Понятие об учебной деятельности младшего школьника и ее структуре.
Тема 1. Обучение как способ организации педагогического процесса Понятие об учебной деятельности младшего школьника и ее структуре. Младший школьный возраст - период наиболее интенсивного формирования учебной деятельности. Ее сущность состоит в присвоении научных знаний ребенком, который под руководством учителя начинает оперировать научными понятиями, а также в развитии ученика. Учебная деятельность в ФГОС НОО определятся как систематически организованная педагогом деятельность обучающихся, направленная на преобразование и расширение их собственного опыта на основе воссоздания и опробования культурных форм и способов действия. Структура учебной деятельности. Разработкой данного вопроса занимались Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.Ф. Обухова, И.А. Зимняя и др. Учебная деятельность, с т.зр. И.А. Зимней, представляет собой единство нескольких компонентов: мотивация, учебная задача, учебные действия, действия самоконтроля и самооценки. I . М отивы - это побуждения, которыми ученик руководствуется, осуществляя учебную деятельность. Чтобы учение возникло, в учебной ситуации должны быть мотивы, движущие ученика к цели овладения определенными знаниями и умениями. Т.к. к учению школьника побуждает ряд взаимодействующих мотивов, то учение, т.о., имеет полимотивированый характер. II .Учебная задача - это то, что ученик должен освоить, это задача, требующая от учащихся открытия и освоения в учебной деятельности всеобщего способа (принципа, закономерности) решения относительно широкого круга проблем и конкретно-практических задач. Учебная задачаотличается от конкретно-практической. 1 пример. Конкретно-практическая отвечает на вопрос «что нужно делать?», в ней прямо указан ход решения: У Пети 5 руб., у Васи 6 руб. Сколько всего денег у мальчиков? Учебная задача отвечает на вопрос «как нужно делать?», нет прямого указания на ход решения, нет ограничений для поиска, все действия осуществляются целенаправленно. Хватит ли мальчикам денег, чтобы купить диск за 12 руб.? III . Во втором случае дети выполняют специальное учебное действие - изменения учебного материала, необходимые для его освоения учеником, это то, что ученика должен сделать, чтобы обнаружить свойства того предмета, который он изучает, котороескладывается из рядаучебных операций. Знание способов действия обеспечивает успешный результат, придает деятельности смысл, ставит ученика в позицию ее субъекта, что стимулирует и поддерживает интерес ребенка к учению. В ФГОС НОО вводится понятие «универсальные учебные действия» - см. раб. тетрадь. IV . Действие самоконтроля- есть способ соотнесения учебных действий с внешним образцом, указание на то, правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу. Развитие самоконтроля осуществляется по схеме: Итоговый самоконтроль (по конечному результату) Пооперационный (пошаговый) самоконтроль Перспективный (планирующий). Поначалу в школьной практике осуществляется только контроль по конечному результату:«Проверь, сошелся ли ответ»; «Проверь, нет ли ошибок в диктанте», т.е. путем прямого подражания учителю, путем проб и ошибок. Пооперационный самоконтроль - это слежение за ходом и качеством выполнения деятельности, её соответствие заданным требованиям, коррекция действий. Перспективный самоконтроль - это корректирование деятельности на несколько операций вперед, соотнесение предстоящей деятельности и своих возможностей ее выполнения. V . Действие самооценкисоставляет процесс оценивания ребенком своей деятельности на ее разных этапах, определение того, достиг ли ученик результата или нет. Выделяют два вида самооценки: 1) ретроспективную , т.е. оценку достигнутых результатов своей деятельности (хорошо или плохо я сделал?). Для ее формирования после выполнения задания ребенку предлагают оценить: - правильно ли выполнена работа, почему он так считает, - над чем еще надо поработать. 2) прогностическую , т.е. оценку собственных возможностей (могу ли я справиться с этой задачей?). Эта самооценка опирается на рефлексию. Для ее формирования в ход урока следует включать ситуации, актуализирующие самооценку ребенка: - предложить проанализировать свою готовность к ответу; - оценить, насколько хорошо он знает определенный материал; - насколько успешно может справиться с заданием, почему так считает. 