Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


А. Способы сочетания рассказов.



2020-03-19 302 Обсуждений (0)
А. Способы сочетания рассказов. 0.00 из 5.00 0 оценок




Морфологически волшебной сказкой может быть названо любое действие от недосдачи до свадьбы, или других любых видов завязки и развязки. Промежуток между завязкой и развязкой называется ходом действия. Каждая сказка может иметь несколько йодов и при ее анализе необходимо отмечать, из скольки ходов она состоит. Один ход может следовать за другим, нон они могут и переплетаться. Поэтому стоит рассмотреть существующие варианты.

1). Один ход следует за другим.

2). Первый ход прерывается вторым, действие второго хода начинается раньше, чем кончится первый.

 

3). Эпизод может быть снова прерван, в этом случае могут получиться довольно сложные схемы

4). Сказка начинается с двух нанесений вреда сразу, причем сначала может ликвидироваться одно, а потом второе.

6). иногда в сказке имеются два искателя. В таком случае, они расстаются в середине действия.

 

Здесь следует добавить, что могут возникать трудности, одна сказка у нас или нет. Тогда следует указать несколько более ясных случаев:

Одну сказку мы имеем в следующих случаях:

1) Если вся сказка состоит из одного хода.

2) Если сказка состоит из двух ходов, из которых один кончается положительно, а другой отрицательно. Образец: ход I -- мачеха изгоняет падчерицу. Отец ее увозит. Она возвращается с подарками. Ход II -- мачеха посылает дочерей, отец их увозит, они возвращаются наказанными.

3) При утроении целых ходов. Змей похищает девушку. Ходы I и II -- старшие братья по очереди отправляются ее искать, застревают. Ход III -- младший отправляется, выручает девушку и братьев.

4) Если в первом ходе добывается волшебное средство, которое только во втором применяется. Образец: ход I -- братья отправляются из дому добывать себе коней. Они их добывают, возвращаются. Ход II -- змей угрожает царевне. Братья отправляются.

71

При помощи коней достигают цели. -- Здесь, по-видимому, произошло следующее: добыча волшебного средства, обычно помещаемая в середине сказки, в этом случае выдвинута вперед, за главную завязку (угроза змея). Добыче волшебного средства предшествует осознание недостачи, ничем не мотивированное (братьям вдруг хочется иметь коней), но вызывающее поиски, т. е. ход.

5) Одну сказку мы имеем также, если до окончательной ликвидации беды вдруг ощущается какая-либо нехватка или недостача, что вызывает новые поиски, т. е. новый ход, но не новую сказку. В этих случаях нужен новый конь, яйцо -- смерть Кощея и пр., что и дает начало новому развитию, а начатое развитие временно приостанавливается.

6) Одну сказку мы имеем также в том случае, когда в завязке дается сразу два вредительства (изгнание и околдование падчерицы и пр.).

7) Одну сказку мы имеем также в текстах, где первый ход включает бой со змеем, а второй начинается с похищения добычи братьями, сбрасывания героя в пропасть и т. д., а затем следуют притязания ложного героя (Ф) и трудные задачи. Это то развитие, которое выяснилось перед нами при перечислении всех функций сказки. Это наиболее полная и совершенная форма сказок.

8) Сказки, где герои расстаются у подорожного столба, также могут считаться цельными сказками. Надо, однако, заметить, что судьба каждого брата может дать совершенно отдельную сказку, и возможно, что этот случай придется исключить из разряда цельных сказок.

Во всех других случаях мы имеем две сказки и больше.

9). Пример анализа.

Жили старичок со старушкою; у них была дочка да сынок маленький1. 1. Начальная ситуация (i).
"Дочка, дочка, -- говорила мать, -- мы пойдем на работу, принесем тебе булочку, сошьем платьице, купим платочек: будь умна, береги братца, не ходи со двора"2. 2. Запрет, усиленный обещаниями (б1).
Старшие ушли3, а дочка забыла, 3. Отлучка старших (е1).
что ей приказывали4, посадила братца на травку под окошко, а 4. Нарушение запрета мотивируется (Мот).
сама" побежала на улицу, заигралась, загулялась5. 5. Нарушение запрета (b1).
Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках6. б. Вредительство (А1).
Пришла девочка, глядь -- братца нету7. 7. Рудимент сообщения беды (В4).
Ахнула, кинулась туда-сюда -- нету. Кликала, заливалась слезами, причитывала, что худо будет от отца и от матери, -- братец не откликнулся8. 8. Детализация; рудимент утроения.
Выбежала в чистое поле9; 9. Выход из дома в поиски (C{).
метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Гуси-лебеди давно себе дурную славу 10. Так как в сказке нет отправителя, который сообщил бы о беде, эта роль, с некоторым опозда
нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали. Девушка угадала, что они унесли ее братца, бросилась их догонять10. нием, переносится на похитителя, который тем, что он показывается на секунду, дает сведения о характере беды (связка --§).
Бежала, бежала, стоит печка11. 11. Появление испытателя (каноничная форма появления его -- встречен случайно) [71, 73]*.
"Печка, печка, скажи, куда гуси полетели?" -- "Съешь моего ржаного пирожка -- скажу"12. -- 12. Диалог с испытателем (очень сокращенный) и испытание Д1 [76, 78b].
"О, у моего батюшки пшеничные не едятся"13. 13. Заносчивый ответ=отрицательная реакция героя, (невыдержанное испытание Г1neg).
(Следует встреча с яблоней и с речкой. Сходные предложения и сходные заносчивые ответы)14. 14. Утроение. Мотивы Д1--Г1neg повторяются еще два раза. Награждения все три раза не происходит (Z1neg).
И долго бы ей бегать по полям, да бродить по лесу, да к счастью попался еж15; 15. Появление благодарного помощника.
хотела она его толкнуть16, 16. Беспомощное состояние помощника без просьбы о пощаде (д7).
побоялась наколоться17 и спрашивает: 17. Пощада (Г7).
"Ежик, ежик, не видал ли, куда гуси полетели?"18 -- 18. Диалог (связующий элемент -§).
"Вон, туда-то", -- указал19. 19. Благодарный еж указывает путь (Z9=R4).
Побежала -- стоит избушка на курьих ножках, стоит -- поворачивается20. 20. Жилище антагониста-вредителя [92b].
В избушке сидит Баба-яга, морда жилиная, нога глиняная21. 21. Облик антагониста [94].
Сидит и братец на лавочке22, 22. Появление искомого персонажа [98].
играет золотыми яблочками23. 23. Золото -- одна из постоянных деталей искомого персонажа. Атрибут [99].
Увидела его сестра, подкралась, схватила и унесла24, 25, 24. Добыча с применением хитрости или силы (Л1).
  25. Не упомянуто, но подразумевается возвращение ( } ).
а гуси за нею в погоню летят26; 26. Погоня, преследование в форме полета (Пр1.).
нагонят злодеи -- куда деваться?" Вновь следует тройное испытание тех же персонажей, но с положительным ответом, который вызывает помощь самого испытателя в форме спасения от погони. Речка, яблоня и дерево прячут девушку27. Сказка кончается прибытием девочки домой. 27. Вновь трижды то же испытание (Д1), реакция героя на этот раз положительная (Л). Испытатель предоставляет себя в распоряжение героя (79), осуществляя этим спасение от погони (Сп4).

Если теперь выписать все функции этой сказки, то получится следующая схема:

 

 



2020-03-19 302 Обсуждений (0)
А. Способы сочетания рассказов. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: А. Способы сочетания рассказов.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (302)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)