Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль психолога в школе



2020-03-19 122 Обсуждений (0)
Роль психолога в школе 0.00 из 5.00 0 оценок




Отчет по учебно-ознакомительной практике

Консультативная деятельность психолога в школе

 


Содержание

 

Введение

. Консультативная деятельность психолога-консультанта в школе

Роль психолога в школе

Учитель и психолог образования: основы взаимопонимания

. Консультативная деятельность школьного психолога на примере МБУСОШ № 1 р.п. Башмаково

Задачи работы психолога-консультанта

Характеристика участников образовательного процесса

Анализ работы психолога-консультанта в школе

Заключение


Введение

 

Современное состояние общества, обусловленное ростом темпов жизни, увеличением объема информации, кризисными явлениями в природе, обществе и семье, показывает острую необходимость психологической помощи человеку на всех этапах его развития.

Развитие в детстве, отрочестве и юности происходит очень динамично, поэтому как нигде актуальной является работа психолога в школе. Применение научных достижений психологии в практике народного образования помогает педагогам решать проблемы индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса школы.

Организация психологической службы, являющейся основным звеном, организующим психологическое обеспечение в школе, преследует следующие цели и задачи:

оказание детям помощи в открытии внутреннего мира;

пробуждение интереса ребёнка к другим людям и к себе;

развитие интеллектуальной сферы (способностей, познавательной направленности);

развитие самосознания;

раскрытие сущности личностной направленности (потребностей, желаний, целей, идеалов, жизненных ориентаций);

развитие эмоциональной сферы, понимания чувств, переживаний других людей,

В процессе прохождения производственной практики в МБОСОШ № 1 р.п. Башмаково решаются следующие задачи:

углубление и закрепление теоретических знаний; практических умений и навыков полученных во время изучения психологических дисциплин;

основание навыков практической работы преподавателя;

изучение и описание учебного заведения, где проходила практика;

изучение личности учащихся и школьного коллектива;

освоение навыков воспитательной работы с учениками и школьным коллективом;

анализ работы психолога - консультанта в МБОУСОШ № 1 р.п. Башмаково за 2011-2012 гг.


Консультативная деятельность психолога-консультанта в школе

Роль психолога в школе

 

Психологические службы в наших школах стали активно развиваться после перестройки. В советское время психологов особо не жаловали, предпочитая пионерские уголки и собрания. Но они, в основном занимались дисциплиной и построением системы коммунистических ценностей растущих личностей, не особо обращая внимания на их индивидуальные проблемы и трудности. После крушения коллективистского строя именно в красных уголках (за неимением специальных помещений) расположились психологические кабинеты.

С появлением школьных психологов учителя получили возможность иметь представление о психическом здоровье и состоянии того или иного ученика, его способностях, склонностях и интересах.

На каждого ученика составляется индивидуальный профиль личности (тест Кеттелла). Во многих школах изменилась и система комплектации классов - теперь детей группируют по более или менее одинаковым личностным особенностям.

Много пользы принесла учителям диагностика мышления каждого ученика.

Представьте, сколько времени требовалось даже опытному педагогу, чтобы отгадать, почему до ученика так медленно доходит материал. Или у него низкая скорость мышления, или объяснение материала с помощью картинок не соответствует его абстрактно-логическому мышлению. А может быть, у ученика вообще плохое внимание (настроение), либо он хочет, чтобы его заметили среди других учеников. Бывает, что причина непонимания ребенком материала кроется в более серьезных нарушениях психики. Таким образом, психолог экономит учительское время. Психодиагностика личностных особенностей помогает и классному руководителю, у которого сегодня, проблем хоть отбавляй.

Одна из главных задач классного руководителя - уметь управлять взаимоотношениями в классе, а также взаимоотношениями детей и учителей, отношением к учебному заведению.

Психолог - консультант помогает ему узнать, кто из детей в классе является лидером, а кто аутсайдером, как они могут проявлять себя в группе сверстников, и как эта группа к ним относится. Здесь применяются, в основном, социометрические методы (в них каждый ребенок оценивает позицию других в группе) и диагностика межличностных отношений.

Выявив проблемные области в общении ребенка со сверстниками, в его личности или в психическом здоровье, психолог в большинстве случаев ставит в известность учителей и родителей. Хотя этический кодекс школьного психолога и позволяет ему сохранять конфиденциальность, коррекция данных проблем требует участия семьи и учителей.

Психокоррекционная работа в школе имеет широкое применение: от случаев нарушения психики и задержки развития до добровольной потребности учащегося в развитии и самосовершенствовании. Психолог может работать как индивидуально, так и в группах, проводя, к примеру, тренинги. Чаще всего школьный психолог направляет ребенка к другим специалистам, являясь как бы "терапевтом", проводящим первичную диагностику.

Известно, что детям нравится просто приходить в кабинет психолога время от времени. Часто их толкает на это любопытство. Особенно оно выражено у подростков - они идут к психологу с целью узнать или услышать что-либо о себе, о своей личности, найти в ней уникальные, никому не присущие черты. Поэтому психологу легче расположить к себе и настроить на разговор о проблемах старших школьников, нежели детей помладше.

Обсуждаемые проблемы, в основном, возрастные. Первая группа проблем касается только школы и всего, что с ней связано. Это - напряженность во взаимоотношениях с одноклассниками, проблемы принятия в группу у младших и средних (5, 6 класс) школьников, и проблемы полового созревания и построения ценностной системы личности, и вследствие этого неприятности с учебой у средних (7, 8) и старших школьников.

Проблемы другой группы посерьезней и потяжелей. Это могут быть отношения в семье: насилие (как моральное, так и физическое), конфликты между родителями, тяжелое экономическое положение.

Как правило, школьные проблемы являются следствием таких трудностей. К примеру, ученика могут не принимать в классе из-за низкого социального статуса. Ребенок, подвергавшийся насилию, сам замыкается в себе и не подпускает никого, считая всех врагами, а себя - ничтожеством. Основная задача консультанта - последовательно выводить на поверхность эти проблемы.

Важно помнить, что консультирование школьников - не коррекция личности, а, скорее, терапевтическая беседа.

Ее основная цель - снять напряжение, образовавшееся в результате внутриличностных или межличностных конфликтов. Ребенок часто сам в курсе своих проблем, но, бывает, что ему некуда и не к кому идти жаловаться. Сегодня ситуация такой "коммуникативной изоляции" обыденна и для бедных семей, где родители пьют или сутками работают, и для достаточно обеспеченных, где родителям просто не до ребенка.

Важно помнить, что дети идут с проблемами к психологу, видя в нем, зачастую, единственного человека в их жизни, которому можно довериться. Тому, в свою очередь, необходимо это доверие уважать и подтверждать поведением. Любое разглашение проблемы должно производиться только с согласия ребенка, несмотря на его возраст, иначе доверие ученика легко потерять. Вернуть детское доверие практически невозможно.

Психолог консультирует в школе не только детей, но и их родителей, и учителей. Согласитесь, возможно, что классный руководитель не стал бы унижать и оскорблять ребенка без каких-либо собственных личностных проблем или кризисов. С этой точки зрения, случай с самоубийством ученика школы мог бы не состояться, если бы проводилась опытная психологическая работа и с ним, и с его классным руководителем.



2020-03-19 122 Обсуждений (0)
Роль психолога в школе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль психолога в школе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (122)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)