Социальный педагог как субъект профессиональной деятельности: личностная характеристика и профессиональная компетентность
Содержание Введение Социальный педагог как субъект профессиональной деятельности: личностная характеристика и профессиональная компетентность Этический кодекс деятельности социального педагога Основные этические принципы деятельности социального педагога Стандарты этического поведения Заключение Литература Введение
1. В задачи Кодекса входит характеристика основных этических норм и правил, которыми руководствуются социальные работники и социальные педагоги в своей практической деятельности. Этот документ является манифестом, провозглашающим ценности и принципы, способствующие повышению и поддержанию высокого стандарта профессиональной деятельности каждого работника социальной сферы независимо от занимаемой должности и являющегося членом ССОПиР. . Кодекс содержит директивы для работников социальной сферы, которые являются членами Союза социальных педагогов и социальных работников. Кодекс может быть использован и другими людьми для определения стандартов профессионализма, ожидаемого от специалистов социальной сферы и студентов социальных вузов. Поэтому работодатели могут включать данный Кодекс в текст контрактов по найму, заключаемых с социальными работниками и социальными педагогами. . В дальнейшем, ССОПиР будет стремиться к признанию Кодекса всеми остальными специалистами, организациями и институтами, имеющими отношение к данной профессиональной среде (социальной сфере). . Положения Кодекса ориентирует членов ССОПиР строить практическую деятельность вокруг интересов клиента, вовлекая его на равноправной основе на всех стадиях в процесс оказания ему социальных услуг. . Кодекс требует от практиков исполнять свои обязанности профессионально, руководствуясь этическими и моральными принципами. . Кодекс не предоставляет права никому подвергать дискриминации человека в каких бы то ни было целях. . Согласие с Кодексом этики и его профессиональное и личностное принятие являются своеобразным допуском к профессиям социальной сферы. . Дополнения, пересмотр и обновление Кодекса является непосредственной обязанностью Правления Союза социальных педагогов и социальных работников и утвержденной Правлением группы экспертов. . По вопросам толкования или применения Кодекса следует обращаться в первую инстанцию - Правление ССОПиР. Социальный педагог как субъект профессиональной деятельности: личностная характеристика и профессиональная компетентность
Любая деятельность осуществляется с помощью средств. К средствам относятся все действия, предметы, орудия, приспособления, методы, формы и технологии, с помощью которых достигаются цели деятельности. Многообразие функций деятельности социального педагога обусловливает и многообразие её средств. Рассмотрим личностную характеристику социального педагога. Рассматривая профессиональную деятельность социального педагога, мы должны выделить субъекта этой деятельности - специалиста - профессионала, глубоко разбирающегося в социальных ситуативных трудностях жизнедеятельности ребёнка, способного прийти ему на помощь, в совершенстве владеющего комплексом общетеоретических и специальных знаний, совокупностью необходимых умений и навыков, обладающего определёнными способностями. Что же это за человек - социальный педагог? Каков его психологический портрет, его личностная характеристика? На какую область распространяется его компетенция? Чем он принципиально отличается от других профессий? В обыденной жизни мы часто замечаем, что профессиональная принадлежность накладывает своеобразный отпечаток на мышление человека, его поведение, отношение к миру. Этот феномен в психологии характеризуется понятием "профессиональная ментальность". Несмотря на то, что каждый человек - неповторимая, яркая индивидуальность, у всех представителей профессии "социальный педагог" также должны быть общие, специфические черты. Попробуем определить, каковы же эти требования к личностным особенностям социального педагога как профессионала. Несомненная трудность в определении профессионально значимых личностных характеристик этого специалиста состоит в том, что социальная педагогика - новая область педагогических знаний и только что получившая официальное признание сфера профессиональной деятельности. Тем не менее, ряд учёных исследуют личностные характеристики социальных педагогов, определяя их социально - психологические особенности и специальные способности. В качестве специальных способностей выделяют следующие: наблюдательность, способность быстро ориентироваться в ситуации, интуицию, эмпатию, рефлексию и самоконтроль. Кроме того, социальный педагог должен обладать такими профессионально важными для всех работников социальной сферы качествами, как общительность, ориентация на взаимодействие с людьми, доброта, любознательность, интерес к работе с людьми, твёрдость в отстаивании своей точки зрения, оптимизм, умение найти выход из спорных ситуаций, старательность, нервно - психическая устойчивость. Безусловно, к числу важнейших профессиональных качеств специалиста относятся коммуникативные качества, иначе говоря - умение общаться. Определяя личностную характеристику социального педагога, важно помнить, что он работает в сфере "человек - человек", которая предполагает способность успешно функционировать в системе межличностных отношений. Социально-педагогическая деятельность - многопрофильна и многоаспектна, но в какой бы сфере деятельности не работал социальный педагог, ему придётся работать с людьми, и в первую очередь - с детьми. Его профессиональная компетентность будет определяться не только интеллектом, но и особенностями нервной системы: эмоциональной устойчивостью и повышенной работоспособностью в процессе общения, что позволит противостоять эмоциональной усталости при работе с детьми и развитию синдрома "эмоционального сгорания", выдерживать большие нагрузки в социально - терапевтических и других специфических процессах. Особенности эмоциональной сферы предполагают: эмоциональную стабильность, преобладание положительных эмоций, отсутствие тревожности как черты личности, способность переносить психологические стрессы. Важной характеристикой социального педагога является характеристика "Я - образа", предполагающая положительное отношение к самому себе, высокую положительную самооценку, принятие себя, ожидание позитивного отношения со стороны партнёра. Особенность "Я - образа" является высокая адаптивность социального педагога, предполагающая открытость в общении, способность принять другого человека, малая степень внушаемости. Достаточно трудно из всего многообразия личностных качеств выделить те, которые являются определяющими. Кроме того, эти качества должны быть диагностируемы на стадии выбора профессии, в связи, с чем перед учёными возникает ряд трудностей: как определить доброту человека? Чем измерить его альтруизм, гуманизм? Вероятно, особенности деятельности социального педагога требуют сформированности таких интегративных качеств личности, как гуманистические, альтруистические, толерантные, креативные, организаторские, коммуникативные, эмоционально-волевые. Таким образом, можно выделить следующие личностные качества социального педагога: Гуманистические качества (доброта, альтруизм, чувство собственного достоинства); Психологические характеристики (высокий уровень протекания психических процессов, устойчивые психические состояния, высокий уровень эмоциональных и волевых характеристик); Психоаналитические качества (самоконтроль, самокритичность, самооценка); Психолого-педагогические качества (коммуникабельность, эмпатичность, визуальность, красноречивость). Выделив личные качества социального педагога, не трудно понять, что не каждый человек пригоден для социально-педагогической работы. В личностном ядре каждого человека, а особенно социального педагога, важно чувство собственного достоинства. Если нет такого чувства у профессионала, то он не заслуживает уважения и сам не сможет воспитать чувство собственного достоинства у ребёнка, нуждающегося в помощи. Чувство собственного достоинства есть условие и предпосылка личностной и социальной ответственности. Психологическое несоответствие требованиям профессии особенно сильно проявляется в трудных, кризисных ситуациях, когда требуется собранность и мобилизация всех внутренних ресурсов для решения возникшей проблемы. Ранняя диагностика этих качеств у будущего специалиста - важная составная часть его допрофессиональной подготовки. В профессиональном же образовании необходима разработка соответствующих методик развития этих качеств у студентов. Понятие профессиональной компетентности социального педагога включает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению его социально-педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. Рамки компетентности любого специалиста устанавливаются соответствующим нормативно-правовым документом - квалификационной характеристикой, представляющие собой обобщённые требования к подготовленности специалиста на уровне его теоретического и практического опыта. Она является основополагающим документом подготовки и профессиональной деятельности специалиста и содержит его должностные обязанности. Характеристику труда; основные знания и умения, которыми должен обладать выпускник того или иного учебного заведения либо практикующий специалист в данной должности. Квалификационная характеристика социального педагога, которая была утверждена приказом Государственного комитета СССР по высшему образованию в 1991 г., состоит из трёх частей: "Должностные обязанности", "Должен знать" и "Квалификационные требования".
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (317)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |