Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Регулирование организации туризма и отдыха на территориях регламентированного использования



2020-03-19 164 Обсуждений (0)
Регулирование организации туризма и отдыха на территориях регламентированного использования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Важнейшей задачей является регулирование туристской деятельности с целью минимизации негативного воздействия туризма и отдыха на природные и историко-культурные комплексы территорий регламентированного использования или особо охраняемые природные территории (ООПТ).

Стихийное и неконтролируемое использование ресурсной базы туризма в результате расширения туристской деятельности, отсутствие предварительной подготовки, планирования и контроля могут оказывать негативное воздействие как на природу парка, так и на местное население. В результате бесконтрольного развития туризма возникают конфликты как между местным населением и туристами, так и между различными группами населения, растет доля неквалифицированного труда, происходит разрушение традиционного жизненного уклада и утрата духовных ценностей, исчезает самобытность конкретного туристского направления. Негативные аспекты такого антропогенного воздействия туризма на природные комплексы и культурные ландшафты со временем начинают вызывать недовольство туристов. Поэтому чем интенсивнее эксплуатация рекреационных ресурсов национального парка, тем больше внимания его администрация должна уделять решению этой проблемы[16].

Управленческие решения в сфере регулирования принимаются администрацией национального парка на основе данных о допустимых антропогенных нагрузках. Предельно допустимые величины антропогенной нагрузки определяются специалистами по специальным методикам, утверждаемым соответствующими государственными структурами. При принятии решений желательно также учитывать также данные маркетинговых исследований. Необходимо иметь в виду, что решения в сфере регулирования, принятые без учета потребительской мотивации, способны лишь ухудшить ситуацию и спровоцировать посетителей парка (особенно неорганизованных) на экологически некорректное поведение (например, на хождение не по тропам, а где придется).

На основе этих данных вносятся предложения по обустройству территории, определяются туристские маршруты, которые, не разрушая природных ценностей и историко-культурных объектов национального парка, в том числе и ландшафта, в должной мере удовлетворяли бы потребительский спрос[22,23].

Деятельность по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, осуществляемая хозяйствующими субъектами на территории НП, регулируется путем лицензирования этой деятельности.

Регулирование развития инфраструктуры туризма на территории национального парка обеспечивается с помощью механизма предоставления лицензиатам в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений[28].

Лицензирование

Порядок предоставления и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территории национального парка определяется положением от 18 декабря 2001 г. № 948, утвержденным Правительством Российской Федерации. Этим положением определено, что конкретные виды деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территории национального парка, подлежащие лицензированию, определяются отдельно по каждому национальному парку с учетом его природных, историко-культурных и иных особенностей государственным органом, в ведении которого данный парк находится (в настоящее время - МПР). Перечень видов деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, подлежащих обязательному лицензированию, приводится в Положении о национальном парке или в соответствующем приложении, являющемся его частью[22,23].

Лицензия выдается дирекцией НП отдельно на каждый вид деятельности. Условия осуществления конкретных видов деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха определяются администрацией парка на основании проектных материалов и в соответствии с функциональным зонированием территории. Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности при соблюдении лицензиатом оговоренных условий[23].

При этом в национальных парках главными условиями обычно являются[15]:

обеспечение сохранности природных комплексов и объектов;

сохранение целостности ландшафта, а также экологической, научной, эстетической, культурной и рекреационной ценности территории;

обеспечение безопасности посетителей парка;

обеспечение возможности оперативного регулирования рекреационных нагрузок по требованию администрации национального парка;

согласование режимов посещения и правил поведения на объектах с администрацией национального парка.

Национальные парки являются ООПТ федерального значения, имеющими особый режим природопользования. Лицензирование в данном случае является механизмом регулирования интенсивности эксплуатации уязвимых природных, историко-культурных и иных ресурсов этой территории. Лицензия, выдаваемая НП, не предполагает разрешения заниматься тем или иным видом деятельности, а лишь предоставляет возможность физическим или юридическим лицам, имеющим право на осуществление данной деятельности, вести ее на территории конкретного парка.

Лицензирование в силу своей формальности ограничивает потенциал сотрудничества между национальными парками и частным сектором. Поэтому при взаимодействии с хозяйствующими на территории парка субъектами или лицами, желающими осуществлять здесь туристскую или рекреационную деятельность, ГУНП желательно не ограничиваться лишь выдачей им лицензий и ведением мониторинга, а стремиться к формированию взаимовыгодных партнерских отношений, в частности привлекая фирмы и отдельных предпринимателей к совместному решению проблем устойчивого развития территории. Наиболее приемлемой формой здесь могут стать договоры о сотрудничестве, в которых прописывались бы права и обязанности всех участвующих в них сторон, а также условия и формы сотрудничества[24].

Аренда

Предоставление парком в аренду земельных участков и отдельных объектов производится на основании специального Положения о порядке предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений на территории национальных парков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2001г. № 948 и происходит на конкурсной основе. Для участия в конкурсе и/или аукционе соискателю необходимо предоставить пакет документов, в ряде случаев включая и проектную документацию. При наличии утвержденного проекта и «Лицензии на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территории национального парка» ее владельцу по специальному договору с администрацией парка могут быть предоставлены в аренду земельные участки, природные объекты, здания и сооружения. Договор аренды может быть заключен на срок до 50 лет.

Регулирование туризма и отдыха в НП представляет собой комплексную задачу, в решении которой участвуют различные службы национального парка[24]:

.Отдел по туризму и рекреации:

разрабатывает стратегию национального парка в сфере туризма (основные целевые аудитории, приоритетные виды туризма и отдыха, механизмы регулирования и развития и т. п.);

обеспечивает систематизацию, хранение, своевременное обновление и анализ информации об имеющихся в НП туристских ресурсах, характере и перспективах их использования;

осуществляет совместно с другими структурными подразделениями планирование работ по организации и развитию регулируемого туризма и отдыха на территории НП;

участвует в разработке и реализации региональных программ развития туризма;

готовит, организует и проводит конкурсы и аукционы на право аренды земельных участков и природных объектов для использования их в туристских целях;

подводит итоги конкурсов, обеспечивает подготовку договоров аренды и их регистрацию в соответствующих государственных органах;

организует хранение, учет и выдачу лицензий на право осуществления деятельности, связанной с обеспечением регулируемого туризма и отдыха;

взаимодействует (сотрудничает) с государственными органами, ответственными за развитие туризма и отдыха, с юридическими и физическими лицами, осуществляющими в регионе туристскую деятельность;

участвует в разработке и внедрении механизмов привлечения местного населения, администраций районов и регионов, а также частного сектора к управлению туризмом и отдыхом на территории национального парка и к организации обслуживания туристов;

контролирует соблюдение условий договоров аренды, договоров о сотрудничестве и осуществления лицензируемых видов деятельности;

выдает разрешения на право использования символики национального парка;

участвует в подготовке туристского предложения и продвижении турпродукта национального парка (информация для Интернет-сайта национального парка, рекламные буклеты, брошюры, аудио- и видеоматериалы, участие в специализированных ярмарках и выставках и т. д.);

обеспечивает информационное обслуживание посетителей;

совместно с финансово-экономической службой НП осуществляет расчет стоимости платных услуг, которые предоставляются парком его посетителям;

совместно с отделом экологического просвещения и научным отделом разрабатывает правила посещения национального парка и т. д.;

организует и проводит техническую учебу по правилам приема и обслуживания посетителей с работниками национального парка;

готовит рекомендации руководству парка о необходимости прохождения курсов повышения квалификации специалистами других служб;

разрабатывает программы обучения местных жителей, задействованных в обслуживании посетителей парка, и представителей турфирм.

. Научный отдел:

определяет предельно допустимые рекреационные нагрузки;

осуществляет экологический мониторинг.

. Отдел экологического просвещения:

ведет информационную работу по предупреждению нарушений природоохранного режима путем организации экологического просвещения и обучения.

.Финансово-экономическая служба:

осуществляет расчет стоимости платных услуг, которые предоставляются НП его посетителям.

.Подразделение, ответственное за обустройство территории:

благоустраивает территорию;

ликвидирует последствия негативного воздействия туристской деятельности: уборка мусора, восстановление нарушенных объектов инфраструктуры парка, и т. п.

.Служба охраны:

совместно с научным отделом осуществляет экологический мониторинг;

совместно с отделом экологического просвещения ведет предупредительно-разъяснительную работу с посетителями;

оформляет необходимые документы на нарушения установленного режима охраны парка и добивается наказания нарушителей и возмещения ими вреда, нанесенного природным и историко-культурным объектам и имуществу парка.

Планирование туризма и отдыха

Планирование является неотъемлемым элементом управления и способствует более эффективному претворению целей организации. Перед администрацией национального парка стоит целый комплекс задач, причем задачи эти равноценны, и от того, насколько эффективно они будут реализованы, зависит успешность НП как организации. Поэтому планирование туризма и отдыха необходимо рассматривать как составную часть процесса общего планирования[27].

Процесс управления развитием туризма осложняется тем, что, как правило, на территории НП расположены участки земель, не изъятые из хозяйственного использования и находящиеся в различных формах собственности. Устойчивое развитие туризма невозможно без учета интересов заинтересованных сторон. Совместное планирование помогает избежать конфликтов с землевладельцами и природопользователями, обеспечить интеграцию национального парка в социально-экономическую структуру региона.

Системы планирования туризма могут быть различны, однако подход к планированию должен основываться на единой идее контролируемого изменения. Национальный парк, его структурные подразделения или отдельные сотрудники должны реагировать на изменения внешних факторов, если хотят оставаться эффективными с точки зрения достижения поставленных целей. Это означает непрерывность процесса планирования, а также его опережающий характер[25].

К разработке блока по туризму особенно важно привлекать все заинтересованные стороны и особенно тех из них, которые ориентированы на диаметрально противоположные подходы к решению данной проблемы, ученых-экологов и представителей турбизнеса.

Несмотря на то, что целью хозяйственной деятельности учреждения НП не является получение прибыли, парк существует в рыночной среде. Партнерами НП по организации туризма и отдыха являются коммерческие предприятия, основой благополучия которых является рентабельный бизнес. Применение концепции маркетинга, а также знание основ турбизнеса помогают национальному парку вести диалог со своими партнерами из частного сектора на понятном для них языке.

Само по себе обладание туристскими объектами и живописными местами не гарантирует высокой туристской привлекательности территории, даже если проинформировать посетителей о ее достоинствах всеми доступными способами. Решение о посещении национального парка туристом принимается в том случае, если турпродукт национального парка будет доступным (его будет легко приобрести), иметь приемлемую цену, и самое главное - удовлетворять его потребности (то есть представлять для него потребительскую ценность). Иными словами, знать о том, каковы должны быть качество товаров и услуг, методы распределения и продвижения турпродуктов, приемлемые для посетителей цены, значит обладать ключом к успешному бизнесу[25].

Поэтому, как уже говорилось выше, управленческие решения в сфере туризма желательно проводить с учетом данных маркетингового анализа. Круг исследований, объем необходимой информации и методы ее сбора определяются конкретными управленческими задачами в этой области. Анализ собранной информации позволяет определить оптимальную для конкретного национального парка стратегию деятельности в сфере туризма.

Одними из первоочередных направлений аналитической работы являются определение туристского потенциала национального парка и изучение потребительского спроса в этой сфере[30].

Основными направлениями аналитической работы могут быть:

определение динамики посещения национального парка и отдельных его объектов;

определение сезонности и пиков посетительской активности для каждого вида отдыха;

прогнозирование посетительской активности (особенно во время проведения регулярных массовых мероприятий: фестивалей, экологических акций, и т. д.);

выявление социологического портрета посетителя, динамики потребительского спроса на турпродукт национального парка;

анализ предложений посетителей по улучшению обслуживания национальных парков, определение необходимости предложения новых услуг и более комфортного обустройства территории;

анализ динамики роста доходов от туризма на территории парка.

Для некоторых национальных парков требуется особая методика учета посетителей. Например, учет посетителей природного объекта можно производить периодически в течение нескольких дней в году. Выборка производится с учетом сезонности. К сбору информации можно привлечь службу охраны и волонтеров.

При заключении договоров с лицензиатами необходимо предусмотреть возможность получения от них, данных маркетингового характера.

Таким образом, что лучше, если основная работа по сбору и анализу информации в сфере туризма ляжет на региональные и местные администрации, так как создание условий для развития туризма как отрасли является их прямой обязанностью. В то же время маркетинг и продвижение отдельных туров и услуг в сфере туризма - задача специализированных предприятий сферы туризма. Поэтому очень важно, чтобы усилия всех заинтересованных в развитии туризма сторон были скоординированы. Примером такого сотрудничества является издание совместных буклетов, участие в специализированных туристских выставках на одном стенде, совместные проекты в сфере привлечения инвестиций.

 




2020-03-19 164 Обсуждений (0)
Регулирование организации туризма и отдыха на территориях регламентированного использования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Регулирование организации туризма и отдыха на территориях регламентированного использования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (164)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)