объектов, а равно нерентабельных и убыточных предприятий на льготных условиях;

    обеспечение возможности первоочередного выкупа арендуемых малыми предприятиями объектов недвижимости (с учетом вложенных в эти объекты средств).

Разразившийся в 2012 г. финансовый и банковский кризис ослабил и без того скромные возможности федерального бюджета по финансированию федеральных программ поддержки малых предприятий. Еще одна существенная причина состоит в том, что соответствующие государственные органы по старинке пытаются решить сложную задачу сугубо бюрократическими способами, при отсутствии четко сформулированных целей и принципов государственной политики в области малого предпринимательства [1].

Эти ошибки, а также хроническое бюджетное недофинансирование вынуждало Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства искать альтернативные источники наполнения тощего бюджета - например, за счет размещения части полученных от государства средств в "надежные" и ликвидные государственные бумаги.

В 2012-2013 гг. наметилось некоторое оживление государственной политики в области малого бизнеса. Так, принята Правительством и одобрена Госдумой Федеральная программа. Ее целью провозглашено создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий, а задачами являются нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства, развитие прогрессивных финансовых технологий - включая лизинг, гарантийно-залоговые схемы, франчайзинговые цепочки и т.п. - и международное сотрудничество, в том числе расширение внешнеэкономической деятельности малой экономики, привлечение иностранных инвестиций в российский малый бизнес [1].

Разработчики программы исходили из того, что до конца 2013 г. в рамках различных мероприятий Программы поддержку в той или иной форме получат до 200-250 тыс. малых предприятий (т.е. примерно 20-25 %от общего числа), причем количество рабочих мест в малом бизнесе возрастет на 1 млн. чел. А вклад малого предпринимательства в ВВП страны по итогам реализации программы составит. все те же 12 %, что и во второй половине 1990-х годов. Иными словами, планка ожидаемых достижений существенно снижена - по-видимому, в результате некоторого отрезвления чиновников в оценке эффективности "благотворного" влияния государства на малое предпринимательство: стоит напомнить, что в рамках предыдущей программы, судьба которой оказалась весьма незавидной, предполагалось в результате активности государства увеличить численность работников малых предприятий в 1,5 раза, а вклад малого бизнеса в ВВП довести до 15-17 %. Сегодня о столь значительных достижениях - при том, что согласно всем официальным прогнозам правительственных и околоправительственных структур в среднесрочной перспективе Россию ожидает только рост - никто не помышляет. И это симптоматично: вероятно, на малый бизнес как на локомотив экономики в государственных сферах никто не рассчитывает. Об этом говорят, например, цифры о масштабах государственной поддержки малых предприятий: в Минэкономики сообщили, что в 2013 году на поддержку малого и среднего бизнеса государство потратит лишь 11 млрд. руб. - по сравнению с 18,5 млрд. руб. в 2012 году [1].

Сложившаяся инфраструктура поддержки малого предпринимательства в условиях недофинансирования программ претерпевает существенные изменения. Усиливаются "крайние проявления": коммерциализация превращает систему государственной поддержки из инфраструктуры в разновидность предпринимательства.

В третьей части очерчены основные направления поддержки государственной политики в вопросах развития малого предпринимательства и стратегические направления. В последнее время государство повернулось лицом к малому бизнесу, и произошли некоторые сдвиги. Но по нашему мнению необходимо, наконец, сформулировать и долгосрочную концепцию государственной поддержки малого предпринимательства, провести "инвентаризацию" ее методов. В качестве ближайших задач здесь стоят: разработка механизмов привлечения частных кредитов в регионах под гарантии специально создаваемых гарантийных фондов (агентств), создание центров финансового лизинга, а также отработка механизма упрощенного налогообложения и обложения по вмененному доходу. Все это должно способствовать облегчению доступа потенциальных предпринимателей к заемному капиталу для открытия и расширения бизнеса, облегчить управление и учет на вновь создаваемых предприятиях.


Заключение

 

В данной работе сделана попытка охарактеризовать малое предпринимательство в России в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы.

В первой части рассмотрена теория вопроса. Как показывает мировая и отечественная практика, основным показателем, на основе которого предприятия относятся к субъектам малого бизнеса, является в первую очередь средняя численность работников, занятых на данный момент на предприятии.

Во второй главе был проведен анализ современных процессов развития малого предпринимательства в РФ. Согласно этим материалам можно сделать следующее заключение, малый бизнес в России растет и развивается. Все это сложилось в результате применения остаточного принципа, применяемого к поддержке малых предприятий и отсутствия внятной государственной политики.

В третьей части очерчены основные направления поддержки государственной политики в вопросах развития малого предпринимательства и стратегические направления.

Далее, необходимо дать простор самоорганизации малого предпринимательства в области кредитования и страхования, осуществления других финансовых услуг, которые оно не может получить по тем или иным причинам ни от государства, ни от существующих ныне институтов финансового рынка. Общества взаимного кредитования и страхования, возникающие на местах и в ряде регионов, имеют достаточный положительный опыт. Они могли бы подставить свое "кредитное плечо" микрофирмам, начинающим предпринимателям. Для этого Думе нужно лишь укрепить правовую базу их существования, приняв, наконец, соответствующие законы.

Хотелось бы заметить, что несомненная перспективность сектора малого и среднего предпринимательства в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисных мер, но и как долговременное направление структурной политики, естественным образом обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста в течение долговременного перехода. Ибо, именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.


Список литературы

 

1. Отчет "Основные мероприятия по развитию малого и среднего предпринимательства в Пермском крае в 2012 году"

2. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"

.   Баженов Ю.К., Баженов А.Ю. Малое предпринимательство. Практическое руководство. - М.: ИВЦ "Маркетинг", 2009. - 103 с.

.   Байша Ж.Ф. Предпринимательское право. - Ростов - на/Д.: Феникс, 2010. - 544с.

.   Бережная О. Малому бизнесу помогут, но мало // Российская Федерация сегодня. 2010. № 7.

.   Брциева И. Малое предпринимательство, как экономическая категория // Экономика. № 9, 2009.

.   Воронов А.А. Малый бизнес - стратегический приоритет национальной конкурентоспособности России. // Эксперт, №11, 2008.

.   Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Курс предпринимательства. - М.: Финансы, 2007. - 450с.

.   Колесникова Л.А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием. - М.: Новый Логос, 2010. - 56 с.

.   Квасюк В. Большая забота о малом бизнесе // Российская газета, № 30, 2012.

.   Кирсанов И. Российский бизнес на выживание. // Финансовая газета, № 2, 2012.

.   Кожахметов, А. Богатство России - в хорошие руки. // Финансовая газета, № 27, 2012.

.   Ровенский Ю.А. Эволюция малого предпринимательства в России. // Социально-политический журнал, № 2, 2012.

14. Материалы Интернет-портала. Ежегодный информационно-аналитический доклад: URL: www.nisse.ru <http://www.nisse.ru> (дата обращения 21.05.13)


Приложения

 

Приложение 1



2020-03-18 209 Обсуждений (0)
Перспективы развития малого предпринимательства в России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Перспективы развития малого предпринимательства в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (209)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)