Блок: «Покажи мне любовь»
Задачи занятия: Формирование представлений о безусловном принятии, как главном условии удовлетворения потребности ребенка в любви. Развитие навыков конструктивного выражения негативных эмоций в адрес ребенка. Структура занятия: Приветствие. Обсуждение домашнего задания. Информационный блок. Психогимнастическое упражнение «Передай эмоцию». Упражнение «Искатели». Упражнение «Мне в тебе нравится…». Рефлексия. Материалы: мяч, ластик. Ход занятия Приветствие. Участники по кругу приветствуют группу нетрадиционным способом, невербально. Обсуждение домашнего задания. Групповая дискуссия «Ближайшее окружение ребенка и эмоции ребенка, которые с ним связаны», анализ детских рисунков. Группа обсуждает, кто из членов семьи является для ребенка самым близким, какие эмоции переживает в этой связи ребенок. Психолог подводит участников к тому, что наиболее близкий член семьи для ребенка это объект любви. Информационный блок. Условное и безусловное принятие ребенка. Выражение отрицательных переживаний (ты-сообщение, я-сообщение). Основные принципы выражения отрицательных эмоций в адрес ребенка. Психогимнастическое упражнение «Передай эмоцию». Инструкция: передайте эмоцию по кругу (отрицательную, а затем положительную). Упражнение «Искатели». Инструкция: двое желающих выходят за дверь. Оставшимся предлагается задумать место, куда необходимо положить ластик. Сложность упражнения заключается в двух моментах: 1) ни сам предмет, ни его новое место не называются напрямую, а ответы с уточнением на вопросы водящего носят завуалированный, расплывчатый характер; 2) группа получает задание: первому игроку давать отрицательное подкрепление его слов и поступков (с помощью критики, негативных оценок отдельных его действий и личности в целом, пренебрежительной невербальной информации), а второму – положительные (используя слова поддержки, радости за успешные действия, уверения в пустячности совершённых неверных поступков, восхищения, комплиментов и т.д.). Приглашается первый участник, затем второй (по очереди), и им дается задание: определить задуманные группой предмет и место. Обсуждение: – Как вы чувствовали себя в своей роли? – Какие чувства вызывала у вас реакция группы? – Как вы чувствуете себя сейчас? – Какие выводы вы можете сделать из этого упражнения? В ходе обсуждения упражнений идет выход на модель поведения взрослых, на стиль взаимодействия с ребенком, который способствует развитию адекватной самооценки. Упражнение «Мне в тебе нравится…». Участники передают мяч по кругу, завершая фразу «Мне в тебе нравится…». Рефлексия приобретенного на занятии опыта. Блок «Я – родитель» Задачи занятия: Формирование доверительных отношений. Осознание родительской позиции и целей воспитания. Структура занятия: Приветствие «Знакомство руками». Упражнение «Пантомима». Групповая работа «Цели воспитания». Упражнение «Родитель-ребенок». Упражнение «Слепой и поводырь». Упражнение «Возрастная регрессия». Упражнение «Диалог сторон моего Я». Домашнее задание. Рефлексия занятия. Материалы: альбомные листы, ватман, ручки, шарфы (платки) по количеству пар участников. Ход занятия Приветствие. «Знакомство руками». Участники работают по двое – садятся таким образом, чтобы можно было взять друг друга за руки. Их задача с закрытыми глазами, обязательно молча, встретиться друг с другом руками: «познакомитьсядача с закрытыми глазами, обязательно молча, встретиться друг с другом руками: "е его.ыми они ни были. бенок. XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX», «поссориться», затем «помириться» и «попрощаться». После такого общения все садятся в круг и обсуждают полученный опыт. Далее психолог сообщает о различных способах общения, об использовании вербальных и невербальных элементов коммуникаций с ребенком. Упражнение «Пантомима». Инструкция: Передать друг другу фразу «каратист убил быка одним ударом» невербально. Каждый по очереди записывает на бумаге, как он понял смысл и передает эту фразу следующему участнику. Работа в парах «Цели воспитания». Участники садятся друг напротив друга и записывают свои ответы на поставленные вопросы. Затем происходит обмен ответами в парах. Основные моменты, одобренные группой, фиксируются на ватмане. Каковы цели вашего воспитания? Каким своего ребенка вы хотите видеть? Что значит быть хорошим родителем и как им быть? Упражнение «Родитель-ребенок». Инструкция: договоритесь, кто из вас будет – А, а кто – Б. В начале пусть А стоит, а Б сидит на полу у его ног. Поговорите друг с другом в этом положении. Что вы при этом чувствуете? Обсудите, насколько приятно вести разговор в таких позициях. Было время, когда мы все время ощущали себя в позиции человека, который сидит на полу, в то время как все остальные стоят. Это – позиция маленького ребенка. Опять займите позиции А и Б. попробуйте хорошенько прочувствовать и определить для себя, чем вызваны ощущения вашего тела. Тот, кто сидит, должен смотреть вверх. Через 30 секунд его шея и плечи начнут болеть, глаза почувствуют напряжение и усталость. Возможно, вы ощутите головную боль. Тот, кто стоит, будет вынужден согнуться и смотреть вниз. Это упражнение помогает осознать внутреннее состояние, потребности и чувства ребенка. Физический дискомфорт, который вы испытываете, находясь в этом положении, отрицательно влияет на ваши чувства и взаимоотношения. Правда, это влияние не всегда осознается. При общении с ребенком очень важен визуальный контакт. Поэтому желательно разговаривать с ним, сидя на корточках или же ставить ребенка на небольшую табуретку. Упражнение «Слепой и поводырь». Участники разбиваются на пары. В каждой паре одному из участников завязываются глаза. Задача второго – помочь «слепому» пройти намеченный маршрут. Обсуждение упражнения: Как вы себя чувствовали в роли «слепого», в роли «поводыря»? В какой роли вам было комфортнее? Какие сложности вызвало данное упражнение? Психолог сообщает, что данное упражнение демонстрирует модель взаимодействия «взрослый-ребенок». Упражнение «Возрастная регрессия». Расскажите нам, на что вы были обижены в детстве. Примите удобное положение и закройте глаза. Представьте, что вы стоите возле дома, где жили, когда были маленьким. Теперь представьте, что: - Вы упали и разодрали коленку. Вы с рыданиями бежите в дом, а по ноге у вас стекает капля крови. - Вы вбегаете в дом злым и плачущим, потому что кто-то из детей постарше отобрал у вас игрушку. - Вы вбегаете в дом, потому что увидели большую собаку. - Вы вбегаете в дом, смеясь и радуясь тому, что получили в школе приз. - Вы вбегаете в дом с чувством сильнейшего стыда, потому что промочили одежду, а старшие ребята над вами смеялись. Посмотрите на выражение лиц членов вашей семьи. Что они говорят вам? Какие чувства они испытывают? Что они делают? Откройте глаза, разбейтесь на пары и поделитесь впечатлениями. Упражнение «Диалог сторон моего Я». В центре круга ставится два стула. Инструкция: Эта игра поможет нам раскрыть положительные и отрицательные черты характера каждого из участников. В любом человеке два противоположных начала и он не может разумно объединить их – преобладает то одно, то другое. Итак, на первом стуле нужно изобразить ласковую, нежную и внимательную маму, которая всегда наполняет свои отношения с ребенком теплом и заботой, которая любит его. Эту маму никогда не раздражает неумелость ребенка, его медлительность и неловкость. Она никогда не кричит на него и тем более никогда не применяет телесные формы наказаний… На втором стуле продемонстрируйте ваше поведение в той же ситуации, но с противоположными качествами, качествами строгой мамы (проигрывание ситуаций осуществляется с использованием режимных моментов – подъем, одевание, завтрак, выполнение домашних заданий и др.). Групповое обсуждение: Что вы чувствовали в первой и второй ситуации? В какой ситуации вы чувствовали себя более комфортно? Какие выводы вы сделали для самих себя? Домашнее задание. Записать в дневнике «плохие», оскорбительные слова, которыми в порыве гнева вы называете или называли своего ребенка. Перечеркнуть их и рядом написать нейтральные слова, которые с одной стороны, помогают вам высвобождать свой гнев, а с другой, не позволяют унижать личность ребенка. Фиксируйте в дневнике как часто вы наказываете ребенка и за что? Как часто хвалите и за что? Рефлексия занятия.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (284)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |