Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Процесс сбора и обобщения статистических данных на примере отдела статистики домашнего хозяйства



2020-03-17 295 Обсуждений (0)
Процесс сбора и обобщения статистических данных на примере отдела статистики домашнего хозяйства 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Республика Казахстан, находясь на пути становления рыночной экономики, полностью отошла от планово-распределительной системы, идеология авторитарного регулирования доходов населения ушла в прошлое. На нынешнем этапе развития в Казахстане осуществляется дифференцированная политика формирования доходов населения.

Для исследования влияния, которое переход к рыночным отношениям оказывает на уровень жизни в республике, необходима система дополнительных статистических показателей и новых методологий, позволяющих адекватно оценить происходящие в стране процессы. Такая система показателей должна быть создана и использована, в частности, для статистического обследования сектора домашних хозяйств, перед которым сейчас стоят две основные задачи: совершенствование методов статистического наблюдения и совершенствование методологии и системы показателей уровня жизни и одного из ее проявлений – бедности.

Статистика текущих обследований домашних хозяйств – это одно из направлений социально- экономической статистики. Ее основная цель состоит в изучении уровня жизни населения республики.

Используемая в настоящее время программа обследования домашних хозяйств (применяемая уже довольно давно) представляет собой систему балансового учета поступления и расходования средств (денежных и натуральных) в хозяйстве за календарный месяц. Это обследование позволяет получить информацию об уровне доходов и расходов населения и ряд других показателей, главным образом, о материальном благосостоянии членов домашнего хозяйства [10].

Существует четыре подхода к обследованию домашних хозяйств.

Первый - с точки зрения доходов и расходов и их баланса как показателя уровня жизни населения. К положительным аспектам данного подхода относится то, что доходы и расходы можно измерить математически, то есть это точные показатели. Но с другой стороны чаще всего получается преувеличение денежной формы, что выражает только товарно-денежные отношения. Кроме того, стоит проблема откровенности (склонность скрыть доходы, особенно большие).

Второй – потребление как более надежный показатель в странах с довольно высокой долей домашнего производства (к коим относится и Казахстан) и с менее развитой сетью товарно-денежных отношений. Преимущество этого подхода в том, что учитывается наличие участка и скота, домашнее производство, бартер. Проблема состоит в том, что возникает сложность выразить потребление в одинаковой численной форме, найти общую единицу измерения, пересчитать все в деньги.

Третий – строится на основе комплексных, уже обобщенных показателей. Включает в себя индекс человеческого развития, который, как более комплексный показатель уровня жизни населения, интегрирует в себе:

- ожидаемую продолжительность жизни (отражаются состояние здоровья, косвенно положение в области здравоохранения и окружающей среды, уровень удовлетворения вовремя основных потребностей);

                - образовательный уровень населения (отражается доступность получения знаний);

- доход на душу населения (доля от ВВП, то есть отражаются экономические показатели).

Плюс данного подхода состоит в том, что уровень жизни определяется не только материально. Здоровье, экология, образование как важные показатели включены. К минусам можно отнести то, что это слишком комплексный и обобщенный показатель, годится для описания уровня жизни страны или регионов или больших групп людей, прежде всего в целях сравнения. Плохо подходит для дифференциации (доходов, состояния здоровья, уровня образования).

Наиболее близко подходит к качественно полной информации четвертый подход – многоцелевой. Собранные данные позволяют провести вычисления и сопоставить разные группы ( по величине семьи, по доходам, по образованию, по намерениям миграции и другим) и даже субъективные оценки. Позволяет изучить связи и зависимости (величина семьи и среднедушевой доход, образование и положение на рынке труда и так далее).

В связи со становлением новых социально-трудовых отношений и снятием ограничений на трудовую деятельность, существующее статистическое обследование домашних хозяйств (включающее в себя первые два подхода) перестало обеспечивать объективность информации о размерах и источниках доходов, о сложившихся различиях в экономическом развитии регионов, устарел принцип формирования выборочной совокупности хозяйств для проведения обследования. Поэтому в настоящее время в целях получения достоверной информации необходимо:

- создать принципиально новую сеть домашних хозяйств, применяя метод простой случайной выборки, обеспечивающей репрезентативность информации;

- расширить в рамках статистики домашних хозяйств круг показателей для более полной характеристики уровня жизни населения, позволяющих на регулярной основе отслеживать состояние бедности.

Для выполнения этих задач Агентством Республики Казахстан по статистике с 2000 года проводится работа по совершенствованию действующей программы обследования домашних хозяйств и с начала 2001 года идет внедрение новых методов выборочного обследования домашних хозяйств, используя при этом соответствующие международные стандарты. Созданы новые формы отчетности по вопросам, не рассматриваемым ранее. Это «Дневник учета ежемесячных расходов» (форма D003), «Журнал учета ежеквартальных доходов и расходов» (форма D005), «Ежегодный вопросник для основного интервью» (форма D006).

Новая выборочная совокупность домашних хозяйств создается по территориальному принципу методом многоступенчатой вероятностной выборки, что должно гарантировать независимость результатов выборки и избежание преднамеренных ее ошибок. Этому будет способствовать то, что формирование выборочной совокупности производится на базе Регистра (списка) жилищных помещений, создаваемого на основании итогов Переписи населения Республики Казахстан 1999 года, исходя из степени разнородности генеральной совокупности с точки зрения исследуемых свойств. При этом следует отметить, что сеть домашних хозяйств будет ежегодно обновляться.

В последнее десятилетие, в связи с изменением отношений собственности, появлением новых источников доходов и ростом безработицы приведших к углублению дифференциации доходов, появилась значительная прослойка низкодоходных семей, повысилась социальная напряженность в обществе. Поэтому возникла насущная необходимость изучения такого явления как бедность, изучения всех сторон ее проявления.

Бедность обычно определяется и оценивается через уровень доходов, так как от материального уровня жизни человека в большей степени зависит его нормальное существование.

Хотя основным критерием оценки уровня жизни считается доход, в статистических исследованиях наиболее широко сегодня применяются показатели расходов, поскольку они в меньшей степени колеблются и представляют собой более надежные данные. В связи с тем, что в Казахстане практически всегда было развито подсобное хозяйство, которое носило характер мелкотоварного производства, а в настоящее время собственное производство продукции стало важным источником существования (по применяемой в последние годы оценке – от четверти до одно трети и более), наиболее приемлемым критерием уровня жизни является потребление домашних хозяйств. Поэтому разработка методики учета реального потребления за счет собственного производства является одним из важных и сложных направлений совершенствования статистического обследования домашних хозяйств.

Квантификаиция (количественное измерение) бедности включает в себя два важных этапа. Во-первых, следует выяснить, сколько и какие группы населения живут в бедности, затем, где они расположены. Общим компонентом во всех подходах к анализу бедности и использовании стоимостных критериев является установление «черты (порога) бедности». В мировой практике существует много подходов к определению черты бедности В Республике Казахстан черта бедности определена законом как граница дохода, необходимого для удовлетворения минимальных потребностей человека. Черта бедности может меняться в зависимости от экономических возможностей, кроме того, недостатком ее являются элементы субъективизма, которые свойственны этому показателю, каким бы методом он не рассчитывался.

Кроме традиционного измерения бедности на основе доходов и расходов, имеющих, безусловно, большое значение, в статистических исследованиях предлагается подход к измерению бедности, который базируется на более широкой системе оценок, где в центре внимания находится бедность возможностей, которая включает в себя характеристики, недостаточно хорошо отражающиеся на расходах. Такой подход пытается высветить многогранную природу бедности на фоне перспективы человеческого развития и предложить работоспособную систему показателей, определяющих бедность.

То есть он заключается в определении набора «возможностей», доступ к которым позволяет людям эффективно функционировать в обществе.

Помимо низкого уровня доходов, который не позволяет в полной мере удовлетворить наиболее насущные потребности человека (питание, одежда), бедность выражается в плохом состоянии здоровья, низком уровне грамотности, необеспеченности жильем и неудовлетворительных условиях жизни. Частично причиной этого является отсутствие или ограниченность доступа к основным элементам социальной инфраструктуры, что усугубляется недостаточной доступностью для некоторых категорий населения (особенно женщин) земли, кредитных ресурсов, технологий, а также других производительных активов. Проблема бедности также осложняется неравным доступом к профессиональной подготовке, рынкам и рыночной информации. Кроме того, люди, страдающие от бедности, чаще всего лишены юридических прав и политического влияния, необходимого для того, чтобы заставить себя выслушать. Исходя из этого, измерение бедности должно концентрироваться на людях и качестве их жизни, на их возможностях, а не только на средствах к возможностям.

Поэтому, в дополнение к исследованию домашних хозяйств по уровню потребления, следующей важной задачей для статистики уровня жизни является совершенствование методологических подходов и разработка системы дополнительных статистических показателей, сосредотачивающихся на измерении возможностей населения.

Ряд показателей, характеризующих бедность в развивающих или развитых индустриальных странах, не может быть в полной мере использован для стран Восточной Европы и СНГ, в том числе для Казахстана[10,11].

Индекс бедности населения для Казахстана может быть определен по следующей формуле:

 

        ИБН=[1/4(P13 +P23 +P33 +P43 )],

 

где Р1 – процентная доля населения, не доживающая до 60 лет;

Р2 – процентная доля 16-летней молодежи, не охваченной обучением;

  Р3 – процентная доля населения, имеющего уровень потребления ниже прожиточного минимума;

  Р4 - уровень официально зарегистрированной безработицы (процентная доля экономически активного населения, не имеющего работы и официально зарегистрировавшего свою безработицу).

Расчеты индекса бедности населения предполагают наличие надежных статистических данных, часть из которых не рассчитывалась ранее.

Расчеты процентной доли населения, не доживающей до 60 лет, показывают, что в целом по республике она является высокой: почти третья часть населения Казахстана не имеет возможности дожить до шестидесяти лет. Это связано с пока еще низкой ожидаемой продолжительностью жизни от рождения – всего 64,5 лет в 1998 году и 65,7 лет в1999 году. В то же время, благодаря положительной динамике этого показателя, также наблюдается и сокращение доли населения, не доживающего до 60 лет: с 33 процентов в 1998 году до 30,3 процентов в 1999 году (таблица 2).

 

 

Таблица 2 – Доля населения Казахстана, не доживающая до 60 лет, в 1998 и 1999 годах

 

Области 1998 1999 области 1998 1999
Акмолинская 35,8 33,2 Кызылординская 30,8 28,2
Актюбинская 34,0 31,4 Костанайская 32,8 28,2
Алматинская 29,2 26,5 Мангистауская 34,0 31,4
Атырауская 34,1 31,5 Павлодарская 35,0 32,4
В-Казахстанская 36,8 34,2 С-Казахстанская 35,0 32,4
Жамбылская 30,5 27,9 Ю-Казахстанская 29,2 26,5
З-Казахстанская 33,7 31,1 Астана 31,1 28,4
Карагандинская 37,8 35,3 Казахстан 33,0 30,3

 

Анализ доли 16-летней молодежи, не охваченной обучением, дает основание сделать заключение, что в переходном периоде в стране сложилась ситуация с сокращением возможностей гарантированного Конституцией страны права граждан на получение среднего общего образования. Обездоленность населения по этому показателю варьируется по регионам от 4-5 до 14-16 процентов (рисунок 3).

 


Рисунок 3 – Региональные различия доли 16-летней молодежи, не охваченной обучением, в Казахстане в 1998 и 1999 годах

 

При расчете доли населения, имеющего уровень потребления ниже прожиточного минимума, Агенством по статистике используются не только данные о денежных доходах и расходах населения, но и об объемах ресурсов, получаемых и потребляемых населением в натуральной форме. С учетом этих ресурсов 43,4 процента населения Казахстана имели в 1998году уровень потребления ниже прожиточного минимума. В 1999 году в условиях экономического роста страны в целом и повышения реальных денежных доходов населения эта доля снизилась на 8,9 процентных пункта, однако, все еще представляет значительную величину (таблица 3).   

 

 

Таблица 3 – Региональные различия доли населения, имеющего уровень потребления ниже прожиточного минимума, в Казахстане в 1998 и 1999 годах

 

Области 1998 1999 Области 1998 1999
Акмолинская 19 35 Кызылординская 45 22
Актюбинская 53 24 Костанайская 31 55
Алматинская 61 44 Мангистауская 18 38
Атырауская 60 50 Павлодарская 31 48
В-Казахстанская 27 17 С-Казахстанская 41 27
Жамбылская 49 46 Ю-Казахстанская 87 56
З-Казахстанская 26 29 Астана 19 15
Карагандинская 35 18 Казахстан 43 39

 

 

Данные по официально зарегистрированной безработице, хотя и не отражают ситуации по фактической безработице, тем не менее, позволяют сравнивать ситуацию на рынке труда и анализировать динамику. Можно предположить, что официально зарегистрированные на бирже труда безработные являются обездоленной частью населения в каждом регионе. Значения уровня официально зарегистрированной безработицы в региональном разрезе показывают, что, несмотря на сравнительно невысокий уровень безработицы в целом по стране, он имеет значительную дифференциацию по регионам: от 1,4 процента в Алматинской области до 12 процентов в Мангистауской (рисунок 4).

 


Рисунок 4 – Региональные различия официально зарегистрированной безработицы в Казахстане в 1998 и 1999 годах

Рассчитанный на основе четырех предыдущих показателей индекс бедности населения Казахстана показывает, что 31 процент населения страны в 1998 году и 28,1 процент в 1999 году являлись обездоленными (таблица 4)(рисунок 5).

 

Таблица 4 – Индекс бедности населения Казахстана в региональном разрезе в 1998 и 1999 годах

 

Области 1998 1999 Области 1998 1999
Акмолинская 24,2 27,6 Кызылординская 31,1 20,2
Актюбинская 36,4 22,5 Костанайская 25,9 36,5
Алматинская 39,9 29,8 Мангистауская 22,7 28,0
Атырауская 39,7 34,0 Павлодарская 26,4 33,1
В-Казахстанская 26,1 22,5 С-Казахстанская 30,7 23,9
Жамбылская 33,0 31,1 Ю-Казахстанская 55,6 36,2
З-Казахстанская 24,4 23,9 Астана 21,1 18,9
Карагандинская 29,1 23,3 Казахстан 31,0 28,1


Рисунок 5- Индекс бедности населения Казахстана в 1998 и 1999 годах

 

В глобальном Отчете о человеческом развитии за 1997 год ПРООН впервые ввела показатель индекса бедности населения для развивающихся стран. В ИБН представлены показатели, находящиеся в увязке с рядом показателей из индекса человеческого развития, представленных выше. В то же время из ИБН исключены такие важные аспекты бедности населения, как отсутствие политической свободы, отсутствие возможности участия в принятии решений, незащищенность личности, отсутствие возможности участия в жизни общества, а также угроза устойчивости и равенству поколений.

 

 

3.3 Опыт и проблемы планирования .

 

 

Успехи, достигнутые казахстанскими статистиками, в значительной степени обусловлены тем, что про­ведение реформ основывалось на программно-целевом планировании и при этом уделялось дол­жное внимание всем видам планов - от стратеги­ческих до текущих.

Планирование всегда было важным аспектом статистической деятельности. Однако, в условиях плановой экономики долгосрочное и текущее пла­нирование осуществлялось централизованно в Москве. Поэтому Казахстан до приобретения неза­висимости не имел надлежащего опыта самостоя­тельной разработки долгосрочных стратегических программ и текущих планов в области статистики.

Одной из первых задач, которую поставили пе­ред собой статистики независимого Казахстана, стала разработка долгосрочной Программы совершенство­вания статистики. Курс на рыночные преобразова­ния экономики требовал адекватных преобразова­ний во всех сферах. Первые контакты с зарубеж­ными коллегами и беглое знакомство с принятой там системой статистики показали, что перед нами стоят сложные и масштабные задачи, для решения которых требуются годы целенаправленной работы.

Сегодня в Казахстане накоплен определенный опыт планирования статистической деятельности. В настоящее время в республике осуществляется уже третья Программа совершенствования государствен­ной статистики. Поэтому не только итоги выполне­ния Программ, но и опыт их разработки, а также опыт совершенствования системы планирования в целом может быть интересен для всех, кто интере­суется статистикой.

При разработке многолетних программ Статагентство руководствовалось общепринятыми прин­ципами планирования. Исходя из текущих условий и прогнозов по кадровому и финансовому обеспе­чению статистики, определялась генеральная цель, и формулировались задачи, которые необходимо решить для ее реализации (таблица 5). Если в первой программе ставились задачи создания новых для нас отраслей статистики, то третья программа на­целена на наиболее полное удовлетворение по­требностей пользователей на основе внедрения современных методов статистических наблюдений, анализа и распространения данных.

В соответствии со своей цепью и задачами каждая программа содержит краткое описание всех приоритетных направлений работы и план основ­ных мероприятий, которые необходимо выполнить для решения поставленных задач. За последние десять лет по мере изменения задач менялись приоритеты (таблица 6). Накануне принятия последней программы в соответствии с приоритетными на­правлениями в структуре Статагентства было со­здано два новых подразделения: по координации (вопросы внедрения классификаций, регистров и новых методов) и по анализу и публикационной деятельности.

 

Таблица 5 - Планирование цели

 

Программа на период: Условия разработки программы Цель программы
1992-1996 Казахстан стал независимым государством, взят курс на рыночные реформы в экономике     à Создание условий для эффективного государст­венного регулирования эконо­мики и оценки ее места в мировом сообществе
1996-1998 Сформированы отрасли статистики, соответствующие рыночной экономике, происходят динамичные рыночные изме­нения в экономике      à Получение полной и адекватной информации, харак­теризующей переходную экономику
1999-2005 Создан регистр предприятий, осуществлен переход на международные классификации NACE, СРА . à Наиболее полное удовлетво­рение потребностей прави­тельства, деловых кругов и общественности в объек­тивной статистической информации

 

Таблица 6 - Планирование приоритетов

 

1992-1996 1996-1998 1999-2005
1. Система показателей 1. Система показателей 1. Классификации
2. СНС 2. СНС 2. Регистр
3. Финансовая, банков­ская и бюджетная статистика 3. Финансовая, банковская и бюджетная  статистика 3. Методы статисти­ческого наблюдения
1992-1996 1996-1998 1999-2005
4. Платежный баланс 4. Платежный баланс 4. Система показателей
5. Статистика цен и внешней торговли 5. Статистика внешней торговли 5. Анализ
6. Первичный учет 6. Регистр 6. Информационные технологии
7. Регистр 7. Классификации 7. Публикации
8. Классификации 8. Информационные технологии 8. Кадры
9. Штриховое кодиро­вание продукции 9. Методы статистического наблюдения 9. Международное сотрудничество
10. Кадры 10.Кадры    
11. Международное сотрудничество        

 

Практически реализовать указанные простые прин­ципы планирования не всегда удается в полной мере. Проект программы проходит длительную про­цедуру согласования со всеми заинтересованными министерствами, в ходе которых в него вносятся изменения и дополнения. В процессе согласова­ния может нарушиться логическая увязка между разделами программы. Учитывая опыт разработки первых программ, рассматривая последующие разработки, автор постарался выявить ошибки каждого периода и найти улучшения в планировании (таблица 7).

 

Таблица 7 - Ошибки и улучшения в планировании

1992-1996 1996-1998 1999-2005
ОШИБКИ ДОСТИЖЕНИЯ ДОСТИЖЕНИЯ
Много целей: одна главная Одна цель. Более Впервые сформулирована
и пять не главных. Много четко определены концепция программы.
задач: одиннадцать. Не задачи. Жесткая увязка «цель-
все цели конкретизированы Исключены задачи, задачи – мероприятия».
в задачах и мероприятиях далекие от ста­тистики. Учитывались связи между
(например, публикационная   Приоритетными направле-
Деятельность определена    ниями «классификаторы -
только как цель). ОШИБКИ Регистры –статметоды».
Не все задачи непосредст­венно Содержит мероприятия,­ Более качественно был
 Относятся к совершенствованию­  которые не свя­заны проведен анализ итогов
 Статистики с задачами Предыдущей программы.
(например, штриховое программы  
Кодирование товаров)        

 

В Современное состояние планирования статис­тики в основном обеспечивает организацию и уп­равление статистической деятельностью на всех уровнях. Система планирования включает долго­срочные, среднесрочные и текущие планы. Долго­срочное планирование представлено Программой совершенствования государственной статистики, ко­торая согласовывается со всеми заинтересованны­ми министерствами и ведомствами и утверждается постановлением Правительства. Программа разра­батывается на период не менее 3-х лет и содержит основные мероприятия по каждому из приоритет­ных направлений статистической деятельности.

Исполнителями Программы являются все заинтересованные министерства и ведомства, национальный Банк.

В целях выполнения Программы ежегодно разра­батывается организационный план, в котором по каждому мероприятию, предусмотренному Програм­мой, указывается, что именно должно быть сдела­но в отчетном году. Таким образом, по мероприя­тиям, выполнение которых запланировано на не­сколько лет ежегодно планируется выполнение очередного этапа работ. Отчет о выполнении орга­низационного плана представляется Правительству.

Среднесрочное планирование в основном на­правлено на решение отдельных важных вопросов межотраслевого характера и представлено плана­ми действий Правительства, Например, в текущем году на основе Плана действий Правительства на период 2000-2002 годы были выполнены такие ме­роприятия, как подготовка и распространение че­рез Интернет метаданных по системе GDDS, вне­дрение единых идентификационных кодов предпри­ятий, которые используются в статистическом реги­стре, в базы данных других министерств, передача от органов статистики Национальному Банку функ­ций по сбору данных по платежному балансу и др.

Текущее планирование наряду с ежегодными планами по выполнению Программы совершенство­вания включает ежегодные производственные пла­ны по проведению статистических наблюдений. Эти планы также согласовываются с министерствами и ведомствами и утверждаются Правительством. Производственные планы являются основной для планирования работы Информационно-вычислитель­ного центра и региональных органов статистики.

Действующая система планирования наряду с отмеченными достоинствами имеет и недостатки. В частности, долгосрочное планирование в условиях переходного периода является сложной задачей и уже через год, как правило, возникает потребность внесения определенных изменений и дополнения в Программу.

На наш взгляд, можно улучшить действующую систему планирования, если отработать механизм увязки работ в рамках международных проектов с нашими Программами и планами. В таблице 8 показана текущая ситуация соответствия проектов «ТАСИС» приоритетным направлениям действую­щей Программы. В целом соответствие имеется, Но практически при разработке Программы не было полной информации о том, какие проекты, на ка­кой срок и с каким финансированием будут дей­ствовать в период до 2005 года. Было бы полезно обеспечить координацию между периодами дей­ствия Программ и циклами проведения проектов «ТАСИС». С другой стороны, планирование в рам­ках каждого проекта «ТАСИС» осуществляется ав­тономно, при этом задачи Программы и ориента­ция разных проектов на достижение общей цели не всегда учитываются в полной мере.

Аналогичная ситуация складывается с планирова­нием прикладных научных исследований. Практи­чески план научно-исследовательских работ разра­батывается автономно без достаточного анализа потребностей Программы. Соответствие тем иссле­дований приоритетам программы показано в таб­лице 9.

 

Таблица 8 - Приоритеты Программ совершенствования государственной статистики в РК на 1999-2005 годы и проекты ТАСИС

 

                      Приоритеты                       Программы

Проекты ТАСИС

Классификации

Стандарты и классификации

Регистры

Регистр

Методы статистического наблюдения и переход на статистику предприятий Статистика предприятий Структурная статистика

Региональная структура статсистемы

Система показателей

Услуги

Транспорт и коммуникации Внешняя торговля Инвестиции

Тенденции деловой активности

Теневая экономика Социальная статистика

Рынок труда

Анализ
Информационные технологии Информационные технологии
Публикации

Публикации и распространение данных

Кадры

Центр обучения

 

 

Таблица 9 - Приоритеты совершенствования государственной статистики и темы научных исследований

Приоритеты Программы Научно – исследовательские работы
Классификации .  
Регистры  
Методы статистического наблюдения и переход на статистику предприятий Проект перехода к институциональной статистике Выборочные обследования
Система показателей Баланс трудовых ресурсов Экология Межотраслевой баланс Шкалы для исчисления доходов, расходов, потребления Оценка бедности Строительство Скрытые объемы товарооборота Баланс сельхозпродукции
Анализ    
Информационные технологии    
Публикации    
Кадры    
    Регистр населения Влияние сезонных составляющих на цены

 

 

Важным стимулом к пересмотру действующей сис­темы планирования является внедрение в нашей республике новых принципов бюджетного планиро­вания. Расходы бюджета при этом подразделяются на целевые и функциональные. В свою очередь, целевые расходы подразделяются на капитальные и текущие. Такой подход позволяет выделить и финансировать в виде отдельной бюджетной про­граммы затраты на выполнение приоритетных ра­бот, предусмотренных Программой совершенство­вания статистики.

Статагентство в текущем году является администратором шести бюджетных программ. Среди этих программ две непосредственно (целе­вые программы) и две косвенно (функциональные программы) связаны с отдельными приоритетами долгосрочной Программы. На следующий год вне­сено предложение еще по трем целевым програм­мам (таблица 10).

 

Таблица 10 - Финансовое обеспечение программ

 

Приоритеты                               Программы

Целевые бюджетные программы

2000 2001
Классификаторы        
Регистры        
Методы статистического наблюдения

Прикладные научные исследования

Прикладные научные исследования

Система показателей
Анализ
Информационные технологии     Системы централизо­ванной обработки
Публикации        
Кадры Кадры Кадры
    Перепись населения Сельскохозяйственная перепись Перепись населения

 

Указанный подход усиливает внимание к финансо­вому обеспечению наших Программ и планов. Раньше детальное финансовое обоснование требо­валось только для текущего плана статистических работ. Для долгосрочных Программ определялась только примерная общая оценка ожидаемых зат­рат. При этом, в связи с дефицитом бюджета, це­левое выделение средств на выполнение Програм­мы, как правило, не осуществлялось и мероприя­тия выполнялись в рамках текущего финансирова­ния. В этих условиях неоценимое значение для статистики имели проекты «ТАСИС».

С цепью приведения действующей системы пла­нирования в соответствие с принципами бюджет­ного планирования нам потребуется:

рассматривать планируемые мероприятия в ком­плексе "ресурсы-результаты";

сопоставлять ожидаемые результаты с суммар­ными затратами из всех источников (госбюджет, международные проекты, гранты и др.);

определять наиболее эффективные направления использования выделенного лимита бюджетных средств;

планировать ресурсное обеспечение наших Прог­рамм на более длительный срок.

Если раньше в Министерство финансов представ­лялось обоснование затрат только на предстоящий год, то начиная с текущего года обоснование по­требности в финансировании составляется на сред­несрочный (трехлетний) период.

Таким образом, предполагается и дальше уде­лять большое внимание планированию, как важно­му инструменту организации и реформирования статистической деятельности [5].

 3.4 Пути совершенствования и развития управления сбором и обобщением статистических данных

Для улучшения работы в области государственной статистики необходим переход от функциональной (отрасле­вой) статистики к институциональной, или статисти­ке предприятий. Статистика предприятий - это методологический подход к сбору и обработке дан­ных о производстве товаров и услуг, при котором экономические процессы изучаются с точки зре­ния объектов, а не самого процесса. Институцио­нальный подход широко используется в странах с рыночной экономикой, так как позволяет получать ка­чественные статистические данные в условиях боль­шого числа хозяйствующих субъектов.

Для внедрения статистики предприятий требует­ся большая подготовительная работа: создать ре­гистр предприятий, содержащий актуальный и пол­ный набор статистических единиц наблюдения, вне­дрить международные классификации видов деятель­ности, продукции и услуг, освоить методику опреде­ления основного вида деятельности предприятия (с учетом отраслевой специфики), освоить методику проведения выборочных обследований, разработать новые формы отчетности и схемы ее сбора и другое.

Внедрение статистики предприятий уже началось еще в рамках первой программы совершенствования статистики (1992-1996года). В настоящее время основные элемен­ты статистики предприятий осваиваются, и до 2005 года планируется завершить переход на институциональ­ную статистику. При этом сфера применения фун­кциональной статистики будет ограничена теми отраслями статистики, в которых применение ста­тистики предприятий не целесообразно.

Среди крупномасштабных мероприятий особое место занимает первая национальная перепись в области сельского хозяйства. Последняя сельскохо­зяйственная перепись была проведена в Советс­ком Союзе еще в 20-х годах. В этой связи сельскохозяйственная пе­репись является особенно актуальной. Результ



2020-03-17 295 Обсуждений (0)
Процесс сбора и обобщения статистических данных на примере отдела статистики домашнего хозяйства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Процесс сбора и обобщения статистических данных на примере отдела статистики домашнего хозяйства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (295)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.025 сек.)