Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Реакции людей на психотравмирующие факторы чрезвычайных ситуаций.



2020-03-17 440 Обсуждений (0)
Реакции людей на психотравмирующие факторы чрезвычайных ситуаций. 0.00 из 5.00 0 оценок




Гипермобилизация в начальный период присуща практически всем людям, однако, если она сочетается с состоянием паники, то может и не привести к спасению человека, так как происходит потеря ориентации, нарушение соотношения между основными и второстепенными действиями, распад структуры действий и операций, обострение оборонительной реакции, отказ от деятельности или гибель.

Среди реакций человека на воздействие психотравмирующих факторов чрезвычайной ситуации можно выделить два основных типа.

Первый тип - непатологические психоэмоциональные реакции, которые обладают психологическим содержанием и непосредственно зависят от ситуации (страх, психическая напряженность, различные аффективные реакции, чувство тревоги и т.п.).

Второй тип реакций - патологические состояния - психогении (реактивные реакции), являющиеся болезненным состоянием, не долго выводящим человека из строя. Психопатологические нарушения, явившиеся следствием воздействия психотравмирующих обстоятельств экстремальных условий, имеют много общего с клиникой нарушений, развивающихся в обычных условиях. Виды изменений психического состояния людей.

Характер и интенсивность психических проявлений зависит от разных условий, при этом особое значение имеют объективные обстоятельства - факторы экстремальной обстановки: острота и сила их проявления, внезапность и длительность воздействия.

Вероятность развития психогенных расстройств во многом зависит от субъективных факторов: личностных качеств человека, определяющих его готовность к деятельности в экстремальных условиях; типа высшей нервной деятельности; психологической устойчивости и наличия поддержки окружающих.

Как показывают проводимые исследования, большинство людей (примерно 50 - 75 %) при возникновении экстремальных ситуаций в первые мгновения оказываются "ошеломленными" и малоактивными, теряют контроль над своими поступками. Однако даже в самых тяжелых условиях около 25 % людей сохраняют самообладание, правильно оценивают ситуацию, четко и решительно действуют в соответствии с обстоятельствами. Для сохранения адекватности в момент катастрофы не маловажное значение играет стремление помочь людям, ответственность за сохранение жизни окружающих. По мнению специалистов, на способность сохранить адекватное поведение в экстремальных условиях влияет также уровень психологической устойчивости, ориентация на соблюдение моральных норм поведения, чувство сострадания, наличие жизненного опыта, состояние психологической готовности или неготовности, а также различные психологические защиты и смысловая регуляция.

Характеризуя психогенные расстройства, наблюдаемые при жизненоопасных ситуациях во время и после стихийных бедствий и катастроф, ученые считают целесообразным выделить три диагностические группы:

1)непатологические невротические реакции; 2)невротические реакции и состояния; 3)реактивные психозы.

Каждая из этих трех групп имеет свои особенности и характеристики. Непатологические невротические реакции характеризуются: преобладанием эмоциональной напряженности, психомоторных, психовегетативных, гипотимических проявлений, сохранением адекватной самооценки и способности к целенаправленной деятельности [11].

Психогенным патологическим (невротическим) реакциям свойственны: невротический уровень расстройств, астенический, депрессивный, истероидный и другие синдромы, снижающие адекватности оценки происходящих и своих действий. Стабилизация невротических нарушений свидетельствует о развитии невротических состояний - неврастенический и другие неврозы, при этом отмечается значительное снижение адекватности оценки происходящего и самооценки.

Реактивные психозы могут проявляться в виде острых или затяжных реактивных психозов. Для острых реактивных психозов характерны аффективно-шоковые реакции, сумеречные состояния с двигательным возбуждением или заторможенностью. Для затяжных реактивных психозов присуще проявление депрессивных, параноидальных, псевдодементных синдромов.

Специалисты для дифференцированной диагностической установки при идентификации расстройств в динамике считают целесообразным выделять три фазы: предвоздействия (preimpact phase), включающая в себя ощущения беспокойства и угрозы; воздействия (impact phase), которая длится от начала чрезвычайной ситуации до момента эвакуации пострадавших из района бедствий, характеризующаяся доминированием среди эмоций страха; послевоздействия (postimpact phase), начинающаяся через несколько дней после стихийного бедствия или катастрофы. Фаза после воздействия является наиболее сложной и значительной. Это связано с возникновением все новых и новых проблем перед пострадавшим в связи с социальной дезорганизацией, эвакуацией, разделением с семьей и т.п., что в целом может быть расценено как следующая чрезвычайная ситуация. Именно с этой фазой многие специалисты связывают формирование психогенных нарушений, которые проявляются через значительное время после катастрофы (например, PTSD - синдром) [16]. Посттравматический синдром. В настоящее время фаза послевоздействия изучена наиболее полно.

Если фаза послевоздействия изучена сравнительно хорошо, то фаза воздействия исследована в меньшей степени. Это связано с определенными сложностями в организации проведения исследований.

1        - стадия ВИТАЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ длится около 15 минут и начинается с первых мгновений возникновения реальной угрозы жизнедеятельности. Поведенческие реакции полностью подчинены императиву (- лат. - настоятельному требованию) сохранения собственной жизни и могут сопровождаться кратковременным оцепенением или выражаться двигательным возбуждением.

2        - стадия ОСТРОГО ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО ШОКА С ЯВЛЕНИЯМИ СВЕРХМОБИЛИЗАЦИИ. Эта стадия длится 3-5 часов и характеризуется: общим психическим напряжением, предельной мобилизацией психофизиологических резервов, обострением восприятия обстановки, увеличением скорости мыслительных процессов, проявлением безрассудной смелости, особенно при спасении близких. Возможны панические реакции. Около 30 % отмечали, что в этот период они испытали подъем работоспособности и увеличение физических сил в 1,5-2 раза.

3        - стадия ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕМОБИЛИЗАЦИИ длится до трех суток и характеризуется существенным ухудшением самочувствия и психоэмоционального состояния с преобладанием чувства растерянности, отчаяния, депрессии и др. В этот период высока вероятность развития панических реакций.

4        - стадия РАЗРЕШЕНИЯ наблюдается на 3 - 12 сутки. Происходит постепенная стабилизация настроения и самочувствия, но сохраняется пониженный эмоциональный фон, ограничены контакты с окружающими, гипомимия (маскообразность лица), замедленность движений.

5        - стадия ВОССТАНОВЛЕНИЯ начинается через 10-12 дней. При этом наиболее отчетливо проявляется в поведенческих реакциях: активизируется межличностное общение, нормализуется эмоциональная окраска речи, восстанавливаются сновидения.

6        - стадия ОТСТАВЛЕННЫХ РЕАКЦИЙ, которая характеризуется проявлением некоторых психопатологических синдромов и психосоматических нарушений через 30 -40 дней после чрезвычайной ситуации [24].

Кроме того, помимо психогенных нарушений, диагностируемых сразу после момента чрезвычайной ситуации, существует целый ряд расстройств, которые проявляются в виде разнообразных психических и психосоматических нарушений спустя длительное время после психотравмирующих обстоятельств. При этом их проявления носят в основном внезапный характер на фоне общего благополучия. Эти явления объединены в синдром посттравматических стрессовых нарушений (PTSD - синдром).

ПАНИКА - это чувство страха, которое охватывает группу людей и затем передается остальным, перерастает в неуправляемый процесс. У людей резко повышается эмоциональность восприятия происходящего, снижается ответственность за поступки. Человек не может разумно оценить свое поведение и правильно осмыслить сложившуюся обстановку.

Состояние паники характеризуется дефектами мышления, потерей сознательного контроля и осмысления происходящих событий, переходом на интенсивные защитные движения которые могут частично или полностью не соответствовать ситуации, что вызывает и усугубляет тяжесть последствий чрезвычайной ситуации.

Появлению паники способствует отсутствие своевременной и достоверной информации. Этот недостаток сразу же восполняется слухами, кривотолками и рассказами "очевидцев".

Исследования Е. Карантелли (США) показывают следующие характерные черты паники:

-         человек, охваченный паникой, всегда верит, что обстановка крайне опасна (паническое бегство прекращается, когда человек думает, что находится вне опасной зоны);

-         человек, охваченный паникой, плохо соображает, но его мысли не являются не разумными (проблема скорее в том, что он не ищет альтернативных решений и не видит деталей своего решения, иногда - главных, как в типичном для пожаров случае: прыжке со смертельно большой высоты;

-         паническое бегство всегда направлено в сторону от опасности (не делается попыток как-то повлиять на наступление опасности);

-         направление бегства при панике не является случайным (выбор - за знакомой дорогой или той, которой бегут другие);

-         по своему характеру паническое бегство асоциально (самые сильные связи могут быть прерваны: мать может бросить ребенка, муж - жену, и т.п.);

-         люди становятся неожиданным источником опасности друг для друга [25].

Паника-это результат не только неосведомленности, но и низкой подготовки людей к действиям в экстремальных условиях, отсутствие психологической закалки. Всегда найдется слабая личность - паникер. Ему даже незначительная опасность представляется преувеличенной, огромной.

Реальность вытесняется плодами воображения.

Поводом для паники может служить и крайнее утомление людей, когда они долгое время остаются в бездеятельности, неведении, напряженном ожидании. Немалую роль играет пониженный тонус сознательной активности. Он делает индивида неспособным к правильному поведению в критической ситуации. Повышенная же эмоциональная возбудимость и активизация воображения стимулируют импульсивные, нерациональные действия. Чаще это случается при неожиданном и внезапном наступлении опасности.

К возникновению страха и паники может привести и отсутствие организованности и порядка, ослабление руководства, потеря управления, недоверие между людьми, плохие взаимоотношения, разобщенность коллектива.

В любом случае индивидуальный страх первичен, он является предпосылкой, почвой для группового страха, для паники и зависит от эмоциональной восприимчивости, устойчивости. Коллектив, объятый паникой, по существу, перестает быть коллективом, теряет его признаки.

Причинами, вызывающими подобные отрицательные формы поведения человека, помимо индивидуально-психологических особенностей личности, являются неожиданность возникновения опасной ситуации, незнание еѐ характера и отсутствие навыков по борьбе со стихией, слабая моральнопсихологическая подготовка [17].

Вспышка паники наиболее вероятна при внезапном возникновении значительной опасности, длительном ее ожидании, неоднократно возникающих опасных ситуациях. В первом случае, важное значение приобретает величина опасности. Чем она больше, тем быстрее возникает паника, молниеносно охватывая большое количество людей. Во втором и третьем случаях тревожное состояние неизвестности с постоянной угрозой опасности изнуряюще действует на психику. Напряжение постепенно нарастает, психическое равновесие нарушается, чувство страха усиливается. В этих условиях незначительные, иногда даже мнимо опасные раздражители могут вызвать бурную паническую реакцию. Известны случаи возникновения паники, в подобных обстоятельствах даже на словесное обозначение угрозы опасности (крики: " Пожар!", "Вода!"), хотя опасности фактически не было [31].

Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о какой-то пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации. Непосредственным поводом к панике является появление какого-то известия, способного вызвать своеобразный шок. В дальнейшем паника наращивает силу, когда включается в действие механизм взаимного многократного отражения (усиления) эмоциональных воздействий общающихся людей. При этом индивид не испытывает организованного преднамеренного давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему. Многие исследователи констатируют наличие особой "реакции заражения", возникающей особенно в больших открытых аудиториях, когда эмоциональное состояние усиливается путем многократного отражения по типам обычной цепной реакции. Эффект имеет место прежде всего в неорганизованной общности, чаще всего в толпе, выступающей своеобразным ускорителем, который "разгоняет" определенное эмоциональное состояние. Заражение, возникающее при панике, нельзя недооценивать, в том числе и в современных обществах.

Паника относится к таким явлениям, которые чрезвычайно трудно поддаются исследованию. Ее нельзя непосредственно наблюдать, во-первых, потому, что никогда заранее не известно сроки ее возникновения, во-вторых, потому, что в ситуации паники весьма сложно оставаться наблюдателем: в том-то ее сила и заключается, что любой человек, оказавшись "внутри" панической ситуации, в той или иной степени поддаются ей.

Исследования паники остаются на уровне описаний, сделанных после ее пика. Для прекращения паники очень важно понимание психологического механизма паники, в частности такой особенности заражения, как бессознательное принятие определенных образцов поведения. Если в ситуации паники находится человек, который может предложить образец поведения, способствующий восстановлению нормального эмоционального состояния толпы, есть возможность прекратить панику.

Изучение коллективных реакций при чрезвычайных ситуациях показало, что самоконтроль людей ослабевает, нравственные опоры рушатся, когда эмоционально неустойчивые, демонстративные и фанатично одержимые личности эффективной заряженностью своих высказываний воздействуют на окружающих. Даже достаточно здравомыслящие люди невольно поддаются взвинченным интонациям таких личностей. Что же касается эмоционально незрелых индивидов, особенно подростков и молодежи, а также утративших былую самостоятельность людей преклонного возраста, то они особенно внушаемы и податливы. Высказывания и поступки эмоционально неустойчивых лиц создают атмосферу истерической нервозности или панического страха.

Те импульсивные реакции, которые человек обычно подавляет, выходят из-под контроля, особенно, когда ему кажется, что все реагируют подобным образом. А дальше - как цепная реакция, чем больше людей поддаются эмоциональному влиянию отдельных неустойчивых личностей, тем больше других вовлекаются в этот коллективный психоз. Остановить заряженную иррациональными эмоциями толпу прямым противодействием - совершенно бессмысленное дело [11].

Возникновению паники способствуют определѐнные факторы. Условно их можно разделить на 3 группы: физиологические, психологические, социальные.

К физиологическим относятся факторы, снижающие способность организма физически выдержать значительные нервные нагрузки: физическая усталость, голод, бессонница, болезнь, опьянение, возрастная физическая слабость и др. Физически слабый и усталый человек хуже ориентируется в обстановке, легче поддаѐтся влиянию отрицательных факторов, у него снижаются зрение, слух, появляются раздражительность и апатия.

К психологическим факторам относятся: привычки, темперамент и характер человека, тип и состояние нервной системы, воспитание, волевые качества, выдержка. Немаловажное значение имеют наличие или отсутствие опыта поведения в подобной обстановке. Излишняя возбудимость и впечатлительность, предшествующие психические потрясения, обострѐнное внимание в условиях пониженной видимости (ночь, туман, дым и т.п.), отсутствие веры в успех проводимых спасательных работ, чувство бессилия перед неотвратимой опасностью и т.д. - всѐ это отрицательно влияет на психику человека.

Среди социальных факторов можно назвать разобщѐнность людей, чувство так называемой "социальной изоляции" (отрыв от коллектива), ослабление руководства людьми, отсутствие организованности, порядка, общих интересов и задач, снижение чувства долга и ответственности, утрата доверия к руководителю, недостаток времени, угроза опасности близким людям, непривычная среда (нахождение среди чужих людей, на незнакомой местности) и т. п. Особое место в группе этих факторов занимают неопределѐнность и неясность обстановки из-за недостатка или избытка информации, и еѐ противоречивости. Отсутствие полной и достоверной официальной информации незамедлительно восполняется слухами, кривотолками, рассказами "очевидцев" и т. п., что способствует нарастанию общих негативных эмоций.

Первоначальная реакция страха и эмоционального потрясения обычно сопровождается возбужденными движениями, громкими разговорами и сильной внушаемостью. При этом есть основания считать пугающие слухи причиной панического настроения [16]. Приемы противодействия слухам.

Слухи воздействуют на ум и чувства людей. Их распространители всегда имеют какую-то цель.

Слухи рождают различные эмоциональные реакции, и в зависимости от этого их можно подразделить на:

- слухи - желания; - слухи - пугала; - слухи агрессивные.

Руководитель, распознав тип слуха, может определить эмоциональное состояние людей и принять меры для прекращения циркуляции искаженной информации.

Слух лучше всего устранять не прямым опровержением, а альтернативными и объективными фактами. Особенно важно блокировать разобщающие агрессивные слухи, которые нарушают нормальную согласованную деятельность коллектива, вселяют недоверие к руководителям коллектива.

При отсутствии необходимой информации в острых ситуациях групповая попытка объяснить проблему может вызвать неуверенность, тревогу и панику. Если на этом этапе руководитель не развеет страх решительными действиями и не даст коллективу сведения по волнующей его проблеме, то тревога (страх) будет нарастать, превращаться в панику, которая может привести к стихийному бегству. Для выявления подобного настроения руководитель должен выяснить его причину и быстро использовать самые действенные средства по преодолении опасной ситуации.

Источниками паники могут быть как отдельные трусливые и слабовольные индивиды, так и эмоционально неустойчивые микрогруппы.

Паника может возникнуть медленно за счет постепенного снижения эмоциональной устойчивости людей, но может появиться внезапно, неожиданно, и тогда коллектив объятый паническим страхом, превращается в неорганизованную толпу, которая способна к какому-либо активному действию

Методы предупреждения и пресечения паники.

Главное оружие против возникновения подобных явлений это постоянная подготовка к действиям в сложных условиях районов бедствий, формирование психической устойчивости, умения переносить значительные эмоциональные и физические нагрузки проявлять в тяжѐлые и критические моменты необходимую волевую закалку, мобилизуя еѐ на решение внезапно возникающих задач. В этом отношении особое место занимает развитие и укрепление таких волевых качеств, как решительности - умения избавляться от сомнения и внутренних колебаний, стойкости - способности противостоять возникающим трудностям, дисциплинированности - сознательному подчинению своих действий установленным правилам и требованиям, самообладания - искусства полностью контролировать свои эмоции и поступки, мужества - качества, позволяющего целесообразно в короткие сроки направить все свои силы на достижение цели и готовности пойти в случае необходимости на самопожертвование.

Чувство страха - человечно. Все люди испытывают чувство страха, но некоторые умеют это скрывать, в результате чего даже возможно возникновение различных заболеваний. Состояние человека, испытывающего чувство страха, беспокойства, стресса, стало восприниматься почти как нормальное явление. В современном обществе, где от человека ждут уверенности в себе, инициативы, настойчивости и красноречия, робость (страх) расценивается как признак слабости и неуверенности, даже болезни.

Известно, что страх может подгонять и возбуждать большое напряжение сил, однако, если страх переходит в стресс, то результаты работы могут быть сведены к нулю. Между деятельностью и страхом, в целом, существует следующее взаимодействие:

-         только при предельно четких и ясных заданиях страх может способствовать полезной деятельности;

-         интеллигентность и высокий профессионализм содействуют преодолению страха;

-         решающим является умение избежать, смягчить непосредственный повод, толчок к возбуждению, чувству опасности страха.

Как же готовить людей к чрезвычайным ситуациям? Это, прежде всего, говорить людям правду о возможной опасности, не позволять обманывать и утешать самих себя, "что все как-нибудь обойдется", принимать заранее необходимые меры.

Около 5 - 10 % пораженных во время катастрофы, становятся жертвами легкой степени болезненного чувства страха (БЧС), тяжелая степень БЧС встречается у 5 % пораженных. Поэтому борьба с БЧС и психическими срывами не последнее дело в ряду мер по защите населения от чрезвычайных ситуаций.

Руководитель, взявший на себя ответственность за действия группы людей в сложной ситуации, должен в первую очередь обратить внимание на условия, способствующие возникновению паники, и на приметы ее приближения:

-         непосредственное ощущение имеющейся или наступающей опасности, представляющей угрозу для жизни;

-         взаимное возбуждение в результате распространения слухов;

-         опасение людей, что запасные выходы закрыты или в ближайшее время будут закрыты (синдром "бутылочного горлышка"), и шансов к спасению нет;

-         отсутствие сообщений о возможных путях спасения;

-         недостаток доверия к персоналу, обеспечивающему порядок и безопасность [11].

Поскольку формы проявления чрезвычайных ситуаций, как причины паники, весьма разнообразны, а течение их и исход непредсказуемы, то и мероприятия по предотвращению паники могут носить только общий характер, а именно:

-         обучение руководящего состава к действиям в условиях паники и стрессов;

-         анализ причин возникновения паники, ее признаки должны стать частью любого курса обучения руководителей;

-         профилактические мероприятия по предотвращению паники следует отрабатывать хотя бы на теоретических занятиях (учения, деловые игры, тренажи, разборы конкретных случаев);

-         руководящие кадры должны сами проходить психологическую подготовку, тренировать свою устойчивость к стрессам.

Единого рецепта пресечения паники нет.

Пример. В 1980 г. в Национальном театре г. Осло во время вечернего спектакля возник пожар, хотя зал был переполнен, пострадавших не было. Панику удалось предотвратить благодаря тому, что одна из актрис вышла на сцену, и спокойным голосом сообщила зрителям о возникшем пожаре и попросила их организованно покинуть зал. Она оставалась стоять на сцене до тех пор, пока не вышли все зрители. Действия актрисы были правильными:

-         своевременное предупреждение о серьезной опасно-

сти;

-         спокойный призыв к организованному выходу из опасной зоны;

-         личный пример выдержки.

Для предотвращения паники важно прервать возбужденное состояние и успокоить людей, или, наоборот, вывести из состояния оцепенения и активизировать их действия.

Наиболее эффективными являются меры, когда они проводятся в начальной фазе, потому что в этот момент массы легче всего поддаются внушению.

Важно своевременно оповестить людей об опасности, дать точные и конкретные советы и указания, как вести себя в сложившейся ситуации.

Для недопущения паники возможно проведение следующих мероприятий:

1.       Своевременное определение очагов напряжения (поражения);

2.       Спокойное, деловое, постоянное информирование людей, оказавшихся в очаге поражения, без излишней драматизации обстановки;

3.       Четкое управление, постоянный контакт с оперативными и вспомогательными силами;

4.       Простые и понятные указания о действиях, никаких приказов и команд, создание "островков спокойствия";

5.       Разрядка ситуации путем передачи музыки или проведение других отвлекающих маневров и занятий (упаковка вещей для эвакуации, уход за детьми, старыми, больными людьми и т.п.);

6.       Изоляция паникеров и распространителей слухов, противодействие слухам путем непрерывной передачи сообщений об обстановке.

7.       Открытие запасных выходов, управление потоками людей, организация мобильных групп, постановка им конкретных задач;

8.       ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ ОБИХОДА СЛОВ: "паника",

"катастрофа", "опасно для жизни";

9.       Изолирование кричащих, успокоение душевнобольных, нервных;

10.     Отстранение неумелых руководителей;

11.     ОСОБАЯ         ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СИЛЫ (например, выстрел вверх может усилить панику) [14].

Любая паника является неконтролируемым событием, которое быстро распространяется, особенно в начальной фазе, вовлекая все большее количество людей. Главное внимание должно уделяться мероприятиям по предупреждению паники. Однако если она все же возникла, ее следует подавлять в самом зародыше, применяя в случае необходимости и жесткие меры. Большое значение в этой ситуации приобретают способности того лица, которое взяло на себя руководство действиями.

Какая - либо целенаправленная подготовка к предотвращению паники практически невозможна, т.к. место и время ее возникновения непредсказуемы. Важно, чтобы всегда были морально подготовленные ответственные лица, которые могли бы распознать индивидуальную панику, предотвратили бы ее распространение в массовом масштабе, т.е. в самом начале. Следовательно, необходим, в крайнем случае, хотя бы один человек с устойчивой психикой, кто бы не поддался панике, и остановил первых побежавших. Гарантированное прекращение паники возможно только энергичными мерами остановки бегущих людей. Вместе с тем следует учитывать и то, что массовая паника обычно имеет место редко и носит непродолжительный характер.

Одним из лучших средств борьбы с паническими настроениями являются:

-         достоверная, убедительная и достаточно полная информация населения о случившемся;

-         напоминание о правилах поведения;

-         периодическое информирование о предпринимаемых действиях [14].

Чтобы предупредить панику, надо с самого начала чрезвычайной ситуации рассказать людям всю правду о том, что случилось. Информация должна периодически повторяться и наращиваться. Необходимо не только рассказывать о ходе спасательных работ и давать разъяснения, а обязательно обращаться к людям с просьбами, вовлекать их в общее дело ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Каждый человек должен чувствовать себя причастным к таким событиям.

Поэтому в Федеральном Законе РФ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в ст. 6 говорится:"Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в этой области является гласной и открытой".

И далее, в подтверждение этого положения, в ст. 18 сказано, что граждане России должны быть информированы о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны [17].

Что делать если паника все же возникла?

Ее следует немедленно и решительно пресечь. И желательно, как можно раньше, когда она носит поверхностный характер, еще не охватила большие массы и быстро поддается ликвидации.

Для пресечения паники следует:

-         отвлечь внимание людей от источника страха или возбудителя паники, хотя бы на непродолжительное время;

-         дать возможность людям хоть на мгновение очнуться от страха;

-         руководителю взять управление толпой на себя;

-         указания руководителя должны быть властными и громкими;

-         надо незамедлительно всех вовлечь в борьбу с опасностью;

-         постараться переключить внимание людей с действий "лидера" паникеров на человека, трезво мыслящего, обладающего хладнокровием.

Обычно, когда проходит первое чувство страха, у большинства людей в такой ситуации наблюдается повышенная активность, стремление как бы загладить свою вину. Это и следует использовать для привлечения всех к спасательным работам, поручив каждому конкретный участок.

Как быть, если паника все же охватила значительное количество людей?

В таких случаях большое количество людей необходимо разделить на более мелкие группы, с каждой из которых справиться будет значительно легче.

Следующее важное обстоятельство - это постоянное общение руководителей всех уровней местной администрации, депутатов и других известных и уважаемых людей с населением района, где произошла чрезвычайная ситуация.

Надежными средствами устранения паники являются решительные действия по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, создание в коллективе делового воодушевления или отвлечения внимания коллектива от источника страха физической работой и т.п. Важно вселить уверенность, в надежность технических средств, веру в руководителей, в их способности руководить.

Беседы с людьми, разъяснение обстановки, грамотные распоряжения, поддержание порядка и, наконец, личные примеры мужества руководителей в критических ситуациях оказывают порой решающее влияние на поведение людей, на их активность и стойкость в чрезвычайных ситуациях [22].

Шесть правил самоконтроля.

Стрессы, панические явления - состояния, причиняющие серьезную боль и совершенно изматывающие человека. Психолог Л. Бассет сформулировала правила самоконтроля, которые уже помогли тысячам людей. Вот они:

1.       Научитесь распознавать появление чувства тревоги. Используйте ее физические симптомы как признак того, что вас нечто беспокоит. Не позволяйте им испугать вас.

2.       Попытайтесь понять, что именно вас беспокоит. Может быть, это некий конфликт, в котором вы не хотите принимать участие? Возможно, какие-то навязчивые мысли? Нелепые поступки, которые вы сами от себя ожидаете? Быть может все дело в телевизионной программе, которую вы смотрели прошлым вечером? Пили ли вы на ночь кофе? Что подействовало на вас?

3.       Разрешите себе тревожиться. Попробуйте рассуждать: "Конечно, я беспокоюсь, потому что мне скоро предстоит лететь на самолете" или "Я не хочу портить с кем-либо отношения. Совершенно естественно, что я тревожусь, это нормально".

4.       Пытайтесь успокоить себя на протяжении всего времени, пока тревога владеет вами, и она пройдет. Разговаривайте сами с собой: "Это всего лишь тревога. Она пройдет. Я не теряю контроль над собой. Я могу заниматься своими делами, даже если чувствую себя не в своей тарелке. Это не причинит мне вреда". Такой внутренний монолог поможет вам побыстрее успокоить вашу нервную систему и легче перенести приступ тревожности.

5.       Займите себя чем-нибудь. Это частично отвлечет вас от вами же вызванного возбуждения. Не сидите на одном месте. Пройдитесь. Побегайте. Полейте цветы. Делайте чтото активное, направьте на это часть своей энергии. Это поможет вам справиться с тревогой.

6.       Попробуйте с юмором отнестись к себе в этой ситуации. Можно чувствовать себя ужасно, но постарайтесь хотя бы хорошо выглядеть. Никто ничего не заметит. Не усиливайте свои симптомы.

Просто посмейтесь немного над собой, ведь ничего особенного не происходит.

Будьте терпеливы. Для того чтобы избавиться от панических приступов, потребуется немало времени и сострадания к самому себе.

Когда вы поймете причину возникновения тревоги и у вас появятся достаточные навыки общения с нею, попробуйте минимизировать тревогу, как по интенсивности, так и по продолжительности. В конце концов, вы научитесь ее предотвращать.

Это ведь здорово, не так ли!

Для того чтобы справиться с тревогой, необходимо противостоять ей, используя обретенные вами навыки. Если вы не позволите тревоге пугать себя, то увидите, она не причинит вам вреда.

Только не следует спешить. Вы сами себе и поддержка и опора. Вы и только вы можете вылечить себя. Какое мощное чувство уверенности вам это придаст [31].

 

2. Оказания экстренной психологической помощи.

 

 Ответственность за организацию и оказание помощи людям, попавшим в чрезвычайную ситуацию, несет на себе государство, создавая специальные службы: спасательные, пожарные, медицинские и пр. Крайне важно, чтобы сотрудники данных подразделений представляли себе, как должна быть организована работа по оказанию профессиональной помощи на месте чрезвычайной ситуации.

Экстренная психологическая помощь - это система краткосрочных мероприятий, направленная на оказание помощи одному человеку, группе людей или большому числу пострадавших после кризисного или чрезвычайного события, в целях регуляции актуального психологического, психофизиологического состояния и негативных эмоциональных переживаний, связанных с кризисным или чрезвычайным событием, при помощи профессиональных методов, которые соответствуют требованиям ситуации. Экстренная психологическая помощь может быть оказана одному человеку после критического события (изнасилование, грабеж, посягательство на жизнь и здоровье, дорожно-транспортное происшествие и т.д.), группе людей (семья, профессиональный коллектив, группа незнакомых ранее людей), а также большому числу пострадавших в результате крупной аварии, катастрофы, стихийного бедствия.

Оказание экстренной психологической помощи имеет своей целью поддержание психического и психофизиологического самочувствия и работу с вновь возникшими (в результате кризисной ситуации) негативными эмоциональными переживаниями (например, страх, чувство вины, гнев, беспомощность и т.д.). Достижение этой цели определяет значительное снижение вероятности возникновения различных отсроченных последствий у пострадавших (психосоматические проблемы, посттравматическое стрессовое расстройство и др.) Необходимо отметить, что экстренная психологическая помощь не оказывается людям в психотическом состоянии, признаками которых являются бред и галлюцинации. Галлюцинации представляют собой мнимое восприятие, не имеющее в качестве источника внешний предмет, а так же ложное сенсорное впечатление. Галлюцинации бывают: зрительные, акустические, вестибулярные, вкусовые, обонятельные. Бред - болезненное состояние психики человека, сопровождающееся фантастическими образами, видениями, искаженное восприятие действительности, расстройство мышления.

Основные задачи, на выполнение которых направлена деятельность при оказании данного вида помощи, можно сформулировать следующим образом: Поддержание на оптимальном уровне психологического и психофизиологического состояния человека, оказание помощи при острых стрессовых реакциях. Предупреждение отсроченных неблагоприятных реакций, в том числе и путем избавлен



2020-03-17 440 Обсуждений (0)
Реакции людей на психотравмирующие факторы чрезвычайных ситуаций. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Реакции людей на психотравмирующие факторы чрезвычайных ситуаций.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (440)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)