Специфика деятельности клубов по месту жительства
Одно из направлений деятельности социального педагога заключается в организации досуговой деятельности воспитанников. В Национальном стандарте Российской Федерации Социального обслуживания населения выделяется социально педагогическая услуга - анимационные услуги (экскурсии, посещения театров, выставок, концерты художественной самодеятельности, праздники, юбилеи и другие культурные мероприятия). Организация и проведение клубной и кружковой работы для формирования и развития интересов клиентов. С течением времени главным местом проведения досуговой деятельности и социального воспитания детей и подростков, а также взрослого населения становятся клубы по месту жительства. Они максимально приближены к месту проживания, доступны и открыты для свободного посещения, в них создается атмосфера тепла и уюта, где можно занять свой досуг, встретиться с друзьями. Для многих детей из неблагополучных семей такие клубы становятся вторым домом, местом, где несовершеннолетние в процессе проведения общих мероприятий приобретают опыт позитивного социального взросления и социальной ответственности. По мнению С.Т. Шацкого, одного из первых организаторов клубных объединений, чтобы соперничать с улицей, клуб должен создавать среду, в которой детям было бы интересно; работники клуба должны обладать фантазией, уметь разнообразить формы работы [18, с.101]. Она активно используется социальными педагогами, как в целях профилактики, так и социальной реабилитации и коррекции. Первые общественные объединения под названием «клуб» были основаны в Англии в XVI в., в Италии - в конце XVII, в России в последней трети VIII в. Направление и содержание занятий в них зависели от того, к какой социальной группе относились его члены. Одни клубы с течением времени по тем или иным причинам распадались, другие разгонялись властями, третьи, не имея возможности работать открыто, уходили в подполье, становились конспиративными, чаще всего политическими клубами [22,с. 78]. Клубная работа - один из видов социальной деятельности, сфера реализации интересов и индивидуально-творческой активности личности [26, с. 221]. Как считает В.В. Полукаров, рекреационная деятельность преимущественно имеет восстановительный характер, досуговая-восстановительный и творческий характер, а клубная, будучи непременно творческой, носит созидательную направленность [20, с. 118]. «Местожительство - социокультурное пространство, окружающее клуб, в котором: осуществляется жизнедеятельность семьи; проводится время; реализуется быт, досуг и рекреация (восстановление сил подростков и взрослых); происходит социокультурное общение жителей на базе обмена социальными нормами и культурными образцами; складываются традиции, ценности и инициативы общинной жизни» [14, с. 92]. Принципы организации клубной деятельности: · Добровольность объединения людей с общими интересами; · Самодеятельность и самоуправление; · Учет возрастных и социокультурных особенностей воспитанников; · Созидательная направленность клубной деятельности [18, с. 102]. Основными видами деятельности Клубного учреждения являются: создание и организация работы коллективов, студий и кружков любительского художественного творчества, народных театров, филармонии, музеев, любительских объединений и клубов по культурно-познавательным, историко-краеведческим, научно-техническим, природно-экологическим, культурно-бытовым, коллекционно-собирательским и иным интересам, других клубных формирований; организация и проведение фестиваля, смотров, конкурсов, выставок, и других форм показа результата творческой деятельности клубных формирований; проведение спектаклей, концертов, других театрально-зрелищных и выставочных мероприятий, в т.ч. с участием профессиональных коллективов, исполнителей и авторов; демонстрация кинофильмов и видеопрограмм; проведение тематических вечеров, устных журналов, циклов творческих встреч, других форм просветительской деятельности; проведение массовых театрализованных праздников и представлений, народных гуляний; организация досуга различных групп населения: проведение вечеров отдыха и танцев, дискотек, молодежных балов, карнавалов, детских утренников, игровых и других культурно-развлекательных программ; создание благоприятных условий для неформального общения посетителей Клубного учреждения (организация работы различного рода клубных гостиных, уголков живой природы, игротек, читальных залов и т.п.); предоставление в рамках возможностей Клубного учреждения разнообразных платных услуг социально-культурного характера населению, с учетом его запросов и потребностей; оказание по социально-творческим заказам, другим договорам с юридическими и физическими лицами консультативной, методической и организационно-творческой помощи в подготовке и проведении различных культурно-досуговых мероприятий, а также предоставление сопутствующих услуг: прокат музыкальных инструментов, реквизита, продажа репертуарно-методических материалов; осуществление других видов культурно-творческой, культурно-познавательной, досуговой и иной деятельности, соответствующей основным принципам и целям Клубного учреждения. К условиям эффективности клубной деятельности специалисты относят: а) организационно-педагогические: изучение и выявление возможностей для организации клубной деятельности в учреждениях; наличие взрослых, умеющих организовывать определенные виды клубной деятельности; наличие или создание в учреждении материальной базы, необходимой для организации клубной деятельности в соответствии с избранной направленностью; целенаправленная работа педагогов по формированию клубного коллектива учащихся, обеспечению его достаточного продолжительного функционирования; б) психолого-педагогические: изучение и выявление интересов воспитанников в сфере досуга, их потребностей, способностей, умений, которые могут быть сформированы, реализованы и развиты в определенных видах клубной деятельности; создание возможностей для творческого развития воспитанников процессе реализации ими своих потребностей, способностей, интересов и умений в клубной деятельности; учет половозрастных особенностей и личностных ресурсов воспитанников при выборе направлений и видов клубной деятельности% симулирование активности и формирование субъектной позиции воспитанников; в) педагогические: адекватность содержания клубной деятельности интересам воспитанников, социальным условиям и возможностям ее организации; комплексный характер совместной деятельности воспитанников в клубном коллективе, соответствующий его воспитательным функциям и профилю; оптимальное соотношение педагогического руководства и самоуправления клубной деятельностью с самоорганизацией ее участников [26, с. 222]. Целями организации клубной воспитательной деятельности с детьми и подростками в микрорайоне в зависимости от условий (наличия материальной базы, сети образовательных учреждении) могут быть: социально-педагогическая защита подростков (предотвращение межличностных конфликтов, формирование позитивных отношений между людьми; развитие способностей и интересов личности, защита ее прав; формирование и развитие личностных качеств подростка, необходимых для позитивной жизнедеятельности); увеличение степени самостоятельности детей и подростков, развитие их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы; создание условий, в которых дети и подростки могут максимально проявить свои потенциальные возможности; адаптация или реадаптация детей и подростков в обществе; компенсация дефицита общения в школе, семье, в среде сверстников; - дополнительное образование, получаемое в соответствии с жизненными планами и интересами воспитанников. Базовыми учреждениями системы образования для организации работы по месту жительства традиционно являются школы и учреждения дополнительного образования детей, включая подростковые клубы по месту жительства, центры, дома и дворцы детского и юношеского творчества, центры и станции юных туристов, техников, детско-юношеские спортивные школы и др. Положительной чертой последних лет стала интеграция усилий подростковых клубов и иных учреждений по месту жительства разной ведомственной подчиненности, создание ассоциаций, союзов, городских и районных центров, объединяющих педагогов, работающих в учреждениях социально-педагогической направленности. Анализ опыта последних лет позволяет определить приоритетные направления клубной деятельности по месту жительства: помощь семье в решении проблем, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком; помощь подростку в устранении причин, негативно влияющих на его поведение, успеваемость и посещение общеобразовательного учреждения; привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций по месту жительства; изучение, диагностирование, разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий; индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию детей в семье и т.п.; выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих организаций; пропаганда и разъяснение прав детей, семьи; решение практических вопросов обеспечения учебно-воспитательной деятельности вне учебного процесса; организация реабилитационных лагерей для дезадаптированных детей; - проведение летних профильных смен (трудовых, творческих, досуговых, спортивных) по месту жительства подростков на базе клубов, школ и иных учреждений дополнительного образования детей. Таким образом, главным местом проведения досуговой деятельности и социального воспитания подростков становятся клубы по месту жительства. В клубе по месту жительства подростки общаются, развивают коммуникативные навыки, творческие и спортивные способности. Деятельность клубов по месту жительства основывается на принципах: добровольности объединения людей с общими интересами; самодеятельность и самоуправление; учет возрастных и социокультурных особенностей воспитанников; созидательная направленность клубной деятельности. Так же выделяются виды деятельности клуба по месту жительства, предполагают организацию кружков, экскурсий, секций и других форм досуговой деятельности и направления деятельности по организации досуга подростков. Специалисты выделяют условия эффективности клубной деятельности: организационно-педагогические, психолого-педагогические, педагогические. досуг подросток педагогический клуб
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (208)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |