Глава 1. Россия и ВТО - текущие тенденции и ближайшие перспективы
КУРСОВАЯ РАБОТА ОТНОШЕНИЯ РФ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В КОНТЕКСТЕ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО 2005
Введение.. 3 Глава 1. Россия и ВТО - текущие тенденции и ближайшие перспективы... 6 1.1.Содержание и суть современных аспектов международной экономической интеграции 6 1.2.Вступление России в ВТО: мнимые и реальные последствия. 9 Глава 2. Актуальные вопросы взаимодействия России и Европейского Союза.. 12 2.1.Европейское направление российской внешней политики. 12 2.2.Активизация «восточной политики» ЕС.. 17 Глава 3. Заключение Соглашения о вступлении России в ВТО и сценарии на будущее.. 21 3.1.Экономические аспекты Соглашения России с ЕС о вступлении в ВТО.. 21 3.2.Приоритеты торгово-экономического сотрудничества в преддверии вступления России в ВТО 24 Заключение.. 27 Список литературы... 29
Введение
Стратегическом партнерство между Россией и Европейским Союзом является актуальной проблемой в политической дискуссии о приоритетах и перспективах российской внешней политики и направлениях экономического развития страны. Особую актуальность эта тема приобрела в последнее время, когда осенью 1999 г. правительство России приняло «Стратегию развития отношений Российской Федерации и Европейского Союза на среднесрочную перспективу (2000 - 2010)»[1]. Этот документ стал своего рода российским ответом на разработанную Европейским Союзом «Общую стратегию ЕС в отношении России»[2]. Обе стороны сформулировали свои «стратегические» задачи в отношении друг друга на ближайшую перспективу. Это можно рассматривать как серьезный качественный прогресс в отношениях ЕС-Россия, особенно с российской стороны. До недавнего времени российская политика в отношении ЕС не имела приоритетного характера и отличалась определенной неадекватностью. Это отражалось в двух диаметрально противоположных подходах. С одной стороны, ЕС воспринимался как один из многих демократических институтов Европы, и стоит только России этого захотеть, как она будет его членом, как большинство других европейских стран. С другой, процесс европейской интеграции, институционально представленный ЕС, воспринимался как явление второстепенное в европейской политике. Россия традиционно ориентировалась на двусторонние отношения с европейскими государствами, прежде всего такими крупными, как Германия, Франция и Великобритания, которые воспринимались как достойные партнеры для диалога. В последнее время, однако, ситуация начинает радикально меняться, что отражает как возросшую роль самого Евросоюза как самостоятельного политико-экономического игрока, так и растущее понимание того, что хотя национальные государства в Европе никто не отменял, Европа все в большей степени ассоциируется с ЕС, и все, что находится вне ЕС, Европой в строгом смысле, не является. Иными словами, продуманные и структурированные отношения с Европейским Союзом являются безусловным требованием отношений с Европой. Перспектива вступления России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) еще более рельефно обозначило «европейское» направление внешней политики Российской Федерации и актуализировало прогнозирование развития отношений с ЕС в XXI веке. Подписанное в 2004 году Россией и ЕС соглашение о вступлении России в ВТО имело принципиальное значение, поскольку были устранены многие разногласия по существенным вопросам, касающимся субсидий и тарифов. Россия может стать членом Всемирной торговой организации (ВТО) уже к концу 2005 г. Для России завершение переговоров с ЕС - это даже не половина, а добрые две трети победы: Евросоюзу принадлежит около 50% голосов ВТО. К тому же он, наряду с США, Канадой и Японией, входит в число ключевых оппонентов России - «группу квадро». На них ориентируются другие страны, ведущие переговоры с Российской Федерацией. Подписанный протокол с ЕС - это сигнал завершения переговоров для всех остальных. Завершение переговоров с ЕС по вопросу вступления России в ВТО - препятствие прошлых времен. Однако речь идет не только о ВТО: главная тема сегодня - построение между Россией и Евросоюзом четырех «общеевропейских пространств» - экономического, правосудия и внутренних дел, внешней безопасности, науки с культурой. Цель курсовой работы состоит в анализе особенностей взаимоотношений России и ЕС в контексте вступления России в ВТО. В задачи работы входит: 1. Изучить эволюцию взаимоотношений России и ЕС в ХХ – начале ХХI вв., выявить факторы, препятствовавшие развитию взаимовыгодного сотрудничества. 2. Дать оценку последствиям вступления России в ВТО. 3. Рассмотреть актуальные вопросы взаимоотношений России и ЕС в эпоху расширения международной экономической интеграции и преддверии вступления России в ВТО, определить ближайшие перспективы и сферы сотрудничества России и Европы. В работе использованы нормативно-правовые документы России и Европейского Союза, публикации отечественных и зарубежных аналитиков, политиков по вопросам вступления России в ВТО и развитию переговорного процесса, а также взаимоотношений России и ЕС в последней четверти ХХ и начале ХХI вв., материалы специализированных ресурсов Интернет.
Глава 1. Россия и ВТО - текущие тенденции и ближайшие перспективы 1.1.Содержание и суть современных аспектов международной
Глобальная экономическая интеграция - объективный и закономерный процесс. Она является одним из основных факторов социального и экономического прогресса и системообразующим элементом мировой политики. Важнейшей чертой современности является рост взаимозависимости экономик различных стран, развитие интеграционных процессов на макро- и микроуровнях, интенсивный переход цивилизованных стран от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа, обращенной к внешнему миру. Этому способствовала аксиома политико-экономического развития мировой экономики. Следует отметить, что экономическая взаимозависимость имеет двойственные последствия. С одной стороны, вовлеченность в международный обмен позволяет стране более эффективно использовать преимущества международного разделения труда и добиваться определенного уровня экономического благосостояния за счет уменьшения затрат на достижение этого эффекта. С другой стороны, высокий уровень взаимозависимости делает страну уязвимой к циклическим колебаниям конъюнктуры мировых рынков, включая инфляцию, колебания валютных курсов. Эти последствия испытывают и самые сильные в экономическом отношении страны. Качественно новым этапом интернационализации хозяйственной жизни, предполагающим более тесное сближение отдельных национальных хозяйств, является экономическая интеграция, в рамках которой обеспечивается концентрация и переплетение капиталов, проведение согласованной межгосударственной политики. Изменение после распада СССР международного положения Российской Федерации, ее места в системе мировой экономики, а также связей с другими странами, необходимость укрепления национальной безопасности определяют важность решения задач реформирования экономики страны, углубления ее интеграции в мировое хозяйство, обеспечения достойного места России в международной экономической «табели о рангах». Однако для России процессы реформирования экономики и интеграции в мировое хозяйство, как показала новейшая история и нынешняя ситуация, сопровождаются серьезными проблемами. Согласно данным НП Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования[3], по итогам десятилетия, доля российского ВВП в мировом выпуске сократилась в два раза - с 5.5% в 1990 г. до 3.0% в 1995 г. и 2.7% в 2001 г. (по оценкам Института экономического анализа, доля России снизилась с 3.6% в 1990 г. до 2.0% в 1995 г.). Причиной этого стал резкий спад производства в 90-е годы. Так, в период 1991-1998 гг. оно сократилось на 42% (Табл. 1). В то же время мировая экономика продолжала расти достаточно высокими темпами.
Россия |
Весь мир | Доля России в мировом выпуске, % | ||||||||||||||
млрд. долл. 1 | темп роста, % 2 | млрд. долл. 1 | темп роста, % 3 | |||||||||||||
1990 | 1661 | 97.0 | 30204 | 102.7 | 5.5 | |||||||||||
1991 | 1578 | 95.0 | 30748 | 101.8 | 5.1 | |||||||||||
1992 | 1349 | 85.5 | 31363 | 102.0 | 4.3 | |||||||||||
1993 | 1232 | 91.3 | 32084 | 102.3 | 3.8 | |||||||||||
1994 | 1075 | 87.3 | 33271 | 103.7 | 3.2 | |||||||||||
1995 | 1031 | 95.9 | 34469 | 103.6 | 3.0 | |||||||||||
1996 | 9962 | 96.6 | 358484 | 104.0 | 2.8 | |||||||||||
1997 | 1005 | 100.9 | 37354 | 104.2 | 2.7 | |||||||||||
1998 | 956 | 95.1 | 38400 | 102.8 | 2.5 | |||||||||||
1999 | 1007 | 105.4 | 39782 | 103.6 | 2.5 | |||||||||||
2000 | 1091 | 108.3 | 41652 | 104.7 | 2.6 | |||||||||||
2001 | 1146 | 105.0 | 42651 | 102.4 | 2.7 |
Экономика России по степени открытости уже достигла уровня развитых стран Западной Европы. Но при этом, будучи слабо интегрированной в международное разделение труда, главным образом на уровне технологической кооперации, она имеет черты периферийной экономики, ориентированной на экспорт топлива и сырья и импорт высокотехнологичной машиностроительной продукции и готовых потребительских товаров.
Вступление стран мира во Всемирную торговую организацию (ВТО) и игра по ее правилам - это вызовы XXI века, которые Россия не может не принять, чтобы не потерять потенциально конкурентоспособные отрасли нашей страны и активизировать международное сотрудничество с другими странами.
В этом контексте установление и совершенствование хозяйственного сотрудничества и партнерских отношений России с зарубежными странами, в том числе с ЕС являются объективной необходимостью, поскольку стороны заинтересованы в их развитии.
Как замечает С.П.Ганжа, развитию торгово-экономического сотрудничества России и ЕС способствуют географическая близость, взаимодополняемость их экономик и инфраструктуры, наличие достаточно разработанной правовой базы взаимодействия, давние деловые связи и традиции. Располагая мощным промышленным, финансовым, торговым, инвестиционным и научным потенциалом, Европейский союз, как представляется, в стратегическом плане будет играть возрастающую роль во внешних сношениях России.[4]
Можно было бы воспользоваться и накопленным ЕС опытом отраслевой интеграции (например, Европейское объединение угля и стали). Как представляется, существует целый ряд отраслей, взаимодействие в которых при соблюдении общего взаимовыгодного баланса интересов могло бы оказаться весьма эффективным: топливно-энергетический комплекс, транспорт, военно-промышленный комплекс, аграрно-промышленный комплекс и т.д.
Однако, реальность не слишком соответствует чаяниям большей части российского общества и политической элиты. В российском официальном понимании как «общеевропейские» могут рассматриваться только те процессы, которые идут с участием России, в то время как на практике имеет место прямо обратное явление - общеевропейские процессы идут, как правило, без участия России. Складывается чрезвычайно серьезная ситуация. В процессе расширения Европейского Союза складывается новая европейская общность, носящая панъевропейский характер, но без присутствия России.
Чрезвычайно сложно шли переговоры ЕС и России по вопросу вступления в ВТО. Долгожданный прорыв был достигнут лишь в мае 2004 года, когда стороны подписали договор о том, что все разногласия между ними по этому поводу устранены. Предполагается, что в 2005 году наша страна формально станет полноправным членом ВТО.
2020-03-19 | 175 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Глава 1. Россия и ВТО - текущие тенденции и ближайшие перспективы |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы