Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Функции действующих лиц.



2020-03-19 338 Обсуждений (0)
Функции действующих лиц. 0.00 из 5.00 0 оценок




Реферат по фольклору

На тему «Морфология сказки В. Я. Проппа»

 

 

Содержание

Вступление                                                             стр. 3

К истории вопроса                                                стр. 3

Метод и материал                                                  стр. 4

Функции действующих лиц                                  стр. 5

Ассимиляции, случаи двойного

морфологического значения одной функции.     Стр. 6

Некоторые другие элементы сказки                              стр. 7

Распределение функций по действующим лицам стр. 7

Способы включения в действие новых лиц          стр. 8

Об атрибутах действующих лиц и их значении            стр. 9

Сказка как целое                                                             стр. 9

Вопрос о классификации                                      стр. 13

Заключение                                                            стр. 14


Введение

В ботанике под морфологией понимается наука о составных частях растения, о морфологии сказки же никто не мог и подумать, хотя в области устной народной сказки так же возможна органическая связь между элементами. Если этого нельзя сказать обо всех сказках в целом, то уж о так называемой волшебной сказке, «о сказке в собственном смысле этого слова», можно смело утверждать. Им и посвящена целиком и полностью работа В. Я. Проппа «Морфология волшебной сказки».

В первоначальном виде работа занимала очень большой объем, включала в себя более подробные примеры, описания атрибутов действующих лиц, она подробно касалась вопросов метаморфозы, т. е. трансформации сказки; были включены большие сравнительные таблицы. Кроме того, предполагалось дать не только морфологическое, но и чуждое сказке логическое обоснование, подготавливая тем самым историческое ее исследование.

 

К истории вопроса

В первой трети 20 века научная литература о сказке была мягко говоря не богата, трудов издавалось мала, гораздо больше места занимало издание сборников текстов, а если труды и издавали, то очень узкой направленности, с «философско-дилетантским характером».

В 20-х годах 19 века Сперанский так охарактеризовал состояние фольклористики: «НЕ останавливаясь на полученных выводах, научное народоведение продолжает разыскания, считая собранный материал все еще недостаточным для общего построения. Таким образом, наука, наука опять обращается к собиранию материла, в интересах будущих поколений, а каковы будут эти обобщения, и когда мы будем в состоянии их сделать - неизвестно»

Все это время изучение сказки велось генетически. Попыток систематического описания не предпринималось. Давайте тогда зададимся вопросом: «А что такое сказка?»

Наиболее частое встречается предложенное Ф. Миллером деление сказок на:

Сказки с чудесным содержанием

Сказки о животных

Сказки бытовые

На первый взгляд такое деление кажется верным, но разве сказки о животных не содержат элемента чудесного? Мы видим, что сказка с легкостью приписывает людям, предметам и животным одинаковые свойства. Наиболее часто это явление встречается в волшебных сказках, но и в целом оно распространяется на сказки вообще. Ярким тому примером является сказка о дележе урожая («Мне, Миша, вершки, тебе - корешки»). С одной стороны, кажется что сказка относится к бытовым, но где это видано, чтобы в быту урожай делили таким образом. Нельзя сказать, что это сказка с чудесным содержанием. Кроме того, в России, обманутым чаще всего бывает медведь, а на западе - Черт, значит, эта сказка с привлечением западного варианта не умещается в рамки сказок о животных.

Каждый исследователь говорит что ин классифицирует сказки по общепринятой схеме, на самом деле, делает это иначе. Поэтому, дальнейшие попытки не приносят облегчения. Стоит отметить попытку Вундта (Wundt 346 fff) классификации сказок:

Мифологические сказки-басни

Чистые волшебные сказки

Биологические сказки и басни

Чистые басни о животных

Сказки «о происхождении»

Шутливые сказки и басни

Моральные басни

Эта классификация, как и все прежние вызывает возражения. Взять хотя бы термин «шутливая». Одна и та же сказка может трактоваться как героически так и комически. К тому же, чем отличаются «чистые басни о животных» от «моральных» басен?

Все эти классификации касаются распределения сказок по разрядам. Также предпринимались и попытки классифицировать их по сюжетам, а это уже приносит за собой полный хаос. Начнем с того, что у сказок сюжеты могут переплетаться, части одной сказки могут почти без изменений переходить в другие сказки. Так, например, Баба-яга может встречаться как в сказках «о змееборстве», так и в сказках «о Кощее».

Такое деление сказок по сюжетам встречается до наших дней. В 1924 году вышла книга Р. М. Волкова, где автор заявил что фантастическая сказка определяется 15 сюжетами:

О невинно гонимых

2) О герое-дурне

3) О трех братьях

4) О змееборцах

5) О добывании невест

О мудрой деве

О заклятых и зачарованных

Об обладателе талисмана

Об обладателе чудесных предметов

О неверной жене и т. д.

По этой классификации трудно понять, как определены эти сюжеты, здесь принцип деления вообще отсутствует. Следовательно, такая классификация не является научной, она есть просто условный указатель.

К вопросу о классификации сюжетов нельзя не упомянуть Антеи Аарне. Он стал одним из основателей финской школы. По Аарне каждый сюжет назван типом, что позволяет шифровать сказку, каждый тип пронумерован. Он разделяет волшебные сказки (подразряд) на такие категории:

Чудесный противник

Чудесный супруг (супруга)

Чудесная задача

Чудесный помощник

Чудесный предмет

Чудесная сила или умение

Прочие чудесные мотивы.

Но, указатель Аарне не есть научно обоснованная классификация, он вызывает те же возражения как и сборник Волкова. Этот указатель полезен, скорее, как практическое пособие, указатель.

Как мы убедились, с классификацией сказки дела обстоят не совсем благополучно. Остается нерешенным основной вопрос - происхождение самой сказки, здесь тоже есть свои законы зарождения и развития, и они все еще ждут своего разрешения.

 

Метод и материал.

Основными частями сказки являются функции ее действующих лиц. Функция это поступок действующего героя, определенный с точки зрения его значимости в ходе действия. Исследования показывают, что все функции повторяются (напр., Баба-яга и Морозко и кобылячья голова испытывают и награждают падчерицу). Так же можно установить и то, что герои действуют одинаково, меняются только принципы самого осуществления функций. Таким образом, мы видим, что функции героев постоянны.

I. Постоянными, устойчивыми элементами сказки служат функции действующих лиц, независимо от того, кем и как они выполняются. Они образуют основные составные части сказки.

II. Число функций, известных волшебной сказке - ограничено.

Кроме того, сказка подчиняется своим особым законам, так например, последовательность элементов всегда одинакова. Отсюда вытекает следующее утверждение:

III. Последовательность функций всегда одинакова.

Это относится только к устной народной традиции, искусственно созданные сказки не подчиняются этому утверждению.

Путем некоторых рассуждений получаем:

IV. Все волшебные сказки однотипны по своему строению

Следует отметить также и то, что изучение сказки нужно вести дедуктивно, здесь дело не в количестве материала, а в качестве его обработки.

 

Функции действующих лиц.

 

 

Все сказки как правило, начинаются с ситуации. Ситуация не является функцией, но, тем не менее, она важна как морфологический элемент. После начальной ситуации идут функции:

Один из членов семьи уезжает, уходит, и т. д. (отлучка, е)

К герою обращаются с запретом (запрет, б)

Запрет нарушается (нарушение, b)

Вредитель, антагонист пытается провести разведку (выведывание, в)

Вредитель получает информацию о жертве (выдача, w)

 Антагонист пытается обмануть свою жертву, чтобы овладеть ею или ее имуществом (подвох, обозначение г).

Жертва поддается обману и тем невольно помогает врагу ( пособничество, g).

Антагонист наносит одному из членов семьи вред или ущерб (вредительство, А).

8-a. Одному из членов семьи чего-либо не хватает, ему хочется иметь что-либо (недостача, a).

Беда или недостача сообщается, к герою обращаются с просьбой или приказанием, отсылают или отпускают его (посредничество, соединительный момент, В).

Искатель соглашается или решается на противодействие (начинающееся противодействие, С).

Герой покидает дом (отправка, ­ )

Герой испытывается, выспрашивается, подвергается нападению и пр., чем подготовляется получение им волшебного средства или помощника (первая функция дарителя, Д).

Герой реагирует на действия будущего дарителя (реакция героя, Г).

В распоряжение героя попадает волшебное средство (снабжение, получение волшебного средства, Z).

Герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков (пространственное перемещение между двумя царствами, путеводительство; R).

Герой и антагонист вступают в непосредственную борьбу (борьба, Б).

Героя метят (клеймение, отметка, 41 К).

Антагонист побеждается (победа, П).

Начальная беда или недостача ликвидируется (ликвидация беды или недостачи, Л).

Герой возвращается (возвращение, ¯ ).

Герой подвергается преследованию (преследование, погоня, Пр.).

Герой спасается от преследования (спасение, Сп.).

Герой неузнанным прибывает домой или в другую страну (неузнанное прибытие, X)

Ложный герой предъявляет необоснованные притязания (необоснованные притязания, Ф).

Герою предлагается трудная задача (трудная задача, 3).

Задача решается (решение, Р).

Героя узнают (узнавание, У).

Ложный герой или антагонист изобличается (обличение, О).

Герою дается новый облик (трансфигурация, Т).

Враг наказывается (наказание, Н).

Герой вступает в брак и воцаряется (свадьба, C)

Как мы уже видим, количество функций невелико и в пределах этих 31-й функции развивается действие всех без исключения сказок. Кроме того, можно видеть как одна функция непринужденно вытекает из другой. Немаловажно и то, что большинство функций расположено попарно (запрет - нарушение).

 



2020-03-19 338 Обсуждений (0)
Функции действующих лиц. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Функции действующих лиц.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (338)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)