Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы и приемы формирования заботливого отношения к природе



2020-03-19 180 Обсуждений (0)
Методы и приемы формирования заботливого отношения к природе 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Классическая педагогика выделяет два понятия - «методы обучения» и «методы воспитания», теоретическое рассмотрение которых поможет определить и охарактеризовать методы экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Исследователи отмечают, что методы обучения - категория историческая: они меняются с изменением целей, содержания образования или средств обучения. Отечественные педагоги рассматривают методы обучения как систему последовательных взаимосвязанных действий воспитателя и воспитанника, в результате которых ребенок усваивает заданное содержание образования. Любые методы обучения характеризуются тремя признаками: целью обучения, способом усвоения содержания, взаимодействием участников процесса.

Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой - его результатом. Таким образом, воспитание бережного отношения к природе идет от углубления имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от них - к интересу на более высокой ступени.

Психологи считают, что интерес в своем развитии выражен различными стадиями: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Особое место в формировании у дошкольников любви и бережного отношения к природе занимает развитие любознательности, которая характеризуется стремлением проникнуть за пределы увиденного, узнать неведомое. Этот процесс сопровождается удивлением, радостью, чувством удовлетворенности. В большинстве случаев дети самостоятельно не могут объяснить интересующие их явления природы, а потому, если взрослые не помогут им в этом, то интерес к природе может угаснуть. Дети иногда ломают ветви деревьев, кустарников, разоряют муравейники и птичьи гнезда, мучают животных. Это объясняется тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и ее охране, не были сформированы нравственные чувства и природоохранные мотивы. Знания и навыки бережного и заботливого отношения к природе проявляются у дошкольников:

в стремлении познать природу (живую и неживую);

в чтении (слушании) книг о природе;

в деятельности по защите природы;

в изображении природы в рисунках, лепке, аппликации;

в увлечениях, связанных с природой (изготовление поделок, коллекционирование).

Доступными средствами формирования интереса дошкольников к природе являются прогулки и экскурсии на природу; фенологические наблюдения; использование элементов исследовательской работы; изучение загадочных явлений природы; деятельность по оказанию помощи природе; чтение книг и просмотр видеофильмов о природе; проведение плановых и ситуационных бесед о природе и бережном отношении к ней.

Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников ведущее место отводится наблюдению.

Наблюдение - это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы.

Советский психолог С.Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности ребенка. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с их содержанием. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой - оно само требует наличие определенных знаний как отправных (исходных) моментов наблюдения.

Любое наблюдение - это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, умственной активности, сосредоточенности, поэтому оно непродолжительно. Свое продолжение занимательность общения находит в интересных игровых заданиях, дидактических и речевых играх во время наблюдения.

Цикл наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формирует отчетливые, конкретные представления о морфофункциональных особенностях растений и их связи со средой обитания.

Наблюдения могут быть не только спланированными, но и импровизированными: вот что-то увидел во время прогулки сам педагог, а вот привлекло и что-то заинтересовало детей. Особенно случайными и неожиданными бывают наблюдения за птицами, насекомыми, животными, редкими явлениями природы (гром, молния, радуга и другая природная стихия). Такую возможность надо использовать, а в запасе у воспитателя должно найтись меткое слово, пословица, примета, поговорка, четверостишие, загадки, образное выражение.

Познавательное отношение формируется благодаря тому, что взрослый демонстрирует причинно-следственные связи живого организма со средой его обитания, предлагает детям отвечать на его вопросы: Как? Зачем? Почему? На основе причинно-следственных связей в природе, зависимости состояния живого организма от условий, в которых он находится, возникает сочувствие, моральная ответственность за его жизнь, готовность помочь.

Знания, которые дети приобретают в процессе продуманной организации наблюдений, специальных целевых прогулок, экскурсий в природу развивает не только ум ребенка, но и позволяет замечать большие и маленькие изменения окружающего мира, сопоставлять новое с уже знакомым.

Познание с помощью наблюдений формирует у детей правильное отношение к миру природы, желание участвовать в созидании.

Исследования и личный опыт работы с дошкольниками убеждают, что легче решается задача формирования знаний, и значительно труднее - воспитание устойчивого бережного отношения, которое появлялось бы не только в суждениях ребенка, но и в его поступках.

На основании этого можно сделать вывод: чем старше становится ребенок, тем критичнее его оценка отношения к природе и взрослых и сверстников.

Формирование заботливого отношения к природе, сочувствие к ней, побуждает детей к практическим действиям, провоцирует поисковую деятельность. Знания, которые приобретают дети в ходе такой деятельности, складываются в систему, острее становится его наблюдательность и желание бережно обращаться с природой.

Большинство воспитателей считают важным специально формировать у дошкольников заботливое отношение к окружающему, однако при этом они недооценивают развивающею и воспитывающую роль самой природы. Это приводит к тому, что на практике она не используется в полной мере для целенаправленного воспитания заботливости. Обычно в работе с детьми воспитатели чаще применяют не очень эффективные средства и методы. Даже в тех случаях, когда они побуждают дошкольников к проявлению заботливости по отношению к природе, они не аргументируют свои требования экологической целесообразностью.

Родители детей, как и воспитатели, не отрицают важности и необходимости формирования у детей заботливости, однако часто они не знают, где ребенок может проявить ее и не создают соответствующих условий.

Зеленый мир комнатных растений заинтересует ребенка, если взрослые постепенно вовлекут его в наблюдения за таинственным миром растений. Задача взрослых - помочь детям увидеть своеобразие, тайну и красоту растений. Важно научить ребенка не только замечать, но и чувствовать, воспринимать и оценивать красоту цветущих растений. Умение рассматривать растения, видеть их своеобразие и красоту, замечать различные признаки и состояния - это задача не только эстетического, но и умственного, а также нравственного воспитания ребенка.

Комнатные растения - это не только лаборатория познания и наблюдения круглый год, но и каждодневная возможность доказать и показать свое бережное отношение к этому чуду природы, украшающему наш быт.

Наблюдая за растениями, ребенок учится распознавать совершенно иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в растении особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, полили его водой или нет, много полили или мало, водой комнатной температуры или холодной, чистой водой или с добавлением удобрений. Дети начинают понимать эстетику живого с экологических позиций: красивое растение - это здоровое растение, которое находится в среде, полностью соответствующей его потребностям. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, как жизнь растений зависит от наличия тепла, света, хорошей почвы и правильного ухода. Внешние признаки растений определяют не только его декоративность, но и указывают на степень его обеспеченности всеми жизненно необходимыми условиями. Один из секретов неувядающей красоты растения кроется в любви и бережном уходе за цветами - это и познается детьми в уходе за комнатными растениями. Ухоженные растения - это показатель заботы о них, детьми и педагогом.

Наблюдения в уголке природы целесообразно сочетать не только с практической деятельностью ребенка, но и с рисованием, выполнением развивающих заданий с использованием художественной деятельности. Взрослый рисует вместе с ребенком и одновременно объясняет способы изображения растений. Содержательное наблюдение за растениями приведут ребенка к решению эстетических задач. Таким образом, на базе познания у дошкольников начинает формироваться внимательное заинтересованное, бережное отношение - важный аспект нравственно-этического становления человеческой личности.

В отличие от растений животные обладают определенным своеобразным поведением. Они могут ходить, бегать, лазать, плавать, летать, едят и пьют почти как люди, слышат и видят, то есть воспринимают окружающий мир и реагируют на него. Наблюдение животных всякий раз может рождать эстетическое наслаждение, если взрослый обращает на это внимание. В наблюдениях за животными воспитатель должен научить детей понимать их поведение, что животное испытывает в данный момент: страх, боль, радость, удовольствие, чувство голода и т.д.

Для выявления представлений детей о способах проявления заботливости можно дать детям поручения позаботиться о ком-либо (например, о животном), предложить рисовать на тему «Я забочусь о…». Полученные результаты говорят о том, что у детей есть желание проявлять заботу об объектах природы, но как это сделать, они не знают, и не всегда правильно определяют потребности живого организма.

Исследования Л.С. Игнаткиной, М.К. Ибраимовой доказывают, что понимание поведения животных - основа для воспитания бережного и заботливого отношения к ним. Самое главное - научить ребенка правильному обращению с животным: мягкости, не назойливости, умению считаться с желаниями животного.

Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям. Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней. Природа - великий учитель!

При формировании заботливого отношения к окружающему используются разнообразные методы и приемы.

Общеизвестно, что одним из наиболее эффективных являются игровые методы, поскольку в игре ребенок отражает свое отношение и переживания.

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления детей с природой в большой степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, дает задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы "погрузить" детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия "природного" содержания.

Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом. Психологи рассматривают игровую деятельность как проявление сложившегося у ребенка положительного отношения к тому содержанию, которое она в себе несет.

Детям предлагаются условия для развертывания сюжетно-ролевой игры «Доктор Айболит». Эта игра позволила выявить отношение детей к больным, нуждающимся в заботе животным, увидеть имеющиеся у детей умения оказывать помощь нуждающимся. Через игру отрабатывались полученные знания о способах проявления заботы.

Так же использовались проблемные ситуации, которые позволили ребенку сориентироваться и проявить заботу о животных, растениях. Дети должны были представить, как будет чувствовать себя животное (растение) в этой ситуации, и оказать ему свою помощь, проявить заботу.

Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного, заботливого и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут ее содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу.

 


 

Заключение

 

Знакомя детей дошкольного возраста с окружающим миром, необходимо учитывать, что каждое следующее занятие дети получают на основе предыдущего. Поэтому работа начинается в младших группах, где ребёнок познаёт себя, интересуется игрушками, знакомится с сезонными изменениями в природе. В средней группе ребёнок, уже исходя из знаний, полученных о себе, начинает осваивать правила (опасные ситуации на улице, дома, во дворе). Познаёт тайны «Большого» мира природы, учится наблюдать, заботиться о животных и растениях. Знакомится с различными материалами и их свойствами. А к старшей группе ребёнок уже осознаёт связь человека и природы, оценивает поступки, делает выводы, что человек должен жить на планете Земля в союзе с природой.

Очень важно, чтобы ребёнок научился активно использовать полученные знания в жизни, смог применять их к себе. Поэтому работа по экологии ведётся как на занятиях, так и в других видах деятельности: при чтении художественной литературы, рисовании, лепке, аппликации, по ручному труду, при наблюдении, в труде, а также в играх - дидактических, театрализованных, сюжетных.

Получая знания о природе в определённой системе, к старшему дошкольному возрасту дети уже готовы выявлять сложные причинно-следственные связи, действующие в мире природы, устанавливать общие закономерности природных явлений. Таким образом, детям становятся доступны представления о причинах смены дня и ночи, времён года; о свойствах и значении воздуха и воды, Особенностях растений и животных, способах ухода за ними. Воспитывая позитивное отношение к природе, осознавая неразрывную связь с ней, ребёнок понимает «хрупкость» природы, необходимость бережного и заботливого отношения к ней.

 


Список используемой литературы

 

1. Бобылева Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников //Дошкольное воспитание, 2005, №7.- стр.10.

. Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников: перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет. - М., Мозаика-Синтез 2005.

. Дик Р.Ф. Развивающие занятия по экологии для дошкольников. М., Русское слово 2006.

. Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. - М., Педагогическое общество России 2007.

. Иванова А.И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников. - М., ТЦ Сфера 2007.

. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. - М., ТЦ Сфера 2007.

. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: сценарии занятий - М., Сфера 2004.

. Лихачев Д.С. Экология - проблема нравственная. - М., Наше наследие 1991.

. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. - М., Просвещение 2004.

. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Метод. пособие. - М., Просвещение 2002.

. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М., Академия 1999.

. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. - М., Педагогическое общество России 2003.

. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., Академия 2002.

. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. - М., Мозаика-Синтез 2004.

. Прокопова А. Формирование заботливого отношения к природе //Дошкольное воспитание, 2009, №8. - стр.86-91.

. Рыжова Н.А. Наш дом - природа. Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание, 2003, №5. - стр.26-34.

. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М., Карапуз 2001.

. Рыжова Н.А. Я и природа. - М., Карапуз-Дидактика 2006.

. Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. - М., Детство-Пресс 2003.



2020-03-19 180 Обсуждений (0)
Методы и приемы формирования заботливого отношения к природе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы и приемы формирования заботливого отношения к природе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (180)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)