Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ограничение входа фирм на региональных рынках



2020-03-17 270 Обсуждений (0)
Ограничение входа фирм на региональных рынках 0.00 из 5.00 0 оценок




 

При переходе к рыночным отношениям в регионе формируется новая институциональная структура хозяйства, расширяется состав субъектов региональной экономики, включающий государственные предприятия и организации, акционерные общества, частные фирмы, иностранные компании, совместные предприятия и т.д. В результате этого формируются субъекты рыночной инфраструктуры - региональные коммерческие банки, региональные инвестиционные фонды, страховые компании, маркетинговые, консалтинговые фирмы, аудиторские организации и др. Активизируется участие населения в региональной экономике, оно не только выступает потребителем товаров и услуг, но и ведет предпринимательскую деятельность в сфере производства, а также торгово-посредническую и финансово-коммерческую деятельность.

Существенным образом меняется роль региональной администрации как субъекта рыночных отношений. Ее главной функцией становится регулирование рыночных процессов, в которые вовлечены все субъекты регионального хозяйства.

По характеру воздействия на рыночные процессы инструменты государственного регулирования подразделяются на прямые и косвенные, по широте воздействия - на общеэкономические и селективные, по каналам воздействия - на экономические и административные, по политике действий и формам реализации - на налоговые, бюджетные, кредитно-денежные, ценовые, антимонопольные, внешнеэкономические, институциональные и др.

На региональном рынке происходит согласование интересов хозяйствующих субъектов (производителей, посредников и потребителей). В условиях, когда в экономике действует множество хозяйствующих субъектов различных форм собственности, каждый из которых руководствуется своими экономическими интересами, оптимальным вариантом управления процессами в сфере обращения становится косвенное воздействие на эти процессы.

Формирование региональных рынков должно осуществляться с учетом функций и особенностей различных типов субъектов региональных рыночных отношений. Деятельность субъектов в новых условиях регулируется системой экономических, административных и правовых норм.

Современный период развития экономического механизма характеризуется переходом к экономической самостоятельности региональных систем в условиях укрепления рыночных отношений и ослабления распределительных функций центральных органов управления. В связи с этим необходимо использовать систему экономических и административных методов, обеспечивающих эффективное развитие региональных рынков в условиях демократизации управленческих функций, действия рыночных механизмов мотивации и изменения методологии регионального управления.

Система методов регулирования региональных рынков на уровне субъектов Федерации основывается на следующих методологических предпосылках.

Во-первых, социально-экономическое развитие региональных систем осуществляется в соответствии с законами воспроизводства, и это является основой для изучения сегодняшних проблем регулирования социально-экономических процессов.

Во-вторых, в современных условиях происходит ограничение вертикальных управленческих связей и зависимостей и замена их горизонтальными.

Причем горизонтальные экономические связи формируются под влиянием воспроизводственных циклов с высоким уровнем локализации и в совокупности образуют социально-экономическую среду, обеспечивающую условия эффективного функционирования региональных рынков.

В-третьих, регулирование региональных рынков, рыночной инфраструктуры и всей социально-экономической среды становится главной задачей региональных органов управления.

В-четвертых, для эффективного регулирования рыночных процессов необходимо использование финансово-экономических методов, что обусловливает характер и особенности налогообложения в регионе.

В-пятых, на предприятия и организации, действующие на региональных рынках и участвующие в развитии социально-экономической среды региона региональные органы управления, воздействуют преимущественно экономическими методами.

Это позволяет, не вмешиваясь в их производственно-технологическую и социально-экономическую деятельность, направить усилия предприятий на участие в экономическом и социальном развитии региона.

Рассмотрим особенности административных и экономических методов регулирования региональных рынков и рыночной инфраструктуры (рис. 3).

Административные методы регулирования региональных рынков и рыночной инфраструктуры базируются на присущих региональной системе отношениях власти и подчинения.

Региональные органы, наделенные властью, осуществляют административную деятельность; их функция заключается в координации направлений деятельности хозяйствующих субъектов региона. Административные методы позволяют реализовать общерегиональные интересы; обеспечивают преобладание этих интересов над интересами отдельных субъектов региональной экономики.

В основе административных методов лежит обязательность выполнения предписаний, а также возможность применения мер принуждения в отношении отдельных предприятий, нарушающих установленные правила.

 


Рис.3 Методы регулирования процессов формирования и развития региональных рынков

 

Административные методы регулирования осуществляются в следующих формах:

· прямые административные распоряжения, постановления; они имеют обязательный характер и адресуются субъектам региональной экономики, а значит, воздействуют на конкретную, сложившуюся ситуацию;

·   нормативное регулирование; установление правил, регулирующих деятельность имеющихся в регионе предприятий и организаций различных форм собственности;

·   разработка рекомендаций, а также воздействие, осуществляемое посредством контроля (например, финансово-бюджетного) и надзора (например, за соблюдением государственных стандартов).

Региональные органы управления наделены правом использования широкого набора административных методов регулирования, влияющих как на деятельность отдельных предприятий и организаций, так и на систему региональных рынков в целом. К числу административных методов регулирования относятся следующие:

· определение условий приобретения, создания, преобразования объектов муниципальной собственности;

·   утверждение перечня объектов муниципальной собственности, приобретение, создание и преобразование которых требует согласия местной администрации;

·   определение условий и порядка разгосударствления и приватизации муниципальных предприятий;

·   установление порядка и условий создания или преобразования объектов инфраструктуры, размещения их на территории;

·   определение порядка государственной регистрации коммерческих организаций;

·   установление порядка лицензирования отдельных видов деятельности;

·   определение правил пользования природными ресурсами, приостановка деятельности предприятий в случае нарушения экологических, санитарных, строительных норм;

·   определение порядка предоставления и изъятия земельных участков;

·   размещение предприятий различных форм собственности на территории.

С помощью административных методов региональные органы управления могут регулировать процессы приватизации, формирование и развитие муниципальных предприятий и организаций, размещение новых предприятий на территории региона, привлечение иностранного капитала, использование региональных природных ресурсов, а также социальные процессы. Административные методы должны использоваться в комплексе с экономическими методами, так как их оптимальное сочетание в единой системе может обеспечить нормальное функционирование региональных рынков.

Основная отличительная особенность административных и экономических методов регулирования рыночных процессов заключается в том, что административные методы, как правило, оказывают прямое воздействие на субъектов рыночных отношений, а экономические - косвенное. Экономические методы предполагают полную самостоятельность субъектов региональных рынков при высокой ответственности за принимаемые действия и их последствия, побуждают субъекты региональных рынков к подготовке альтернативных решений и выбору оптимального с точки зрения интересов каждого субъекта и с учетом допустимого экономического риска.

Необходимость в экономических методах регулирования вызвана тем, что на основе только административных методов невозможно решить всю совокупность проблем, возникающих в процессе регулирования региональных рынков.

Сущность экономических методов состоит в воздействии на экономические интересы субъектов региональных рынков с помощью таких инструментов, как налоги, кредиты, субвенции, позволяющих ориентировать региональную экономику на эффективный режим функционирования по возможности без прямого вмешательства органов управления, но в установленных этими органами рамках. Экономические методы регулирования основаны на использовании стимулов, предусматривающих экономическую заинтересованность и ответственность предприятий и организаций региона за последствия принимаемых решений и побуждающих предприятия участвовать в комплексном социально-экономическом развитии региона. Использование экономических методов регулирования повышает эффект действия обратных связей в экономике и обеспечивает сочетание экономических интересов предприятий и организаций, расположенных в регионе. Для этого требуется комплексный подход к разработке и использованию системы экономических методов регулирования, учитывающий всю сложность системы региональных рынков как объекта регулирования. В задачи региональных органов управления входит экономическое регулирование функционирования хозяйствующих субъектов: предприятий и организаций производства и сферы услуг различных форм собственности, населения, занимающегося предпринимательской деятельностью, организаций рыночной инфраструктуры.

В новых условиях взаимоотношения региональных органов управления с субъектами региональных рынков строятся на принципах экономической самостоятельности, самоуправления и эквивалентности отношений, исключительно на налоговой и договорной основе.

Основу взаимоотношений региональных органов управления с предприятиями и организациями различных форм собственности и хозяйствования составляет система налогообложения. Это - главный экономический рычаг, при помощи которого могут быть отрегулированы условия взаимодействия администрации с производителями, расположенными на территории региона. Система налогов строится на единых для всех субъектов хозяйствования принципах; при этом главным требованием является недопущение двойного налогообложения. Налоги должны служить инструментом регулирования финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг на основе единых требований к эффективности производства. Кроме того, налоги по отношению к хозяйствующим субъектам должны стимулировать пропорциональное развитие отдельных подсистем и элементов рыночной инфраструктуры, обеспечивающих необходимые для экономики региона услуги.

Не менее важна и обратная связь - когда региональные органы управления могут активно влиять на экономическое положение производителей. Через систему льгот и санкций региональные власти в состоянии обеспечить:

· развитие всей системы рыночной инфраструктуры и ее отдельных элементов;

·   производство товаров и услуг в соответствии с меняющейся конъюнктурой региональных рынков;

·   ускорение научно-технического прогресса и повышение качества товаров услуг;

·   развитие малых и средних предприятий, особенно на начальной стадии их становления;

·   активизацию предпринимательской деятельности населения;

·   снижение платы за природные ресурсы, аренду земли отдельным предприятиям и организациям рыночной инфраструктуры региона.

Конкурентная среда региональных рынков представляет собой совокупность рыночных субъектов и факторов <http://www.SmartCat.ru/Referat/otoelrambl.shtml>, определяющих характер взаимоотношений между производителями и потребителями в регионе.

Конкурентная среда регионального рынка определяется типом конкуренции и институциональной структурой рынка <http://www.SmartCat.ru/Referat/xtpekramkc.shtml>, развитием различных организационно-правовых форм и форм собственности субъектов рынка.

Для современных региональных рынков России характерны следующие типы структур:

• регионально-монополистическая;

• регионально-олигополистическая;

• деконцентрированная структура регионального рынка.

Для оценки конкурентной среды региональных рынков используются такие критерии, как число продавцов, препятствия входу на рынок новых фирм, чувствительность к изменению цен и дифференциации предлагаемых товаров, поведение субъектов на рынке, условия продвижения товаров на рынке, возможности введения на рынок новых товаров и т. п.

Под барьерами входа на региональный рынок понимаются факторы и обстоятельства, препятствующие новым хозяйствующим субъектам вступить на данный рынок и функционировать на равных условиях с уже действующими на нем хозяйствующими субъектами.

Под барьерами выхода с регионального рынка понимаются факторы, затрудняющие или делающие невозможным прекращение данным хозяйствующим субъектом деятельности на рынке без значительных экономических потерь. Эти барьеры связаны с особенностями различных видов производства: ликвидность производственных фондов, возможность диверсификации производства с использованием имеющегося оборудования, технологий, источников сырья, замкнутость и связанность технологических процессов и др.

Все барьеры делятся на две группы <http://www.SmartCat.ru/Referat/qttecramdj.shtml>: экзогенного и эндогенного характера (Таблица 5).


Таблица 5. Группы барьеров входа и их виды

Группы барьеров входа на региональные рынки: Виды барьеров:

Группа барьеров экзогенного характера • ограниченная емкость регионального рынка; • высокие капитальные затраты <http://www.SmartCat.ru/Referat/ptueeramck.shtml>;

• неравенство стартовых условий <http://www.SmartCat.ru/Referat/ftteframsu.shtml> на рынке;

• ограниченный доступ новых производителей <http://www.SmartCat.ru/Referat/atseiramnz.shtml> к относительно более дешевым и удобным сырьевым источникам;

• технологическое превосходство действующих хозяйствующих субъектов перед потенциальными конкурентами;

• эффект <http://www.SmartCat.ru/Referat/atwemramnz.shtml> масштаба производства;

• вертикальные и горизонтальные связи действующих на рынке субъектов;

• административные ограничения <http://www.SmartCat.ru/Referat/ttiehramgg.shtml> (лицензирование, квотирование, условия регистрации предприятий и т.п.);

• экономические и организационные ограничения (инвестиционная, кредитная, налоговая, ценовая, таможенная политика).

Группа барьеров эндогенного характера • экономические меры, например изменения цен; • наличие резервных производственных мощностей <http://www.SmartCat.ru/Referat/itmegramvr.shtml> у уже действующих на рынке компаний;

• затраты <http://www.SmartCat.ru/Management/rtwedramei.shtml> на продвижение продукции на рынок;

• лицензии, патенты <http://www.SmartCat.ru/Referat/utzeframhf.shtml>, авторские права;

•контроль над стратегическими ресурсами (источники сырья, специалисты, специфические навыки производства и др.).

 

Регионы Российской Федерации в современных условиях являются самостоятельно хозяйствующими субъектами корпоративного типа, определяющими стратегию своего развития и аккумулирующими ресурсы для его осуществления. Это служит объективной основой адаптации «идеологии» и методики сбалансированной системы показателей к региону как структурной экономической единице. Необходимость данного подхода обусловлена тем, что стратегически ориентированное управление развитием региона требует выполнения ряда условий: согласования целей, задач стратегии и ресурсов на ее осуществление, взаимоувязки стратегических ориентиров, показателей краткосрочного планирования и программ социально-экономического развития региона, интеграции региональных стратегий в задания федерального стратегического планирования, обеспечения сбалансированности бюджетов региона и муниципальных образований.

Сбалансированная система показателей - динамично развивающаяся методика, интегрирующая финансовые и нефинансовые показатели, стратегические цели и краткосрочные задачи, расширяющая использование возможностей управленческих и информационных технологий.

Рыночная инфраструктура представляет собой совокупность объектов, обеспечивающих материальные, финансовые и информационные связи между субъектами рынка.

Рыночная инфраструктура региона - это сложная организационно-экономическая система, основными элементами которой являются отрасли оптовой и розничной торговли, материально-технического снабжения, кредитования и страхования, информационного и правового обслуживания, функционирующие в социально-экономической среде региона.

Рыночная инфраструктура является одной из подсистем региональной экономики, которая призвана обеспечить необходимые условия формирования развитых рыночных отношений. Рыночная инфраструктура региона может быть классифицирована по ряду признаков (приложение 3).

Информационная инфраструктура региональных рынков включает: региональные маркетинговые центры, рекламные агентства <http://www.SmartCat.ru/Referat/ctlejrampx.shtml>, оптовые ярмарки и выставки, средства связи, консультационные фирмы и др.

Укрепляет власть монополиста над рынком и полнота имеющейся у него информации. Обслуживая всех потребителей отрасли, он точно знает объем рынка, может оперативно и с абсолютной точностью отслеживать изменения объемов продаж и, уж конечно, в деталях осведомлен о ценах, которые сам же и устанавливает. К показателю рыночной власти можно отнести индекс Герфиндаля-Гиршмана.

Индекс Герфиндаля-Гиршмана - индекс рыночной концентрации товаров разных фирм, представленных на рынке; исчисляется как сумма квадратов долей рынка товаров каждой из фирм. Наибольшее значение индекса достигается при монополизации рынка; носит название также индекса рыночной концентрации.

 

,

 

где S1,S2 - выраженные в процентах доли продаж фирм в отрасли, определяемые как отношение объёма продаж фирмы к объёму всех продаж отрасли

По результатам расчета индекса рынки делят на три типа:тип - высококонцентрированные рынки: 2000 < HHI < 10000 ;тип - умеренно- или среднеконцентрированные рынки: 1000 < HHI < 2000 ;тип - низкоконцентрированные рынки: HHI < 1000 .

Одной из угроз экономической безопасности является феномен рейдерства или «экономического бандитизма», который в последние годы получил широкое распространение. Этимология понятия рейдерства имеет отношение к пиратству - морскому разбою. Термин "рейдерство" восходит к английскому the raid - "набег", "внезапное нападение" и в переводе с английского означает "налетчик".

Криминальный бизнес рейдеров измеряется миллиардами долларов, нанося огромный ущерб промышленным предприятиям и экономическому росту России. Эксперты не исключают возможности, что рейдерство может уничтожить малый и средний бизнес, если ему не будут противопоставлены жесткие присекательные меры законодательного характера.

Ежегодно в России фиксируется свыше 60 тыс. рейдерских атак, в результате которых разрушаются стратегические предприятия, банкротятся производства, снижается инвестиционная привлекательность целых отраслей.

Рейдерство в России ведет к увеличению коррумпированности государственных служащих и представителей судейского корпуса, повышению уровня безработицы, уклонению от уплаты налогов, монополизации рынка, утраты конкурентоспособности, разрушению и спаду производства, дискредитации представителей власти, правоохранительных органов и судов, ухудшению инвестиционного климата, активизации процессов отмывания денег, полученных преступным путем.

Ведение бизнеса - весьма непростое занятие, сопряжённое с огромной ответственностью и морем разнообразных проблем. Сегодня российские бизнесмены всё чаще сталкиваются с рейдерством, очень неприятным процессом для владельцев поглощаемого бизнеса.

Понятие «рейдерский захват» можно охарактеризовать, как недружественное поглощение бизнеса против воли поглощаемой компании, прав собственности, имущества, с использованием (посредством коррупции) силовых, государственных и административных ресурсов. Однако, мнение о том, что рейдерство носит исключительно криминальный характер - ошибочно.

Данный вид отношений регулируется ФЗ РФ «Об акционерных обществах», ФЗ РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Гражданским Кодексом РФ и подразумевает соблюдение норм Уголовного Кодекса РФ.

Существует три разновидности рейдерских атак:

· чёрное рейдерство - криминализированный, насильственный метод захвата (подкуп, шантаж, силовой вход на предприятие, подделка реестра акционеров);

·   серое рейдерство - поглощение посредством подкупа должностных лиц, подделки документов (более мягкий вариант);

·   белое рейдерство - (западный вариант) легальный M&A (слияние и поглощение-синоним рейдерства в западном понимании), посредством, например, организации забастовок или проверок контролирующими органами.

К основным методам рейдерства можно отнести:

) мошенничество, то есть поглощение посредством взяток, подкупов, подделки документов.

) «гринмейл» - психологическое давление (квазизаконный метод);

) банкротство;

) силовой захват;

) административный ресурс (местные или федеральные власти);

) акционерный капитал (приобретение до 15% акций - собрание собственников - смена руководства);

) наёмное руководство;

) путём оспаривания приватизации (когда предприятие приватизируется незаконным путем);

) через кредиторскую задолженность (рейдер скупает мелкие задолженности предприятия и предъявляет их к единовременной оплате).

Но возможно ли как-то противостоять этому явлению? Вероятно, что есть шанс исправить ситуацию в глобальном смысле слова. Пересмотреть придётся многое, начиная с работы над защитой бизнеса, независимостью суда, грамотного прогнозирования, и, безусловно, совершенствования законодательства, создания независимой честной следственной структуры и заканчивая полной ликвидацией коррупции. Очевидно, что если это и случится, то явно не скоро. Сейчас в подобной ситуации могут помочь только грамотные юристы. Именно поэтому за защитой своих прав приходится обращаться к специалистам, которые знают и законодательство, как метод противостояния рейдерским захватам, и способы своевременной предварительной защиты от них.

К разряду основных мотивов рейдерского поглощения можно отнести:

) увеличение доли на рынке;

) устранение конкурентов;

) корпоративный шантаж (гринмэйл);

) приобретение ликвидных активов предприятия с целью их последующей реализации по более высокой цене.

Рейдерство в его специфически российском понимании в принципе не может существовать без соучастия представителей государства и коррупции, в получении контроля над предприятием или собственностью задействован широкий спектр поддержки, начиная от административного давления (в том числе с привлечением правоохранительных органов) и заканчивая "нужными" решениями в судах.

Распространению рейдерства способствует то, что Россия - страна с переходной экономикой, где слабо функционируют рыночные институты, как то институт собственности и институт предпринимательства. Многие предприятия не имеют чистой и прозрачной истории приватизации, рассматриваются как нелегитимные, имеют плохой имидж, не добавляет стабильности и структура собственности, при которой контрольный пакет целевой компании принадлежит руководству. Нарушаются права акционеров, не выплачиваются дивиденды миноритарным акционерам. Низок уровень предпринимательской культуры, ведется "черная" бухгалтерия, отсутствует корпоративная политика - все это благоприятная почва для незаконного рейдерского предела собственности и для экономической преступности.

Основными факторами развития криминального рейдерства в России являются:

. Осуществление экономических реформ в стране по криминальному вектору.

. Получение возможности легализации незаконных сделок посредствам "добросовестного приобретения" и судебные процедуры.

. Наличие в стране резерва невостребованных высококвалифицированных специалистов (экономистов, аудиторов, юристов, PR-технологов и др.), из числа которых формируются "команды захватчиков".

. Отсутствие легального определения рейдерства как криминального явления.

. Наличие коррупционных связей "захватчиков" с государственными чиновниками.

Основой российского антимонопольного законодательства является Федеральный закон (Россия) «О защите конкуренции». Закон содержит ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение. Наличие последнего устанавливается на основе определения доли компании в общих продажах на рынке или определения совокупной доли, которую занимают на рынке несколько крупнейших (в смысле объема продаж) компаний.

Высокий уровень монополизации и его резко отрицательное влияние на экономику делает необходимым проведение в нашей стране антимонопольной политики. Более того, Россия нуждается в демонополизации, т.е. радикальном сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия.

Главной проблемой и одновременно трудностью при этом является специфика унаследованного от социалистической эпохи монополизма: российские монополисты по большей части не могут быть демонополизированы путем разукрупнения.

В своей деятельности предприниматели постоянно сталкиваются с препятствиями, создаваемыми органами власти на региональном и местном уровнях, которые существенно затрудняют создание новых фирм, мешают им выходить на рынок и успешно развиваться.
Анализ состава правонарушения, предусмотренного ст. 14.9 КоАП, представляет также интерес в связи с тем, что пресечение нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления (ст. ст. 7 и 8 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках") в настоящее время становится все более актуальным. По количеству дел, возбуждаемых антимонопольными органами, они занимают второе место после злоупотребления доминирующим положением на товарном рынке (ст. 5 того же Закона). При этом акты и действия органов исполнительной власти, направленные на ограничение конкуренции, лидируют.

Особое место занимают барьеры для входа на товарные рынки, создаваемые органами государственной власти в рамках процесса регулирования экономики (лицензирование, регистрация, регулирование цен, ограничение перемещения товаров, государственная помощь отдельным хозяйствующим субъектам, предоставление эксклюзивных прав и т.п.). В то же время устранение административных барьеров в предпринимательской деятельности имеет несомненный позитивный макроэкономический эффект. Здесь следует учесть, по крайней мере, два обстоятельства. Во-первых, устранение препятствий для входа на рынок оживляет конкуренцию, стимулирует снижение издержек производства и в конечном счете имеет положительный эффект для потребителя. Во-вторых, нельзя не принимать во внимание обычную реакцию предпринимателей на ужесточение административных барьеров - уход в теневую экономику с целью снижения трансакционных издержек и "бюрократических" рисков. Поэтому следствием устранения административных барьеров является рост доходов бюджетов всех уровней. Этим и обусловлено появление в Кодексе РФ об административных правонарушениях нового состава.

Можно выделить три принципиальных возможности понижения степени монополизации:

1) прямое разделение монопольных структур;

2) иностранная конкуренция;

)   создание новых предприятий.

Ограничительные меры предусмотрены законом "О конкуренции" и применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство.

Закон запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения с тем, чтобы создавать или поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.

Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.

Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления являются наиболее типичным (более 60%) нарушением антимонопольного законодательства.

Наряду с запретами на заключение вредных для конкуренции соглашений и на злоупотребление доминирующим положением для борьбы с ограничением конкуренции применяется контроль над экономической концентрацией. Она возникает:

·         в результате создания, реорганизации или слияния предприятий и объединений;

·         когда появляется возможность для группы организаций проводить на рынке согласованную политику. Согласно закону "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", если предприятие достигает определенного порога по объему операций, оно обязано получить согласие антимонопольного органа на свои действия (предварительный контроль) или уведомить его о них (последующий контроль).

Среди ограничителей конкуренции следует выделить:

во-первых, соглашения, которые препятствуют доступу других предприятий на рынок;

во-вторых, отказы от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями;

в-третьих, соглашения по разделу рынка по территориальному признаку или ассортименту реализуемой продукции, по кругу продавцов или покупателей;

в-четвертых, ценовые соглашения.

Предварительно контролируются:

во-первых, создание, слияние и присоединение коммерческих организаций, объединений, союзов и ассоциаций, если их активы превышают 100 тыс. МРОТ;

во-вторых, ликвидация и разделение (выделение) государственных и муниципальных унитарных предприятий, активы которых превышают 50 тыс. МРОТ, если это приводит к появлению предприятия, доля которого на товарном рынке превышает 35% (за исключением случаев, когда предприятие ликвидируется по решению суда). Кроме этого, предварительное согласие требуется, когда:

·         лицо (группа лиц) приобретает акции (доли) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, если оно (она) получает право распоряжаться более чем 20% таких акций. Это требование не распространяется на учредителей хозяйственного общества при его образовании;

·         одно предприятие (группа лиц) получает в собственность или пользование основные производственные средства либо нематериальные активы другого предприятия и балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 10% балансовой стоимости этих средств и активов предприятия, отчуждающего имущество;

·         лицо (группа лиц) приобретает права, позволяющие определять условия ведения предпринимательской деятельности предприятия или функции его исполнительного органа.

Действия, направленные на приобретение преимуществ, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб их деловой репутации.

Растет интерес предпринимателей к защите деловой репутации предприятия и правовой охране товарных знаков от их незаконного использования.

Законом запрещено принимать нормативные акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан.

Однако власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления допускают многочисленные нарушения, в частности необоснованно предоставляют льготы, ограничивают создание предприятий, вводят запреты на их деятельность, продажу или покупку товаров, указывают на приоритетность некоторых договоров, произвольно устанавливают размеры регистрационного сбора, препятствуют выходу на рынок товаров и услуг "иногородних" предприятий и т.п.

Есть еще одна проблема, заключающаяся в том, что десятилетиями складывающаяся отраслевая монополия не может быть быстро заменена свободным и самоорганизующимся рынком, ведь утверждение конкурентных отношений - не единовременная моментальная акция, а процесс длительный, сложный, а для немалого же числа предприятий - губительный. Выжить смогут лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.

Поведение на рынке считается антиконкурентным, когда занижение цены происходит лишь на короткое время, ибо падение цены чаще всего прекращается и уступает место ее росту, как только хозяйствующий субъект, являющийся мишенью такого поведения, покидает рынок. И, напротив, можно считать, что острота конкуренции возрастает, когда хозяйствующий субъект идет на значительное понижение цены, приближая ее к затратам, но при этом не ставит как важную цель вытеснить других производителей с рынка.

Барьеры могут возникать не только в результате активной политики доминирующего предприятия, но и в результате государственной законодательной политики в области патентов, авторских прав и т.п. В этих отраслях может использоваться регулирование цен, что сопряжено со значительными трудностями. Так, можно регулировать качество товаров и услуг, но его регулирование является фактором, дополняющим регулирование цен. Организовать регулирование расходов на капиталовложения и нововведения практически невозможно. Такие непосредственные способы, как регулирование цен, ассортимента продукции, его качества или затрат, могут использоваться в тех ограниченных обстоятельствах, когда невозможно увеличить степень конкуренции на рынке (снятием регулирующих барьеров, препятствующих выходу на рынок новых участников, или осуществлением демонополизации), т.е. практически только там, где данный рынок является естественной монополией. (На рынке действует одна биржа). То есть сам факт доминирования на рынке не может и не должен рассматриваться как нарушение антимонопольного законодательства.

Подводя итог параграфа, можно выделить, на региональном рынке происходит согласование интересов хозяйствующих субъектов (производителей, посредников и потребителей). В условиях, когда в экономике действует множество хозяйствующих субъектов различных форм со



2020-03-17 270 Обсуждений (0)
Ограничение входа фирм на региональных рынках 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ограничение входа фирм на региональных рынках

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (270)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)