АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ, ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
12
Задача 3.1 Проанализировать изменение затрат на сырье и материалы на производство продукции, определить влияние на затраты объема выпуска, норм расхода сырья, цены. Данные представлены в табл. 3.1.
Таблица 3. 1 Исходные данные о расходе сырья на выпуск продукции
Анализ изменения затрат под влиянием изменения объема выпуска продукции, норм расхода сырья и цены на сырье проводится по модели
Zобщ. = ∑ qi*Hi*Pi
где qi – объем выпуска продукции в натуральном выражении; Hi – норма расхода сырья на выпуск i – го вида продукции; Pi – цена единицы сырья. Анализ проведем методом цепных подстановок, последовательно заменяя плановые показатели на отчетные. 1.затраты по плану Z пл. = 2000(0,8*100+0,3*80+0,5*400) = 608 тыс.руб. 2. затраты при фактическом объеме и плановых нормах и ценах Z усл.1 = 2100(0,8*100+0,3*80+0,5*400) = 638,4 тыс.руб. 3. затраты при фактическом объеме, фактических нормах расхода и плановых ценах Z усл.2 = 2100 (0,9*100+0,2*80+0,8*200) = 861 тыс.руб. = 1680 тыс.руб. 4. затраты фактические Z факт =2100 (0,9*100+0,2*90+0,8*200) = 562,8 Влияние факторов на изменение величины затрат в стоимостном выражении сложилось следующим образом 1. влияние изменения объема производства 638,4-608 = 30,4 тыс.руб. 2. влияние изменения норм расходы сырья 861-638,4 = 222,6тыс.руб. 3. влияние изменения цен на сырье 562,8-861 = -298,2тыс.руб. Суммарное влияние факторов 30,4+222,6-298,2 = -45,2 Затраты сырья и материалов на производство продукции снизились на 45,2 тыс.руб. При этом снижение затрат обусловлено исключительно снижением цен на сырье, за счет чего компенсировано увеличение норм расхода сырья и объема производства. Задача 3.2 Выполнить факторный анализ затрат на 1 руб. товарной продукции по данным табл. 3.2 Изменение затрат на 1 руб. товарной продукции за счет изменения объема выпуска продукции, себестоимости единицы продукции и цены единицы продукции определяется по факторной модели
З = ∑ Zi *qi / ∑Pi*qi
где З – затраты на 1 руб. товарной продукции, коп. Zi – себестоимость единицы продукции; qi - объем выпуска i-го вида продукции Pi – цена единицы i-го вида продукции
Таблица 3. 2 Информация для факторного анализа затрат на 1 руб. товарной продукции
Затраты на 1 руб. товарной продукции увеличились на 0,79 коп. Промежуточные расчеты и результаты факторного анализа представлены в табл. 3.3.
Таблица 3. 3
На увеличение затрат на 1 руб. товарной продукции определяющее влияние оказало снижение оптовой цены, которое не компенсируется увеличением объема производства и снижения себестоимости единицы продукции по изделию А. Задача 3.3 Используя результаты решения задачи 3.2 и данные табл. 3.4, выполнить факторный анализ рентабельности производства. По данным задачи 3.2 определим прибыль, как разность между стоимостью товарной продукции и себестоимостью выпуска. Рентабельность производства представим в виде факторной модели
Рент. = Пр /(ОФ+МОА)*100%
Таблица 3.4 Исходная информация для факторного анализа рентабельности производства
Для определения величины влияния факторов рассчитаем ряд условных показателей. Рент. усл.1 = Пр 1 /(ОФ0+МОА0) *100 = 230 /(700+120))*100 = 28,05 Рент. усл.2 = Пр 1 /(ОФ1+МОА0) *100 = 230 /(750+250)*100 = 26,44 Влияние факторов составит а) прибыли 28,05 – 30,49 = -2,44 б) стоимости ОФ 26,44-28,05 = -1,61 в) остатка МОА 25,84-26,44 = -0,6 Суммарное влияние факторов -2,44-1,61-0,6 = -4,65 % Рентабельность производства снизилась на 4,65%. Отрицательное влияние оказали все влияющие факторы, наибольшее отрицательное влияние приходится на снижение прибыли. Задача 3.4 Проанализировать изменение расходов по обычным видам деятельности по элементам затрат по составу и структуре по данным табл. 3.5.
Таблица 3. 5 Анализ затрат по элементам
Как видно по данным табл. 3.5, общая сумма затрат увеличилась на 87007 тыс.руб. или на 10,29%. При этом увеличились все элементы затрат, кроме прочих расходов. В результате несоответствия темпов изменения по отдельным элементам затрат их структура изменилась в сторону увеличения удельного веса материальных затрат с 25,8% до 48,1%. Удельный вес прочих расходов снижается с 51,3% до 17,7%. На долю расходов на оплату труда приходится 18,9%, что на 6,3%п больше, чем в предыдущем году.
Задача 3.5 Проанализировать динамику показателей прибыли, провести факторный анализ прибыли от продаж по данным табл. 3.6
Таблица 3. 6 Динамика финансовых результатов деятельности предприятия
Как следует из представленных данных, выручка от продаж снизилась на 255202 тыс.руб. или на 19,7%. Себестоимость реализованной продукции также снизилась, но более медленными темпами по сравнению с выручкой – на 4,8%. В результате уровень себестоимости в выручке увеличился. Большими темпами выросли коммерческие и управленческие расходы. Соответственно снизалась прибыль от продаж как по абсолютной величине, так и по уровню (рентабельность продаж). Влияние данных факторов оценивается следующим образом: 1. Фактор «выручка от реализации»
Пв = [(В1- В0)*Р0]/100,
где В1, Во - выручка в отчетном и базисном периодах, Р0 - рентабельность продаж в базисном периоде. 2. Фактор «себестоимость»
Пс = -В1(УС1-УС0)\ 100,
где УС1, УС0 - доля себестоимости в выручке, %. Влияние уровня коммерческих и управленческих расходов рассчитается аналогично. Влияние факторов на величину прибыли от продаж составило 1. влияние выручки -255202*25,5098/100= -65102 тыс.руб. 2. влияние уровня себестоимости -1041232*(-13,566373) = -141257 тыс.руб. 3. влияние уровня коммерческих расходов -1041232*(0,0626) =- 652 тыс.руб. 4. влияние уровня управленческих расходов -1041232*(0,6868) = -7151 тыс.руб. Суммарное влияние факторов -65102-141257-652-7151 = -214162 тыс.руб. На снижение прибыли от продаж отрицательное влияние оказали все влияющие факторы. Наибольшее отрицательное влияние приходится на увеличение уровня себестоимости в составе выручки. как увеличение выручки, так и снижение уровня себестоимости. При этом влияние уровня себестоимости значительно превышает влияние роста выручки.
12
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (165)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |