Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Критические периоды в становлении пианиста. Психологические проблемы в профессиональном становлении пианиста



2020-03-19 347 Обсуждений (0)
Критические периоды в становлении пианиста. Психологические проблемы в профессиональном становлении пианиста 0.00 из 5.00 0 оценок




Кобзева Ольга Михайловна

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПИАНИСТА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Выпускающая кафедра специального фортепиано № 2

 

Специальность: 53.05.01 Искусство концертного исполнительства (фортепиано)

Научный руководитель - Букринская Маргарита Алексеевна, кандидат искусствоведения, ст. преподаватель кафедры педагогики и методики

 

 

Москва,

2020

Содержание

Введение

§1. Критические периоды в становлении пианиста…………………….

§2. Проблемы педагогического общения………………………….…….

§3. Проблема профессиональной оптации…………………….………..

Заключение………………………………………………………………....

Список литературы

 

 

Введение

Актуальность исследования. Через психологические кризисы проходят все музыканты-пианисты, начиная с раннего возраста. Эта тема мало освящена в музыкальной психологии.

Музыкант несет особую нагрузку. Его обучение начинается в раннем возрасте, когда еще не сформирована система защиты. Маленький человек не готов психологически к тому, что нужно много заниматься. Тема психологической нагрузки музыкантов была и остается актуальной, мимо нее не может пройти ни один музыкант.

Пианисты находятся в особом положении – в отличие от струнников и духовиков, например.

Ребенок-пианист сразу садится за большой рояль. Он сразу начинает изучать двустрочную систему, сразу исполняет музыку в темперированном строе. Очень много задач требуется для выполнения сразу – как минимум, координация двух рук и педали. Это те проблемы, что лежат на поверхности.

Далее следуют стрессы перед выступлением. Оценка педагогов, родителей, сверстников. Конкурсная конкуренция.

В подростковом и зрелом возрасте эти проблемы не заканчиваются. Во время пубертатного периода, когда особенно остро воспринимается мнение окружающих, - снова нужно публично выступать на сцене.

С возрастом обостряется проблема нехватки знания в области школьных дисциплин, а ВУЗы требуют высокой подготовки. И здесь молодой музыкант снова в критической ситуации – выбора профессии.

Еще один аспект профессионального становления – проблема социализации музыкантов. Человек оказывается не готов к рутине, к работе в учреждении. Ведь он готовил себя играть Этюды Шопена. У педагогов музыкальной школы происходит «перегорание», потеря квалификации.

После творческой свободы – ставятся рамки, сроки, поступают постоянные требования «сверху». Нередко встречается давление со стороны коллектива.      

Эти и подобные им состояния - состояния кризиса, неразрешенности, неудовлетворенности, состояния выбора – знакомы каждому пианисту и не устаревают. Каждому музыканту приходится пройти через них. И особенно важно выйти из этих кризисов цельной личностью, что удается не каждому.

 В связи с этим актуально собрать мнение общественности по данному вопросу, обобщить опыт предыдущих поколений музыкантов-психологов, изучить современные научные данные и рекомендации в решении данных психологических проблем.

Степень разработанности темы. Область музыкальной психологии глубоко и широко развита, однако теме кризисных состояний и психологических проблем в жизни и становления музыкантов посвящено сравнительно небольшое количество книг и статей.

Специфике музыкальной деятельности и особенностям личности музыканта посвящена книга В.И. Петрушина (1997). Психолого-педагогическим аспектам изучения музыкального сознания уделяется внимание в учебном пособие А.В.Тороповой (2008). Вопросы психологической подготовки педагогов в процессе профессионального становления музыканта рассматриваются в работе Д.К. Кирнарской «Психология музыкальной деятельности» (2003).

В исследовании «Психология одаренности детей и подростков» под редакцией Н.С.Лейтеса изучаются способы выявления одаренности, а также проблемам воспитания и обучения одаренных детей (1996). Познавательные процессы в музыкальном искусстве освещены в учебном пособии Р.Г. Кадырова «Музыкальная психология» (2005).

Ценным источником знаний по теме может послужить «Музыкальная психология» А.Л. Готсдинера (1993), в которой обобщены научные достижения советских и зарубежных ученых в области музыкальной и педагогической психологии, а также рассматриваются вопросы педагогического общения.

В книге Г.М. Цыпина «Музыкант и его работа» (1988) затрагивается круг проблем, связанных с художественно-творческой деятельностью: вопросы мотивации в работе художника, формы и организации творческого труда, возрастные изменения в структуре личности и отражение их в деятельности, образ жизни и воздействие его на творчество.

Однако в научной литературе скупо освящена тема, связанная с психологическими кризисами и их преодолением на пути становления музыканта-пианиста. Среди исследователей, занимающихся этой темой, можно выделить труды М.С. Старчеус.

Объект исследования – профессиональное становление пианиста.

Предмет исследования – психологический аспект профессионального становления пианиста.

Цель исследования – рассмотреть психологические проблемы профессионального становления пианиста

Ограничения исследования. Поскольку круг проблем на пути профессионального становления пианиста разнообразен и широк, в нашей работе мы ограничимся рассмотрением некоторых проблем, связанных с критическими периодами в процессе воспитания пианиста, педагогическим общением в классе специального фортепиано и выбором профессии и места работы.

Задачи исследования

· рассмотреть кризисы и кризисные состояния в становлении пианиста;

· охарактеризовать и классифицировать типы профессионального общения;

· раскрыть проблему профессиональной оптации.

Методология.

Методологической базой нашего реферата послужили работы М.С. Старчеус по музыкальной психологии.

В нашей работе применены следующие методы: реферирования, компаративный метод (Сравнить педагогически стили общения и их влияние на психологическое состояние студентов-пианистов), методы социологического исследования (опрос, анкетирование Провести социальный опрос студентов музыкального училища и академии РАМ им.Гнесиных на предмет выявления наиболее острых периодов в их профессиональном становлении).

     Теоретическая и практическая значимость работы.

Результаты реферата можно использовать в курсе лекций по «Музыкальной педагогике и психологии», а также помочь студентам в осознании и решении своих профессиональных проблем.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка литературы и приложения (социологический опрос).

Критические периоды в становлении пианиста. Психологические проблемы в профессиональном становлении пианиста

Д/З начать писать по литературе из Старчеус (Лейтес) +статья.



2020-03-19 347 Обсуждений (0)
Критические периоды в становлении пианиста. Психологические проблемы в профессиональном становлении пианиста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Критические периоды в становлении пианиста. Психологические проблемы в профессиональном становлении пианиста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (347)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)