РАСЧЕТ И ВЫБОР ПОСАДКИ С НАТЯГОМ
Введение
Цель курсовой работы - обучение инженерным методам расчета и назначения геометрических показателей качества деталей и обозначению их в технической документации. При выполнении работы изучаются и используются основные нормативно-технические документы (ГОСТ, стандарты ЕСКД) и методики по расчету и назначению допусков и посадок типовых соединений деталей машин. В расчетах используется система единиц СИ. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Произвести расчет курсового проекта согласно исходных данных. Исходные данные (рис. 1): шестерня 8 свободно вращается на валу 2 при отключенной полумуфте 7. При включении кулачковой полумуфты 7 вращение от шестерни 8 передается шлицевому валу 2, вращающемуся в подшипниках 5 и 11, и шестерне 6. . Исходные данные для расчета посадки с натягом, сопряжение деталей 8 - 9.
Примечание. Материал детали 9: БрОФ10-1; μ=0,33; Е=0,9·105 МПа; σТ=200 МПа. Материал детали 8: Сталь 40Х; μ=0,30; Е=2·105 МПа; σТ=800 МПа. Запрессовка механическая со смазкой; k1 =0,2; k2 =0,6; tpD = tpd = t. . Исходные данные для расчета переходной посадки, сопряжение деталей 12 - 13.
. Исходные данные для расчета посадки с зазором, сопряжение деталей 2 - 9.
4. Исходные данные для выбора посадок шарикоподшипника 5 с валом 2 и стаканом 3.
. Параметры размерной цепи.
Примечание. Нижнее предельное отклонение ширины подшипников качения EiA1= EiA5= - 0,12 мм. . Сопрягаемые детали для деталировки.
Рис. 1 - Узел к заданию: 1-крышка; 2-шлицевой вал; 3-стакан; 4-корпус; 5-шарикоподшипник; 6-шестерня; 7-кулачковая полумуфта; 8-шестерня; 9- втулка; 10 - распорная втулка; 11-шарикоподшипник; 12-корпус; 13-стакан; 14-крышка РАСЧЕТ И ВЫБОР ПОСАДКИ С НАТЯГОМ
Наименьший функциональный натяг определяется из условия обеспечения прочности соединения с учетом поправок и в зависимости от вида нагружения рассчитывается по формуле при нагружении крутящим моментом (Мк)
(1)
где индексы D и d относятся к деталям типа отверстия и вала;
(2) (3)
m- коэффициент Пуассона; E - модуль упругости; - длина соединения;,d1- наружный и внутренний диаметры деталей типа вала (для сплошного вала d1 =0);- наружный диаметр детали типа отверстия;- коэффициент трения, зависящий от направления смещения деталей, их материала, шероховатости, принятой технологии сборки и т.д.;- поправка, учитывающая смятие неровностей посадочных поверхностей деталей при сборке 1+(55/120)² СD= ――――- +0,3=1,8 -(55/120)² +(45/55)²= ----- -0,33 = 4,71 -(45/55)²
(4)
при расчете принять, что Rz » 4×Ra ,k2- коэффициенты, учитывающие смятие неровностей=2*(0,2*4*0,63+ 0,6*4*1,25) =7,008 мкмпоправка, учитывающая различие температур сборки и работы, а также различие коэффициентов линейного расширения деталей=0 мкм- поправка, учитывающая деформацию деталей от действия центробежных сил (имеет значение только для крупных деталей с диаметрами порядка 500мм, большими массами и скоростями.)= 0 мкм= [6000*(1.8/200000+4,71/90000)/(3,14*0,17*45*55]+7,008=62мкм Наибольший функциональный натяг определяется из условия обеспечения прочности сопрягаемых деталей по формуле
, (5)
где pдоп - меньшее из допускаемых давлений на посадочных поверхностях деталей, при котором отсутствует пластическая деформация; - для детали типа отверстия, - для детали типа вала; (6)
σТ - предел текучести материала деталей при растяжении. Рдоп ≤ 0,58*800*[1-(55/120)²] = 367Мпа Рдоп ≤ 0,58*200*[1-(45/55)²] = 38,4 Мпа Рдоп = 38,4Мпа;F = 38,4*55*(1,8/200*10³ + 4,71/90*10³) = 129 мкм Наибольший NmaxF и наименьший NminF функциональные (расчетные) натяги обеспечивают прочность деталей при их сборке и прочность соединения при эксплуатации. По значениям функциональных натягов определяются функциональный ТNF, конструкторский TNк и эксплуатационный TNэ допуски посадки:
ТNF= NmaxF - NminF, (7)к= ТNF - TNэ, (8)э=30% ТNF. (9)
ТNF =129- 62= 67мкм ТNЭ = 0,3*67 = 20,1мкм= 67 -17,7 = 49,3 мкм Так как TNк=TD+Td, то, в первом приближении, допуск отверстия
(10) = 0,5*49,3 = 24,65 мкм Этот допуск отверстия получен в предположении, что отверстие и вал данного соединения изготовляются по одному квалитету. При подборе посадки допуск отверстия может быть несколько изменен, так как в посадках, рекомендованных ГОСТ 25347-82, отверстие и вал могут изготавливаться по разным квалитетам. Однако в любом случае допуск посадки не должен значительно отличаться от рассчитанного допуска посадки. По величине допуска отверстия и его номинальному диаметру выбирается квалитет отверстия по табл. 1.8 [2] (ГОСТ 25346-82) и подбирается посадка по табл. 1.49 [2] (ГОСТ 25347-82) из числа рекомендованных. Выбираем по табл 1.8 [2] 7 квалитет. По табл 1.49 [2] выбираем посадку ( единственная, которую можно выбрать из таблицы по полученным значениям натягов). H7/u7= 117мкм, Nmin = 57мкм, Она должна обеспечивать запас прочности деталей при сборке Nзс: зс = NmaxF - Nmax, (11)
запас прочности соединения при эксплуатации Nзэ: зэ= Nmin - NminF (12)
и удовлетворяющая условиям: 1) Nзэ> Nзс 2) Nзэ ® maxзс =129-117 = 12мкм,зэ = 57-62 = -15 мкм. Условие (1) не выполняется следовательно посадку выбираем по стандартным полям допусков выбираем посадку 55H7/v6 ES = +30мкм EI = 0 мкм= +121 мкм ei = +102 мкм = 121-0=121 мкм, Nmin = 102-30=72 мкмзс = 129-121 = 8мкм, Nзэ = 72-62 = 10мкм Оба условия выполняются, следовательно, оставляем посадку 55H7/v6
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (274)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |