Организационная структура
Под организационной структурой предприятия понимаются состав, соподчиненность, взаимодействие и распределение работ по подразделениям и органам управления, между которыми устанавливаются определенные отношения по поводу реализации властных полномочий, потоков команд и информации. Различают несколько типов организационных структур: линейные, функциональные, линейно-функциональные, дивизиональные, адаптивные. Рассмотрим основные характеристики этих структур. Выбор организационной структуры управления, в наибольшей степени отвечающей целям предприятия и учитывающей конкретные условия деятельности, осуществляется на основе тщательного анализа всех факторов, оказывающих на нее влияние, оценки преимуществ и недостатков различных типов организационных структур. Организационная структура выражает форму разделения и кооперации труда в сфере управления и оказывает активное воздействие на процесс функционирования предприятия. Чем совершеннее структура управления, тем эффективнее воздействие на объект управления и выше результативность работы предприятия. Организационная структура управления не является чем-то застывшим, она постоянно совершенствуется в соответствии с изменившимися условиями. Поэтому данные структуры отличаются большим разнообразием и определяются многими факторами и условиями. Важнейшие из них следующие: масштабы бизнеса (малый, средний, большой); производственные и отраслевые особенности предприятия (производство товаров, услуг, купля-продажа); характер производства (массовый, серийный, единичный); сфера деятельности фирм (местный, национальный, внешний рынок); уровень механизации и автоматизации управленческих работ; квалификация работников. Построение организационных структур управления осуществляется с учетом следующих принципов: соответствие структуры управления целям и стратегии предприятия; единство структуры и функции управления; первичность функции и вторичность органа управления; рациональное сочетание в структуре управления централизации, специализации и интеграции функций управления; соотносимость структуры управления с производственной структурой предприятия; комплексная увязка в структуре управления всех видов деятельности; соответствие системы сбора и обработки информации организационной структуре управления. При проектировании структуры управления необходимо соблюдать следующее основное правило: вовлекать наименьшее число уровней управления и создавать кратчайшую цепь команд. На рис. 1.1. представлена организационная структура ООО «Урал-Пресс Иркутск». Как видно из рис. 1.1 в ООО «Урал-Пресс Иркутск» существует линейная организационная структура, в которой распределение должностных обязанностей осуществлено таким образом, чтобы каждый служащий был максимально нацелен на выполнение производственных задач организации. Все полномочия - прямые (линейные) - идут от высшего звена управления к низшему. В числе преимуществ линейной организации - ответственность, установленные обязательства, четкое распределение обязанностей и полномочий; оперативный процесс принятия решений; простота в понимании и использовании, возможность поддерживать необходимую дисциплину. Этот тип управленческой структуры обычно ведет к формированию стабильной и прочной организации. В числе недостатков линейного построения организации - негибкость, жесткость, неприспособленность к дальнейшему росту организации. Утрата (отставка, смерть) руководителя может привести к более серьезным последствиям, чем при гибком построении организационной структуры. Метод управления может быть бюрократическим, диктаторским, что уменьшает потенциальные возможности и сдерживает инициативу молодых руководителей; руководящие лица могут быть перегружены обязанностями, ответственностью, что может привести к стрессу и плохому управлению.
Рис. 1.1 - Организационная структура ООО «Урал-Пресс Иркутск»
Все участки фирмы выведены в прямое подчинение Генеральному директору для обеспечения наибольшей продуктивности их работы. Структура управления максимально сокращена для более эффективной координации схожих по направлениям деятельности подразделений. Управлением предприятия в целом занимается генеральный директор. В его ведении находятся вопросы стратегического характера. К компетенции генерального директора относится: без доверенности действует от имени ООО «Урал-Пресс Иркутск» представляет интересы фирмы в отношениях с другими юридическими и физическими лицами; заключает договоры, соглашения, совершает сделки от имени фирмы; выдает доверенности на право представительства от имени Общества, в том числе доверенности с правом передоверия; открывает в банках расчетные и другие счета; самостоятельно формирует и утверждает штаты Общества, издает приказы о назначении на должности работников фирмы, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания; издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников ООО «Урал-Пресс Иркутск»; совершает любые иные законные действия от имени Общества. Бухгалтер подчиняется непосредственно генеральному директору и фактически управляет деятельностью компании на оперативном уровне. В его компетенции находятся вопросы движения финансовых потоков. Организует управление движением финансовых ресурсов предприятия и регулирование финансовых отношений в целях наиболее эффективной реализации товаров и получения максимальной прибыли. Непосредственно ведет переговоры с коммерческими банками, иными кредитными учреждениями и другими внешними организациями. Координирует работы по проведению анализа финансово-экономического состояния предприятия. Осуществляет руководство работами по формированию кредитной политики предприятия. Так же он осуществляет управление активами предприятия (финансирование текущей деятельности), инвестиции, направляемые предприятием на техническое развитие (реконструкцию, обновление и ремонт магазина или оборудования). Организует исследование и анализ затрат на закупку товара, потребление электроэнергии, транспортных издержек, затрат на содержание аппарата, на текущий ремонт и другие издержки. Отдел подписки. Состоит из руководителя отдела подписки и менеджера отдела подписки. Отдел доставки. Состоит из руководителя отдела, менеджера отдела доставки, 2 сортировщиков, 8 курьеров-экспедиторов. Все отделы связаны между собой внутренней телефонной линией и корпоративной Интернет сетью, что обеспечивает быструю связь по возникающим в процессе работы вопросам. Положительные стороны линейно - функциональной структуры: привлечение к руководству более компетентных в конкретной области специалистов; достаточно быстрый рост профессионализма функциональных специалистов; оперативность в решении нестандартных ситуаций; полная персональная ответственность за выполненную работу и ее результаты; получение четких непротиворечивых заданий и распоряжений. Недостатки линейно-функциональной структуры управления: большая нагрузка общего руководителя и его аппарата по оперативным вопросам управления; трудность координации деятельности всех подразделений; недостаточная гибкость структуры.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (177)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |