Краткий обзор действий американских подводных лодок на японских коммуникациях
К началу военных действий на Тихом океане флот США имел значительное превосходство над флотом Японии. Считалось, что в сражениях с японским флотом он успешно решит исход войны в свою пользу. Но события 7 декабря 1941 года в Перл-Харборе изменили обстановку, они привели к значительным потерям в крупных кораблях американского флота. Не утратили свою боеспособность лишь подводные лодки и частично морская авиация. Опираясь на свой высокий военно-экономический потенциал США смогли ликвидировать последствия понесенных ими в декабре 1941 и начале 1942 года поражений, развернуть на Тихоокеанском ТВД крупные силы и во второй половине 1942 года создать численное превосходство над противником. Поражения и неудачи японских вооруженных сил летом и осенью 1942 года ослабили их и обусловили кризис наступательной стратегии императорской ставки. Япония утратила господство на море и в воздухе. Однако стратегическая обстановка в первые два года войны на Тихом океане изменялась очень медленно. Ко второй половине 1943 года, когда в войне был завершен коренной перелом, Япония сохраняла все стратегические позиции, завоеванные в начале агрессии. Единственным родом сил ВМФ США, который вел активные действия на море в этот период были подводные лодки. Главной задачей подводных лодок являлось нарушение морских перевозок Японии в Тихом океане и Южных морях. Островное положение Японии и скудные собственные запасы основных видов стратегического сырья (обеспеченность – 20 % -25 %) ставили ее экономику в большую зависимость от импорта. Особенно остро стоял вопрос с обеспечением японской экономики жидким топливом (обеспеченность – 10 %), железом и каучуком, что всегда являлись уязвимой ее стороной. Эта уязвимость особенно возросла с захватом Голландской Ост-Индии и многочисленных территорий в районе Южных морей, когда фронт растянулся на 15000 миль. Устремление японской агрессии в южном направлении потребовало от ее военно-морского флота и авиации решения дополнительных задач, связанных с обеспечением перевозок в различных районах Тихого океана. Эти обстоятельства значительно повышали значение и роль океанских и морских сообщений. Защита торгового судоходства приобретала весьма важное значение. В ходе Второй Мировой войны морские перевозки Японии велись по двум основным направлениям: 1. Вдоль китайского побережья - основные потоки стратегического сырья и продовольствия из Голландской Индии, Британской Малайи, Индокитая, Филиппин; 2. Восточнее Филиппинского архипелага велись основные перевозки из Японии в островной район Тихого океана. Интенсивные перевозки велись также в Желтом и Японском морях, а отсутствие железных дорог обусловило масштабы каботажных перевозок. Протяжённость отдельных маршрутов японских коммуникаций достигала 3-4 тыс.миль. Это создавало большое напряжение транспортного флота, требовало крупных сил для его обороны, вообще делало коммуникации уязвимыми. Слабым местом японских коммуникаций было и то, что основные маршруты располагались в относительно узкой полосе, а основные узлы коммуникаций находились у вполне определенных районов и узкостей – Токийский залив, проливы Бунго, Кии, Тайваньский, Лусон (естественные привязки). По этим коммуникациям в Японию шел грузовой поток стратегического сырья и продовольствия, а из Японии перебрасывались войска, оружие и боевая техника. Для обеспечения этих перевозок Япония к началу войны располагала торговым флотом общим водоизмещением 6337000 рег. тонн. Быстрое продвижение японских вооруженных сил в южном направлении и захват обширных островных районов юго-западной части Тихого океана создавали возможность маневрировать, т.е. менять направление движения конвоев и отдельных судов, менять участки коммуникаций и широко использовать для защиты судоходства береговую авиацию и малые корабли. Но разбросанность баз и портов на громадном пространстве от Алеутских островов до Австралии вела к распылению сил японского флота, необходимых для обеспечения торгового судоходства, и требовала значительного увеличения сил и средств противолодочной обороны. Однако, из-за прочетов командования, противолодочная оборона японского флота не была подготовлена к защите своего торгового судоходства и оставалась слабой в течение всего периода боевых действий на Тихом океане, состав сил и средств японского флота не соответствовал требованиям широко развернувшихся морских и океанских перевозок. В дополнение к 14 противолодочным кораблям специальной постройки, находившимся в строю к началу войны, японцы предполагали в течение 1942-1945 годов построить 233 эскортных корабля. Однако этот план не был выполнен. В составе японского флота находилось значительное число эскадренных миноносцев, но они главным образом использовались для охранения крупных боевых кораблей, а для сопровождения конвоев применялись ограниченно. Конвоирование торговых судов осуществлялось в основном базовыми сторожевыми кораблями, имевшими слабое противолодочное оружие и несовершенные средства обнаружения подводных лодок. Для борьбы с подводными лодками было мобилизовано громадное количество моторных и парусных рыболовных судов. Но эти суда, не имея гидроакустики и радиолокации, не могли быть эффективными силами противолодочной обороны. Потери, понесенные японским торговым флотом, уже в первый год войны превзошли все предположения японского командования. Однако решительных мероприятий по обеспечению и защите морских перевозок принято не было, если не считать некоторого расширения строительства противолодочных кораблей. Общий состав эскортных сил продолжал оставаться недостаточным. В 1943 году противолодочные силы японского флота располагали лишь 50 кораблями, в том числе несколькими эскадренными миноносцами постройки 1920 – 1925 годов. Находившиеся в составе противолодочных сил четыре эскортных авианосца начали участвовать в сопровождении конвоев только в 1944 году. Организация эскортных сил подчас носила случайный характер. Для сопровождения транспортов выделялись обычно свободные от выполнения других задач корабли. Кроме того, значительное число противолодочных кораблей и кораблей, периодически привлекавшихся к эскортированию судов, не имело на вооружении радиолокационных и гидролокационных установок. По-прежнему для целей противолодочной обороны почти не использовалась авиация. Все это создавало весьма благоприятные условия для действий американских подводных лодок на океанских и морских сообщениях против японского торгового судоходства. Американские подводные лодки не испытывали сколько-нибудь значительного постоянного воздействия сил и средств противолодочной обороны.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (210)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |