Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ отчетной информации в разрезе операционных сегментов



2020-03-19 214 Обсуждений (0)
Анализ отчетной информации в разрезе операционных сегментов 0.00 из 5.00 0 оценок




Для оценки влияния результатов работы операционных сегментов на общий финансовый результат молочного комбината ОАО «Спасское молоко» следует провести структурный анализ доходов, расходов и прибыли отдельных видов деятельности организации (табл. 5).

 

Таблица 5

Динамика структуры доходов, расходов и финансовых

результатов операционных сегментов организации

Показатель

Удельный вес, %

 

Сливочное масло Кисло- молочная продукция Сухое молоко Заменитель цельного молока Прочие операции Итого

1

2 3 4 5 6 7

Выручка от продаж сегмента, тыс. руб.

Предыдущий год

17,5

38,8 15,6 12,3 15,8 100,0
1

2

3 4 5 6 7
Отчетный год

16,8

39,9 18,8 14,1 10,4 100,0
Изменение (+, -)

-0,7

+1,1 +3,2 +1,8 -5,4 -

Расходы сегмента, тыс. руб.

Предыдущий год

18,2

38,1 15,2 11,9 16,6 100,0
Отчетный год

17,4

39,1 19,1 13,7 10,7 100,0
Изменение (+, -)

-0,8

+1,0 +3,9 +1,8 -5,9 -

Прибыль от продаж сегмента, тыс. руб.

Предыдущий год

15,3

40,8 16,7 13,6 13,6 100,0
Отчетный год

14,8

42,3 17,8 15,2 9,9 100,0
Изменение (+, -)

-0,5

+1,5 +1,1 +1,6 -3,7 -
               

 

Из данных табл. 5 следует, что наибольший удельный вес в общей величине выручки комбината в отчетном году занимает выручка от продажи кисломолочной продукции, т.е. 39,9%, при этом по сравнению с предыдущим периодом он увеличился на 1,1 пункта. Еще более значительным является влияние этого операционного сегмента на финансовый результат, так как доля прибыли от продаж кисломолочной продукции составила 42,3%. Положительным является ее увеличение по сравнению с предыдущим годом на 1,5 пункта. Самая маленькая по сравнению с другими сегментами деятельности комбината ОАО «Спасское молоко» доля влияния на его выручку и финансовый результат от продаж у производства заменителя цельного молока, хотя по сравнению с предыдущим периодом произошло увеличение структурных показателей. Одновременно снижается удельный вес выпуска сливочного масла, что не вызывает снижения общего уровня рентабельности деятельности комбината, так как этот вид продукции является самым затратоемким.

Если в отчетности по каждому операционному сегменту смогли выделить величину активов, обязательств и других показателей, то в дополнение к ранее перечисленным показателям можно рассчитать и проанализировать в динамике следующие:

удельный вес активов сегмента в общей сумме распределенных между сегментами активов;

удельный вес активов сегмента в общей сумме активов организации;

аналогичные показатели по обязательствам, капитальным вложениям, амортизационным отчислениям по основным средствам и нематериальным активам;

оборачиваемость активов сегмента (отношение выручки сегмента к среднегодовой стоимости его активов);

рентабельность активов сегмента (отношение прибыли сегмента к среднегодовой стоимости его активов).

В целом такой анализ позволяет оценить вклад каждого сегмента в общие результаты работы организации, определить эффективность отдельных видов ее деятельности и уровень рисков, что важно и для внутреннего управления, и для внешних пользователей бухгалтерской отчетности (собственников, потенциальных инвесторов и др.).

Анализ отчетной информации по географическим сегментам деятельности организации целесообразно также начинать с оценки обоснованности выделения отчетных географических сегментов.

По данным ОАО «Спасское молоко», исходя из сходства экономических и политических условий регионов, где компания продает свою продукцию, близости операций, сходства рисков можно выделить в качестве географических сегментов следующие: Центрально-Черноземный район; Центральный район; Волго-Вятский район; Северо-Западный район; Европа; страны СНГ.

Прежде всего, необходимо провести количественный расчет показателей для признания выделенных географических сегментов отчетными (табл. 6).

Из данных табл. 6 следует, что количественному критерию 10% не соответствуют два сегмента (Волго-Вятский район и страны Европы). Данные сегменты можно исключить из списка отчетных, так как при этом будет выполняться "правило 75%". Таким образом, отчетными географическими сегментами по рынкам сбыта выпускаемой продукции для ОАО «Спасское молоко» признаны: Центрально-Черноземный район; Центральный район; Северо-Западный район; страны СНГ.


Таблица 6

Расчет количественных критериев для идентификации

отчетных географических сегментов по рынкам сбыта

Географический сегмент

Выручка сегмента от продажи, %

Соответствие 10%-му критерию отбора

  Предыдущий год Отчетный год Предыдущий год Отчетный год
Центрально- Черноземный район 51,2 54,1 + +
Центральный район 11,5 10,3 + +
Волго-Вятский район 5,1 2,8 - -
Северо-Западный район 12,0 11,1 + +
Страны Европы 4,2 3,7 - -
Страны СНГ 16,0 18,0 + +
Итого по выделенным сегментам 100,0 100,0

Набранный итог соответствует 75%-му порогу

 

Так как все активы ОАО «Спасское молоко» расположены в одном географическом регионе, то выделение географических сегментов по местам расположения активов неприемлемо.

Ранее отмечалось, что информация по географическим сегментам чаще всего признается вторичным форматом сегментарной отчетности, где отражается:

величина выручки от внешних покупателей каждого сегмента, выделенного по местам расположения рынков сбыта;

балансовая величина активов и величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы отчетного сегмента, выделенного по местам расположения активов.

В каждом случае анализ сводится к оценке следующих показателей:

динамика названных показателей;

структура выручки или активов (удельных весов показателей сегмента в общей величине выручки от продаж или активов организации в целом, соответственно).

Такой анализ позволяет оценить тенденции изменения в объемах продаж на различных рынках сбыта, вклад каждого сегмента в общие результаты деятельности организации.

В случае, когда информация по географическим сегментам признана в качестве первичного формата сегментарной отчетности, анализ проводится по схеме, описанной ранее по операционным сегментам.

На исследуемом предприятии информация по географическим сегментам деятельности признана вторичным форматом сегментарной отчетности. Географические сегменты выделены по местам расположения рынков сбыта, поэтому целесообразно проанализировать динамику и структуру выручки от продаж продукции (табл. 7).

 

Таблица 7

Анализ выручки от продаж по географическим сегментам

деятельности ОАО «Спасское молоко»

Географический сегмент

Выручка от продажи, тыс. руб.

Доля сегмента в общей сумме выручки, %

Изменения (+, -)

  Предыдущий год Отчетный год Предыдущий год Отчетный год Тыс. руб. %
Центрально- Черноземный район 445 656 706 730 51,2 54,1 +261 074 +2,9
Центральный район 100 098 134 553 11,5 10,3 +34 455 -1,2
Северо-Западный район 104 451 145 004 12,0 11,1 +40 553 -0,9
Страны СНГ 139 267 235 141 16,0 18,0 +95 874 +2,0
Прочие регионы 80 949 84 913 9,3 6,5 +3 964 -2,8
Итого 870 421 1 306 341 100,0 100,0 +435 920 -

 


Данные табл. 7 свидетельствуют о том, что более половины всей выручки комбинат получает от продажи производимой продукции в Центрально-Черноземном районе РФ, что объясняется расположением в этом регионе самого предприятия, а также отраслевой спецификой (приближением рынков сбыта к производственной базе из-за ограниченного срока хранения продукции). При этом доля продаж в Центрально-Черноземном районе в отчетном году по сравнению с предыдущим возросла с 51,2 до 54,1%. Вторым по значимости географическим сегментом является рынок сбыта в странах СНГ (удельный вес выручки в предыдущем году составил 16%, а в отчетном году - уже 18%). На сегменты, не признанные отчетными, приходится менее 10%. Положительным является увеличение выручки от продаж не только в целом по комбинату, но и в разрезе географических сегментов в абсолютном выражении. В то же время из данных табл. 6 было видно, что сократилась доля продаж в страны Европы и на таком сегменте внутреннего рынка, как Волго-Вятский район. Поэтому в дальнейшем необходимо выяснить причины наметившейся отрицательной динамики, а также принять меры по возможному расширению рынков сбыта производимой молочным комбинатом ОАО «Спасское молоко» продукции.


Заключение

 

Многие компании как российские, так и международные производят широкий спектр услуг и товаров или осуществляют деятельность в различных географических регионах с разными условиями роста, уровнями рентабельности и риска. Такую информацию называют информацией по сегментам. Положение по бухгалтерскому учету 12/2010 позволяет более полно реализовать требования достоверности и полноты бухгалтерской отчетности организации, установленные ПБУ 4/99.

Применительно к ПБУ 12/2010, сегмент - это часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях, информация о которой подлежит раскрытию посредством представления установленного перечня показателей в бухгалтерской отчетности.

Организация самостоятельно устанавливает перечень сегментов, информация о которых должна раскрываться в бухгалтерской отчетности. В качестве основы для выделения сегментов используется организационная и управленческая структура организации. Как правило, именно организационная и управленческая структура организации, а также система внутренней отчетности отражают основные источники рисков и получения прибылей.

Сегмент имеет два вида: операционный и географический. Не все операционные и географические сегменты отражаются в бухгалтерской отчетности. Сегменты, информация о которых раскрывается в годовой бухгалтерской отчетности, называются отчетными сегментами. Каждый из определенных операционных или географических сегментов выделяется как отчетный в отдельности.

При определении доходов, расходов, активов и обязательств сегмента в расчет принимаются только те данные, которые непосредственно относятся к отчетному сегменту, либо которые могут быть отнесены к нему путем обоснованного распределения. Активы, используемые совместно в двух и более отчетных сегментах, распределяются между этими сегментами в случае, когда распределяются соответствующие доходы и расходы. Организация должна последовательно применять избранную основу распределения доходов, расходов, активов и обязательств.

Показатели, исчисленные по сегментам, бухгалтер должен отразить в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности. Информация по сегментам может раскрываться в отдельном разделе пояснительной записки. В первую очередь раскрывается первичная информация по сегментам, затем - вторичная.

Сегментарная отчетность может и должна представляться организациями, не только имеющими дочерние и зависимые общества, но и составляющими сводную отчетность. Подобно тому, как результаты финансового учета обобщаются во внешней финансовой отчетности, заключительным этапом управленческого учета является формирование внутренней (сегментарной) отчетности.

В результате обработки информации управленческого учета составляются внутренние (сегментарные) отчеты, которые создаются бухгалтером аналитиком и предъявляются как администрации предприятия, так и менеджерам всех уровней управления. Основной целью составления отчетности является обеспечение необходимой информацией всех заинтересованных внутренних пользователей. Периодичность составления внутренней отчетности, ее точность, подробность и сроки представления индивидуальны для каждого предприятия, зависят от объекта и целей управления.

Цель создания системы сегментарного учета и отчетности в организации - это обеспечение собственников и менеджеров всех уровней управления полной, оперативной и достоверной информацией о деятельности структурных подразделений для анализа и принятия грамотных управленческих решении. Эту информацию не может предоставить система финансового учета. Постановка же сегментарного учета, кроме того, позволяет усовершенствовать существующий в настоящее время на предприятии документооборот, оптимизировать показатели деятельности, как отдельных центров ответственности, так и предприятия в целом.


Список использованной литературы

1. Федеральный закон N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 г. (с изменениями)

2. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.99 №43н (с изменениями)

3. ПБУ 9/99 «Доходы организации», утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 №32н (с изменениями)

.   ПБУ 10/99 «Расходы организации», утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 №33н (с изменениями)

5. ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам», утверждено приказом Минфина РФ от 08.11.2010г. № 11н (с изменениями)

6. Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»

7. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. М.: Омега-Л. 2010 г.

.   Заббарова О.А. Бухгалтерская (финансовая) отчетность организации. М.: ИД ФБК-Пресс, 2010 г.

.   Каморджанова Н. А. Бухгалтерский финансовый учет. СПб.: Питер, 2010 г.

.   Клинов Н.Н. Раскрытие информации в пояснениях к бухгалтерской отчетности. М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2008г.

.   Кондраков Н.П. Бухгалтерский учёт. М.: ИНФРА-М, 2008г.

.   Королева Т.В. Информация по сегментам: практическое применение // Бухгалтерский учет. 2010. N 12.

.   Ложников И. Комментарии к Положению по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" (ПБУ 12/2010) // Консультант бухгалтера. 2011. N 1.

.   Мещеряков В. И. Годовой отчет 2010.М.: «Бератор», 2010г.

15. Пучкова С.И. Бухгалтерская (финансовая) отчетность. М.: ИД ФБК-Пресс, 2009г.

16. Соколов А.А. Учет по сегментам деятельности коммерческой организации: формирование и анализ. М.: Финансы и статистика, 2010.

.   Соколов А.А. Как составить сегментарную отчетность // Учет в производстве. 2011. N 1. С. 68 - 76.

.   Соколов А.А. Обоснование содержания сегментарной отчетности // Аудитор. 2011. N 1. С. 16 - 24.

.   Титова С.Н. Актуальные изменения в подготовке сегментной информации по МСФО // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2010. N 8.

.   Терехова В.А. Международные стандарты бухгалтерского учета в российской практике. М.: «Перспектива», 2010г.

21. Елманова Е.Н. Изменения в заполнении бухгалтерской отчетности за 2010г. // Все для бухгалтера. 2010г.

22. Курганова Е.Н. Формирование бухгалтерской отчетности по сегментам. // Все для бухгалтера. 2009г.

23. Мацкявичене Е. Российский учет и международные стандарты финансовой отчетности. // Бухгалтерский учет. - 2009г.

24. URL: <http://www.accountingreform.ru>.

.   URL: http://www.ey.com.

26. URL: www.minfin.ru.


Приложение

 

Краткая сравнительная характеристика требований к сегментной информации МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты» и ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам»

№ п/п Наименование положения ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам» МСФО (IFRS) «Операционные сегменты»
1 Цель применения стандарта

Предоставления возможности получить информацию для осуществления более качественной оценки рисков и финансовых результатов, перспектив бизнеса и принятия более обособленных решений относительно компании.

2 Сфера применения: а) субъекты, обязанные применять стандарты Коммерческие организации в случае: - наличия дочерних и зависимых обществ; - когда учредительными документами объединений юридических лиц на них возложено составление сводной отчетности Компании, долговые или долевые инструменты которых обращаются на открытом рынке, и компании, которые представили (находятся в процессе представления) финансовую отчетность в целях выпуска их в обращение на открытом рынке
  б) вид отчетности, где должна быть представлена информация Бухгалтерская или сводная бухгалтерская отчетность Отдельная или консолидированная финансовая отчетность. Если формируются оба вида, то сегментная информация требуется только в консолидированной отчетности
3 Вид сегмента: а) операционный / хозяйственный Составной элемент компании по производству определенного товара(работы, услуги) или их однородных групп, подтвержденный рискам и получению прибылей, и прибылей других сегментов Это компонент компании: - осуществляющий хозяйственную деятельность, которая позволяет получить (в том числе в будущем) выручку и предусматривает несение расходов(в том числе операции с другими сегментами этой же компании); - результаты деятельности, которого регулярно анализируются ответственным лицом, принимающим операционные решения; - по которому имеется отдельная финансовая информация
  б) географический Составной элемент компании по производству товаров (работ, услуг) в конкретной экономической среде (географическом регионе), подтвержденный рискам и получению прибыли, отличным от имеющих место в других условиях Отсутствуют
  в) отчетный Это хозяйственный или географический сегмент, для которого в соответствии со стандартом требуется представление информации в бухгалтерской отчетности Это сегмент, который: - был выделен на основании указанных критериев или сформирован в результате объединения нескольких сегментов; - превышает количественные пороговые значения
4 Объединение сегментов в один отчетный Не предполагается Объединение сегментов возможно, если: - это не противоречит основному принципу (цели) IFRS 8; - имеют схожие экономические характеристики; - схожи по указанным в стандарте факторам (характеру продукции, клиентов и т. д.)
5 Пороговые значения для определения отчетного сегмента Сегмент считается отчетным, если значительная величина его выручки получена от продажи внешним покупателям и общая выручка либо финансовый результат, либо активы составляют не менее 10 % от соответствующих показателей всех сегментов. На отчетные сегменты должно приходиться не менее 75% выручки организации Сегмент признается отчетным. Если его общая выручка либо результат, либо активы составляют не менее 10% соответствующих совокупных показателей всех сегментов. Совокупная выручка от продажи внешним клиентам по отчетным сегментам должна составлять не менее 75% от общей выручки компании. Достаточным является выделение 10 сегментов
6 Основа выделения сегментов Организационная и управленческая структура компании, а также риски, которым может быть подвержена ее деятельность Организационная и управленческая структура компании, и система ее внутренней отчетности
7 Раскрытие информации: а) формат представления информации Формат предоставления информации обусловлен преобладающими источниками рисков и прибылей. Выделяется: - первичная информация; - вторичная информация. Отсутствует
  б)состав информации по сегментам В состав информации входят: - показатели по отчетным сегментам, информация которых признана первичной; - показатели по отчетным сегментам, информация которых признана вторичной; - дополнительные сведения об основе ценообразования на межсегментные передачи и существенных изменениях в учетной политике, их причинах, стоимостном выражении последствий В состав информации входят: - общая информация о критериях сегментирования и характере деятельности сегментов; - показатели деятельности каждого сегмента за период; - сверка данных по сегментам с совокупными показателями, причины расхождений; - комментарий к используемым принципам подготовки данных; - информация о компании в целом
8 Порядок формирования информации Положение устанавливает, что: - показатели включают только суммы, непосредственно относящиеся к сегменту либо обоснованно распределенные; - при распределении использовать одну и ту же основу для всех показателей нецелесообразно, выбранная основа должна применяться последовательно; -сумма активов подлежит распределению между сегментами, если распределены относящиеся к ним доходы и расходы. Особенности определения показателей установлены ПБУ 12/2010. Оценка показателей производится в соответствии с общими правилами бухгалтерского учета Сегментарная отчетность формируется на основе информации, предоставляемой ответственному лицу компании (т.е. внутренней отчетности). Оценка показателей может не соответствовать требованиям МСФО
9 Последовательность в выделении сегментов Отчетный сегмент, выделенный в предшествовавшем периоде, должен выделяться и в отчетном периоде независимо от того, удовлетворяет ли установленным критериям Отчетный сегмент, выделенный в предшествовавшем периоде, будет выделяться и в отчетном периоде независимо от удовлетворения количественным критериям, если он не потерял своей значимости. По выделенным сегментам следует пересчитать информацию за предыдущие периоды, за исключением случаев отсутствия таковой либо чрезмерных затрат на ее подготовку

 



2020-03-19 214 Обсуждений (0)
Анализ отчетной информации в разрезе операционных сегментов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ отчетной информации в разрезе операционных сегментов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)