Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Международные транспортные услуги в системе международных экономических отношений



2020-03-19 216 Обсуждений (0)
Международные транспортные услуги в системе международных экономических отношений 0.00 из 5.00 0 оценок




Транспорт и связь являются элементами мировой комму­никационной системы. В результате их функционирования не создаются овеществляемые формы богатств, но формируют-Икусловия для осуществления экономических процессов по­средством перемещения в пространстве объектов, людей и (информации. Услуги транспорта и связи принимают стоимо­стные формы; их совокупная доля в МВП оценивается в 8 - 11%, в том числе доля транспорта — порядка 7-9 %.

К основным видам транспорта в современных условиях относятся сухопутный (в том числе железнодорожный, автомобильный и трубопроводный), водный (в том числе морской и речной) и воздушный (или авиаци­онный, в том числе самолетный и вертолетный). Основными Показателями объема грузоперевозок являются тонно-километ­ры; людей - пассажиро-километры; обобщенные показатели рассчитываются в приведенных тонно-километрах, причем в Железнодорожных перевозках 1 т-км приравнивается к 1 пасс-км, в автомобильных - 6, и в воздушных - к 12 пасс. км. В сред­нем за год в мире перевозится более 1 трлн. пассажиров и порядка 100 млрд. т. грузов. Общая протяженность сети дорог в мире - более 34 млн. км, из которых 24 млн. приходится на автомобиль­ные дороги и 1,2 млн. км — на железные дороги; протяженность Трубопроводов -1,8 млн. км. Перевозки осуществляют более 10 тысяч самолетов, 40 тысяч морских судов, 200 тысяч локомоти­вов, 660 млн. автомобилей.

Мировой объем грузооборота составляет в настоящее вре­мя примерно 50 трлн. т-км, причем основная роль принадле­жит морскому транспорту, на долю которого приходится бо­лее 61 % перевозки грузов в мировом хозяйстве. На втором месте по грузо­обороту - железнодорожный транспорт, доля которого, напротив, снизилась за тот же период более чем вдвое - с 31 д0 15 %. Удельный вес трубопроводного транспорта вырос почти в три раза и приблизился к 12 %, автомобильного - также уве­личился, но не столь значительно, и достигает в настоящее время 9,5 %. Более чем в два раза уменьшилась доля внутрен­него водного транспорта - с 5,6 до 2,6 %; значение воздуш­ного и других видов транспорта в мировом грузообороте не­существенно. Из стран мира по грузообороту лидируют США, Китай и Россия.

В пассажирообороте, составляющем около 19 трлн. пасс. км, с большим отрывом лидирует автомобильный транспорт - бо­лее 80 % (в том числе на автомобилях индивидуального пользо­вания - 62 %); удельный вес железнодорожного транспорта несколько превышает 10%, а воздушного — приближается к этому показателю; доля всех видов водного транспорта вместе взятых не превышает 1 % мирового пассажирооборота. При этом в международных пассажирских перевозках ведущая роль принадлежит воздушному транспорту. Ведущие страны по пассажирообороту — Япония, Китай, США, Индия, Россия и Гер­мания.

В географической структуре мировой транспортной сети вы­деляются три ведущих региона: это Северная Америка, на кото­рую приходится 30 % общей протяженности мировых путей со­общения; Западная Европа, лидирующая по густоте сети и час­тоте движения, и регион СНГ, занимающий первое место в мире по грузообороту сухопутных видов транспорта. Железнодорож­ный транспорт хотя и уступает позиции по относительным по­казателям, но сохраняет ведущую роль в сухопутной перевозке твердых грузов (до 80 % грузооборота).

К перспективным направлениям развития мирового транс­порта относятся развитие контейнерных перевозок, так на­зываемых интермодальных перевозок, в которых участвуют два и более видов транспорта, что требует точности соблюде­ния графиков и ритмичности движения грузов; ростдоли элек­трифицированных высокоскоростных железнодорожных ма­гистралей и автомобильных дорог с твердым покрытием, раз­витие сети трубопроводов больших диаметров и др. Особое значение приобретает расширение количества трансконти­нентальных контейнерных «мостов», комбинирующих согласованную транспортировку контейнеров различными видами транспорта, и создание транспортных коридоров (полимаги­стралей) по территории нескольких государств. По террито­рии России проходит две важнейшие полимагистрали (из де­вяти европейских): Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород - Екатеринбург и Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва - Киев - Одесса с ответвлениями на Новороссийск и Астрахань.


Платежный баланс

Платежный баланс - балансовый счет международных операций – это стоимостное выражение всего комплекса внешнеэкономических связей страны в форме соотношения поступлений и платежей . Балансовый счет международных операций представляет собой количественное и качественное стоимостное выражение масштабов, структуры и характера внешнеэкономических операций страны, ее участия в мировом хозяйстве На практике принято пользоваться термином «платежный баланс», а показатели валютных потоков по всем операциям обозначать как платежи и поступления.

 В последнее время в дополнение к платежному балансу, содержащему сведения о движении потоков ценностей между странами, составляется баланс международных активов и пассивов страны, отражающий ее международное финансовое положение в категориях запаса. Он показывает, на какой ступени интеграции в мировое хозяйство находится страна. В нем отражается соотношение на данный момент стоимости полученных и предоставленных страной кредитов, инвестиций , других финансовых активов. У одних стран полученные ресурсы преобладают, а заграничные активы невелики. У других стран велики и разнообразны и те, и другие показатели. Особое место занимают США как нетто-импортер иностранных финансовых ресурсов. Показатели международной финансовой позиции и платежного баланса взаимосвязаны.

С бухгалтерской точки зрения платежный баланс всегда находится в равновесии. Но по его основным разделам либо имеет место активное сальдо , если поступления превышают платежи , либо пассивное - если платежи превышают поступления.

Структура платежного баланса. Платежный баланс имеет следующие разделы : торговый баланс, т.е. соотношение между вывозом и ввозом товаров;  баланс услуг и некоммерческих платежей (баланс «невидимых» операций); баланс движения капиталов и кредитов

Торговый баланс. Исторически внешняя торговля выступает исходной формой международных экономических отношений,. Связывающей национальные хозяйства в мировое хозяйство. Благодаря внешней торговле складывается международное разделение труда, которое углубляется и совершенствуется с развитием внешней торговли и других международных экономических операций.

Показатели внешней торговли традиционно занимают важное место в платежном балансе. Соотношение стоимости экспорта и импорта товаров образует торговый баланс. Поскольку значительная часть внешней торговли осуществляется в кредит, существуют различия между показателями торговли, платежей и поступлений, фактически произведенных за соответствующий период.

Экономическое значение актива или дефицита торгового баланса применительно к конкретной стране зависит от ее положения в мировом хозяйстве, характера ее связей с партнерами и общей экономической политики. Для стран, отстающих от лидеров по уровню экономического развития, активный торговый баланс необходим как источник валютных средств для оплаты международных обязательств по другим статьям платежного баланса. Для ряда промышленно развитых стран (Япония, ФРГ и др.) активное сальдо торгового баланса используется для создания второй экономики за рубежом.

Пассивный торговый баланс считается нежелательным и обычно оценивается как признак слабости внешнеэкономических позиций станы. Это правильно для развивающихся стран, испытывающих нехватку валютных поступлений .

Для промышленного развития стран это может иметь иное значение. Например, дефицит торгового баланса США (с 1971 г.) объясняется активным продвижением на их рынок международных конкурентов (Западной Европы, Японии, Гонконга, Тайваня, Южной Кореи и других стран) по производству товаров все большей сложности. В результате складывающегося международного разделения труда более эффективно используются ресурсы в мировых масштабах. Зеркальным отражением дефицита внешней торговли США служит активное сальдо по этим операциям у упомянутых партнеров, которые используют валютные поступления для заграничных капиталовложений, в том числе в США. .

Баланс услуг включает платежи и поступления по транспортным перевозкам, страхованию, электронной, телекосмической, телеграфной, телефонной, почтовой и другим видам связи, международному туризму, обмену научно-техническим и производственным опытом, экспертным услугам, содержанию дипломатических, торговых и иных представительств за границей, передаче информации, культурным и научным обменам, различным комиссионным сборам, рекламе, ярмаркам и т. д. Услуги представляют собой динамично развивающийся сектор мировых экономических связей; его роль и влияние на объем и структуру платежей и поступлений постоянно возрастают.

С ростом уровня благосостояния в развитых странах резко увеличились масштабы международного туризма, в составе которого значительную часть составляют деловые поездки в связи с интернационализацией современного производства .

Развитие международного производства, научно-техническая революция и другие факторы интернационализации хозяйственной жизни стимулировали торговлю лицензиями, ноу-хау, другими видами научно-технического и производственного опыта, лизинговые операции (аренда оборудования), деловые консультации и другие услуги производственного и персонального характера.

 По принятым в мировой статистике правилам в раздел «услуги» входят выплаты доходов по инвестициям за границей и процентов по международным кредитам, хотя по экономическому содержанию они ближе к движению капиталов и услуг. В платежном балансе выделяются статьи: предоставление военной помощи иностранным государствам, военные расходы за рубежом. Они как бы примыкают к операциям услуг.

По методике МВФ принято также показывать особой позицией в платежном балансе односторонние переводы. В их числе : государственные операции - субсидии другим странам по линии экономической помощи, государственные пенсии, взносы в международные организации; частные операции- переводы иностранных рабочих, специалистов, родственников на родину. Этот вид операций имеет большое экономическое значение. Италия, Турция, Испания, Греция, Португалия, Пакистан, Египет и другие страны уделяют большое внимание регулированию выезда за границу своих граждан на заработки, так как используют этот источник значительных валютных поступлений для развития экономики. Для ФРГ, Франции, Великобритании, Швейцарии, США, ЮАР и других стран, временно привлекающих иностранных рабочих и специалистов, напротив, такие переводы средств служат источником дефицита этой статьи платежного баланса.

Перечисление операции услуг, движения доходов от инвестиций , сделки военного характера и односторонние переводы называют «невидимыми» операциями, подразумевая, что они не относятся к экспорту и импорту товаров, т.е. осязаемых ценностей. В их составе выделяются три основные группы сделок; услуги, доходы от инвестиций, односторонние переводы.

Баланс движения капиталов и кредитов выражает соотношение вывоза и ввоза государственных и частных капиталов, предоставленных и полученных международных кредитов. По экономическому содержанию эти операции делятся на две категории: международное движение предпринимательского и ссудного капитала.


Список использованной литературы

1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебное пособие. — М., 2003.

2. Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике: Учебное пособие. — М., 2003.

3. Гладков И.С., Царев С.П. Мировое хозяйство: цифры и факты: Учебное пособие. -М., 2003.

4. Нухович Э.С., Смитиенко Б.М., Эскиндаров М.А. Мировая экономика на рубеже XX-XXI веков. - М., 2002.

5. Россия: внешнеэкономические связи в условиях перехода к рынку / Под ред. И.П. Фаминского. - М., 2003.

6. Семенов К.А. Международные экономические отношения: Kvpc лекций. — М., 2000.

7. Шишков Ю.В., Евстигнеев В.Р. Реинтеграция постсоветского экономического пространства и опыт Западной Европы. - М., 1994. - 265 с.

8. Экономика: Учебник / Под ред. доц. А.С. Булатова. - М., 2003.

9. Экономика внешних связей России: Учебник для предпринимателя / Под ред. доц. А.С. Булатова. - М., 2003.

10. Российский статистический ежегодник: Сборник статей / Госкомстат России. -М., 2004.



2020-03-19 216 Обсуждений (0)
Международные транспортные услуги в системе международных экономических отношений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Международные транспортные услуги в системе международных экономических отношений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (216)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)