Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


в верхнем правом поле 2-го задания.



2020-03-19 236 Обсуждений (0)
в верхнем правом поле 2-го задания. 0.00 из 5.00 0 оценок




Теста «Домики» Ореховой О.А.

 

Тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций.

 Адаптированный вариант теста для проведения   мониторинга   родителями и педагогами

образовательных организаций, участниками Всероссийского конкурса

«К Здоровой семье через детский сад и школу».

Данный тест является стандартизированным. Он был разработан Ореховой О.А. в диссертации на соискание кандидата психологических наук «Особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного и школьного возраста» 2007г. В настоящее время используется в детских садах, школах и во всех военных флотах ВМС РФ.

 

Нумерация Домиков:  

а) Определите цвет первого кирпичика в первом задании теста. Этот цвет обозначаем цифрой 1 (первый кирпичик).

б) Во втором и третьем задании найдите домики этого же цвета и поставьте цифру «1».

в) Определите цвет второго кирпичика в первом задании теста. Этот цвет обозначаем цифрой 2 (второй кирпичик). Под всеми домиками теста, имеющими цвет второго кирпичика, поставьте цифру «2». И так,  по номерам кирпичиков, нумеруются все домики второго и третьего задания.   

 

Обозначение эмоциональных нарушений

Во  2-м задании теста «Домики» (личностные блоки)

Нарушения Обозначение эмоциональных нарушений
Инверсии эмоций 1. Все эмоции во втором задании разбиты на пять личностных блоков. В каждом блоке два домика: позитивный и негативный. Сравните цифры, проставленные Вами, под позитивным и негативным домиком каждого блока.  2. Найдите блоки, где цифра цвета под позитивным домиком больше, чем под негативным. Это означает инверсию эмоций в личностном блоке. * 3. Обозначьте ее красным крестиком. Обратите внимание, что в последнем блоке есть исключение из правила: во всех блоках позитивный домик расположен слева, а в последнем блоке наоборот – справа. Посчитайте количество инверсий эмоций (крестиков) и впишите это количество напротив буквы «И» в верхнем правом поле этого задания. 
Амбивалентные эмоции 1.Найдите домики, закрашенные одним цветом. Если все одноцветные домики позитивные или негативные, то это норма. Никаких обозначений не производите. 2.Если в группе одноцветных домиков (их может быть два и более) присутствуют и позитивные, и негативные домики, то это означает наличие амбивалентных реакций. Во втором ряду квадратов под каждым Домиком выделите такую группу красной буквой «А». Если амбивалентных реакций, обозначенных разным цветом, несколько, то их нумеруют А1 , А2 и т.д. 3.Посчитайте количество амбивалентных реакций и впишите это количество напротив буквы «А» в верхнем правом поле этого задания.
Недифференциро-ванные Личностные блоки 1.Обведите красным кружком римские номера блоков, в которых есть любые эмоциональные нарушения - (инверсии и /или амбивалентности).

 

  К 7 годам у детей формируется правильная дифференциация (различение ) эмоций. Пытаясь адаптироваться к повышенным нагрузкам ребенок нарушает эту дифференциацию как средство психологической защиты. Это может проявится проблемами его поведения и обучения . Недифференцированные Личностные блоки определяют прогноз поведения ребенка в стрессовой ситуации. Например, нарушения в III Личностном блоке - дружба 6 место , а ссора 1 место. Следовательно , в стрессовой ситуации общения с друзьями  наиболее вероятно он будет стремиться восстановить свой психологический комфорт ссорясь с ними.

Название личностного блока При нарушении дифференциации эмоций в блоке возможны проблемы развития детей
I Блок базового комфорта и благополучия: счастье – горе дезадаптация    
II Блок личностного роста: справедливость – обида прекращение саморазвития  
III Блок взаимоотношений : дружба – ссора затруднения в межличностных контактах   
IV Блок потенциальной агрессии: доброта – зло затруднения в межличностных контактах   
V Блок познавания мира: скука – восхищение снижение познавательной активности    

Определение типа развития эмоциональной сферы детей (РЭС)

в верхнем правом поле 2-го задания.

 

Определите   главный показатель теста Ореховой О.А.- тип развития эмоциональной сферы ребенка (РЭС) по формуле:

 

«1» первый тип (норма, зеленый цвет) соответствует отсутствию инверсий и амбивалентностей (например, И-0, А-0).  
Не имеет нарушений: нет инверсий и амбивалентностей. Правильно дифференцирует эмоции: ярко выраженное предпочтение позитивных и отвержение негативных.  Обладает оптимально правильным эмоциональным восприятием мира и высоким уровнем развития когнитивной сферы (нет проблем с учебой). Имеют хорошее эмоциональное здоровье, обеспечивающее устойчивость к стрессу и правильные модели поведения в обществе

 

«2» второй тип   (вариант нормы, зеленый цвет) определяется при отсутствии инверсий, но наличии любого количества амбивалентных реакций (например, И-0, А+).
Высокоинтеллектуальный тип, но не различает некоторые позитивные и негативные эмоции (амбивалентность). Возможно затруднение принятия волевого решения при не различении эмоций. Это делает этот тип менее устойчивым к стрессу, чем 1 тип РЭС. Не имеет проблем с обучением. Однако в условиях стресса может перейти в более проблемные 3 и 4 типы РЭС.   

 

 

«3» третий тип (нижняя граница нормы, желтый цвет) определяется при наличии инверсий (любого количества) и отсутствии амбивалентных реакций (например, И+, А-0).  
Предпочитает некоторые негативные эмоции и отвергает позитивные эмоции. Инверсия эмоций приводит к эмоционально-нравственной дезори­ентации. Это формирует у ребенка удовлетворительные эмоциональные ресурсы для жизни и работы, но недостаточные для управления своим поведением, особенно в условиях стресса. Вероятностный прогноз поведения детей с 3- м типом РЭС: в стрессовой ситуации асоциальное, агрессивное на окружающих поведение и формирование зависимостей (например, дедовщина в армии, употребление наркотиков, алкоголизм)

 

 

«4» четвертый тип (крайний вариант нормы, красный цвет). Определяется при наличии любого количества инверсий и амбивалентных реакций (например, И+, А+)
Низкие эмоциональные ресурсы вследствие имеющих место затруднений волевой сферы (признак 2-го типа РЭС) и эмоционально-нравственной дезориентации (признак 3-го типа РЭС), обуславливают срывы адаптации. По этой причине у детей 4-го типа РЭС возможны: психолого-педагогические проблемы, неуспеваемость и проблемное поведение в школе, в семье, неадекватные эмоциональные предпочтения ф/м, интересов  и медицинские проблемы (невротизированость, проблемы адаптации, физических ресурсов). Вероятностный прогноз:  «агрессия на себя»

  

 

 

Красным кружком обведите 3 и 4 тип в бланке теста «Домики» раскрашенном детьми.

Зеленым кружком обведите 1 и 2 тип в бланке теста «Домики» раскрашенном детьми.

 

 

4.Определение зон развития ребенка в 3-м задании:

1. Зеленым кружком обведите цифры 1 и 2 в позитивных домиках, и 5 и 6 в негативных домиках. Негативных домиков всего три: страх, болезнь и видео, не контролируемое родителями. Позитивные остальные, в том числе видео, контролируемое родителями. Зеленый кружок - зоны высоких эмоциональные ресурсов развития.

Обратите внимание! В левом верхнем поле бланка под именем ребенка отмечается контроль над видео есть+ или нет-. Нет контроля видео, когда ребенок может увидеть по видео (фильмы, игры и т.п.)  не соответствующие возрасту ребенка и мировоззрению семьи модели поведения и /или их обсуждение.

2. Красным кружком обводим в третьем Задании: цифры 5 и 6 в позитивных домиках, и 1 и 2 в негативных домиках. Негативных домиков всего три: страх, болезнь и видео, не контролируемое родителями.

№ домика Отношение к социальному объекту Преимущества ребенка, имеющего высокий ресурс психического здоровья Зеленый цвет Затруднения ребенка, имеющего низкий ресурс психического здоровья Красный цвет
1 дом Ребенку очень хорошо в своей семье - высокий ресурс личностного роста и позитивной социализации. Длительный эмоциональный дискомфорт может привести к поиску искаженных стимулов: асоциальному поведению, различным видам зависимостей и т.п.
2. Детсад/школа Ребенку в детском саду/школе комфортно - высокий эмоциональный ресурс для личностного роста и позитивной социализации. Возможно нарушение адаптации, потеря интереса к совместной деятельности со взрослым, нарушение общения со сверстниками и со взрослыми.
3. книга Ребенку нравится читать книгу / слушать, когда ему читают. Высокие ресурсы для обучения в школе с программами повышенной сложности. Возможные проблемы с учебой. Недостаточные ресурсы для обучения в школе с программами повышенной сложности
4. труд Высокий эмоциональный ресурс для будущей деловой деятельности. Возможные негативные установки к различным видам труда, с доведением дела до конца, с инициативой. Возможна потеря интереса к труду во взрослой жизни (бизнес, семья ). 
5. игра Высокий эмоциональный ресурс в игре, формирующий воображение, творчество и навыки взаимодействия со сверстниками. Возможные затруднения с развитием творческой активности и воображения, с взаимодействием со сверстниками.
6. Видео Отношение к видео (фильмы,игры)   Домик №6 два варианта: – «Видео-» или «Видео +» 1 вариант «– видео» Высокий эмоциональный ресурс, позволяющий противостоять вредоносному информационному воздействию.  2 вариант «+видео» Ребенок разделяет выбор родителей. Родителям удается формировать дружественное семье мировоззрение ребенка, что создает высокий эмоциональный ресурс его противостояния и неприемлемым семьей моделям поведения 1 вариант «– видео»: При отсутствии контроля видео возможно формирование неправильных моделей поведения ребенка, склонности к праздному времяпровождению и зависимостям.    2 вариант «+видео»: При наличии контроля видео возможно затруднение формирования у ребенка общих с родителями социокультурных ценностей (ему не интересно или мало). 
7. страх Ребенок выбирает безопасное поведение и окружение,избегает опасных компаний, не разумного рискованного поведения и т.п. Возможна тяга ребенка к  страшным видеосюжетам (удовольствие от страха, адреналин)риску, взрывам, асоциальной компании и т.п.
8. болезнь Ребенку неприятно болеть, приятно быть здоровым – формируется стремление к поддержанию хорошего здоровья. Высокий эмоциональный ресурс. Возможен психологический «уход» в болезнь, как решение проблем: не комфортно в детском саду, нуждается в отдыхе и внимании, которое получает, только во время болезни
9 спорт ребенку нравятся занятия физкультурой, предпочитает здоровый образ жизни ребенку не нравятся занятия физкультурой, предпочитает гиподинамию
10 11 я с мамой я с папой   - ребенку комфортно с мамой/папой, семья обеспечивает фундамент эмоционально-личностного развития, - у ребенка сформирована биологическая норма поведения - любовь к семье. у ребенка не удовлетворена базовая потребность в любви и принадлежности к матери/отцу. Имеются проблемы формирования биологической нормы поведения по отношению к семье
12 Я позитивное восприятие себя есть норма для психически здорового ребенка негативное восприятие себя затрудняет взаимодействие с детьми и взрослыми
13 будущий малыш у ребенка сформированы позитивные репродуктивные установки и биологическая норма поведения (любовь к семье и детям) у ребенка не сформированы репродуктивные установки и биологическая норма поведения (любовь к семье и детям)
14 15 мой город родная природа     у ребенка сформирована биологическая норма поведения - любовь к Родине, природе у ребенка не сформирована биологическая норма поведения – (любовь к Родине)
16 честность сформировано адекватное поведение уважения к закону риск нарушения закона (воровство и т.п.)
17 послушание обеспечивает условия для восстановления психического здоровья детей, сформировано адекватное поведение, обеспечивающее оптимальные условия для обучения и взаимодействия в социуме.  не обеспечивает условия для восстановления психического здоровья детей, сформированы модели поведения, затрудняющие обучение в школе и неприемлемые при взаимодействии в социуме
18 19 духовный алфавит: я слушаю о Боге я обращаюсь к Богу сформирована важнейшая духовно-нравственная ценность отношения к Богу или веротерпимость  не сформирована важнейшая духовно-нравственная ценность отношения к Богу или веротерпимость 
20 главная ценность (секретный домик) высокая самооценка школьника соответствует высокому ресурсу психического здоровья низкая самооценка школьника соответствует низкому ресурсу психического здоровья

 

 

Результаты теста:

- Цвета первых двух кирпичиков 1-го задания самые привлекательные для ребенка. Этими цветами он закрасил домики, содержание которых ему эмоционально комфортно и удовлетворяет его актуальным потребностям (цифры 1 и 2).

- Цвета третьего и четвертого кирпичика соответствуют удовлетворенным потребностям ребенка (цифры 3 и 4).

  - Цвета пятого и шестого  кирпичика обозначают эмоциональный дискомфорт ребенка, вызванный невозможностью удовлетворить свои детские потребности в соответствии с названием домика (цифры 5 и 6).

 ЗОНЫ РАЗВИТИЯ С ВЫСОКИМИ И НИЗКИМИ РЕСУРСАМИ РЕБЕНКА:

1. Обозначенные зеленым цветом значки в бланке теста Домики – зоны развития ребенка с высокими ресурсами. Чем больше зеленых кружков, тем больше «запас прочности» организма ребенка и тем легче ему будет учиться в школе и жизни.

2. Обозначенные красным цветом значки  - зоны развития ребенка с низкими ресурсами. Это зоны, требующие коррекции нейродинамического и эмоционального развития ребенка для обеспечения его эффективного обучения и воспитания  в семье и школе.

 

Чтобы повысить низкие ресурсы ребенка в обведенных показателях, черпайте их из его высоких ресурсов. Рекомендации экспертов по восстановлению  ресурсов развития детей  смотрите в видеотеке сайта www.proroditelstvo.ru «Вебинар №2:   «Методика организации родительской конференции», «Вебинар №3: Живое видео для детей», «Вебинар №4: восстановление эмоционального здоровья детей через семейные праздники», «Секреты экстремальной педагогики»

 

 

   

 



2020-03-19 236 Обсуждений (0)
в верхнем правом поле 2-го задания. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: в верхнем правом поле 2-го задания.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (236)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)