Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Инновации как экономическая категория



2020-03-19 167 Обсуждений (0)
Инновации как экономическая категория 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

Введение..............................................................................................................3

1. Инновации как экономическая категория…………..…..................................4

2. Цели, задачи и содержание инновационной деятельности в аграрном производстве…...................................................................................................5

3. Экологические, территориальные и отраслевые аспекты инновационной деятельности……..………………………………………………………….....8

4. Инновационная активность сельскохозяйственных предприятий как фактор конкурентоспособности……………………………………….…….11

Заключение…………………………………………………………………….....14

Список литературы ...............................................................................................15

 


Введение

Вопросы модернизации российской экономики и ее аграрного сектора широко обсуждаются научной общественностью, хозяйственниками и в структурах государственной власти. Посвященная программе создания новой экономики предвыборная статья В.В. Путина ставит задачи диверсификации и повышения конкурентоспособности экономики на современной технологической базе, резкого подъема инновационной активности и увеличения доли высокотехнологичных и интеллектуальных отраслей. Фактически модернизация провозглашена в качестве национальной идеи, цементирующей различные социальные слои российского общества. Так, Президент Российской Федерации Д.А. Медведев еще на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 29 июля 2010 года оценил приоритетный национальный проект «Развитие АПК» как «один из самых успешных национальных проектов» и подчеркнул, что «наше сельское хозяйство постепенно превращается в высокотехнологичный сектор экономики».

В основе государственной стратегии модернизации аграрного производства лежит переход на инновационный путь развития отрасли. Он предполагает рост объемов производства наиболее востребованных продовольственных товаров темпами не ниже 5–6% в год. При этом качество и другие параметры российской агропродовольственной продукции должны обеспечивать ее мировую конкурентоспособность, расширяющую возможности экспорта и импортозамещения. Инновационный сценарий развития агропромышленного комплекса, как и других народно-хозяйственных комплексов с высокой долей добавленной стоимости, позволит России восстановить международные рыночные позиции, принадлежавшие ей в начале XXв., обеспечит ее долгосрочную продовольственную независимость и доведение среднедушевых показателей потребления наиболее ценных продуктов питания до научно обоснованных норм.

Инновации как экономическая категория

С середины XX в. внимание экономистов разных стран привлекает экономическая категория, на предыдущих этапах развития экономической мысли встречавшаяся лишь эпизодически в небольшом числе научных публикаций. Эта категория – научно-технический прогресс и его высшая форма –научно-техническая революция.

Категория «инновация» была введена в научный оборот одним из выдающихся американских экономистов XX в. Й. Шумпетером (до эмиграции в 1933 г. в США жил и работал в Австрии и Германии). В опубликованной в 1939 г. научной монографии «Экономические циклы» он рассматривал инновации как изменения в технологии и управлении производством, новые комбинации использования производственных ресурсов, позволяющие преодолевать экономические кризисы. Развитие экономики Й. Шумпетер трактовал как переход от кризиса к подъему, к новому качеству производства на основе инноваций. На первых этапах предприятия, освоившие новые комбинации ресурсов, сосуществуют со старыми, но со временем они вытесняют старые, завоевывая значительную часть рыночных ниш.

В 1993 г. в итальянском городе Фраскати ученые – представители стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) – утвердили специальный документ, посвященный основным проблемам инновационной деятельности в современном мире. Этот документ получил название «Руководство Фраскати». В нем инновации определяются как конечный результат инновационной деятельности, воплощенный в виде нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практике. Таким образом, научно-техническую деятельность можно рассматривать как содержание, сущность инновационной деятельности, а инновации – как ее форму и результат.

Категорию «инновация» («нововведение») следует отличать от близкой, но отнюдь не идентичной ей категории «новшество» («новация»). К новшествам могут относиться документально оформленные результаты фундаментальных разработок в соответствующих сферах экономики. Они могут подтверждать сделанные открытия, завершенные изобретения, полученные патенты, ноу-хау и т. д. Однако чтобы стать инновацией (нововведением), новшество должно быть применено практически, так как инновация – конечный результат освоения новшества для получения научно-технологического, экономического, социального, экологического или иного эффекта.

