Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Диалектика, эмпиризм и логика в идеалах современного общества



2020-03-19 183 Обсуждений (0)
Диалектика, эмпиризм и логика в идеалах современного общества 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Анализ основных принципов взаимосвязи и развития понятий - необходимое условие успешного исследования форм мышления, становления и развития понятий, ибо понятия функционируют как формы отражения, диалектические формы мышления в системе взаимосвязей, в отношениях друг к другу.

Понятия как формы мышления помогают закрепить, выразить общие отношения, непосредственно не доступные органам чувств, но в то же время раскрываемые ими через проявление этих сущностных отношений во внешних формах. Действия человека позволяют в многообразных свойствах предметов, их связях выделить и зафиксировать с помощью языка, слов общие и важнейшие свойства и отношения, образовать на их основе абстрактные объекты, понятия. В логическом мышлении понятия становятся основными формами выявления внутренних отношений, сущности, законов в исследуемой области действительности. В различных определениях понятий отмечается ведущая роль понятий как форм нашего мышления. В них обобщаются, концентрируются итоги познания. Понятия функционируют в системе суждений, умозаключений, гипотез, законов и теорий.

Научные понятия как формы отражения возникли в результате длительного пути эволюции познания, связанного с развитием абстракций. Такая функция языка, как закрепление результатов абстрагирующей мысли, создание условий, обеспечивающих преемственность и поступательность развития познания в исторической смене поколений людей, обусловила возникновение необходимых предпосылок для развития понятий как форм мышления человека на всех уровнях его абстрагирующей деятельности. Благодаря языку, человеческие восприятия получили возможность перерасти в логические понятия различной степени общности.

Теория понятий, раскрывающая природу, содержание взаимосвязей и развитие понятий, сложилась тогда, когда познание перешло к выявлению внутренних связей и процессов развития действительности. Проблема анализа содержания понятий в зависимости от их отношений друг к другу, от форм их связей заняла ведущее место в философии Сократа, Платона, софистов, Аристотеля. Если в мифологии обобщенное отражение действительности дается в чувственно представляемых образах одушевленных мифических существ, сил, то уже в ранних древнегреческих философских построениях общее связывается с внутренней основой самих вещей. Здесь обобщение достигается не путем создания чувств венного представления, а выделением такой определености, которая объединяет вещи, объединяет связи между ними. «Нус», «логос» и другие понятия древнегреческие мыслители, так или иначе, но связывали с субстанцией как основой существования закономерной связи вещей, ответственной за необходимый характер отношения, за логику вещей. Анализ понятий как форм мышления показывает, что они представляют собой не некие застывшие, а внутренне связанные между собой и с содержанием формы, которые изменяются вместе с развитием познания.

Таким образом, на этом этапе формирования философских учений эмпирическое содержание понятий вся более приобретает логический аспект, формируются новые логические понятия, системы. Становление логических фигур и понятий - длительный процесс, основывающийся на обобщении практики. Постоянное повторение в деятельности человека определенных форм процессов закреплялось в его сознании в виде логических фигур, отношений понятий.

Анализ становления логического свидетельствует о том, что понятия как логические формы получают свое развитие только через установление их отношений к общему, которое человек выявляет в практическом освоении мира. Фиксированная в языке вещь «как предмет опыта» не раскрывает своей сущности до тех пор, пока она не будет понята в системе взаимоотношений с другими вещами, в аспекте своего отношения к господствующей в них связи, к закону, которому подчиняются эти вещи.

Теоретическое обобщение в понятиях и соответственно определение понятий невозможно без анализа данных связей. На уровне эмпирически установленных связей характеристика содержания понятия (атрибутов, предметов, отношений и т.д., охватываемых им), хотя и требует выделения и анализа определенных связей, свойств, остается еще в границах чувственно воспринимаемых отношений. Представление о единстве и всеобщей основе явлений, процессов и их отношений между собой - необходимое условие не только для формирования логического содержания понятия, но и их логической экспликации.

Относительная устойчивость понятия в теории проявляется в том, что одно и то же понятие может играть различную роль в теориях, обнаруживая разные грани. Синтезируя в себе такие грани, обнаруживаемые в различных областях научного знания (теориях), понятия расширяют, обогащают свое содержание. Процесс развития содержания понятий предполагает наличие в них «базового» содержания, своего рода инварианта, который как устойчивая основа сохраняется при этих превращениях. В отношении к другим понятиям каждое понятие раскрывает собственное содержание. Содержание понятия на том или ином этапе развития познания, в системе той или иной теории может существенно изменяться. Следовательно, содержание каждого понятия необходимо связывать, соразмерять с определенной эпохой, с уровнем знания, теорией, в системе которых оно действует. Устойчивый компонент понятия (его инвариант) может оставаться относительно неизменным. Это можно видеть на примере понятия материи, которое всегда так или иначе в материалистических учениях связывалось с субстанцией как внутренней основой явлений, обусловливающей их единство.

Понятия как логические формы отражения действительности имеют существенное значение для понимания развития нашего познания именно потому, что в них, с одной стороны, концентрируются (аккумулируются) знания, а с другой стороны, они выступают орудиями их дальнейшего развития. Как важнейшие формы отражения, понятия функционируют в системе других логических форм познания (суждений, умозаключений, гипотез, теорий) и вместе с тем являются базой для образования новых понятий, для формирования новых идей теорий.

В системе своих связей понятия не только отражают существенные стороны предметов, явлений, но и формы их отношений, закономерности существования и развития действительности. При этом на уровне чувственного и логического познания функции понятия имеют свои особенности в раскрытии и отражении действительности. Процесс развития содержания понятий, на наш взгляд, нельзя противопоставлять конструированию с помощью понятий логических схем, которое осуществляется для выявления адекватных отношений в исследуемой области действительности. Понятия в таком понимании предстают в виде идеальных объектов, замещающих предметы, свойства, отношения, вовлеченные в практику; при этом они играют в теоретических построениях подчиненную роль и выступают как элементы, которыми можно придать новые признаки без учета их предшествующего содержания.

Формирование понятий, их содержание связаны не только с чувственным отражением как источником наших знаний (в том числе и на уровне логического познания), но и с практикой как основой познания явлений объективной реальности. Понятие практики охватывает все формы чувственно-предметной деятельности человека, связанной с изменением, преобразованием предметов, явлений, процессов природы и социальной реальности. Анализ социальной сущности практической деятельности человека позволяет раскрыть глубинные отношения взаимосвязи познания и объективной действительности, сущность субъектно-объектных отношений в процессе познания и преобразования действительности. Выяснение этих отношений помогает глубже выявить творческую роль субъекта в познании, сущность его теоретической деятельности, связи последней с материально-практической деятельностью.

 



2020-03-19 183 Обсуждений (0)
Диалектика, эмпиризм и логика в идеалах современного общества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Диалектика, эмпиризм и логика в идеалах современного общества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (183)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)