Понятие и классификация управленческих решений.
12 Принятие управленческих решений.
Решение – выбор альтернатив. Принятие решений является составной частью любой управленческой функции. Организационное решение представляет собой выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, которые возложены на него должностью. Цель организационного решения – обеспечение движения к поставленным общеорганизационным целям. Поэтому наиболее эффективным решением является выбор, который будет на самом деле реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели. Принятие управленческих решений относится к числу творческих операций, т.к. включает элементы неопределенности и риска. Предполагает наличие осознанного выбора. Принятие управленческого решения основывается на знании объективных закономерностей функционирования управляемого объекта и управляющей системы с учетом конкретной ситуации, в которой принимаются решения. Т.о. управленческое решение содержит в себе и элементы творчества, и элементы научного знания. Классификация управленческих решений: 1) по масштабам воздействия делятся на общие и частные. Общие затрагивают всю систему управления, относятся ко всей организации, например, перспективы развития, реконструкция и др. Общие решения определяют качественные изменения. Их принятие требует системного подхода и специальной подготовительной работы. Частые решения касаются локальных вопросов. Они принимаются на всех уровнях управления. Например, это решения об укреплении трудовой дисциплины, изменении порядка работы и т.д. 2) по времени действия: стратегические и оперативные Стратегические касаются коренных генеральных проблем работы орагнизации, обычно рассчитаны на несколько лет (длительный срок) и принимаются для решения перспективных задач. Оперативные решения связаны с осуществлением текущих задач. По времени они редко бывают больше года. 3) по прогнозируемым свойствам: с возможностью прогнозирования их результатов или последствий. Это требует или не требует предварительного анализа, расчетов, экспериментов. Различают решения с определенным результатом (в ситуациях, которые не дают повода сомневаться в правильности принятого решения) и решения с вероятностью исхода ( руководителю приходится иметь дело со множеством независимых переменных, последствия таких решений обычно носят неоднозначный характер) 4) по способу принятия решений: индивидуальные (руководителем) и коллективные (группой специалистов) 5) по глубине воздействия: одноуровневые (на один уровень) и многоуровневые (на все уровни под руководителем) 6) по источнику возникновения: принятые по указанию вышестоящего руководителя и инициативные 7) по способу реализации: директивные (оформляемые приказами, постановлениями собраний, протоколами совещаний) и косвенные (рекомендации, докладные, записки, акты) 8) по способу фиксации: устные и письменные 9) по сроку действия: принятые на определенный срок и до «отмены» 10) запрограммированные (результат реализации определенной последовательности шагов или действий подобных тем, которые предпринимаются при решении математических задач, число альтернатив ограничено и выбор должен быть сделан в определенных пределах) и незапрограммированные (требуются в ситуациях, которые в определенной мере новые и неструктурированные, сопряжены с новыми, неизвестными факторами)
Требования к управленческим решениям: 1) управленческое решение должно иметь целевой характер. Т.е. должна быть обеспечена четкая формулировка цели, средств ее реализации, и должна быть обеспечена связь с их главной целью работы организации. 2) управленческое решение должно быть обоснованным (компетентным) Т.е. должно приниматься на основе достоверной, полной и своевременной информации. При этом должен делаться анализ и оценка альтернатив 3) УР должно быть законным 4) УР должно обладать полномочностью Т.е. при его принятии должно соблюдаться условие соответствия прав и ответственности работника 5) УР должно быть комплексным, Т.е. приниматься с учетом всех факторов – технических, организационных, социально-психологических и др. 6) УР должно быть своевременным, точным, ясным 7) УР должно быть выполнимым с точки зрения наличия ресурсов 8) должна быть возможность контролировать его выполнение 9) должно иметь адресность. Например, приказ по организации должен ясно указывать, что и зачем делать (цель), когда делать (сроки), кому делать (адрес), как делать (средство), кто и как должен проверить выполнение приказа (контроль)
2. Цели в управлении./,ставные части, пояляется необходимость координировать их деятельностью Т. делением труда. Когда работа рабочих разделяется на XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXк. чиненные имеют власть, те.. туациях подчиненные имеют власть, те.. ей и в любых ситуациях. XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX
Цель – идеальный образ состояния управляемой системой, описание будущего состояния объекта управления. Должна быть общей для работников т для менеджера. Функции цели: 1. регулирует поведение людей. 2. является стандартом для оценки работы и работников 3. помогает приспосабливаться к окружающей действительности, по ним можно ориентироваться в направлении и скорости движения. 4. заставляет брать на себя обязательства 5. является главным мотиватором
Классификация организационных целей: По периоду установления целей: - долгосрочные цели (свыше 5 лет) - среднесрочные - краткосрочные (до 1 года) По масштабу: - стратегические (ориентированы на решение перспективных, масштабных проблем) - тактические (являются промежуточными по отношению к стратегическим, они отражают отдельные этапы их достижения) По содержанию: - технологические - экономические - производственные - административные - маркетинговые - научно-технические - социальные По форме выражения: - характеризуемые количественными показателями - качественными показателями
12
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (132)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |