Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие об учебной деятельности младшего школьника и ее структуре.



2020-03-19 235 Обсуждений (0)
Понятие об учебной деятельности младшего школьника и ее структуре. 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 1. Обучение как способ организации педагогического процесса

Понятие об учебной деятельности младшего школьника и ее структуре.

Младший школьный возраст - период наиболее интенсивного формирования учебной деятельности. Ее сущность со­стоит в присвоении научных знаний ребенком, который под руководст­вом учителя начинает оперировать научными понятиями, а также в развитии ученика.

Учебная деятельность в ФГОС НОО определятся как систематически организованная педагогом деятельность обучающихся, направленная на преобразование и расширение их собственного опыта на основе воссоздания и опробования культурных форм и способов действия.

Структура учебной деятельности. Разработкой данного вопроса занимались Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.Ф. Обухова, И.А. Зимняя и др.

Учебная деятельность, с т.зр. И.А. Зимней, представляет собой единство нес­кольких компонентов: мотивация, учебная задача, учебные действия, действия самоконтроля и самооценки.

I . М отивы - это побуждения, которыми ученик руководствуется, осуществляя учебную деятельность. Чтобы учение возникло, в учебной ситуации должны быть мо­тивы, движущие ученика к цели овладения определенными знаниями и умениями. Т.к. к учению школьника побуждает ряд взаимодействующих мотивов, то учение, т.о., имеет полимотивированый характер.

II .Учебная задача - это то, что ученик должен освоить, это задача, требующая от учащихся открытия и освоения в учебной деятельности всеобщего способа (принципа, закономерности) решения относительно широкого круга проблем и конкретно-практических задач. Учебная задачаотличается от конкретно-практической.

1 пример. Конкретно-практическая отвечает на вопрос «что нужно делать?», в ней прямо указан ход решения: У Пети 5 руб., у Васи 6 руб. Сколько всего денег у мальчиков?

Учебная задача отвечает на вопрос «как нужно делать?», нет прямого указания на ход решения, нет ограничений для поиска, все действия осуществляются целенаправленно. Хватит ли мальчикам денег, чтобы купить диск за 12 руб.?

III . Во втором случае дети выполняют специальное учебное действие - изменения учебного материала, необходимые для его освоения учеником, это то, что ученика должен сделать, чтобы обнаружить свойства того предмета, который он изучает, котороескладывается из рядаучебных операций. Знание способов действия обеспечи­вает успешный результат, придает деятельности смысл, ставит ученика в позицию ее субъекта, что стимули­рует и поддерживает интерес ребенка к учению. В ФГОС НОО вводится понятие «универсальные учебные действия» - см. раб. тетрадь.

IV . Действие самоконтроля- есть способ со­отнесения учебных действий с внешним образ­цом, указание на то, правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу. Развитие самоконтроля осуществляется по схеме: Итоговый самоконтроль (по конечному результату) Пооперационный (пошаговый) самоконтроль     Перспективный (планирующий).

Поначалу в школьной практике осуществляется только контроль по конечному результату:«Проверь, сошелся ли от­вет»; «Проверь, нет ли ошибок в диктанте», т.е. пу­тем прямого подражания учителю, путем проб и ошибок.

Пооперационный самоконтроль - это слежение за ходом и качеством выполнения деятельности, её соответствие заданным требованиям, кор­рекция действий.

Перспективный самоконтроль - это корректирование дея­тельности на несколько операций вперед, соотнесение предстоящей деятельности и своих возможностей ее выполнения.

V . Действие самооценкисоставляет процесс оценивания ребенком своей деятельности на ее разных этапах, определение того, достиг ли ученик результата или нет. Выделяют два вида самооценки:

1) ретроспективную , т.е. оценку достигнутых результатов своей деятельности (хорошо или плохо я сделал?). Для ее формирования после выполнения задания ребенку предлагают оце­нить: - правильно ли выполнена работа, почему он так считает, - над чем еще надо поработать.

2) прогностическую , т.е. оценку собственных возможностей (могу ли я справиться с этой зада­чей?). Эта самооценка опирается на рефлексию. Для ее формирования в ход урока следует включать ситуации, актуализирующие самооценку ребенка: - предложить проанализировать свою готовность к ответу; - оценить, насколько хо­рошо он знает определенный материал; - насколько успешно может справиться с заданием, почему так считает.


3. Мотивы учения младших школьников.

Важнейшим компонентом учения являются мотивы. Существуют разные классификации мотивов учебной деятельности.

I . В.А. Сластенин всё многообразие мотивов учебной деятельности школьников представляет тремя взаимосвязанными группами.

1. Непосредственно-побуждающие мотивы основаны на эмоциональных проявлениях личности, на положительных или отрицательных эмоциях: яркость, новизна, занимательность; интересное преподавание, привлекательность личности учителя; желание получить похвалу, боязнь получить отрицательную отметку, наказание, страх перед учите­лем и т.п.

2. Перспективно-побуждающие мотивы основаны на понимании значимости знания вообще и учебного предмета в частности: осознание значения предмета, конкретных ЗУНов; связывание учебного предмета с будущей само­стоятельной жизнью (поступление в вуз, выбор профессии и т.п.); ожидание в перспективе получения на­грады, развитое чувство долга, ответственности.

3. Интеллектуально-побуждающие мотивы основаны на получении удовлетворения от самого процесса познания: интерес к знаниям, любознательность, овладеть определенными умениями и навы­ками, увлеченность самим процессом решения учебно-познава­тельных задач и т.п.

Среди интеллектуально-побуждающих мотивов особое место занимают познавательные интересы и потребности. Формированию познавательного интереса способ­ствует использование фактора новизны знаний, элемен­тов проблемности в обучении, привлечение данных о современ­ных достижениях науки и техники, показ общественной и лич­ностной значимости ЗУНов, организация самостоятельных работ творческого характера, организация взаимоконтроля учащихся и т.п.

Г.И. Щукина различает уровни познавательного интереса:

Низший элементарный уровень познава­тельного интереса выражается во внимании к конкретным фак­там, знаниям — описаниям, действиям по образцу.

Второй уро­вень характеризует интерес к зависимостям, причинно-следствен­ным связям, к их самостоятельному установлению.

Высший уро­вень выражается в интересе к глубоким теоретическим пробле­мам, творческой деятельности по освоению знаний, наличии познавательной потребности.

 

II. Л.И. Божович делит мотивы на 2 группы:

1) мотивы порождаемые самой учебной деятельностью - непосредственно связаны с содержанием и процессом учения. Вопрос о содержании учения предполагает интерес к специфическому содержанию данного учебного предмета. Говоря о процессе учения имеется ввиду познавательный интерес, интеллекту­альная активность младших школьников в процессе урока.

2) Мотивы, связанные с результатами учения:

А. Узколичные , которые в свою очередь делятся на:мотивы благо­полу­чия (полу­чить хорошую отметку любой ценой, заслужить по­хвалу, избе­жать неприятно­стей) и  пре­стижные мо­тивы (выделиться среди товарищей, занять опре­де­ленное положе­ние в классе).

Б. Широкие социальные. Для первоклассника наиболее зна­чимы:

- мотивы самосо­вершенство­вания (быть культурным, развитым),

- мотивы са­моопределения (после школы продолжать учиться, работать). Важно строить учебный процесс, чтобы ученики с первого дня учения «видели» свое дви­жение от незнания к знанию путем четкой постановки на уроке ближних и дальних целей.

- Мотивы долга и ответственностиперво­начально не осоз­наются детьми, хотя реально этот мотив проявляется в добро­совестном вы­полнении требований учителя. Однако требу­ется спе­циальная работа по формированию ответст­венного отношения к учению, которое пред­полагает:

- понимание социальной ценности учения, того, что получение образования имеет госу­дарственное значение (редко ука­зывают на этот мотив);

- понимание учениче­ского долга перед обществом, родителя­ми, коллективом;

- высокий уровень самоконтроля и самооценки, предполагающий формирова­ние умений: организовать и планировать свою учебную деятель­ность, контролировать вы­полнение (не отвле­каться на уроке, самостоя­тельно выполнять задания, проявлять стара­тельность и акку­ратность), критически оцени­вать свое поведение;

- умение школьника сознательно подчинять свои дей­ствия более важ­ным целям и задачам, т.е. проявлять соподчинение мотивов.




2020-03-19 235 Обсуждений (0)
Понятие об учебной деятельности младшего школьника и ее структуре. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие об учебной деятельности младшего школьника и ее структуре.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (235)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)