Структура издержек обращения
Издержки обращения - это выраженные в денежной форме расходы, затраты торгового предприятия по доведению товаров от производителя к потребителю. Издержки обращения связаны с товарным обращением и являются категорией товарного хозяйства. Для предприятий торговли очень важно обеспечить своевременный, достоверный и полный анализ фактических расходов и контроль за использованием финансовых, материальных и трудовых ресурсов. По видам затрат издержки предприятия подразделяют на элементы и статьи. В соответствии с экономическим содержанием затраты объединены в пять основных групп по следующим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, амортизация основных фондов, отчисления на социальные нужды, прочие затраты. Динамика и состав издержек обращения ООО «Урал-Пресс Иркутск» представлена в таблице 2.9.
Таблица 2.9 - Динамика и состав издержек обращения ООО «Урал-Пресс Иркутск» за 2012-2013 г.
Общая сумма издержек обращения в 2013 г. по сравнению с 2012 г. увеличилась на 3795 тыс. руб. или на 30,85 проц. Расходы на ГСМ выросли в 2013 г. на 56,4 проц. или на 1424 тыс. руб. по сравнению с 2012 г. и составили 3950 тыс. руб. Расходы на оплату труда выросли на 12,41 проц. по сравнению с 2012 г. и составили в 2013 г. 3325 тыс. руб. Амортизация основных средств увеличилась на 13,56 проц. и составила в 2013 г. 416 тыс. руб. Отчисления на социальные нужды увеличились на 110 тыс. руб. или на 12,41 проц. и составили в 2013 г. 998 тыс. руб. Прочие расходы увеличились на 323 тыс. руб. или на 15,29 проц. по сравнению с 2012 г. и составили в 2013 г. 2435 тыс. руб. Отдельное внимание следует уделить покупной стоимости товаров. Затраты на приобретение периодических изданий представлены в таблице 2.10.
Таблица 2.10 - Затраты на приобретение периодических изданий за 2013-2013 гг.
Затраты на закупку выросли в 2013 г. на 10502 тыс. руб. по сравнению с 2012 г. и составили 28863 тыс. руб. Динамика уровня издержек предприятия представлена в таблице 2.11
Таблица 2.11 - Динамика уровня издержек обращения предприятия за 2013-2013 гг.
Уровень издержек предприятия в 2013 г. по сравнению с 2009 г. сократился на 16,3 проц. и составил 30,6 проц. пункта. Сокращение уровня издержек произошло за счет увеличения товарооборота на 19246 тыс. руб. за 2012-2013 гг. Следовательно, можно говорить об эффективном управлении издержками предприятия.
Анализ товарооборота
Под товарооборотом понимается объем реализации товаров народного потребления населению и другим потребителям в денежном выражении. В системе показателей развития торгового предприятия товарооборот играет неоднозначную роль. Являясь основным оценочным показателем объема деятельности торгового предприятия, он служит также определяющим показателем формирования его ресурсного потенциала (объема и состава трудовых, материальных и финансовых ресурсов) и затрат ресурсов (суммы и состава издержек обращения). Розничный товарооборот - это количественный показатель, характеризующий объем продаж. Он выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в сферу потребления путем их обмена на денежные доходы. Розничный товарооборот отражает состояние национальной экономики, эффективность производства и управления процессом товародвижения, степень развитости рынка и его конъюнктуру. Анализ показателей товарооборота позволяет установить основные качественные и количественные показатели работы торговой организации в текущем периоде. От глубины и полноты анализа, правильности сделанных выводов по результатам анализа зависит экономическая обоснованность расчетов на предстоящий период. По результатам анализа можно судить, в какой степени выполнен прогноз продаж и удовлетворен покупательский спрос, чем были вызваны изменения в товарообороте за отчетный период, оценить степень соответствия фактических результатов деятельности предприятия намеченной стратегии. Данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности являются основными источниками информации для анализа товарооборота. Его начинают с определения объема товарооборота в денежном выражении или в натуральных показателях за определенный период (декада, месяц, квартал, полугодие, год). Полученные отчетные данные сравнивают с прогнозируемыми показателями за эти периоды. Анализируя товарооборот, выявляют закономерности в его развитии. С этой целью рассчитывается динамика товарооборота в текущих и сопоставимых ценах. Анализ общего объема товарооборота проводят по кварталам, что позволяет определить равномерность продаж на протяжении года и выявить степень удовлетворения покупательского спроса по сезонам. При анализе ритмичности продаж определяют коэффициент ритмичности товарооборота по формуле:
Критм = Товарооборот фактического года с учетом квартала / Товарооборот предыдущего года (2.6)
При расчетах коэффициента ритмичности объем продаж можно учитывать в абсолютных суммах в денежном выражении или в удельном весе продаж в отдельные периоды в общем объеме продаж. Равномерными продажи считаются в том случае, если коэффициент равен единице. После определения годового товарооборота с разбивкой по кварталам приступают к прогнозированию его по отдельным товарным группам и товарам с учетом сезонности спроса населения и сложившегося уровня продажи товаров. Так, в летний период происходит некоторое сокращение реализации книг, но увеличиваются объемы реализации периодических изданий: газет, журналов. А в I и IV кварталах возрастает спрос на художественную литературу в связи с тем, что именно данные издания приобретаются в качестве подарков на Новый Год, 23 февраля и 8 марта. При анализе ритмичности товарооборота необходимо определить коэффициент ритмичности продаж. Для этого выполняются следующие расчеты:
Таблица 2.12 - Анализ ритмичности продаж
Объем товарооборота 2013 г. превысил значение 2012 г.на 56,4% и продажи осуществлялись достаточно ритмично по сравнению с 2012 г., так как объемы и доли продаж в отдельные периоды практически не изменились. Коэффициент ритмичности продаж составил:
Критм (1 квартал)=(26,48+22,61+20,87+29,94)/ 100=0,999 Критм (2 квартал)=(26,58+22,84+20,87+29,94)/ 100=1,002 Критм (3 квартал)=(26,58+22,61+20,72+29,94)/ 100=1,003 Критм (4 квартал)=(26,58+22,61+20,87+29,96)/ 100=0,999
Рассчитанные значения коэффициентов ритмичности практически равны 1, что свидетельствует о достаточной ритмичности продаж в отчетном периоде. В 2013 г. только в 2 и 3 кварталах наблюдается значительное изменение ритмичности, а в 1 и 4 ритмичность товарооборота не изменена. Рассмотрим динамику товарооборота компании. Для большей наглядности реализуемые товары сгруппированы в таблицах 2.13, 2.14 по группам.
Таблица 2.13 - Динамика и структура товарооборота 2012 - 2013 гг.
Периодические издания составляют основную массу в общем объеме товарооборота и занимают в 2012 г. 78,85% от общей суммы, а в 2013 г. 75,57%. Это объясняется тем, что данный вид деятельности является основным для предприятия. В целом структурные показатели товарооборота в 2013 году практически не изменились по сравнению с 2009 годом. В целом, за рассматриваемый период не произошло значительных изменений структуры товарооборота компании. Динамика товарооборота ООО «Урал-Пресс Иркутск» за последние пять лет характеризуется следующими данными (табл. 2.14).
Таблица 2.14 - Прирост товарооборота ООО «Урал-Пресс Иркутск» за 2012-2013 гг.
Анализируя объем товарооборота, мы наблюдаем его рост за период с 2012 по 2013 гг. на 19246 тыс. руб. Наибольший рост товарооборота наблюдается за счет увеличения доходов от реализации периодических изданий на 57,1% и увеличения доходов от продажи учебников на 54,32%. Это привело к росту товарооборота на 14660 тыс. руб. и 2371 тыс. руб. соответственно. Однако есть и не такое значительное увеличение товарооборота по такой товарной группе, как книги (на 54,18% или 2215 тыс. руб.).
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (151)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |