Глава 2. Методики оценки кредитоспособности заемщика.
Рейтинговая оценка. Анализ кредитоспособности предприятия-заемщика включает два основных этапа: Общий анализ кредитоспособности предприятия. Рейтинговая оценка предприятия. На первом этапе составляется агрегированный (укрупненный) баланс предприятия и затем по его показателям ведется расчет системы финансовых коэффициентов. Таблица 1 Агрегированный баланс предприятия-заемщика
Далее рассчитываются следующие коэффициенты: Коэффициент текущей ликвидности (К т. л.); Коэффициент срочной ликвидности (К с. л.); Коэффициент абсолютной ликвидности (К а. л.); Коэффициент автономии (К а.). Коэффициент абсолютной ликвидности равняется отношению величины наиболее ликвидных активов к сумме наиболее срочных обязательств и краткосрочных пассивов. Его оптимальное значение 0,2 - 0,5 показывает, какая часть обязательств может быть погашена без дополнительной мобилизации средств Таблица 2 Коэффициент абсолютной ликвидности
Проанализировав таблицу можно заметить, что по данному коэффициенту наблюдается достаточно большой разброс в значение. Но при этом предприятие всегда могло обеспечить 20% своих обязательств, и даже в конце года при возрастании своей задолженности до 235 тыс. руб. фирма покрывала 70% обязательств. Коэффициент срочной ликвидности, равный отношению ликвидных средств первого и второго класса к задолженности, отражает прогнозируемые платежные возможности предприятия при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами. Оптимальное значение коэффициента считается равным 1, однако, он может быть и ниже, но не должен опускаться ниже 0,5. Таблица 3 Коэффициент срочной ликвидности
Коэффициент срочной ликвидности, как показывает таблица, за весь анализируемый период превышал значение (1). Это показывает, что при привлечении дебиторской задолженности предприятие полностью покрывает свою задолженность. Коэффициент текущий ликвидности – это отношение текущих активов к краткосрочным обязательствам. Показывает платежные возможности предприятия, оцениваемые при условии не только своевременных расчетов с дебиторами и благоприятной реализации готовой продукции, но и продажи в случае нужды прочих элементов материальных оборотных средств. Уровень коэффициента зависит от отрасли производства, длительности производственного цикла, структуры запасов и затрат и ряда других факторов, но нормальным все же считается равное 2. Если его значение ниже 1, то это означает отсутствие способности к выполнению краткосрочных обязательств из текущих активов. Слишком высокое значение (3) также нежелательно т.к. это свидетельствует о неэффективном использовании ресурсов, выражающемся в зависимости оборачиваемости средств, вложенных в производственные запасы и оборотные средства. Таблица 4 Коэффициент текущей ликвидности
Т. е., платежеспособность предприятия находится в хорошем состоянии не опускаясь ниже минимального значения (хотя в конце периода коэффициент резко снизился до 1,25), и не достигая максимального. Коэффициент автономии рассчитывается как доля собственных средств в общем итоге баланса. Нормальное минимальное значение оценивается на уровне 0,5. Это означает, что сумма обязательств предприятия равна сумме собственных средств. Рост коэффициента свидетельствует об увеличении финансовой независимости, снижение риска финансовых затруднений в будущих периодах. Такая тенденция повышает гарантированность предприятием своих обязательств. Таблица 5 Коэффициент автономии
Как видно из таблицы, в течение года происходило постоянное колебание коэффициента в приделах 0,70-0,80, в основном за счет текущей задолженности перед бюджетом. В конце же года наблюдается резкое снижение (до 0,36). Это обусловило резкое возрастание задолженности перед поставщиками. В зависимости от величины этих коэффициентов предприятия, как правило, распределяются на 3 класса кредитоспособности. Для разбивки заемщиков по классам используют следующие коэффициентов (табл. ). Таблица 6 Разбивка заемщиков по классности.
Рейтинговая оценка предприятия-заемщика является обобщающим выводом анализа кредитоспособности. Рейтинг определяется в баллах. Сумма баллов рассчитывается путем умножения классности каждого коэффициента (К а. л. ,К с. л., К т. л., К а.) и его доли (соответственно 30, 20, 30, 20%) в совокупности (100%). К первому классу относятся заемщики с суммой баллов от 100 до 150, ко второму – от 151 до 250 баллов, к третьему – от 251 до 300 баллов. Первоклассным по кредитоспособности заемщикам коммерческие банки могут открывать кредитную линию, выдавать в разовом порядке бланковые (без обеспечения) ссуды с установлением более низкой процентной ставки, чем для остальных заемщиков. Кредитование второклассных ссудозаемщиков осуществляется банками в обычном порядке, т. е. при наличии соответствующих обеспечительских обязательств (гарантий, залога и т.д.). Процентная ставка зависит от вида обеспечения. Предоставление кредитов клиентам третьего класса связанно для банка с серьезным риском. Таким клиентам в большинстве случаев банки кредитов не выдают, а если выдают, то размер предоставляемой ссуды не должен превышать размер уставного фонда. Процентная ставка за кредит устанавливается на высоком уровне. Таблица 7 Расчет суммы баллов
Класс рассчитывается на основе формулы: Категория К1*30 + Категория К2*20 + Категория К3*30 + Категория К4*20 На протяжении 3 кварталов предприятие относилось к 1 классу заемщиков, но, как и свидетельствовал анализ коэффициентов, в конце года его кредитоспособность несколько снизилась. В процессе принятия решения о выдаче кредита помимо рейтинговой оценки целесообразно дать прогноз возможного прогноза банкротства предприятия-заемщика. “Z-анализ” Альтмана является одним из самых распространенных методов прогнозирования банкротства. Цель “Z-анализа” - отнести изучаемый объект к одной из двух групп: либо к предприятиям-банкротам, либо к успешно действующим предприятиям. Уравнение Z-оценки представляется следующим образом: Z = 1,2*К1 + 1,4*К2 + 3,3*К3 + 0,6*К4 + К5, где оборотный капитал ; всего активов резервы + фонды спец. назнач. + целевое финан. + нерасп. прибыль; всего активов результат от реализации ; всего активов уставный капитал / заемный капитал ; всего активов выручка от реализации . всего активов Таблица 8 "Z - анализ" Альтмана
Проведя анализ Альтмана, мы видим, что предприятию банкротство не угрожает, и следовательно его можно кредитовать в обычном порядке. Cбербанковская методика. Методика, используемая Сбербанком РФ, также как и рейтинговая основывается на определении класса кредитоспособности заемщика. Для определения класса необходимо рассмотреть 5 коэффициентов: Коэффициент абсолютной ликвидности; Промежуточный коэффициент покрытия; Коэффициент текущей ликвидности; Коэффициент соотношения собственных и заемных средств; Рентабельность основной деятельности. Коэффициент абсолютной ликвидности – это соотношение денежных средств и высоколиквидных ценных бумаг с краткосрочными обязательствами. Таблица 9 Коэффициент абсолютной ликвидности
Промежуточный коэффициент покрытия рассчитывается как отношение денежных средств, кр/ср финансовых вложений кр/ср дебиторской задолженности к краткосрочным обязательствам. Таблица 10 Промежуточный коэффициент покрытия
Коэффициент текущей ликвидности – отношение всей суммы оборотных активов к краткосрочным обязательствам. Таблица 11 Коэффициент текущей ликвидности
Коэффициент соотношения собственных и заемных средств, т. е. отношение величины собственных средств к величине обязательств. Если коэффициент принимает значение менее 1, то это говорит о том, что на предприятии велика доля заемных средств и финансовое положение неустойчиво. Таблица 12 Коэффициент соотношения собственных и заемных средств
В целом, коэффициент соотношения собственных и заемных средств характеризует предприятие с той же стороны, что и коэффициент автономии. И, как видно из таблицы, фирма не зависела от привлеченных средств на протяжении всего года, исключая последний квартал, когда был сделан большой заказ на поступление материалов. Для вычисления рентабельности основной деятельности необходимо прибыль от продаж (*100) разделить на выручку от реализации. Этот показатель показывает насколько эффективна основная деятельность предприятия Таблица 13 Рентабельности основной деятельности
Анализ таблицы показывает, что показатель в течение периода резко сократился (это характеризует предприятие не с лучшей стороны), что может свидетельствовать о неправильном распределении затрат. Об этом же свидетельствует и следующая таблица. Как видно, к концу года произошло постепенное увеличение показателей. Таблица 14 Оборачиваемость элементов оборотных активов
После того как вычисляются основные коэффициенты, необходимо разбить их на категории в зависимости от фактического значения. Таблица 15 Категории показателей в зависимости от фактических значений
И по следующей формуле рассчитать классность заемщика: ? категория коэффициента * вес показателя Таблица 16 Оценка класса кредитоспособности заемщика
На основе суммы балов заемщик относится к одному из классов: 1 класс, если сумма находится в приделах от1 до1,05 2 класс – от 1,05 до 2,42 3 класс – больше 2,42. Первоклассные заемщики кредитуются на льготных условиях, второклассные (к которым относится анализируемое предприятие) – на обычных. Выдача же кредитов предприятиям 3 класса связанно с риском. Банки развитых капиталистических стран применяют сложную систему большого количества показателей для оценки кредитоспособности клиентов. Эта система дифференцирована в зависимости от характера Заемщика (фирма, частное лицо, вид деятельности), а также может основываться как на сальдовых, так и оборотных показателях отчетности клиентов.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (149)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |