Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Оценка состояния и развития РТС в РБ



2020-03-19 240 Обсуждений (0)
Глава 2. Оценка состояния и развития РТС в РБ 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

Розничные торговые сети представляют собой огромные корпоративные предприятия торговли с высококвалифицированными менеджерами, современными методами управления на предприятии и новейшими технологиями в области розничных продаж. Создание розничных торговых сетей один из современных методов управления торговым капиталом, который позволяет получать экономию затрат от изменения масштаба деятельности. В условиях усиливающейся конкуренции в торговле возникает необходимость скорейшего возврата денежных активов, вкладываемых в товарно-материальные ценности, так как капитал, привлеченный в качестве оборотных средств, должен компенсироваться продажей товаров. На данном этапе развития розничной торговли, по мнению специалистов, наибольшую скорость возврата денежных активов обеспечивают розничные торговые сети. Поэтому сетевая розничная торговля является не только самым крупным, но и наиболее важным сектором, как для торговли, так и для экономики в целом.

Кроме того, находясь в непосредственной близости к завершающему этапу цикла общественного воспроизводства, розничная торговая сеть имеет возможность оказывать влияние на деятельность производителей, очень точно выражая находящиеся в постоянном движении требования покупателей.

В настоящее время в Беларуси насчитывается более 45 торговых сетей, и их торговый оборот составляет примерно 1,3 триллиона рублей. Пока в нашей стране на сетевую розничную торговлю приходится примерно 30% рынка розничной торговли, поэтому у нее есть достаточно большие перспективы для своего дальнейшего развития. [1].

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что современные тенденции определяют уровень организации и развития розничной торговой сети, от которого зависит качество торгового обслуживания населения, темпы роста товарооборота, ускорение товарооборачиваемости, прибыльность торговых предприятий.

Задача работников торговых служб- грамотно изучать, анализировать и учитывать степень влияния всех факторов на организацию коммерческой деятельности для получения наилучшего экономического результата. Основными документами, определяющие основные пути совершенствования розничной торговли является Программа развития потребительской кооперации на 2010-2015гг., Программа развития внутренней торговли, Программа развития села.

Цель данной работы является анализ современных тенденций развития розничной торговой сети.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

) изучить теоретические аспекты функционирования розничных сетей;

) исследовать факторы, определяющие темпы и вектор развития розничных торговых сетей;

) проанализировать деятельность основных розничных торговых сетей и выявить проблемы на примере розничных сетей «Белкоопсоюза»;

) выявить перспективы развития торговых розничных торговых сетей;

) выявить основные тенденции развития отечественного рынка розничной торговли.

 


Глава 1 . Сущность, понятие и виды р озничных торговых сетей

Понятие РТС

 

Торговая сеть - совокупность торговых предприятий, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением.

Торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно с минимальной затратой сил и времени приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора из широкого и глубокого ассортимента, недалеко от места работы и жилья, в удобном количестве.

Розничная торговая сеть - совокупность розничных торговых предприятий и других торговых единиц, размещенных на определенной территории [4, c.2].

Розничная торговая сеть выполняет следующие функции: закупка, транспортировка, хранение, подсортировка, подработка, приведение к товарному виду, продажа товаров, принятие риска, финансовая деятельность, информирование рынка, получение информации о рынке.

Предприятие розничной торговли осуществляет куплю-продажу товаров с оказанием необходимых услуг покупателям.

Предприятия розничной торговой сети - магазины, в том числе мелкорозничной - павильоны, киоски и палатки - могут объединяться:

) в торговое - добровольное договорное - объединение с сохранением хозяйственной самостоятельности и прав юридического лица каждого предприятия для координации предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов;

) торговый комплекс - реализующий универсальный ассортимент товаров и оказывающий широкий набор услуг, а также централизующий функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности;

) торговый центр - реализующий универсальный ассортимент товаров и услуг, расположенный на определенной территории, спланированный, построенный и управляемый как единое целое и предоставляющий в границах своей территории стоянку для автомашин;

) торговый дом - многопрофильное торговое предприятие, интегрированное в производственную, финансовую и внешнеэкономическую сферы.[13, c.38].

Вся розничная сеть классифицируется по определенным признакам. Для каждого формата прописаны стандарты - по ассортименту, дизайну, оборудованию, что облегчает их тиражирование. Стандартизация размещения ассортимента в торговом зале, например, упростила переговоры с поставщиками и разработку логистики поставок. Оптимизирован и управленческий ресурс. Введена должность менеджеров форматов, которые отслеживают соблюдение стандартов. Внутри форматов несколько магазинов объединены в куст по территориальному признаку. Это дает возможность учитывать особенности района, сократить издержки на подбор и поддержание ассортимента, подготовку кадров.[20, c.2].

По товарно-ассортиментному профилю розничную сеть можно подразделить на:

универсальную, представленную в основном универмагами, гипермаркетами, супермаркетами, гастрономами, универсамами, где реализуются товары всех групп, входящих в номенклатуру продовольственных и непродовольственных товаров;

специализированную на торговле товарной группой, товарами одной подгруппы, товарами, сгруппированными в потребительские комплексы.

смешанную, где в основном реализуются товары повседневного спроса продовольственного и непродовольственного ассортимента.[13, c.42].

Существуют следующие формы продажи и методы обслуживания: самообслуживание, традиционная продажа через прилавок, салонная или индивидуальная продажа товаров, по образцам, по заказам, с использованием автоматов, по почте, по каталогам, интернет-торговля, прямые продажи.

Самообслуживание - форма продажи, при которой покупатель самостоятельно осматривает, отбирает и доставляет отобранные товары к единому узлу расчета. Предусматривается типовое торговое оборудование.

Продажа товаров по предварительным заказам - форма продажи, при которой покупатели предварительно заказывают необходимые товары из числа имеющихся в продаже и получают их в обусловленное время в магазине, на дому или по месту работы.[13, c.44].

Индивидуальное (салонное) обслуживание - форма продажи, при которой продавец обслуживает каждого конкретного покупателя и помогает ему в выборе покупки, консультирует в вопросах пользования товаром, упаковывает и отпускает товар. Предусматриваются все формы расчета с покупателями, послепродажное обслуживание, бесплатная доставка по желанию покупателя, возврат товара. Данная форма продажи предусматривает предоставление покупателям разных платных и бесплатных услуг.[4, c.2].

Продажа с открытой выкладкой - форма продажи, когда покупатели знакомятся с ассортиментом товаров самостоятельно, а проверяет качество, дает консультации, упаковывает и отпускает товары продавец.

Продажа товаров по образцам - форма продажи, когда покупатели самостоятельно или с помощью продавца знакомятся с выставленными в торговом зале образцами товаров. После выбора товара и оплаты покупки он может быть доставлен на дом покупателю или вручен непосредственно со склада магазина.

Продажа по телефону - это активная, свободная продажа товаров, когда продавец зазывает клиента. Телефонный звонок используется в целях рекламирования товара и поиска покупателя.

Более 90% всех розничных продаж совершаются в магазинах. Но в настоящее время темпы роста внемагазинной торговли значительно превышают аналогичный показатель для розничной торговли. Существуют три разновидности внемагазинной торговли: прямая розничная торговля, личные продажи и продажи через автоматы.

Прямая торговля - покупатели сначала заказывают товар по телефону или по почте. В зависимости от используемых средств передачи информации различаются типы прямой торговли.

Личные продажи, в отличие от прямой розничной торговли, основанной на использовании разных информационных источников, основываются на непосредственном контакте между продавцом и покупателем. При этом общение происходит либо напрямую, лицом к лицу, либо по домашнему (рабочему) телефону.[3, c.23].

Продажи товаров через автоматы. В этом случае личный контакт с покупателем не устанавливается. В данном случае происходит просто покупка и получение товара посредством механического устройства.

Ритейл принято классифицировать по формату магазинов: супермаркет, гипермаркет, Магазин «за углом». Таким образом, классификация сетей: сеть гипермаркетов, сеть супермаркетов, магазин-за-углом и сеть разноформатных магазинов прямо отражает форматы магазинов, входящих в сеть.

 

Виды РТС

 

Завершение процесса обращения товаров происходит в розничной торговой сети. Типизацией РТС могут служить:

Ларек (киоск, палатка) - оснащенное торговым оборудованием строение (здание), не имеющее торгового зала и помещения для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца.

Павильон - оборудованное строение, имеющее торговый зал, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест и помещение для хранения товаров.

Магазин - специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми и всеми необходимыми подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже.

Различают универсальные, специализированные магазины, магазины с комбинированным, а также смешанным ассортиментом товаров.[18, c.3].

Универсальный магазин (универмаг) - магазин с универсальным ассортиментом непродовольственных товаров и отделом продовольственных товаров

Универсам (супермаркет) - магазин самообслуживания с универсальным ассортиментом продовольственных товаров и ограниченным ассортиментом непродовольственных товаров повседневного спроса.[16, c.8].

Гипермаркет - магазин с торговой площадью от 10 тыс. м2, торгующий как предметами роскоши, так и товарами широкого потребления, с акцентом на основные потребительские товары и продукты питания.

Специализированный магазин - предприятие розничной торговли, реализующее одну группу товаров или ее подгруппу, вид.

Мини-маркет (мини-продукты) - магазин с узким или ограниченным ассортиментом продовольственных товаров при площади торгового зала не более 50 квадратных метров.

Ее основными видами являются:

стационарная;

нестационарная;

Стационарную торговую сеть образуют строительные системы, имеющие замкнутый объем, прочно связанные фундаментом с земельным участком и подсоединенные к инженерным коммуникациям.

Нестационарная торговая сеть функционирует на принципах развозной и разносной торговли.

Развозная торговля использует специализированный или специально оборудованный транспорт для обслуживания жителей сельских населенных пунктов, в которых отсутствуют магазины, а также для торговли в городах в местах большого скопления людей.[5, c.3].

Разносная торговля осуществляется вне стационарных розничных торговых предприятий путем непосредственного контакта продавца с покупателем на дому, в учреждении, организации, на предприятии, транспорте или на улице.

Специализация РТС

 

Одно из перспективных направлений совершенствования розничной торговли сети - ее специализация. Она способствует облегчению труда торговых работников и росту его производительности, более эффективному использованию материально- технической базы торговли и оказывает положительное влияние на уровень обслуживания покупателей.

Специализация магазинов может осуществляться по товарному профилю, формам торгового обслуживания, функциональной роли.

Ведущим направлением специализации является специализация магазинов по товарному признаку, предусматривающая ограничение их деятельности торговлей отдельными видами или группами товаров при одновременном расширении внутригруппового ассортимента.[2, c.111].

Необходимость специализации розничных торговых предприятий - следствие постоянного расширения ассортимента товаров, который нуждается в глубоком расчленении всей товарной массы на группы. В специализированных магазинах имеются лучшие условия для более тщательного изучения покупательского спроса, повышения квалификации торговых работников, покупателям предлагаются товары широкого ассортимента в пределах одной или нескольких товарных групп.

В то же время чрезмерная специализация магазинов может отрицательно сказаться на торговом обслуживании населения, так как она может привести к территориальному удалению их от потребителей, что в свою очередь вызовет увеличение затрат времени на приобретение товаров.

С учетом товарной специализации магазины делят на следующие группы:

Ø узкоспециализированные;

Ø специализированные;

Ø комбинированные;

Ø универсальные;

Ø смешанные.

Удобна для покупателей и специализация на основе потребительских комплексов, так как позволяет совершить комплексную покупку в одном магазине. Это могут быть товары для женщин, для детей, для дома и т.д.

В системе потребительской кооперации действуют в основном магазины, специализированные на базе товаров нескольких групп родственных по своему потребительскому назначению (мясо - рыба - овощи, галантерея - трикотаж и т.п.), или широкой номенклатуры товарных групп (универмаги, универсамы), или ведущие торговлю продовольственными и непродовольственными товарами - "Товары повседневного спроса"[8, c.57].

Уровень специализации может быть определен и путем отношения торговой площади специализированных магазинов к общей торговой площади магазинов или отношением розничного товарооборота специализированных магазинов к товарообороту всех магазинов.

На рациональное развитие розничной торговой сети, ее построение и размещение большое влияние оказывает типизация предприятий розничной торговли.


Типизация РТС

 

Торгово-технологический процесс в магазине состоит из целого комплекса взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций. Содержание и последовательность их выполнения зависят от типа и величины магазина, его технической оснащенности, степени подготовленности к продаже поступивших в магазин товаров и других факторов.

Различают универсальные, специализированные магазины, магазины с комбинированным, а также смешанным ассортиментом товаров.

Универсальный магазин представляет собой предприятие розничной торговли, реализующее универсальный ассортимент продовольственных и (или) непродовольственных товаров.

Специализированный магазин представляет собой предприятие розничной торговли, реализующее одну группу товаров или ее часть.

Магазин с комбинированным ассортиментом товаров представляет собой предприятие розничной торговли, реализующее несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности.

Магазин со смешанным ассортиментом товаров представляет собой предприятие розничной торговли, реализующее отдельные виды продовольственных и непродовольственных товаров.[7, c.132].

Типы магазинов постоянно изменяются под влиянием процессов, происходящих в экономике страны, научно-технического прогресса, социальных и других факторов.

Так, широкое распространение за рубежом и в крупных Беларуси получили гипермаркеты - магазины самообслуживания с торговой площадью не менее 5000 м2. В них представлено до нескольких тысяч наиме­нований как продовольственных, так и непродовольственных товаров. Высокая оборачиваемость товаров в гипермаркетах делает их доступными по цене.

Кроме того, в зарубежной торговле существует развитая сеть магазинов - дискаунтеров, основная задача которых - продажа товаров по более низким ценам.

Снижение цен в магазинах-дискаунтерах достигается за счет уменьшения расходов, связанных с обслуживанием товаров. Этому способствует:

сокращение числа посредников (поставки товаров в магазины сети осуществляются из единого распределительного центра);

преобладание в ассортименте товаров с высокой оборачиваемостью (преимущественно продовольственных); применение самообслуживания; использование специальных стеллажей с небольшим количеством расположенных по высоте полок, позволяющих выкладывать товары в открытой транспортной таре; оптимизация численности персонала.[12, c.70].

К основным торговым функциям предприятий розничной торговли следует отнести:

изучение покупательского спроса на товары;

формирование ассортимента товаров;

составление заявок на завоз товаров;

оказание торговых услуг покупателям;

рекламирование товаров и услуг.

Основными технологическими функциями являются:

приемка поступивших товаров по количеству и качеству;

хранение товаров;

выполнение операций, связанных с производственной доработкой товаров (фасовка, упаковка, маркировка и др.);

внутримагазинное перемещение, размещение и выкладка товаров на торговом оборудовании в торговом зале;

продажа товаров (предложение их покупателям, помощь в выборе и др.);

выполнение расчетов с покупателями.

Наряду с перечисленными розничные торговые предприятия выполняют также функции, связанные с оказанием покупателям дополнительных услуг.[16, c.7].

Рациональное построение торгово-технологического процесса в магазине должно обеспечить экономическую эффективность работы торгового предприятия, создать максимальные удобства для покупателей и комфортные условия для труда и отдыха работников магазина.

 


Глава 2. Оценка состояния и развития РТС в РБ



2020-03-19 240 Обсуждений (0)
Глава 2. Оценка состояния и развития РТС в РБ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Оценка состояния и развития РТС в РБ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (240)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)