Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятия в области государственной бюджетной политики



2020-03-19 150 Обсуждений (0)
Понятия в области государственной бюджетной политики 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Государственной бюджетной политикой Р.Ф. является система использования бюджетных отношений, принципов и функций для достижения поставленных социально-экономических целей.

Она включает стратегию и тактику формирования и регулирования бюджетных отношений.

Бюджетная стратегия - это набор методов, с помощью которых бюджетные отношения, принципы и функции бюджетов можно реализовать в ходе осуществления бюджетного процесса на практике.

Стратегия, как правило, рассчитана на обоснование перспективных, длительных (от нескольких до 10-15 и более лет) направлений бюджетной политики, исходя из долговременных задач развития экономики.

Она предполагает разработку системы долгосрочных мер мобилизации бюджетных ресурсов в целях успешного достижения перспективных целей. Бюджетная тактика - это система конкретных практических мер по управлению доходами и расходами бюджета в целом или его отдельных частей.

Она используется для решения поставленных задач в достаточно короткие сроки. /13, с. 32-36/.

Тактика развития и совершенствования бюджетных отношений предполагает разработку мер по повышению эффективности бюджетов, их устройства с учетом особенностей существующих условий развития экономики и сложившегося бюджетного федерализма.

Большое значение в реализации тактических мер имеет создание эффективного бюджетного устройства и механизма его функционирования.

Последний призван обеспечивать практическую реализацию намеченных путей экономического развития.

В основе бюджетной политики лежит ряд принципов:

· бюджетная политика является органической частью общей;

· экономической политики государства;

·  предполагает сбалансированность экономики;

·  обеспечивает стимулирующую роль бюджетных средств, их активное воздействие на развитие производства;

·  носит плановый и социальный характер.

Основными направлениями современной бюджетной политики государства является проведение бюджетной реформы которая предусматривает:

1)формирование бюджетной системы на основе равноправия и самостоятельности всех звеньев бюджетной системы;

2) упрочение системы межбюджетных отношений;

3) укрепление доходной базы региональных и местных бюджетов;

4)государственная поддержка экономики посредством проведения льготной налоговой и кредитной политики, а также прямых бюджетных ассигнований;

5) повышение эффективности использования средств направляемых на социальные нужды.

Эта политика реализуется в деятельности финансовых и налоговых органов, Центробанка Р.Ф., контрольно-счетной палаты Р.Ф. и субъектов Р.Ф.

Концепция бюджетной политики разрабатывается одновременно с проектом прогноза социально-экономической политики государства, содержит основные задачи бюджета на очередной финансовый год.

Объявляется ежегодно в Бюджетном послании Президента РФ Правительству РФ.

В условиях рынка бюджетной политики - главный рычаг определения основных направлений экономии, воздействия государства на общественное производство.

Для обеспечения эффективности бюджетной политики при ее разработке должны соблюдаться определенные требования.

Главное из них - научный подход к ее разработке, учитывающий реальное состояние экономики, финансов и бюджетной системы страны. Бюджетная политика не может быть эффективной, если четко не определены основные ее направления на ближайший период и перспективу, не сформулированы главные цели и первоочередные задачи.

При этом обоснованность выдвигаемых мер и предстоящих решений должна подкрепляться соответстветствующими расчетами, позволяющими определить не только общую стоимость затрат государства в связи с принимаемыми решениями, но и отдаленные финансовые последствия. Результативность бюджетная политика во многом зависит также от соблюдения двух условий: политической стабильности в стране и высокого уровня профессионализма работников бюджетной сферы.

В разработке бюджетной политики участвуют законодательные (представительные) и исполнительные органы власти, причем полномочия разных ветвей и уровней власти различаются в разных странах в зависимости от особенностей государственного устройства, исторических традиций, сложившихся принципов разграничения полномочий и т.п.

Специфика конституционного строя современной России обусловила то, что приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит Президенту РФ, который определяет основные ее направления, цели и задачи на текущий год и на перспективу в ежегодных посланиях Федеральному Собранию.

Именно Бюджетное послание Президента РФ задает стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, которые должны соответствовать общим целям и задачам экономической и социальной политики государства./15, с. 56-68/.

Бюджетный механизм является инструментом реализации бюджетной политики государства.

Под конкретные задачи – конкретные бюджетный механизм. Функционирование государственного бюджета происходит благодаря таким экономическим категориям, как доходы и расходы, которые имеют специфическое общественное назначение. Доходы служат финансовой базой деятельности государства. Расходы – удовлетворению общественных потребностей.

Составными частями бюджетной политики выступают:

1. Фискальная, или налоговая, политика, которая сталкивает интересы госаппарата, собственников, предпринимателей и наемных работников. Это предполагает выбор фискального курса, принципов налоговой политики. Среди последних наибольшую известность получили: максимальное обложение получаемых и имеющихся жизненных ценностей субъектов; обложение экономических субъектов согласно их платежеспособности; обложение согласно взаимной выгоды плательщиков и государства; принцип пожертвования со стороны экономических субъектов.

2. Инвестиционная политика. Она охватывает комплекс пролеем, среди которых соотношение: реализации запросов потребителей и производителей, отражающееся в пропорции текущих инвестиций и инвестиций развития; интересов различных субъектов-потребителей, т. Е. определение пропорций ассигнований на финансовое обеспечение содержания госаппарата, неимущего населения, экономически состоятельных слоев и т.д.; обеспечение прожиточного минимума гражданам страны.

Бюджетная политика охватывает политику в области доходов и расходов бюджета.

Прогноз доходов федерального бюджета, по данным Минфина РФ, в 2008-2009 годы в реальном выражении (с учетом инфляции) представим в таблице 1.1


Таблица 1.1 – Динамика и структура доходов федерального бюджета в Р.Ф.

Показатель

2008

2009

Абсолютный прирост в 2009/2008, %

млрд. % млрд. % млрд. %
руб. доходов руб. доходов руб. доходов
1 2 3 4 5

6

7

ВСЕГО ДОХОДОВ   6905,6   100   7464   100

558,4

0

Налог на прибыль организаций   539   7,8   560,2   7,5

21,2

-0,3

ЕСН 422,1 6,1 475,5 6,4

53,4

0,3

НДС 2346,8 34 3019,4 40,5

672,6

6,5

Акцизы 140,1 2 155,8 2,1

15,7

0,1

НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) 905,4 13,1 806,1 10,8

-99,3

-2,3

Вывозные таможенные пошлины 1681,8 24,4 1494,1 20

-187,7

-4,4

Ввозные таможенные пошлины 475,7 6,9 559,1 7,5

83,4

0,6

Прочие доходы 394,6 5,7 393,7 5,3

-0,9

-0,4

 

По данным таблицы 1.1 следует:

Анализ динамики показал, что в 2009 году по сравнению с 2008 годом планируется рост доходов на 558,4 млрд. рублей; в том числе налога на прибыл на 21,2 млрд. рублей; ЕСН на 53,4 млрд. рублей; НДС на 672,6 млрд. рублей; запланировано снижение НДПИ на 99,3 млрд. рублей за анализируемый период; предполагается снижение вывозных таможенных пошлин на 187,7 млрд. рублей; ввозных таможенных пошлин рост составил 83,4 млрд. рублей.

Предполагается снижение прочих доходов на 0,9 млрд. рублей.

Анализ структуры по таблице показал, что наибольший удельный вес в структуре доходов прогнозируется наибольший удельный вес занимают НДС на 2008 год- 34 %; вывозные таможенные пошлины составляют – 24,4 %; налог на прибыль организаций – 7,8 %. Наименьший удельный вес принадлежит акцизам- 2 %./17, с. 5-18/.

Запланирован рост доли НДС на 6,5 в 2009 году по сравнению с 2008 годом; доля налога на прибыль в общей сумме доходов выросла на 0,3 %; ЕСН запланирован рост на 0,3 %; ввозных таможенных пошли на 0,6 %.

Для наглядности отобразим прогнозный анализ динамики доходов на 2008-2009 годы на рисунке 1.1.

 

 

Рисунок 1.1 - Динамика и структура доходов федерального бюджета в Р.Ф на 2008-2009 годы

 

Расходы федерального бюджета представлены в таблице 1.2.

 

Таблица 1.2 – Динамика расходов федерального бюджета Р.Ф за период с 2006 по 2007 год

Показатель

2006г.

2007г.

Изменение

млрд. руб. %
Всего 4324,1 5463,5 1139,4 26,3
Общегосударственные вопросы (без процентных расходов) 444,3 664,5 219,9 49,6
Национальная экономика 346,8 495,9 149,0 43,0
Образование 208,1 278,5 70,4 33,8
Здравоохранение и спорт 156,2 206,2 50,0 32,0
Межбюджетные трансферты, в т.ч. -бюджетам др. уровней - государственным внебюджетным фондам 1443,7 542,1 901,6 1841,9 777,2 1064,7 398,2 235,1 163,1 27,6 43,4 18,1
Культура, кинематография, СМИ 51,2 65,1 13,9 27,1
Национальная оборона 659,3 821,2 161,9 24,6
Нацбезопасность и правоохранительная деятельность 539,5 664,8 125,3 23,2
Охрана окружающей среды 6,4 7,8 1,4 21,9
Социальная политика 217,3 210,9 -6,4 -2,9
ЖКХ 53,5 49,9 -3,6 -6,8
Процентные расходы 197,8 156,9 40,9 -20,7

 

По данным таблицы 1.2 следует, что всего расходы увеличились на 1139,4 год в 2007 году по сравнению с 2006 годом или на 12,63 %; рост межбюджетных трансфертов составил – 398,2 тысячи рублей или 27,6 %.



2020-03-19 150 Обсуждений (0)
Понятия в области государственной бюджетной политики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятия в области государственной бюджетной политики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (150)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)