3. Мотивы учения младших школьников. Важнейшим компонентом учения являются мотивы. Существуют разные классификации мотивов учебной деятельности. I . В.А. Сластенин всё многообразие мотивов учебной деятельности школьников представляет тремя взаимосвязанными группами. 1. Непосредственно-побуждающие мотивы основаны на эмоциональных проявлениях личности, на положительных или отрицательных эмоциях: яркость, новизна, занимательность; интересное преподавание, привлекательность личности учителя; желание получить похвалу, боязнь получить отрицательную отметку, наказание, страх перед учителем и т.п. 2. Перспективно-побуждающие мотивы основаны на понимании значимости знания вообще и учебного предмета в частности: осознание значения предмета, конкретных ЗУНов; связывание учебного предмета с будущей самостоятельной жизнью (поступление в вуз, выбор профессии и т.п.); ожидание в перспективе получения награды, развитое чувство долга, ответственности. 3. Интеллектуально-побуждающие мотивы основаны на получении удовлетворения от самого процесса познания: интерес к знаниям, любознательность, овладеть определенными умениями и навыками, увлеченность самим процессом решения учебно-познавательных задач и т.п. Среди интеллектуально-побуждающих мотивов особое место занимают познавательные интересы и потребности. Формированию познавательного интереса способствует использование фактора новизны знаний, элементов проблемности в обучении, привлечение данных о современных достижениях науки и техники, показ общественной и личностной значимости ЗУНов, организация самостоятельных работ творческого характера, организация взаимоконтроля учащихся и т.п. Г.И. Щукина различает уровни познавательного интереса: Низший элементарный уровень познавательного интереса выражается во внимании к конкретным фактам, знаниям — описаниям, действиям по образцу. Второй уровень характеризует интерес к зависимостям, причинно-следственным связям, к их самостоятельному установлению. Высший уровень выражается в интересе к глубоким теоретическим проблемам, творческой деятельности по освоению знаний, наличии познавательной потребности.
II. Л.И. Божович делит мотивы на 2 группы: 1) мотивы порождаемые самой учебной деятельностью - непосредственно связаны с содержанием и процессом учения. Вопрос о содержании учения предполагает интерес к специфическому содержанию данного учебного предмета. Говоря о процессе учения имеется ввиду познавательный интерес, интеллектуальная активность младших школьников в процессе урока. 2) Мотивы, связанные с результатами учения: А. Узколичные , которые в свою очередь делятся на:мотивы благополучия (получить хорошую отметку любой ценой, заслужить похвалу, избежать неприятностей) и престижные мотивы (выделиться среди товарищей, занять определенное положение в классе).
Б. Широкие социальные. Для первоклассника наиболее значимы: - мотивы самосовершенствования (быть культурным, развитым), - мотивы самоопределения (после школы продолжать учиться, работать). Важно строить учебный процесс, чтобы ученики с первого дня учения «видели» свое движение от незнания к знанию путем четкой постановки на уроке ближних и дальних целей. - Мотивы долга и ответственностипервоначально не осознаются детьми, хотя реально этот мотив проявляется в добросовестном выполнении требований учителя. Однако требуется специальная работа по формированию ответственного отношения к учению, которое предполагает: - понимание социальной ценности учения, того, что получение образования имеет государственное значение (редко указывают на этот мотив); - понимание ученического долга перед обществом, родителями, коллективом; - высокий уровень самоконтроля и самооценки, предполагающий формирование умений: организовать и планировать свою учебную деятельность, контролировать выполнение (не отвлекаться на уроке, самостоятельно выполнять задания, проявлять старательность и аккуратность), критически оценивать свое поведение; - умение школьника сознательно подчинять свои действия более важным целям и задачам, т.е. проявлять соподчинение мотивов.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (235)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |