Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


О «Кавказском пленнике»



2020-03-19 230 Обсуждений (0)
О «Кавказском пленнике» 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Эта новая постановка Малегота встретила горячий и сочувственный прием у публики и у критики. Ее хвалят со всех сторон. Но работа талантливого балетмейстера Лавровского и далеко продвинувшегося вперед под его руководством молодого балетного коллектива театра заслуживает большего, чем похвалы. О них стоит и должно поговорить серьезно. А говорить серьезно о живом деле — это прежде всего сказать полезные ему вещи, вещи, которые могли бы сейчас помочь усовершенствовать уже сделанное, а в дальнейшем удержали бы от повторения ошибок, толкнули бы в правильном направлении. Мы и постараемся говорить так.

Балет обращается к глазу, и через глаз должно родиться то ощущение избранной темы, которого желает достичь балетмейстер. Определенные зрительские взаимоотношения вызывают вполне отчетливые представления, передаются сознанию зрителя с неизбежной предрешенностью. Сколько ни говорите, ни пишите в либретто, что изображается то-то и это, зритель видит то, что он видит. Слишком часто балетмейстеры полагаются на надежду, что их намерение воспри-мется, дойдет до зрителя помимо глаза одной «доброй волей» как с той, так и с другой стороны. Да, «добрая воля» помогает на многое «закрывать глаза», многое видеть в розовом свете, но... есть предел, после которого уже любая «добрая воля» бессильна.

Эти размышления вызваны постановкой «Кавказского • пленника» потому, что постановка эта, во многом удачная, перешла местами допустимую поправку на «добрую волю» зрителя и задает порой жестокие испытания доброжелательности глаза.

Пушкин... Надо увидеть с детства знакомую поэму, Кавказ романтиков, байронического пленника, печальную черкешенку, ее чадру, ее повадку горной серны, покорные слезы и смерть в «кипучем вале» потока. Эти «Кавказа дикие цветы» и хочется видеть сквозь «магический кристалл» романтической отдаленности — так молода эта поэма, так вся окутана дымкой недоговоренностей, так дышит туманами кавказских предгорий, где возникла.

Сцена имеет свои условности, конечно. Романтические недосказания молодой поэмы пришлось досказать. Пришлось дать психологическую предпосылку бегству пленника, его разочарованности и холодности — возник петербургский акт. И мы не будем присоединяться к слишком суровым пуристам, осуждающим непушкинские эпизоды в пушкинском балете. Сцена имеет свои условности, повторяем. Весь вопрос в том, чтобы эти присочиненные сцены звучали в пушкинских тонах, говорили знакомыми пушкинскими образами. Пусть будет тут светский бал, которого нет в «Кавказском пленнике», но пусть это будет бал Пушкина, т. е: должен он быть отблеском того «хорошего тона», о котором не раз говорит Пушкин. «Она казалась верный снимок du comme il faut...». Он так едко, так уничтожающе противопоставляет его всему, что «vulgar» — дешево, безвкусно. Более столетия отделяет нас от жизни пушкинской поры, но разве и стих его, и обширная иконография его современников и современниц, и бытовые зарисовки художников, и литографии модных журналов и модных танцев — разве это все не говорящий археологический материал? Если только чувствовать реализм исторический, любить выразительную мелочь быта, так много несущего в себе откровений и о душе, ее создавшей, можно освоить весь этот материал, можно вникнуть в него и воскресить бытовое окружение Пушкина и его героев. И вот первый укор Лавровскому в игнорировании глаза зрителя. Его петербургский бал поставлен без учета исторической реальности. Он даже будто и не взглянул на имеющийся под рукой, опубликованный в выпущенной по поводу премьеры брошюре материал — воспроизведение танцев начала XIX века. Пренебрежение к мелочи быта — бальной вечерней одежде той эпохи, — казалось бы, пустяк, о котором смешно говорить по поводу ответственного пушкинского спектакля. Но глаз? Чем вы скажете глазу, что видит он не вечеринку в приказчичьем клубе, не «Помолвку в Галерной гавани», а великосветский бал пушкинской поры? Линией танца, стоящей в полной зависимости от линии одежды. Короткие поблескивающие атласные штаны, шелковые чулки и черные открытые туфли с пряжками как для штатских, так и для офицеров — это одно. Это светский блеск, бальная легкость, законченность танцевальных поз. Или совсем другое: длинные панталоны, грубая обувь — небрежность и одежды, и позы, и танцевального движения. Лавровский всех так и одел, чем и себя лишил основного средства выразительности — правильной танцевальной линии — и исполнителей своих поставил в невыгодные и трудные условия для создания созвучных эпохе образов. Кроме того, Лавровский, как это свойственно вообще молодому режиссеру, не постигшему еще тайн театра, любит сгонять на сцену ровно вдвое больше народу, чем его можно разумно и выразительно разместить. Это, помнится, мы заметили еще в «Катерине». В сценах мифологического балета группы его были очень хороши по композиции, но от всей картины веяло недоделанностью. И только потому, что на сцене было, да, вдвое больше танцовщиц, чем надо; они налезали друг на друга и душили одну группу другой. Так и тут. Одень он правильно своих танцовщиков, возьми их ровно половину, бал его мог бы быть очень убедительным, так как труппа Малегота изобилует талантливой молодежью, а танцы Лавровского, как всегда, новы и музыкальны. Например, мазурка приоткрывает тайну той громадной популярности, которой когда-то она пользовалась и на балах и на сцене. И мы не знали ни этого ураганного темпа, ни этого гипнотизирующего лета пары за парой, ни этих влюбленных падений на колени, ни этих ответных кружений дам, подобных кружению мотыльков вокруг огня.

А среди образов, мелькавших перед нами, радовали и удивляли верным стилем пушкинской поры то Фюрт в ее лиловом токе, то «черноокая» Ивкова, то элегантный адъютант — Филипповский. Танцы Леонидовой в эпизодической вариации в разыгрывании фантов очень зрелы, смелы и законченны. Маленькое усилие, и можно было весь фон бала довести до правильной ноты: помочь костюмом, помочь стройностью и незагруженностью мизансцен. Но это усилие не было сделано, и «первозданный хаос» захлестывает порою островок трех основных исполнителей пролога. Уже начинается центральное pas d'action, а балетмейстеру еще не удалось увести с авансцены лишний миманс, и какая-то нелепая, громоздкая фигура в красной робе ломится напролом через уже создавшийся танцевальный треугольник — княжна, Бахметьев, князь. Все трое притягивают внимание зрителя и как нельзя более подошли «типажем» к изображаемому лицу. Да, каждый из них говорит «глазу» и не требует доброжелательных справок в либретто.

Пленнику, скромному армейцу Бахметьеву, Лавровский противопоставил «соперника» в лице блестящего князя, жениха Нины, любимой Бахметьевым княжны. Только напрасно Лавровский пишет в либретто, что княжна Бахметьева не любит. «Глаз» видит совсем другое в поставленных им сценах и танцах^ Княжна в этих танцах почти так же мучительно отрывается от любви Бахметьева, как и он сам, и только другой склад ее натуры, покорная обреченность своей доле заставляют ее принять уготованную ей' отцом и средой судьбу. Вот что мы видим. Кириллова легкими и тонкими штрихами нарисовала свою княжну. Невесомая походка, еле касающаяся земли, по-старинному открытые певучие плечи, золотой локон на гибкой и стройной шее, маленькая головка с томной бледностью лица, худые девичьи руки. Это все — природные данные, да, но их надо в себе осознать, вылепить из них образ старинной девушки и слить их с музыкой пушкинского стиха и с музыкой своих танцев. Нет, «светская беспечность» вовсе не вышла у Лавровского. Словно он сам смотрел на свою княжну глазами Бахметьева. Танцы княжны полны романтической старинной лиричности; тающих линий, «душой исполненных полетов» русской Терпсихоры. А это неотъемлемая и неоспоримая основная черта Кирилловой-танцовщицы — уметь летать выразительно и непринужденно, так как ее элевация и баллон редкого качества и силы, давно уже не виданной среди наших танцовщиц. Лавровский очень ярко пользуется этим даром своей балерины. В прекрасном адажио второго акта им поставлена такая последовательность движений:

Кириллова делает по диагонали в глубину большое жете, и сейчас же за этим следует высокая поддержка, уносящая ее дальше в том же направлении в летящей позе. Эффект получается грандиозный. Словно сама балерина улетела ввысь и пронеслась по воздуху. Какая уж это «светская беспечность»! Вот и не забывайте же, дорогой балетмейстер, что мы смотрим на танцы, а не читаем' либретто и верим глазу прежде всего. А глаз говорит, что княжна ваша вся в руках Бахметьева, уносится ввысь его волей и парит над ним, ласково-нежно склоняясь, как в последней позе певучего адажио.

А вариация пролога? Это очень сложный и технически труднейший танец. Пусть Кириллова с блеском преодоле вает все трудности и делает их неощутимыми для «не посвященного» в тайны классического танца. Все же вариация эта остается в плане не только «душой», но и умом «исполненного» танца, так как вся построена на тех же летящих арабесках. Особенно привлекают внимание с большим искусством поставленные и выполненные туры на аттитюд: от быстрого кружения Кириллова как бы освобождается легкими плие и снова застывает в летящей позе — эффект, трудно передаваемый словом, но приковывающий внимание новизной и выразительностью. «Светскую беспечность» надо было бы передавать не этими волевыми и зрительно насыщенными движениями.

 

        

Е. Чикваидзе и С. Дубинин в балете «Кавказский пленник»

 

Бахметьев не танцует. Но роль получилась чрезвычайно трудная, ибо он почти не сходит со сцены и в каждом акте у него несколько танцев со сложными поддержками. Дубинин проводит свою партию, может быть, не совсем ровно. Но если к концу спектакля порою хочется укорить его в однообразии игровых приемов, то вина, пожалуй; и не его. Вина в затянувшемся и не находящем разрешения взаимоотношении с черкешенкой, повторяющем все одну тему на протяжении двух с половиной актов. Однако образ его героя вышел у Дубинина и ярким и колоритно-романтичным. И опять помогли тут счастливые внешние данные — голова молодого Байрона и красивый рост. Что Дубинин умеет играть сильные и бурные сцены, мы знаем уже по его роли Андрэ в «Фадетте». В Бахметьеве открылись новые стороны его сценического дара — сцены расставания с княжной полны искренней, глубокой душевной боли.

Образ соперника Бахметьева — петербургского молодого, но сановного князя — удачно воплощен Николаевым. Он нашел сдержанность и элегантность манер и, что очень нелегко, умеет не выходить из этого светского образа при всех поддержках классического танца.

Если мы перейдем к основным актам балета, кавказским, то тут-то и попадем в область, где «глаз» будет очень протестовать и настаивать на своих правах.

И прежде всего — как просто и прямо подошел постановщик к своей картине! Вся сцена как на ладони. Где романтическая отдаленность эпохи, где игра света, столь известная всякому побывавшему на Кавказе: длинные лунные тени, костры, ползущие туманы, палящее солнце? Ровный театральный свет, от него не спасают лучи прожекторов, задача которых освещать исполнителей, а не создавать световую картину. В этом ровном свете не оживают колоритные народные танцы, несмотря на то, что поставлены оригинально и темпераментно. Совсем по-новому для театральной сцены трактованы танцы и облик джигита, нашедшего прекрасного воплотителя в лице Соколова, глядя на которого трудно поверить, что перед нами не подлинный дикий обитатель гор. Но не хватает какой-то постановочной черты, которая отодвинула бы и эти образы и танцы на век назад. Слишком просто они поставлены перед нами лицом к лицу. Может быть, грешат тут и костюмы. Но к кому предъявлять за них претензию? К художнику или постановщику? Думаем, что в конечном счете к последнему, так как от него исходит и задание и окончательная санкция. К нему и следует обратиться с главными претензиями возмущенного «глаза», до которых мы дошли. Это— облик черкешенки. Как. можно было додуматься до ее разрезной коротенькой тунички, обнажающей и ноги, и руки, и спину, — непостижимо! Чем может передать артистка, так наряженная, облик «девы гор»? Дева гор — вся в легких тканях, в чадре, в шальварах, в веящих рукавах. Как можно было не прельститься этим романтичным, заманчивым, таким танцевальным и выгодным для игры костюмом? Непостижимо! Так или иначе, Чикваидзе, играющая черкешенку, в своей туничке, в театральном трико, с непокрытой головой, поставлена в жестокие условия. Она героично борется с ними, но «глаз», «глаз» — что видит? Видит полуобнаженную «классичку» и никогда не согласится поверить, что перед ним с детства знакомый романтический образ пушкинской черкешенки. Искренне жаль тщетных усилий талан-, тливой артистки в борьбе с непреодолимым препятствием. Нам кажется неизбежным выход: костюм Чикваидзе должен быть в корне изменен. Дайте ей возможность играть и танцевать правдоподобно, и она сумеет вступить в дружный ансамбль своих новых и талантливых молодых товарищей.

Вот вкратце наши пожелания и советы, может быть, непрошенные, но подсказанные долгим театральным опытом, горячим сочувствием к росту столь интересного молодого балетного коллектива Малегота. .

                  

                                            Шарль Дидло

 

УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН[38]

 

А. П-ч — см. Ушаков Александр Павлович

Аванци Гаспаро ди — итальянский танцовщик, учитель танцев середины XVI века

Авдотья — см. Тимофеева

Адис Леопольд — французский артист балета, педагог, теоретик классического танца

Адриан (Адриен или Андриен) де ля Невилль Мартин Жозеф (1767—1822) — бельгийский певец (бас), композитор

Айамонте д', маркиз

Аксинья—см. Сергеева

Алансонский герцог — см. Франсуа де Валуа

Алар — французский артист ярмарочных театров. В конце XVII века возглавлял труппу канатных плясунов

Александра Павловна (1783— 1801) — великая княжна, дочь Павла I 268

Аллар Мари (1742—1802) — французская артистка балета комического жанра

Алмасзаде Гамэр Гаджи Ага кы-зы (род. 1915) — артистка балета, балетмейстер, педагог

Альбер Луиза — французская артистка балета, жена Ф. Альбера

Альбер (наст. имя и фам. Ферди-нанаДекомбе),(1789—1865)— французский артист балета, хореограф, педагог

Альбрехт V Великодушный (ум. 1579) — герцог Баварский в 1550—1579 гг.

Альджизи Луиза — итальянская артистка балета конца XIX века

Андреянова Елена Ивановна (1819—1857) — артистка балета

Андрианов Самуил Константинович (Дементьевич) (1884— 1917) — артист балета, балетмейстер, педагог

Анненков Юрий Павлович (1889—1974) — график и живописец

Антонин (Антонен) — французский артист балета, служил на петербургской сцене в 1817— 1827 гг.

Аппиано Чезаре — итальянский танцовщик и учитель танцев конца XVI века

Апулей (род. ок. 124 н. э.) — древнеримский писатель

Арапов Пимен Николаевич (1796—1861) — историк театра, драматург, критик. Автор «Летописи русского театра» (1861), охватывающей пе-. риод 1673—1825

Арбо Туано (наст. имя и фам. Жеан Табуро)(1519—1596)— французский теоретик танца, автор первого руководства по бытовым и жанровым танцам «Орхезография» (1588)

Арена Антонио (Антониус) (ум. 1544) — французский теоретик танца

Арженсон Рене Луи д' маркиз (1694—1757) — государственный деятель, писатель, автор мемуаров

Ариосто Лудовико (1474— 1533) — итальянский поэт

Аристофан (ок. 445 — ок. 385 до н. э.) — древнегреческий поэт-комедиограф

Асенкова Александра Егоровна (1796—1858) — драматическая актриса, мемуаристка, мать В. Н. Асенковой

Асенкова Варвара Николаевна (1817—1841) — драматическая актриса

Ассо Мартино да — итальянский танцовщик и учитель танцев второй половины XVI века Афиней (Атеней) — греческий ритор и грамматик (конец II — начало III века н. э.), автор многотомного труда «Пир мудрых»

Баварский герцог — см. Аль-брехт V Великодушный

Баженов Александр Николаевич (1835—1867) — писатель, переводчик, театральный критик

Байрон Джордж Ноэл Гордон (1788—1824) — английский поэт-романтик

Бакст (наст. фам. Розенберг) Лев Самойлович (1866—1924) — живописец, театральный художник, один из ведущих декораторов Русских сезонов и труппы Русский балет Дягилева

Балабина Фея (Феона) Ивановна (1910—1982) — артистка балета, педагог

Балашов Василий Михайлову." (1762—1835) — артист балета, балетмейстер, педагог, выдающийся исполнитель русских плясок

Баллон Жан (1676—1739) — французский артист балета, балетмейстер Бальзак Оноре де (1799—1850) — французский писатель

Бапст Жермен Констан (1853— 1921) — французский историк театра и археолог

Барберина — см. Кампанини Барберина

Барбетта Алессандро — итальянский танцовщик, мастер вольтижировки, учитель танцев середины XVI века

Барелла Джиовани, прозванный Виконтом — итальянский учитель танцев середины XVI века

Барон Опост (1794—1862) — французский историк танца         

Бартолоцци Франческо (1728— 1813) — итальянский художник, гравер

Баттиононе Аннибале — итальянский танцовщик, мастер вольтижировки середины XVI века

Бах Иоганн Себастьян (1685— 1750)— немецкий композитор и органист Беккариа Карло — итальянский учитель танца и вольтижировки конца XVI века

Беккер Герасим Ефимович (ум. 1817) — танцовщик придворного российского театра, преподаватель танца в Петербургской театральной школе

Белинский Виссарион Григорьевич (1811—1848) — литературный критик, публицист

Белла — артистка балета конца XIX века 

Белый Андрей (наст. имя и фам. Борис Николаевич Бугаев) (1880—1934»—писатель

Бельджойзо Бальдассарино (во французском варианте Бо-жуайё Бальтазар де) — итальянский танцовщик, учитель танцев конца XVI века

Бён Макс фон (род. 1889) — автор книг о модах, книги «Der Tanz» и др.

Бенуа Александр Николаевич (1870—1960) — живописец. график, театральный художник, историк искусства. Работал для балетного театра как художник и сценарист

Берг Ольга Максимилиановна (род. 1907) — артистка балета, дирижер, педагог

Беретта Катарина (1839—1911) — итальянская артистка балета, педагог

Берилова Настасья Парфентьев-на (1776—1804) — танцовщица, исполнительница главных партий в балетных спектаклях

Бернштейн Николай Александрович (1896—1966) — нейро- и психофизиолог. Его исследование по физиологии движения — теоретическая основа биомеханики

Бершу Жозеф (1765—1839) — французский писатель 204, 205, 226,232

Бессоне Эмма — итальянская артистка балета, гастролировала в России в 1887, 1890— 1891 гг.

Бетховен Людвиг ван (1770— 1827) — немецкий композитор, пианист и дирижер

Би Оскар (1864—1938) — немецкий критик и историк танца, музыки, изобразительных искусств

Бианколелли Луи, прозванный Доминик (ум. 1729) — военный инженер, автор нескольких комедий для итальянского театра, по национальности итальянец, сын Доминика, крестник Людовика XIV

Бианколелли Пьер Франсуа (1680—1734) — французский артист, драматург, играл в Италии, затем — во Франции, автор комедий, по национальности итальянец, сын Доминика

Биас Фанни (1789—1825) — французская артистка балета

Бибиена (наст. имя и фам. Бер-нардо Довици) (1470— 1520) — итальянский драматург

Биготтинй Эмилия (1784— 1858) — французская артистка балета

Блазис Карло (Шарль) (1795, по др. данным 1803—1878) — итальянский артист балета, балетмейстер, педагог, хореограф, автор книг по теории и практике танца, служил в Москве в 1861—1864 гг.

Блаш Алексис Сипьон (1792— 1852, по др. данным 1791—1850) — французский балетмейстер, педагог. В 1832— 1836 гг. работал в Большом театре в Петербурге, преподавал в Петербургской театральной школе

Блок Александр Александрович (1880—1921) — поэт

Блонден Жан Франсуа (1824— 1897) — французский акробат

Богданова Надежда Константиновна (1836—1897) — артистка балета

Богданович Ипполит Федорович (1743—1S03) — поэт. Автор повести в стихах «Душенька», написанной на античный сюжет

Бокан (наст. имя и фам. Жак Кордье) (1583—1653) — французский учитель танцев, балетмейстер, скрипач

Болье — французский артист балета

Бомарше (наст. имя и фам. Пьер Огюстен Карон) (1732— 1799) — французский драматург

Бомонт Сирил Уильям (1891— 1976) — английский историк балета, один из основоположников современной английской балетной критики, автор книг по теории и практике классического танца

Босе дю—аббат

Боттичелли Сандро (наст. имя и фам. Алессандро Филипепи) (1445—1510) — итальянский живописец

Бочаров Михаил Ильич (1831— 1895) — художник, театральный декоратор

Бошан Луи (1597—1666) — французский скрипач, входил в состав «скрипачей короля», отец П. Бошана, сын П. Бошана-старшего

Бошан Пьер-старший (1564— 1627) — французский скрипач, член цеха скрипачей и мастеров танца, отец Л. Бошана, дел П. Вешана

Бошан Пьер (1636—1719) — фршщучский артист балета, балетмейстер, педагог, изобретатель приема записи танца, способствовал утверждению и развитию классического танца как утастник создания Королевской академии танца, ее директор с 1661 г.

Брантом (Пьер де Бурдсльс. сеньор де Брантом) (1540— 1614) — французский придворный, автор мемуаров

Браческо Вирджилио — итальянский танцовщик, хореограф, учитель танцев середины XVI века

Брианца Карлотта (1867— 1930) — итальянская артистка балета, в 1887 г. впервые выступила в Петербурге, в 1889—1891 гг. танцевала в Мариинском театре

Бриссак Шарль I де Косее (1505— 1563) — вице-король Пьемонта

Бросс Шарль де (1709—1777) — французский историк, президент бургундского парламента

Брюллов Карл Павлович (1799— 1852)—художник

Брюсов Валерий Яковлевич (1873—1924)—поэт

Буало Никола (1636—1711) — французский поэт, критик, теоретик классицизма

Буанье Шарль де (род. 1808) — французский мемуарист

Буасси Луи де (1694—1758) — французский драматург

Бурнонвиль Август (Огюст) (1805—1879) — датский артист балета, балетмейстер, педагог

Бэкон Фрэнсис (1561—1626) — английский философ, родоначальник английского материализма

Ваганова Агриппина Яковлевна (1879—1951) — артистка балета, педагог, балетмейстер

Вазем Екатерина Оттовна (1848— 1937) — артистка балета, педагог

Вайнонен Василий Иванович (1901—1964) — артист балета, балетмейстер

Вальберх Иван Иванович (1766— 1819) — артист балета, балетмейстер, педагог

Валькьера Джиовани Амбро-зио — итальянский учитель танцев и фехтования середины XVI века

Вандербек Морис — глава труппы танцоров конца XVII — начала XVIII века

Ван Эйк Ян (ок. 1390—1441) — нидерландский живописец

Вараде Джиовани Баттиста — итальянский учитель танцев и фехтования середины XVI века

Вараде Микель Анджело — итальянский танцовщик и музыкант конца XVI века

Васильева Александра Николаевна (род. 1843) — артистка балета

Васильева Зинаида Анатольевна (род. 1913) — артистка балета. педагог

Вега Карпьо Лопе Феликс де (1562—1635) — испанский драматург

Вееге Фриц (род. 1880) — немецкий археолог, автор трудов по античным росписям, вазовой живописи, древнему танцу

Венгеров Семен Афанасьевич (1855—1920) — историк литературы, библиограф

Веригина Валентина Петровна (1882—1974)— драматическая актриса

Верон Луи Дезирэ (1798—1867) — французский публицист, директор Парижской оперы, автор мемуаров

Вестрис Гаэтано Аполлонио Бальтазаре (1729—1808) — французский артист балета, балетмейстер, педагог, по национальности итальянец

Вестрис Огюст (наст. имя Мари Жан Огюстен) (1760—1842, по др. данным 1840, 1843) — французский артист балета, педагог; внебрачный сын и ученик Г. Вестриса и М. Аллар, имел прозвище «Вестр'Аллар»

Вестрисы — французская династия артистов балета (по происхождению итальянцы)

Вечеслова Татьяна Михайловна (р. 1910) — артистка балета, педагог

     Вигано Сальваторе (1769— 1821) — итальянский артист балета, балетмейстер, педагог

Вигель Филипп Филиппович (1786—1856) — крупный чиновник, мемуарист

Виконт — см. Барелла Джиовани Вилль Эльза (Елизавета) Ивановна (1882—1941) — артистка балета

Вилье Гастон (1846—1915) — французский историк балета

     Вильтзак Анатолий Иосифович (роц. 1896) — артист балета, педагог     

     Винчи — см. Леонардо да Винчи

     Вирсаладзе Симон Багратович (род. 1908) — театральный художник

Владимиров Петр Николаевич (1893—1970) — артист балета, педагог Водрю — танцовщица начала XVI века 

Вокансон Жак де (1709—1782) — французский механик, сконст-- руировавший автомат — фигуру флейтиста

Волков Николай Дмитриевич (1894—1965) — театральный критик, искусствовед, драматург, автор балетных либретто

Волкова Варвара Петровна (1816—1907) — артистка балета, преподаватель танцев

Волынский (наст. фам. Флексер) Аким Львович (1865—1926) — искусствовед, балетный критик, автор статей и книг о балете

Вольтер (наст. имя Мари Франсуа Аруэ) (1694—1778) — французский писатель и философ-просветитель

Врубель Михаил Александрович (1856—1910) — художник

Всеволожский Иван Александрович (1835—1909)— директор императорских театров, с 1881 по 1886 г. — петербургских и московских, с 1886 по 1899 г. — петербургских

Гаварни Поль (наст. имя и фам. Сюльпис Гийом Шевалье) (1804—1866) — французский график

Гамильтон Эмма леди (1763, по др. данным 1761—1815) — авантюристка, горничная, затем жена английского посла в Неаполе, любовница адмирала Г. Нельсона, исполнительница античных «аттитюдов», танца с шалью

Гамош — французский артист XVIII века

Ганасса Дзан (наст. имя и фам. Альберто Назелли) (ок. 1540— ок. 1588) — итальянский актер, играл в Париже, Лионе, в 1574 г. выступал со своей труппой в Испании

Гардель Максимильен Леопольд Филипп Жозеф (1741— 17S7) — французский артист балета, балетмейстер, в 1781—1787 гг. — главный балетмейстер Парижской оперы, брат П. Гарделя

Гардель Мари Элизабет Анн Бу-берт(1770—1833)—французская артистка балета

Гардель Пьер Габриель (1758— 1840) — французский артист балета, балетмейстер, реформатор искусства танца; в 1788—1827гг. — главный балетмейстер Королевской академии музыки; брат и ученик М. Гарделя

Гейнце Николай Эдуардович (1852—1913) — писатель, драматург

Генрих II (1519—1559) — король

Франции с 1547 г. 119,120 Генрих III (1551—1589) — герцог Анжуйский, впоследствии — король польский, король Франции с 1574 г.

Генрих IV (1553—1610) — король Франции с 1589 г. (фактически с 1594 г.) 139, 187 Генрих Гиз, герцог. Лотарингс-кий (1550—1588) — один из организаторов Варфоломе-евской ночи 124 Гердт Павел (Павел-Фридрих) Андреевич (1844—1917) — артист балета, педагог

Геродот (между 490 и 480 — ок. 425 до н. э.) — древнегреческий историк

Герцман Эрик — немецкий исследователь танца

Гете Иоганн Вольфганг (1749— 1832) — немецкий писатель

Гизольфе Джиеронимо — итальянский танцовщик конца XVI века

Гимар Мари Мадлен (1743—1816) — французская артистка балета

Глазунов Александр Константинович (1865—1936) — композитор, дирижер, педагог

Глушковский Адам Павлович (1793— ок. 1870) — артист балета, балетмейстер, первый теоретик и историк русской хореографии, автор «Воспоминаний балетмейстера»

Гойон — французский танцовщик конца XVIII века

Головин Александр Яковлевич (1863—1930) — театральный художник

Гольц Николай Осипович (1800— 1880) — артист балета, педагог, балетмейстер

Гомер — легендарный древнегреческий эпический поэт

Гонкур Эдмон (1822—1896) — французский писатель

Горский Александр Алексеевич (1871—1924) — артист балета, балетмейстер, педагог

Горшенкова Мария Николаевна (1857—-1938) — артистка балета

Госселен Женевьева (1791—1818) — французская артистка балета

Гофман Эрнест Теодор Амадей (1776—1822) — немецкий писатель, композитор, живописец

Гофман Юрий Федорович (род. 1915) — артист балета

Граведо Джиакомо Филиппе— итальянский танцовщик, мастер вольтижировки конца XVI — начала XVII века

Гран Люсиль (1819—1907) — датская артистка балета, балетмейстер, в 1843 г. гастролировала в Петербурге

Грановская Елена Маврикиевна (1877—1968) — драматическая актриса

Гранцова (Гранцева) Адель (1845—1877) — немецкая артистка балета. В 1865—1870 гг. выступала в Москве и Петербурге 300,305,306

Греко — см. Эль Греко

Греков Александр (1759—1826)— артист балета 429

Гретри Андре Эрнест Модест (1741—1813) — французский композитор

Гризи Карлотта (1819—1899) — итальянская артистка балета и певица, гастролировала в России в 1850—1853 гг.

Гримм Фридрих Мельхиор, барон (1723—1807) — французский писатель

Гроссман Леонид Петрович (1888—1965)—литературовед, писатель

Гуасконе Пьетро Антонио — итальянский танцовщик, мастер вольтижировки середины XVI века

Гульельмо из Пезаро — итальянский танцовщик XV века, учитель танцев, автор учебника бального танца

Гусев Петр Андреевич (1904— 1987) — артист балета, балетмейстер, педагог, один из организаторов группы «Молодой балет»

Гюге Эжен (1821—1875) — французский артист балета, педагог, в 1848—1869 гг. служил в Петербурге

Гюго Виктор Мари (1802—1885) — французский писатель 250

Даванцати де Бостичи Бернардо (1529—1606) — итальянский писатель, переводчик

Давид — царь Израильско-Иудей-ского государства с '1055 по 1015 г. до н. э.

Давид Жак Луи (1748—1825) — французский художник

Давилье Жан Шарль, барон (1823—1883) — французский историк искусства, коллекционер

Далейрак Никола (1753—1809) — французский композитор

Данилова (наст. фам. — Перфильева) Мария Ивановна (1793— 1810) — артистка балета

Делиб Лео (1836—1891) — французский композитор

Делиль — французская танцовщица начала XVIII века

Делиньи — французская артистка балета конца XVIII века

Дель-ЭраАнтониетта(род. 1861)— итальянская артистка балета, в 1886 г. впервые выступила в России, в 1892 г. была первой исполнительницей партии феи Драже в «Щелкунчике» П. И. Чайковского на сцене Мариинского театра

Депре — см. Жоскен Депре

Депрео Жан Этьен (1748—1820)—-французский артист балета

Дера — французский преподаватель танцев XIX века, автор «Словаря танца»

Державин Гаврила Романович (1743—1816) — поэт

Джером Джером Клапка (1859— 1927) — английский писатель

Джиера Джиовани Франческо — итальянский учитель танцев конца XVI века

Джильрей Джеймс (1757—1815)— английский художник-карика-турист 213,214,219,220,278, - 416

Джироламо Кремонец — итальянский танцовщик, учитель танцев конца XVI века 124

Джиусти Бернардино, де — итальянский учитель танцев середины XVI века 120

Джонс Иниго (1573—1652) — английский художник, работавший в нач. XVII века над созданием своеобразных балетов, так называемых «масок» 131, 134

Джури Мария (ум. 1912) — итальянская артистка балета конца XIX века 320

Дидло Карл Карлович (1801— 1855) — артист балета, впоследствии — переводчик, губернский секретарь, учитель танцев, сын Р. и Ш. Дидло 273, 275

Дидло Роза (ум. 1803) — французская артистка балета, первая жена Ш. Дидло, мать К. Дидло 213, 215, 219, 220, 273—276

Дидло Шарль (Карл) Луи (1767— 1837) — французский артист балета, балетмейстер, педагог, с 1801 до 1829 г. (с перерывом 1811—1816) служил в России 5, 7, 13, 18, 36, 215—217, 219, 220, 227, 228, 231, 271, 273— 279, 282, 283, 286, 293, 294, 301, 312, 315, 323, 341, 342, 401—^29

Диобоно Помпео — итальянский танцовщик, учитель танцев середины XVI века 119, 120, 122,123

Ди Терранова, герцог — губернатор Милана 122

Доберваль (наст. фам. Берше) Жан (1742—1806) — французский танцовщик, балетмейстер 198, 199, 201, 202, 404, 410, 420, 422

Доминик (наст. имя и фам. Доме-нико Бианколелли) (ок. 1640— 1688) — итальянский артист, друг Ж.-Б. Мольера, создатель образа нового блестяще остроумного Арлекина 159,162,188

Донателло (наст. имя и фам. До-нато ди Никколо ди Бетто Барди) (ок. 1386—1466) — итальянский скульптор 309

Дор Генриетта (1844—1886) — австрийская артистка балета, в 1868—1870 гг. танцевала в России 305,306

Дора КлодЖозеф (1734—1780) — французский поэт 191, 196, 198,205

Д'0рневаль (Дорневаль) Жак Филипп (ум. 1766) — французский драматург 217

Дризен Отто — немецкий ученый 130,159

Дубинин Сергей Павлович (1912— 1943) — артист балета 501

Дудинская Наталья Михайловна (род. 1912) — артистка балета 466,479,480,488, 494

Дудко Михаил Андреевич (род,-1902)—артист балета 466

Дункан (Данкан) Айседора (Иза-дора) (1877—1927) — американская танцовщица, одна из основоположниц свободного танца, с 1904 по 1913 и в 1920-х гг. неоднократно выступала в России 330

Дюгазон (урожд. Лефевр) Луиз Розали (1755—1821) — французская певица (сопрано), начала выступать как балерина 213

Дюмануар Гильом (1615— 1690) — французский танцов-

щик, учитель танцев, скрипач, композитор 140,155

Дюмериль Еделсстан (1801— 1871) — французский историк театра 30,114,125

Дюмулен — французский танцовщик первой половины XVIII века )94

Дюпор Луи Антуан (1781, по др. данным 1783—1853) — французский артист балета, Оалет-мейстер. В 1808—1812 гг. выступал в Петербурге и Москве 205. 226—233, 279, 409, 453, 458

Дюпре Луи (ок. 1697—1774) — французский артист балета, балетмейстер, педагог, один из основоположников мужского сценического танца 163, 183, 190—192, 194,267

Дюрер Альбрехт (1471—1528) — немецкий художник 33

Дютак Жан (ок. 1785—1873) — французский артист балета, с 1803 г. служил в Петербурге 429

Дюфор Жан Батист — французский учитель танцев первой половины XVIII века 153,167

Дягилев Сергей Павлович (1872— 1929) — театральный деятель, пропагандист русского искусства за рубежом, создатель постоянной труппы «Русский балет Дягилева» (1913—1929) 439

Евкраций 73 * Егорова Любовь Николаевна (Александровна) (1880—1972)

— артистка балета 323 Елена Павловна, великая княжна (1784—1803) — дочь Павла I

268 Елизавета Петровна (1709—1761)

— императрица с 1741 г.

268 Елизавета Французская (1545—

1568) — королева Испании с

1559 г. 120 Еромолаев Алексей Николаевич

(1910—1975) — артист балета,

балетмейстер, педагог 454,

Жавилье — французский танцовщик XVIII века 197

Жаль Огюстен (1795—1873) — французский ученый 175

Желсзнова Нина Алексеевна (1913—1965) — артистка балета, педагог

Жироде-Триозон Анн Луи (1767— 1824) — французский исторический живописец, портретист, рисовальщик литографий, писатель 256

Жихарев Степан Петрович (1788— 1860) — писатель, драматург, переводчик, председатель театрально-литературного комитета при Дирекции, императорских театров, автор мемуаров «Записки современника» 279

Жоскен Депре (ок. 1440, по др. данным — ок. 1450—1521) — франко-фламандский композитор, представитель нидерландской школы 33

Закс Курт (1881—1959) — немецкий музыковед, историк балета, автор труда «Всемирная история танцев» 80, 84, 87, 100, 118,124

Захаров Ростислав Владимирович (1907—1984) — артист балета, балетмейстер, режиссер, педагог 480,490

Зонтаг Генриетта (наст. имя и фам. Гертруда Вальбурга Зон-нтаг) (1806, по др. данным 1805—1854) — немецкая певица (колоратурное сопрано). С 1830 по 1837 г. давала концерты в Петербурге и Москве 252

Зотов Рафаил Михайлович (1795, по др. данным 1796—1871) — драматург, писатель, театральный критик, мемуарист 278, 282,294,411,424

Зоцо — итальянская артистка балета конца XIX века 320

Зубковский Николай Александрович (1911—1971) — артист балета, педагог 10, 453—458. 460,481

Ибсен Генрик (1828—1906) — норвежский драматург, театральный деятель 476

Иванов Лев Иванович (1834— 1901) — артист балета, балетмейстер, с 1882 г. — режиссер петербургской балетной труппы, с 1885 г. — второй балетмейстер театра. В 1894 и 1895 гг. поставил 2-й и 4-й акты балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро» в Мари-инском театре 147, 436, 437, 471,472,478

Иванова Валентина Константиновна (род. 1898) — артистка балета

Иванова Лидия Александровна (ум. 1924) — артистка балета 453

Ивкова Евгения Николаевна (1910—1981) — артистка балета, педагог 498

Идзиковский Станислав (1894— 1977) — польский артист балета, педагог

Иконина Мария Николаевна (Ни-коновна) (1787—1866) — артистка балета 280, 429

Иогансон Христиан Петрович (1817—1903) — артист балета, педагог, с 1841 г. работал в Петербурге, по национальности швед 31, 286, 287, 299, 307—

Иордан Ольга Генриховна (1907—1971) — артистка балета, педагог

Истомина Авдотья Ильинична (1799—1848) — артистка балета 277, 278,

Каверон Роберт — глава цеха менестрелей Франции XIV века 94

Казанова Джованни Джакомо (1725—1798) — итальянский писатель, мемуарист 191, 192,194

Казартелли — итальянский художник XIX века 221

Калло Жак (1592, по др. данным 1593—1635) — французский

художник-график 130, 131 134,135,153, 182

Кальмейер



2020-03-19 230 Обсуждений (0)
О «Кавказском пленнике» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: О «Кавказском пленнике»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (230)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)