Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблема развития заботливости у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе



2020-03-19 176 Обсуждений (0)
Проблема развития заботливости у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования заботливого отношения дошкольников к природе

Проблема развития заботливости у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе

Методы и приемы формирования заботливого отношения к природе

Заключение

Список используемой литературы

 


Введение

 

В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, развития интеллектуальной и коммуникативной компетентности. Педагоги дошкольных образовательных учреждений закладывают у своих воспитанников основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности.

В период дошкольного детства у человека формируются представления об окружающем мире, и очень важно, чтобы эти представления включали и понимание существующих в природе взаимосвязей, т. е. экологические знания.

Психолого-педагогическими исследованиями доказано, что именно этот возраст является наиболее благоприятным для развития у детей правильного взаимодействия с окружающим миром, естественной частью которого является природа (Л.И. Божович, Р.С. Буре, Н.Ф. Виноградова, В.Г. Грецова, Р.И. Жуковская, А.В. Запорожец, С.А. Козлова, Н.Н. Кондратьева, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, С.Н. Николаева и др.). Источником нравственного развития ребенка является общественно-исторический опыт предыдущих поколений, который присваивается в период дошкольного детства.

Ученые отмечают, что у ребенка уже в трехлетнем возрасте начинает складываться свое отношение к различным сторонам окружающей действительности, которое основано главным образом на знаниях, полученных от взаимодействия с взрослыми. Это отношение выражается, прежде всего, через проявление заботы о людях, природе. Поэтому формирование нравственных ценностей необходимо начинать как можно раньше, уже в дошкольном возрасте.

Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление детей с окружающей средой. У детей формируются способности сосредотачивать свое внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их.

В экологическом воспитании детей, необходимо не только учить наблюдать за природой, но и общаться с ней, ухаживать за растениями, животными. Это можно выразить при помощи игры, творчества, музыки, тогда происходит закрепление впечатлений и знаний, полученных ребенком, и он постепенно начинает ощущать связь природы со своей жизнью, с собой.

Однако далеко не все может быть понятно детям при самостоятельном общении с природой, не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления-знания о ее объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней - самые важнейшие задачи. На этой основе и формируется любовь детей к природе. В каких формах можно организовать эту работу в условиях детского сада, мы рассматриваем в нашем теоретическом исследовании.

Цель: Рассмотреть содержание работы по формированию заботливого отношения к природе у детей дошкольного возраста.

Задачи:

. Раскрыть понятие нравственного качества «заботливость».

. Дать психолого-педагогическое обоснование проблеме формирования заботливого отношения к природе у детей дошкольного возраста.

. Рассмотреть методы и приемы формирования заботливого отношения к природе у детей дошкольного возраста.


Глава 1. Теоретические основы формирования заботливого отношения дошкольников к природе

Проблема развития заботливости у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе

 

Заботливое отношение к природе рассматривается как сложное интегрированное качество, включающее три взаимосвязанных компонента (эмоциональный, когнитивный, практический) и проявляющееся в эмоциональной, интеллектуальной и поведенческой сферах личности. Формируется заботливое отношение на базе таких нравственных качеств как: сочувствие, сопереживание, настойчивость, терпение, трудолюбие, отзывчивость.

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В дошкольном возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Знания - необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей дошкольного возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду.

Воспитание у дошкольников любви и бережного отношения к природе предусмотрено двумя разделами:

) воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным;

) сообщение дошкольникам элементарных знаний о природе и формирование на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

В дошкольном учреждении детей знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых.

Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные.

Обитателей уголка природы дети видят ежедневно. Под руководством воспитателя дети систематически наблюдают и ухаживают за живыми существами. В процессе ухода за ними дети получают представление о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать.

Воспитатель учит детей сравнительному анализу: сравнивая животных, находить сходство и различие между ними, общее и различное у растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения животных. При рассматривании комнатных растений обращает внимание детей на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения и хорошо содержащийся аквариум украшают комнату. Все это способствует формированию у детей чувства прекрасного.

В процессе систематического ухода за растениями и животными воспитатель формирует у детей определенные трудовые навыки, учит внимательно относиться к обитателям уголка, заботиться о живых существах, укрепляя, таким образом, у детей интерес к природе, настойчивость в достижении результата.

Окружающая природа - непосредственный источник, из которого дети черпают свои первые впечатления. Ребёнок впервые сталкивается с миром зверей, птиц, насекомых, растений. Одним из важнейших проявлений личности, по которым можно судить о том, насколько значителен и интересен человек, является его отношение к окружающей природе. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Основным содержанием экологического воспитания является формирование осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли; В.Г. Белинский, А.И. Герцен говорили о необходимости приобщения детей к природе, к возбуждению стойкого и глубокого интереса к ней. Известно, какое большое значение придавал природе К.Д. Ушинский, он был за то, чтобы вести детей в природу, чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

На сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем является дегуманизация общества в целом, в том числе обесценивание таких нравственных ценностей, как проявление заботы друг о друге, об окружающем мире и природе. Причина этого - серьезные изменения в социальной, экономической и политической сферах, приведшие к социальному расслоению, снижению качества жизни достаточно большой части населения, что и повлияло на учащение вспышек негативизма, агрессии, жестокости.

Негативные тенденции, характерные для современного российского общества, оказывают отрицательное влияние на развивающуюся личность ребенка, в результате чего у него формируется прагматичное и антигуманное отношение ко всему, что его окружает, т.е. происходят явные нарушения в нравственной сфере подрастающего поколения.

Психолого-педагогическими исследованиями доказано, что именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития у детей правильного взаимодействия с окружающим миром, естественной частью которого является природа.

У ребенка уже в трехлетнем возрасте начинает складываться свое отношение к различным сторонам окружающей действительности, которое основано главным образом на организации совместной деятельности с взрослыми. Это отношение выражается, прежде всего, через проявление заботы о людях, природе. Источником нравственного развития ребенка является общественно-исторический опыт предыдущих поколений, который присваивается в период дошкольного детства.

Из сказанного следует: формирование нравственных ценностей необходимо начинать как можно раньше, уже в дошкольном возрасте.

У дошкольников умение быть заботливым формируется в результате воспитательного воздействия со стороны взрослых, а также в совместной с ним деятельности. Необходимо учитывать, что нравственные образцы отношения к природе должны быть представлены ребенку не только в виде готовых знаний о нормах и правилах поведения, но и через практические формы взаимодействия с природным окружением.

Усваиваемые детьми нравственные нормы и правила заботливого отношения проявляются у детей и в слове, и в действии. Дошкольники уже способны вербально выражать свое отношение к окружающему миру, способны облекать в словесную форму желания, потребности, состояние и настроение объектов природы.

Сложность формирования у ребенка такого нравственного качества, как заботливость, заключается в том, что оно является интегративным, т.е. зависит от многих составляющих: трудолюбия, альтруизма, ответственности, настойчивости, оперативности, эмпатии.

Умение быть настойчивым. Это качество помогает ребенку довести начатое дело до конца, преодолеть трудности, сдерживать свои импульсивные желания, считаться с интересами сверстников, потребностями живого организма;

Совершение трудовых действий. Детей важно учить самостоятельно, выполнять трудовые действия, осуществлять уход за животными и растениями;

Умение быть ответственным (обязательным). Предполагает способность ребенка отвечать за состояние живого организма и нести ответственность за совершенное (или не совершенное) им заботливое действие;

Оперативность. Дошкольнику важно научиться незамедлительно при необходимости оказывать помощь объекту природы. Если ребенок не может самостоятельно позаботиться об объекте, он должен вовремя обратиться за помощью к товарищу или взрослому;

- Проявление альтруизма. В ситуации необходимости важно уметь жертвовать своими потребностями и интересами ради заботы о другом, уметь на время отложить интересное для себя занятие (игру) для оказания помощи другому;

- Проявление эмпатии. Заботливость невозможно представить без умения ребенка эмоционально откликаться на нужды и потребности живого существа, сочувствовать, сопереживать ему, проявлять внимание и чуткость к нему, выражать свои положительные эмоции.

В детском саду педагог имеет возможность целенаправленно формировать такое качество, как заботливость, отслеживать динамику изменений в нравственной сфере дошкольников. Помимо этого взаимодействовать с родителями детей, что позволяет выявить особенности проявления ребенком заботы к объектам природы в семье.

Заботливость - это сложное нравственное качество, которое может проявляться по отношению ко всему живому. Однако ребенку не всегда просто выразить и проявить такое отношение к взрослому и сверстнику; значительно легче это сделать по отношению к объектам природы. Проявляя заботу о них, ребенок чувствует себя более уверенным, сильным, умеющим и знающим. Поэтому необходимо максимально использовать природное окружение для формирования этого качества.

Природа имеет глубокое нравственное содержание, свидетельствующее о важности и необходимости проявления бережного, заботливого отношения ко всему живому. Общение с миром природы заставляет детей задуматься об ответственности каждого из нас за все, что в ней происходит. Дети должны понять: следует не только сочувствовать объектам природы, но и оказывать им непосредственную, реальную и действительную помощь.

Заботясь о живых существах, ребенок может руководствоваться разными мотивами: пониманием, что это хороший поступок, желанием получить похвалу, одобрение со стороны взрослого. Организуя педагогический процесс, педагог должен добиваться того, чтобы ведущим мотивом поведения дошкольника стало заботливое отношение к природе. Только тогда у ребенка начинают формироваться социальные мотивы поведения, которые проявляются в том, что он стремиться удовлетворить потребности живого организма в необходимом, доставляя тем самым радость и удовлетворение и объекту природы и себе.

Бережное отношение к природе - это проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания о живом организме, о некоторых биоценозах, о взаимосвязях внутри природных сообществ, умение отличать их от объектов неживой природы. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное на них реагирование.

Процесс становления бережного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут объяснить сами или понять объяснения взрослых, могут выполнить самостоятельно отдельные трудовые действия на основе понимания ситуации и знания потребностей живого существа или включиться в совместную с взрослыми деятельность, направленную на сохранение растений, животных и условий их жизни. Усвоенные знания и умения способствуют формированию отрицательного отношения к проявлению небрежности или жестокости при контакте с природой, вызывая желание охранять ее.

Бережное отношение к природе связано с развитием наблюдательности, т.е. воспитывая чувство любви к природе, нужно стремиться к тому, чтобы ребенок не проходил мимо того или иного явления, вызывающего тревогу, чтобы он на деле проявлял заботу о природе.

Формирование бережного отношения к природе зависит и от способности эстетически воспринимать ее, т.е. уметь видеть и переживать красоту природы. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным «живым» общением детей с природой. Наблюдение красоты природных явлений - неисчерпаемый источник эстетических впечатлений. Важно показать детям эстетические качества природных явлений, научить их чувствовать прекрасное, высказывать оценочные суждения, связанных с переживанием красоты наблюдаемых явлений.

Формируя бережное отношение к природе, следует руководствоваться тем, что отношение к природе является отношением к самому себе, ведь человек живет в природе, а природа живет в человеке. Целью морально-ценностного отношения к природе является воспитание ощущения ценности жизни, уникальности каждой формы его проявления.

Бережное отношение к природе как составляющая экологической культуры личности формируется в процессе социального развития ребенка, и является, усвоением социально-исторического опыта в процессе активного взаимодействия с природой, которая способствует формированию личностного опыта. Морально-ценностное отношение к природе предусматривает целеустремленное развитие моральных чувств, формирование морального сознания и овладение навыками и привычками морального поведения. Моральные чувства - обязательная составляющая морально-ценностного отношения, которая проявляется в виде переживания ребенком разных аспектов взаимодействия с другими людьми, объектами и явлениями окружающей среды, гуманного отношения к себе и окружающей среде. Моральными чувствами являются сочувствие, сопереживание, жалость, страх за других. Если у ребенка сформированы начала моральных чувств, то он будет понимать другого, а, следовательно, будет жалеть, будет сочувствовать и, главное будет пытаться помочь, защитить.

Природа является носителем прекрасного благодаря своим цветам, звукам, формам, запахам, движениям. Дети дошкольного возраста со своими психологическими особенностями эмоционально чувствительны к яркому, необычному, выразительному. Поэтому открываются широкие возможности для воспитания у дошкольников бережного отношения к природе.

Дети дошкольного возраста, учитывая их психологические особенности, а также упущения в воспитании, часто требуют от взрослых некоторой покладистости относительно себя, не задумываясь о последствиях для живых существ окружающей среды. Поэтому детям необходимо объяснить, что растения и маленькие животные беззащитны, а они, то есть дети, более сильные. При этом внимание малышей нужно акцентировать не на их преимуществе, а пытаться вызывать сочувствие, стремление защищать растения и животных. Осознание ребенком своей позиции возвеличивает его в собственных глазах, он сильнее и умнее других существ, поэтому должен заботиться о них.

Детям необходимо на примерах показать, что растения беззащитны - не издают звуки, не двигаются, не защищаются. Поврежденное или сломанное растение не может развиваться, как здоровое, его рост прекращается. К сожалению таких случаев, много: сломаны ветки на дереве, повреждена кора, куча мусора в лесу и тому подобное. Следует направлять внимание детей на изменения, которые произошли с тем или другим растением, а также выяснить их причины.

Беззащитными чувствуют себя насекомые, птицы, детеныши домашних животных и др. Детям, которые наблюдают за муравьями, жуком-солнышком, другими насекомыми, можно положить свою руку рядом с существами и сравнить их по размерам. Самый маленький ребенок против муравья или бабочки - почти великан, поэтому может нанести им вред. Внимание детей стоит привлечь к поведению птиц, когда они клюют зерна. После каждого зерна они пугливо оглядываются и, почувствовав опасность, взлетают, даже когда очень голодные. Для любого существа жизнь и воля самые дорогие. А отсюда правило: «Наблюдая за животными, стой тихо».

Для воспитания у детей бережного отношения к живым существам очень полезны жители уголка природы и домашние животные.

Периодически осматривая растения, внимание детей необходимо привлечь к цвету и упругости листьев растений, чистоте перьев или шерсти животных, их поведения (весело щебечут, играются, чистятся и тому подобное). При этом нужно отметить, что их самочувствие и жизнь полностью зависят от нас - людей.

Важной составляющей бережного отношения к природе является формирование у детей этических представлений о добре и зле, воспитание доброжелательного, заботливого отношения к живым существам. Дети часто слышат от взрослых: Не «обижай животное», не «трогай растение» и другое. Такими запрещениями не воспитать гуманной личности. Ребенок должен понять и усвоить этические нормы человеческих поступков, уметь предусматривать возможные последствия. Детям свойственно сначала оценивать поступки других, а в дальнейшем и собственные. Поэтому дошкольников необходимо знакомить с этическими нормами касательно объектов окружающей среды, обсуждать поведение ровесников, поступки персонажей специально подобранных художественных произведений. Использование таких приемов содействует развитию у детей самокритичности, умение анализировать свои поступки, сравнивать их с поступками других.

Сформированные этические представления могут быть реализованы в поведении детей только с условием, когда моральными нормами в своей деятельности, быту руководствуются взрослые, прежде всего - родители. Если поведение родителей, воспитателя противоречит этическим представлениям ребенка, то сознание его раздваивается: так должно быть, но делать так не обязательно.

Бережное отношение к природе предусматривает формирование способов морального поведения и деятельности детей, умения руководствоваться этическими представлениями в конкретных поступках. Моральные поступки - беспокойство о животных и растениях, которые есть в доме, уголке природы детсада, в ближайшей окружающей среде - начало создания активных ценностей. Сначала дети присматривают за живыми существами вместе с взрослыми, выполняют несложные поручения. Научившись создавать условия для нормальной жизнедеятельности домашних жителей, дети самостоятельно будут заботиться о них. Труд детей должен находиться в поле зрения взрослых. Учитывая психологические особенности дошкольников, взрослые имеют возможность систематически и осмысленно оценивать их деятельность. Для детей похвала является лучшим стимулом, чем осуждение.

Благодаря прогулкам в природу дошкольники упражняются в моральном поведении. Одно из важных заданий - не только научить ребенка заботиться о живых существах, но и создавать условия для их жизни в естественном окружении, своевременно заметить животного или растение, которое нуждается в помощи.

Воспитатели и родители, уделяя внимание специально организованной деятельности, почти не интересуются повседневным поведением детей в окружающей среде. Поэтому ребенок может действовать согласно с этическими представлениями, получая одобрительную оценку взрослых, но социальные нормы еще не стали его моральным сознанием. Именно перенесение моральных норм во внутренний мир личности является определяющим в воспитании морально-ценностного отношения к объектам и явлениям окружающего мира. Моральные действия ребенка относительно любого растения и животного (на улице, в лесу, на лугу и так далее), когда нет контроля со стороны взрослого, свидетельствуют об уровне сформированности у него бережного отношения к природе. Иногда можно наблюдать, как ребенок заботится о растении или животном дома, а в естественном окружении наносит вред живым существам. Поэтому мы, взрослые, должны следить, чтобы ребенок с раннего возраста сочувственно, гуманно относился к любой форме жизни, чтобы дети привыкали и приучались заботиться обо всём, что видят вокруг себя, беречь не только свою красивую игрушку, но и всё, что их окружает - в природе всё красивое и интересное.

Николаева С.Н., Саморукова П.Г. выделяют три задачи для воспитателя, знакомящего детей с природой:

формирование у детей элементарной системы знаний о природе;

формирование трудовых навыков и умений в природе;

формирование у детей любви к природе.

Таким образом, бережное отношение к природе - это компонент экологической культуры, которую необходимо формировать у дошкольников.

дошкольный природа нравственный интеллектуальный



2020-03-19 176 Обсуждений (0)
Проблема развития заботливости у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблема развития заботливости у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (176)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)