Анализ работы психолога-консультанта в школе
12
В рамках психолого-педагогического сопровождения школьников в процессе обучения проводятся традиционные диагностические исследования в классах, с наиболее сложными периодами школьной жизни. В школе используются следующие методики: для обследования первоклассников на этапе адаптации в школьной среде "Диагностика готовности к школьному обучению и адаптация первоклассников" компьютерный вариант; для изучения готовности школьников к переходу в среднее звено (компьютерный вариант - программа "Профессор", которая состоит из теста самостоятельности мышления Ясюковой, теста исследования мышления Амтхауэра, теста прогрессивных матриц Равенна и личностного вопросника Кеттела; для изучения уровня адаптации к школьной жизни (социометрия; тест школьной тревожности Филлипса, анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой); профориентационные (компьютерный вариант "ПРОФИ-2", ООО "НПФ Амалтея"). В течение учебного года проводится мониторинг учащихся данной группы, проводится групповая коррекционная работа, а так же индивидуальная коррекционная работа, которая оказалась более результативной при работе с детьми данной группы. Профилактическая работа в МБОУСОШ № 1 р.п. Башмаково Профилактическая работа по преодолению проблем, связанных с нарушением адаптации школьников 1-ых и 5-ых классов в учебной среде, планируется психологом ежегодно совместно с учебной частью школы по отдельному плану. Психологическая работа в этом направлении за истекший период велась следующим образом. Для определения уровня комфортности учащихся школы проводится анкетирование. Полученные результаты в 2012 году показали средний уровень комфортности пребывания в школе учащихся среднего и старшего звена и высокий уровень комфортности учащихся начальной школы. Для выявления мнения родителей о степени комфортности детей в школе проводилось выборочное анонимное анкетирование родителей учащихся начальной школы. Полученные результаты соответствуют высокому уровню комфортности пребывания детей в школе. Проводится психолого-педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников в школе, из которых 36% имеют признаки школьной дезадаптации. С данными детьми проведена коррекционная работа, которая оказалась успешной для 66% детей данной группы. У 34% детей данная работа не дала значимых результатов. Последующая диагностика выявила следующие причины: наличие отклоняющегося развития ребенка; неблагоприятные социально-бытовые условия проживания ребенка; низкий интеллектуальный уровень родителей; неоказание детям своевременной помощи специалистов (психолога, невролога, логопеда, окулиста). С учащимися 1-х классов проводятся адаптационные занятия по программе Т.А. Цукерман и К.Н. Поливановой "Введение в школьную жизнь". По результатам диагностики учащихся начальной школы в 2012 году выявлены 5 учащихся, имеющих значительные трудности обучения в рамках общеобразовательной школы. 1 учащийся переведен в коррекционную школу. Разработана программа психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников, которая содержит 4 основных направления: работа с детьми; работа с педагогами; работа с родителями; работа с документами. Состояние здоровья учащихся 1-х классов: группа здоровья - 32% уч-ся; группа здоровья - 64% уч-ся; группа здоровья - 3% уч-ся; группа здоровья - 1% уч-ся. Изменение контингента первоклассников: По сравнению с прошлым учебным годом увеличилось количество детей 2-й группы (часто болеющие дети) на 5%, в школе появились дети 4-й группы здоровья. Уровень развития речи учащихся 1 классов: нормальное развитие - 67% учащихся; логопедические особенности - 33% учащихся. По сравнению с прошлым учебным годом на 3% увеличилось количество детей имеющих особенности развития речи и нуждающихся в помощи логопеда. Психолого-просветительская работа в МБОУСОШ № 1 р.п. Башмаково С родителями учащихся 5-х классов проводится беседа "Возрастные особенности подросткового возраста"; с родителями учащихся 1-х классов проводится тематическое родительское собрание "Трудности адаптации детей к школьной жизни". С родителями учеников средней школы проводится беседа "Как помочь ребенку справиться с эмоциями". Подготовлены стендовые материалы для родителей старшеклассников "Как поддержать ребенка во время выпускных и вступительных экзаменов" Для старшеклассников подготовлены памятки "О том, как не волноваться перед экзаменом". Участие в семинаре "Пути реализации личностно - ориентированного обучения и воспитания на уроках и внеклассных мероприятиях по математике". Работа по психологическому просвещению с учащимися ("Общаться - это просто", работа с подростками "Кто Я, какой Я", "Я выбираю профессию "Юрист") Коррекционно-диагностическая работа в МБОУСОШ № 1 р.п. Башмаково Проводится индивидуальная и групповая диагностическая работа с учащимися по запросу педагогов школы. В целом по итогам исследования уровня школьной тревожности в 5-ых классов в текущем учебном году можно отметить значительное уменьшение числа учащихся, испытывающих проблемы, в эмоциональном переживании ситуаций проверки школьных знаний. Это говорит о том, что психолого-педагогическая работа всего педагогического состава работающего по адаптации пятиклассников в среднем звене, была спланирована и организована методически правильно. Результаты психологического обследования уровня интеллектуального развития учащихся 5-х классов. В обследовании приняло участие 96% пятиклассников, двое отсутствовали по причине болезни. Учащиеся показали хорошие результаты по следующим параметрам и составляющим интеллекта: уровень информированности, эрудиция (кругозор, общая осведомленность) - 30% учащихся; гибкость восприятия, пространственное воображение - по одному заданию- 39% учащихся, по другому - 34%; умение строить умозаключения с опорой на жизненный опыт и здравый смысл - 25% учащихся; вербальное, логическое мышление, чувство языка - 28% учащихся; способность от частного переходить к общему (индуктивное мышление), умение оперировать числами, выявлять заданную закономерность - 48% учащихся; оперативная память, способность к сосредоточению в условиях максимальной интеллектуальной нагрузки - 59% учащихся. Низкие показатели выявлены по таким критериям, как: сопротивляемость помехам - 52% учащихся; скорость восприятия текста, понимание его содержания - 33%; активное внимание, практическое математическое мышление - 43% учащихся; способность от общего переходить к частному (дедуктивное мышление), умение оперировать изученной информацией - 23% учащихся. Работа психолога с учащимися по овладению приемов самопознания и саморазвития, профориентация выпускников. Организация работы по профилактике поведенческих рисков учащихся. Работа психолога с учащимися по овладению приемов самопознания и саморазвития отличается устоявшимися традициями и системным характером. Она ведется в нескольких направлениях: чтение элективного курса "Основы психологии самопознания" в 9-ых классах с целью углубленной психологической диагностики уровня личностной зрелости и профориентационной работы выпускников и организация часов общения в различных возрастных параллелях, как плановых, так и по запросам классных руководителей. Курс "Основы психологии самопознания" для 9 классов предполагает работу психолога по расширению знаний и развитию навыков рефлексии у старшеклассников в области самоопределения. Цель курса - повышение психологической компетентности учащихся и оказание помощи в профессиональном определении выпускникам школы. Профессиональные предпочтения распределились следующим образом:место - технические специальности + программное обеспечение - 26% выборов,место - творческие специальности - 18%, спорт, военное дело - по 12%, юристы, МВД - 10%, 8% - медицина. В текущем учебном году психологическая подготовка выпускников к ЕГЭ, как и в прошлом, была спланирована и включена в курс психологии самопознания. С учащимися были проведены беседы, организованы психологические игры, разучены специальные упражнения, помогающие справиться с предэкзаменационной тревогой. Основные направления работы психолога консультанта: на родительских собраниях: даны рекомендации, о том, как помочь детям правильно психологически настроиться на экзамен, организовать правильное питание, режим работы и отдыха в предэкзаменационный период; на уроках психологии: часть занятий была посвящена изучению индивидуальных особенностей самих учащихся, их типа нервной системы, уровня тревожности и стрессоустойчивости, разучиванию специальных упражнений и игр для снятия психологического напряжения перед экзаменами, групповым и индивидуальным занятиям по коррекции самооценки в экзаменационный период. учителям - предметникам в работе по подготовке к ЕГЭ предложены различные стратегии работы с детьми "группы риска" с подробным описанием их разновидностей. на итоговых педсоветах по окончании каждой четверти особое внимание было уделено группе выпускников, испытывающих различные школьные трудности. Система часов общения, рассчитанная на различные возрастные группы, разработана с целью психологического просвещения учащихся и формирования интереса к своей личности и саморазвитию, профилактике поведенческих рисков. Были проведены следующие психологические беседы с элементами самодиагностики и тренинговых упражнений: "Кто такой хороший друг?", "Как научиться жить без драк" (5-6 Кл.), "Почему подростки бывают "трудными"?", "Как сказать нет", "Ценность жизни, или как преодолеть совсем недетские проблемы" (7-8 Кл.), "Взросление - трудная пора", "Особенности моего характера", "Я и моя будущая профессия"(9 Кл.) "Что я знаю о себе?", "Атмосфера в нашем классе", (9-11 Кл.) Наиболее эффективной в этом направлении является индивидуальная работа с учащимися. Через диагностику, самодиагностику и беседы с психологом - консультантом подростки получают более полную информацию о себе. Всего по проблемам личностного роста к психологу обратилось в этом году 43 учащихся. В целом в школе благоприятный психологический климат. Количество конфликтов между участниками образовательного процесса сведено к минимуму, в чем тоже есть заслуга психолога-консультанта. Подводя итог психологической работы за истекший период, необходимо отметить, что в целом запланированный объем работ по решению поставленных задач выполнен, я бы порекомендовала на следующий год психологу-консультанту школы МБОСОШ № 1 р.п. Башмаково обратить большее внимание на следующие направления: взаимодействие школы с семьей и родительской общественностью; профилактика поведенческих рисков учащихся подросткового возраста, работа по ФГОСам Проблемы, возникшие при выполнении отдельных видов работ педагога-психолога: отсутствие сертифицированных методик для фронтальной диагностики учащихся средней школы.
Заключение
За время прохождения практики в МБОУСОШ №1 р.п. Башмаково с 06.07.2013 г.- 19.07.2013 г., мною были рассмотрены следующие задачи: углубление и закрепление теоретических знаний; практических умений и навыков полученных во время изучения психологических дисциплин; основание навыков практической работы преподавателя; изучение и описание учебного заведения, где проходила практика; изучение личности учащихся и школьного коллектива; освоение навыков воспитательной работы с учениками и школьным коллективом. Проанализирована работа школьного психолога в МБОУСОШ № 1 р.п. Башмаково за 2011-2012 гг. В целом в школе благоприятный психологический климат. Количество конфликтов между участниками образовательного процесса сведено к минимуму, в чем тоже есть заслуга психолога-консультанта. Я бы порекомендовала на следующий год психологу-консультанту школы МБОСОШ № 1 р.п. Башмаково обратить большее внимание на следующие направления: взаимодействие школы с семьей и родительской общественностью; профилактика поведенческих рисков учащихся подросткового возраста, работа по ФГОСам
12
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (117)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |