Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


АКУСТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ



2020-03-19 157 Обсуждений (0)
АКУСТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекция 5Клинико-неврологическая характеристика афазий. Методы обследования больных с афазией (3 часа)

Клиническая характеристика афазических и других неврологических расстройств, при локальных поражениях мозга. Принципиальное отличие от алалии. Значение работ Брока, Вернике и Лурия в вопросах изучения афазии.

Патология, связанная с поражением коры головного мозга в период формирования речи. Формы неврологической паталогии с развитием афазии у взрослых и детей, их дифферен­циальная диагностика.

Методы исследования (клинико-неврологические) при афазических расстройствах. Особенности м едико-педагогической коррекции различных форм афазии.

Афазия — полная или частичная утрата речи, обус­ ловленная локальными поражениями головного мозга.

Причинами возникновения афазии являются нарушения  кровообращения головного мозга (ишемия, геморрогия), травмы, опухоли, инфекционные заболевания головного мозга.

Афазия — одно из наиболее тяжелых последствий мозго­вых поражений, при котором системно нарушаются все виды речевой деятельности.

Существуют различные классификации афазий: классичес­кая, неврологическая классификация Вернике—-Лихтгейма, лингвистические классификации X. Хэда и других, каждая из которых отражает уровень развития неврологической, психо­логической, физиологической и лингвистической наук, харак­терный для того или иного исторического периода развития учения о речи.

В настоящее время общепринятой является нейропсихологическая классификация афазий Александра Романовича Лурия. (основатель отечественной нейропсихологии)

А. Р. Лурия различает шесть форм афазий:

1. акустико-гностическая

2. акустико-мнестическая афазии

3. семанти­ческая афазия

4. афферентная моторная афазия,

5. эфферентная моторная афазия

6. динамическая афазия,

При поражении речевых зон происходит нарушение так на­зываемой первичной предпосылки.На основе первичного нарушения возникает вторичный, распад всей функциональ­ной системы языка и речи, т. е. возникает нарушение всех ви­дов речевой деятельности: понимания речи, устной и письмен­ной речи, счета и т. д. Характер и степень нарушения понимания речи, чтения и письма зависят преж­де всего не от  очага поражения, а от тех  предпосылок, которые по-разному влияют реализацию  речевых процессов.

 

АКУСТИКО-ГНОСТИЧЕСКАЯ СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ

Сенсорную афазию впервые описал немецкий психиатр Вернике. Это афазия, которая возникает при поражении средней височной области коры головного мозга левого полушария  (слайд 2 поле 22). Отличительной чертой этой формы афазии является нарушение понимания речи при восприятии ее на слух. В основе нарушения лежит нарушение фонематического слуха.

Нарушение понимания.

Клинические проявления проявляются

Акустическая агнозия (неспособность воспринимать шумы, речь воспринимается как набор звуков) ошибки осмысления вербальные и литеральные парафразии (замена слов, звуков)  речевая витиеватось(в потоке речи не улавливается смысл) логорея (речевая активность.

 В связи с нарушением фонематического восприятии слышимой речи при акустико-гностической сенсорной афазии расстраивается слуховой контроль за своей речью. 

Из-за нарушения фонематического восприятия вторично страдает повторение слов.

Нарушение чтения и письма. Чтение наиболее сохранная речевая функци­я при сенсорной афазии, так как  осуществляется путем привлечения оптического и кинестетического контроля.

Письменная речь при акустико-гностической афазии в от­личие от чтения нарушается в большей степени и находится в прямой зависимости от состояния фонематического слуха.

АКУСТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении средней височной области коры головного мозга левого полушария (слайд, поля 21 и 37).

Проявляется в двух вариантах.

1. При восприятии каждого нового слова и его  осознании больной утрачивает предыдущее слово. Больной может повторить  отдельные слова и не может повторить три, четыре не связанных по смыслу слов.

Нарушение слухоречевой памяти  является основным де­фектом, так как оказываются сохранными фонематический слyx, артикуляторная сторона речи. У больных наблюдается повышенная речевая активность, компенсирующая трудности коммуникации.

Нарушение объема удержания речевой информации,  приводят к трудностям понимания  длинных, многосложных высказываний, состоящих пяти — семи слов, с трудом ориентируется в бесе­де с двумя-тремя собеседниками, «отключается» в сложной речевой ситуации, не может посещать доклады, лекции, утом­ляется при восприятии музыки и радиопередач.

2. При втором варианте акустико-мнестической афазии, оптической афазии, больной не может объеди­нить зрительное представление предмета, вего слуховым образом. Объясняется это тем, что нарушения взадневисочного отдела повреждается зрительное восприятие, и зрительное представление о предмете становится неполным. При рисовании тех или иных предметов опускаются, недори­совываются значимые для их опознания детали. Так, человек может недорисовать носик у чайника, гребешок у петуха, руч­ку у чашки. При этой форме афазии экспрессивная речь характеризуется трудностями подбора слов, необходимых для организации высказывания.

Трудности нахождения слов объясняются обеднением зрительных представлений о предмете. Семантическая размытость значения слов приводит к возникновению обильных вербальных парафазий», слияния двух слов в одно, например, «ножилка» (нож + вилка).

В отличие от акустико-гностической афазии высказыва­ние при акустико-мнестической афазии отличается большей законченностью, в речи нет «речевой окрошки».

Нарушение чтения и письма. При акустико-мнестической афазии в письме изредка наблюдаются литераль­ные парафразии по акустическому типу (смешение звонких и глухих фонем). При записи текста под диктовку больные ис­пытывают значительные трудности в удержании в слухоречевой памяти даже фразы, состоящей из трех слов, при этом они обращаются с просьбой повторить каждый фрагмент фразы.

При акустико-мнестической афазии возникают значитель­ные трудности в понимании читаемого текста. Это объясня­ется тем, что печатный текст состоит из предложений значи­тельной длины, и тем, что удержание в памяти читаемого текста тоже требует сохранности слухоречевой памяти.

Таким образом, при акустико-мнестической афазии нару­шения слухоречевой памяти вторично приводят к трудностям нормальной реализации письма, чтения и счета.

СЕМАНТИЧЕСКАЯАФАЗИЯ

Семантическая афазия возникает при пораже­нии теменно-затылочной области доминантного по речи полушария (слайд 4, поле 39).

семантическая афазия классифицируется на 3 степени тяжести:

· Лёгкую. Нарушено установление причинно-следственных связей. Возникают сложности при подборе синонимов и антонимов, интерпретации сложных речевых оборотов. Наблюдаются трудности в решении логических задач.

· Среднетяжёлую. Затруднено понимание логико-грамматических конструкций и переносного смысла слов. Отмечаются существенные трудности в решении математических задач, выполнении счётных операций.

· Тяжёлую. Выраженные расстройства зрительно-пространственного восприятия: апрактоагнозия, акалькулия, нарушение схемы тела. Понимание грамматических оборотов и предложно-падежных конструкций недоступно.

 

При семантической афазии утрачивается понимание мета­фор, пословиц, поговорок, которые понимаются в прямом, конкретном смысле.

Чтение сохранно, но возникают затруднения в понимании длинных предложений, имеющих сложную конструкцию.



2020-03-19 157 Обсуждений (0)
АКУСТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: АКУСТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (157)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)