2. Цели, задачи и содержание инновационной деятельности в аграрном производстве

Инновационный менеджмент – это управленческая деятельность в инновационной сфере. В современных условиях он призван проникать во все основные процессы научно-технической, производственной, маркетинговой, кадровой, финансовой и иной деятельности, обеспечивая укрепление конкурентных позиций хозяйствующих субъектов как на внешних, так и на внутренних рынках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Управление производственной деятельностью предприятия основывается на менеджменте-маркетинге, то есть управленческой деятельности, призванной выявлять направления и масштабы платежеспособного спроса потребителей на продукцию, которую в состоянии производить или уже производит конкретное предприятие. Это позволит более рационально и обоснованно осуществлять производственный (операционный) менеджмент, регулировать ресурсное оснащение, предполагаемые технологические операции и издержки производства.

Эффективное управление качеством всех компонентов производства – важнейший фактор и условие прочных конкурентных позиций хозяйственной системы.

В то же время ни одно адаптированное к рынку предприятие, в том числе и сельскохозяйственное, не может обойтись без логистического менеджмента, обеспечивающего эффективность закупочно-заготовительных операций (снабжение ресурсами), операций по временному хранению (складированию) и внутрипроизводственному перемещению материальных ресурсов, а также транспортных и сбытовых, направленных на минимизацию разрывов времени между выпуском готовой продукции и ее доведением до потребителей, выполнивших поставленные перед ними финансовые обязательства.

Без хорошо поставленного офис-менеджмента, то есть документационного обеспечения управления, предприятие может постоянно оказываться в проигрышном положении во взаимоотношениях с персоналом, поставщиками, покупателями, налоговыми и другими государственными организациями. Все, что происходит на предприятии, в конечном счете осуществляется ради его финансового благополучия – достаточной платежеспособности, повышения ликвидности бухгалтерского баланса, превышения притоков денежных средств над их оттоками (положительный «кэш флоу», то есть наличие чистого денежного потока). При этом желательно, чтобы чистые активы предприятия ежегодно имели положительную динамику. В конечном счете все это зависит как от качества уже перечисленных видов управленческой деятельности, так и от финансового менеджмента, непосредственно отвечающего за надежность финансирования, финансовую устойчивость и в целом финансовое состояние организации.

В определенной мере благополучие предприятия определяется и качеством налогового менеджмента, все чаще обособляющегося от финансового менеджмента.

Непреодоленные риски могут вести к резкому ухудшению финансового положения предприятия, а иногда – к банкротству. Вот почему появился еще один вид управленческой деятельности – управление рисками в предпринимательской деятельности. Его успешность также зависит от масштабов инновационной деятельности предприятия.

Важнейшая задача менеджмента – не допустить возникновения кризисной ситуации. Это функция стратегического менеджмента. Он призван разрабатывать и реализовывать меры, прежде всего инновационной направленности, укрепляющие конкурентные позиции организации, противостоящие внешним угрозам конкурентов. Такие меры позволят хозяйствующему субъекту удержать, а может быть и расширить свои рыночные ниши, избежать кризиса и неплатежеспособности.

Успех инвестиционного менеджмента зависит от качества экономической оценки инвестиций, прогнозирования сроков их окупаемости и конечной эффективности. Инновационный менеджмент организации должен входить в компетенцию высшего менеджера хозяйственной системы. Конечный успех любого вида управленческой деятельности зависит от ее инновационной составляющей.

Содержание инновационной деятельности зависит от специфики сферы деятельности, но в общем виде она может быть представлена следующей моделью (рис. 3).

Как показывает опыт инновационно-активных предприятий, отраслей, регионов и целых стран, именно такая модель способствует экономическому росту.



2020-03-19 167 Обсуждений (0)
Инновации как экономическая категория 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Инновации как экономическая категория

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (167)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)