Проверка эффективности предлагаемой методики экспериментальным путем
Проведение любых исследований, в том числе и в области физического воспитания и спорта, связано с определенными измерениями. В большинстве случаев в процессе исследований решаются задачи по выявлению эффективности той или иной методики обучения и тренировки с применением определенных средств, приемов и способов организации занятий. Эти задачи обычно решаются путем проведения сравнительного педагогического эксперимента с выделением экспериментальных и контрольных групп. В подобных случаях в результате исследования необходимо ответить на вопрос: оказалась ли применяемая экспериментальная методика эффективной? С этой целью мы должны рассчитать достоверность различий между полученными в итоге проведения сравнительного педагогического эксперимента результатами экспериментальной и контрольной групп. В педагогических исследованиях различия считаются достоверными при 5% -ном уровне значимости, при утверждении того или иного положения допускается ошибка не более чем в 5 случаях из 100. Определим достоверность различий по t-критерию Стьюдента. С этой целью нами проводился сравнительный педагогический эксперимент, где одна группа (экспериментальная), состоящая из 10 учащихся, занималась по предложенной экспериментальной методике, а другая (контрольная), состоящая так же из 10 учащихся, занималась по традиционной, общепринятой методике (Приложение 1). Рабочая гипотеза заключалась в том, что предлагаемая методика окажется более эффективной. Итогом эксперимента являются контрольные нормативы по общей и специальной физической подготовке учащихся СДЮШОР по хоккею с мячом (Приложение 2 и 3), по результатам которых необходимо рассчитать достоверность различий и проверить правильность выдвинутой гипотезы. Перед началом эксперимента определим достоверность различий контрольной и экспериментальной групп, для чего необходимо сделать несколько вычислительных действий: 1. Вычислим среднее арифметическое величины для каждой группы в отдельности по следующей формуле:
где - значение отдельного измерения; n - общее число измерений в группе. . Далее вычислим стандартное отклонение в группах по формуле:
где Хi max - наибольший показатель; Хi min - наименьший показатель; К - табличный коэффициент. . Вычислим стандартную ошибку среднего арифметического значения (m) по формуле:
4. Вычислим среднюю ошибку разности по формуле:
5. По специальной таблице определим достоверность различий. Если окажется, что полученное в эксперименте t больше граничного значения (t0,05), то различия между средними арифметическими двух групп считаются достоверными при 50% -ном уровне значимости, и наоборот, в случае когда полученное t меньше граничного значения t0,05, считается, что различия недостоверны и разница в средне арифметических показателях групп имеет случайный характер. Определим граничное значение при 5% -ном уровне значимости (t0,05). Для этого вычислим число степеней свободы f=10+10-2=18. Далее найдем по специальной таблице граничное значение t0,05 при f=18. В нашем случае табличное значение t0,05 = 2,10, сравним его с вычисленным t, которое равно 0,39, т.е. меньше граничного значения (2,10). Следовательно, различия между средними арифметическими значениями контрольной и экспериментальной групп, до проведения эксперимента, считаются недостоверными, а значит, можно приступать к проведению педагогического эксперимента (см. таблицу 1). После проведенного эксперимента и получения контрольных нормативов нам необходимо определить является ли примененная экспериментальная методика эффективней традиционной. Произведем расчеты, по тем же формулам, по которым мы проверяли достоверность средних арифметических значений и полученные данные занесем в таблицу 2. Как мы видим из таблицы значение t-критерия Стьюдента равно 1,07. Сравним его с табличным значением t0,05 = 2,10. Полученное нами значение t = 1,07 меньше табличного t0,05 = 2,10, а следовательно различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются недостоверными, а значит, недостаточно оснований для того, чтобы говорить о том, что наша методика оказалась эффективнее традиционной. Соотношение сравнительных показателей контрольной и экспериментальной групп можно увидеть на диаграмме (Приложение 4). Выводы
1. Выносливость хоккеиста - это способность эффективно выполнять игровую и тренировочную деятельность без утомления и противостоять ему, когда оно может возникнуть. Выносливость является таким физическим качеством, уровень развития которого зависит от функциональных возможностей многих органов и систем организма хоккеиста. К основным из них относятся: центральная нервная система, сердечно-сосудистая, дыхательная, эндокринная, терморегуляционная и нервно-мышечная системы. Проявление выносливости зависит от уровня развития других двигательных качеств, технического и тактического мастерства, волевых способностей хоккеиста, его психологической устойчивости и устойчивости организма к неблагоприятным сдвигам внутренней среды. . Рассматривая, различные методики развития специальной выносливости юных хоккеистов мы установили, что воздействие тренировочных упражнений на организм спортсмена зависит от комплексного влияния основных компонентов физической нагрузки: интенсивности и продолжительности упражнения, количества повторений, величины интервалов отдыха и его характера. Интенсивность выполнения упражнения непосредственно связана с особенностями энергообеспечения. Продолжительность упражнения взаимосвязана с интенсивностью его выполнения. Продолжительность интервалов отдыха - один из факторов, определяющих величину и характер ответных реакций организма на нагрузку при повторной работе. И это связано с тем, что восстановление работоспособности организма во время отдыха носит фазовый характер. . При разработке экспериментальной методики мы помнили, что подготовка юных хоккеистов - сложный, многогранный и длительный процесс. Некоторые вопросы, связанные с подготовкой юных хоккеистов, до сих пор не изучены или изучены не в полной мере, и требуют экспериментальных исследований, хотя дать рекомендации на все случаи не представляется возможным. С целью выявления новых путей развития специальной выносливости старших юношей в хоккее с мячом нами была разработана экспериментальная методика. К сожалению предложенная нами методика оказалась не столь эффективной, как нам хотелось бы. Причину этому мы видим в том, что в следствие анатомо-физиологических и возрастных особенностей у юношей в возрасте 15 - 17 лет. Список использованной литературы
1. Букатин А.Ю., Колузганов В.М. Юный хоккеист: Пособие для тренеров. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 208 с., ил. 2. Введение в теорию физической культуры / Под ред. Л.П. Матвеева. - М.: Физкультура и спорт, 1983 . Вопросы организационно-методического и медико-биологического обоснований физического воспитания и спортивной тренировки: Межвузовский сборник / Отв. ред.О.Н. Московченко; КрПИ. - Красноярск, 1986. - 127 с. . Горский Л. Тренировка хоккеистов. - М.: Физкультура и спорт, 1981 - 224 с., ил. . Жариков Е.С., Шигаев А.С. Психология управления в хоккее. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 183 с., ил. . Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. Учебное пособие. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 264 с. . Костка В. Современный хоккей. - М.: Физкультура и спорт, 1976 - 156. . Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. - М.: 4-й филиал Воениздата, 2001 . Настольная книга учителя физической культуры. Справочно-методическое пособие / Сост.В.И. Мишин, - М.: ООО "Издательство АСТ": ООО "Издательство Астрель", 2003. - 526 с. (Настольная книга). . Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать. - М.: ООО "Издательство Астраль"; ООО "Издательство АСТ", 2003. - 863, с ил. . Озолин Н.Г. Спортсменам о спортивной тренировке. - М.: Физкультура и спорт, 1962 - 78 с. . Основы математической статистики. Учебное пособие. /Под ред.В.С. Иванова. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 176 с., ил. . Панин И.Н. Русский хоккей с мячом. Учебно-методическое пособие. Издательство "Советский спорт", 2005. - 108 с, ил. . Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт. 1986. - 236с., ил. . Платонов В.Н. Современная спортивная подготовка. - Киев: "Здоровье", 1980. - 336с. . Савин В.П. Хоккей. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 112. . Соловьев В.Е., Ватутин В.А. Хоккей с мячом. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 111 с., ил. . Спортивные и подвижные игры. Учебник для физ. Техникумов. / Под ред. Ю.И. Портных. М.: Физкультура и спорт, 1977 - 382 с., ил. . Тер-Ованесян А.А. Педагогические основы физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1978 . Филин В.П. Нормирование тренировочных нагрузок. - М.: Физкультура и спорт, 1964 - 280с. . Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1980 - 255с, ил. . Формирование физических и нравственных качеств в процессе физического воспитания школьников: Межвузовский сборник научных трудов / Отв. ред.Л.М. Фомин; КГПИ. - Красноярск, 1988. - 140 с. . Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 480с. Приложения
Приложение 1
Списки контрольной и экспериментальной групп.
Приложение 2.
Контрольные нормативы по общей физической подготовке вне льда
Приложение 3
Контрольные нормативы по специальной физической подготовке на льду
Приложение 4
Диаграмма сравнения количества баллов контрольной и экспериментальной групп во время сдачи контрольных нормативов до и после эксперимента.
Приложение 5
Годичный цикл тренировочных занятий делится на 3 периода: Подготовительный (июнь, июль, август, сентябрь); - Соревновательный (октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март); Переходный (апрель, май). ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД Подготовительный период (период фундаментальной подготовки) охватывает отрезок времени от начала занятий до первой календарной игры. Тренировочному процессу в этот период всегда следует уделять большое внимание. Увеличивать его продолжительность нужно за счет проведения тренировочной работы в спортивном лагере в летний период. Задачи подготовительного периода: Приобретение и дальнейшее улучшение общей физической подготовленности с помощью разнообразных средств из различных видов спорта (подвижные и спортивные игры, легкая атлетика, гимнастика и т.д.); - Дальнейшее развитие выносливости, быстроты, силы, скоростно - силовых качеств, ловкости, гибкости, высокий уровень которых способствует лучшему освоению технических и тактических приемов игры.; Изучение техники и тактики игры, совершенствование ранее изученных действий;. Дальнейшее совершенствование морально - волевых качеств, приобретение новых теоретических знаний. Подготовительный период подразделяется на 2 этапа: обще - подготовительный и специально - подготовительный. Первый из них должен быть продолжительнее, чем второй, особенно у хоккеистов младшего возраста. На первом этапе средства общей подготовки преобладают над специальными. Общая тенденция динамики тренировочных нагрузок характеризуется постепенным увеличением их объема и интенсивности с преимущественным ростом объема. В ходе специально - подготовительного этапа соотношение общих и специальных средств подготовки изменяется до соотношения 30: 70%, а основными средствами подготовки служат специальные упражнения на земле и на льду. Постепенно повышается доля тренировочных и товарищеских игр. Проводимые в этом периоде игры играют вспомогательную роль и не должны подменять учебно - тренировочную работу. Тренировочные нагрузки на специально - подготовительном этапе продолжают возрастать, но не по всем параметрам. Повышается, прежде всего, абсолютная интенсивность специально - подготовительных упражнений и соревновательных игр. По мере роста интенсивности, общий объем нагрузок стабилизируется, а затем начинает уменьшаться. Снижение объема нагрузок происходит вначале за счет обще - подготовительных упражнений. На этом фоне продолжает возрастать объем специально подготовительных упражнений. Затем стабилизируется и частично сокращается и этот компонент общего объема нагрузок. В период тренировки в спортивном лагере, когда проводятся двух - трехразовые тренировки в день, большое значение имеет распределение направленности нагрузок. Основное занятие (одно в день), если они не направлены на развитие выносливости, должны проводиться на фоне восстановленной и повышенной работоспособности. Дополнительные занятия могут проходить на фоне неполного восстановления работоспособности. Тренировочная нагрузка должна носить волнообразный характер: в тренировочном дне (утром - малая, днем - большая, вечером - средняя); в тренировочной неделе - две волны (каждая из одного - трех дней со средней нагрузкой, одного-двух дней с большой нагрузкой и одного с малой нагрузкой). При планировании занятий в недельном цикле следует через 2-3 тренировочных дня включать день отдыха. В проведении недельных циклов (микроциклов), после двух недель с более высокой общей нагрузкой следует одна неделя с облегченной или уменьшенной нагрузкой. В результате занятий в подготовительном периоде, перед началом календарных игр, должен быть достигнут, уровень подготовленности более высокий, чем в предыдущем году. СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД Соревновательный период включает в себя отрезок времени от первой до последней игры календарных соревнований. Главная его задача - достижение высоких и стабильных результатов. Задачи соревновательного периода: дальнейшее повышение общей и специальной физической подготовленности. - изучение, закрепление и совершенствование техники. овладение различными тактическими вариантами ведения игры и приобретение игрового опыта. совершенствование моральной и волевой подготовки. Важнейшим средством и методом всей подготовки являются игры и игровые упражнения, выполняемые в условиях, приближенных к игре. Однако в отдельные дни недели соревновательного периода нужно включать также дополнительные тренировочные занятия, направленные на поддержание общей выносливости. В группах старшего возраста, при увеличении продолжительности соревновательного периода, необходимо в большей степени расширять объем подготовки. Путем включения промежуточных мезоциклов (три-шесть недель), которые в общих чертах повторят структуру подготовительного периода. В психологической подготовке акцентируется внимание на развитие волевых качеств, связанных с непосредственным участием в соревнованиях, на проявление воли к победе, выдержки, смелости и решительности в игровых действиях, на преодоление неуверенности, боязни действовать решительно и активно в наиболее ответственные моменты игры. Теоретическая подготовка в этот период направлена на изучение особенностей соревнований, а также на расширение знаний и умений, способствующих успешному выступлению на соревнованиях. Хоккеисты учатся распознавать команды и наиболее излюбленные приемы игроков команд противника, составлять и анализировать выполнение тактических планов игры, разбирать проведенные игры. ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД Переходный период начинается по окончании соревнований и продолжается до возобновления занятий в новом годичном цикле. Однако он не должен быть более 1,5 - 2 месяцев. Задачи переходного периода: Сохранение уровня общей тренированности на достаточно высоком уровне. Обеспечение активный отдых занимающихся, лечение травм и дальнейшее укрепление здоровья; Устранение недостатков в физической, технической и тактической подготовленности. В переходном периоде постепенно снижается продолжительность и интенсивность занятий, сокращается и практических занятий в неделю. В то же время в этот период тренировочный процесс не должен прерываться; должны быть созданы условия для сохранения определенного уровня тренированности и тем самым гарантируется преемственность между завершающимся и очередным микроциклом тренировки. Это позволит начать новый микроцикл тренировки с более высоких позиций, чем предыдущий. Основное содержание занятий в этом периоде составляет ОФП. При наличии льда, проводится работа по устранению недостатков в технической и тактической подготовленности. Если же спортсмен не получил достаточных нагрузок, недостаточно тренировался в подготовительном периоде, мало выступал в соревнованиях, то тренировка в переходном периоде строится как в подготовительном периоде, т.е. после соревновательного идет сразу подготовительный период следующего макроцикла.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (237)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |