Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Политическое сознание и политическая культура. Идеология в политике



2020-03-19 303 Обсуждений (0)
Политическое сознание и политическая культура. Идеология в политике 0.00 из 5.00 0 оценок




Определите следующие понятия темы (письменно):

Политическое сознание, виды политического сознания, уровни политического сознания, политическая идеология, функции политической идеологии, политическая культура, правовое сознание, виды политической культуры, демократическая политическая культура, авторитарное политическое сознание, демократическое политическое сознание.

Ответы:

Политическое сознание - это идеи субъектов политики об использовании ресурсов сообщества для её безопасного развития.

Виды политического сознания:

а) Индивидуальное политическое сознание формируйся в процессе политической социализации и выражает способность личности оценивать политику и характер установки на проявление активности в ней.

б) Группового сознания носителями, которого выступают политические партии и другие организации. Здесь сознание представлено в виде программы деятельности этих организаций.

в) Массовое политическое сознание выражает характер знаний общества о политической действительности и представлено общественным мнением.

Уровни политического сознания:

а) Теоретический уровень представлен специально созданными концепциями, идеями и принципами построения политической жизни.

б) Эмпирический уровень выступает в форме идей, накопленных политическими деятелями в процессе практической политической жизни. Не всегда политические идеи четко сформулированы в теоретических положениях манифестов или партийных программ. Некоторые важные идеи находят выражение в речах государственных, политических и общественных деятелей, публикациях средств массовой информации.

в) Обыденный уровень политического сознания - повседневное состояние общественного мнения по поводу политической жизни. Другое название этого уровня - «общественная психология».

Политическая идеология - это система идей, взглядов, концепций на политическую жизнь, способов объяснения мира политики, в основе которой лежат ценности, ориентации на те или иные политические явления, процессы, структуры.

Функции политической идеологии:

а) Ориентационная: идеология ориентирует субъектов политики в системе ценностей и интересов данной социальной группы.

б) Мобилизационная: идеология дает установку на определенную политическую активность ее последователям.

в) Интегрирующая: идеология противостоит частным интересам и выступает объединяющим фактором для соответствующей социальной группы.

Политическая культура - часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение.

Правовое сознание - это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права.

Виды политической культуры:

а) Гомогенный (в США и Великобритании) - большинство населения разделяет принципы устройства данной политической системы и терпимо относится к разногласиям.

б) Фрагментированный (в континентальной Европе) - согласие по основным политическим вопросам отсутствует; общество разделено на субкультуры, часто не совмещающие друг с другом.

в) Доиндустриальный (в модернизирующихся развивающихся странах) - новые политические реалии, смешанные с традиционным политическим поведением.

г) Тоталитарный (в коммунистических и националистических странах) - гомогенность присутствует, но искусственная, жестко, насильно навязанная сверху.

Демократическая политическая культура - вид политической культуры, который характеризует своим содержанием технологию формирования политики, основанную на демократических правилах принятия руководящих решений.

Авторитарное политическое сознание - это форма политического сознания, которая характеризуется признанием безусловного, бесспорного и неограниченного авторитета персонифицированной власти и служит социально-психологической основой авторитарного и тоталитарного режимов.

Демократическое политическое сознание - совокупность ментальных явлений, в которых выражается восприятие политики индивидуальным субъектом политического процесса.

в) Выполните следующие контрольные задания (письменно):

Приведите пример использования научного политического сознания в деятельности политических институтов Вашего города.

Определите, к какому уровню политического сознания можно отнести политическое сознание какой-либо партии, функционирующей на территории Вашего проживания.

Покажите, на каком уровне политического сознания находитесь Вы лично (обоснуйте ответ).

Назовите две ведущие партии, существующие в регионе Вашего проживания, и определите, к каким идеологическим концепциям относятся их идеологии.

Определите тип политической культуры, который характерен для населения города, где Вы живете.

Определите уровень правового сознания населения региона, где Вы живете (обоснуйте ответ).

Объясните, в чем конкретно проявляется авторитарность политического сознания какого-либо политического деятеля Вашего региона.

Определите, к какому типу политического сознания (демократическому, авторитарному, патриархальному) относится политическое сознание населения Вашего региона.

Покажите, на каком уровне политической культуры (высоком, среднем, низком) находится население Вашего города (обоснуйте ответ).

Приведите пример высокой политической культуры какого-либо политического лидера, функционирующего там, где Вы проживаете. Докажите это (можно по публикациям в СМИ).

Ответы:

. Политическое сознание - это осознание сферы политики социальными субъектами (индивидами, группами, общностями, общественными классами). Оно выступает как совокупность соответствующих знаний и оценок. Так примером политического сознания являются исполнение гражданских обязанностей, активное участие в политической жизни.

. Партиям на территории моего места проживания свойственны все уровни политического сознания: политический, эмпирический и теоретический.

. Лично я нахожусь на эмпирическом и обыденном уровнях политического сознания, поскольку они отражают политическую действительность в форме ощущений, иллюзий, переживаний, представлений.

. «Единая Россия» создает новый формат работы в регионах, который позволит выявить ключевые направления развития территорий и реализовать самые перспективные проекты, повышающие качество жизни граждан.

Несмотря на то, что о создании ЛДПР было объявлено Владимиром Жириновским еще в марте 1990 года, строительство региональных партийных организаций ЛДПР началось только в 1991-92 годах. Первыми «жириновцами» в Сибири были люди, с одной стороны, не проявлявшие особой политической активности во время «перестроечного бума» 1987-90 годов, с другой - те, кто не разделял политических идей как разваливающейся на глазах КПСС, так и «демократов» различного толка, а также сторонился считавшихся одиозными «патриотов». Такой «кадровый состав» послужил в свое время одним из поводов для упреков в адрес ЛДПР в привлечении в свои ряды «маргиналов».

Однако, несмотря на появление зачатков региональных структур, до декабря 1993 года ЛДПР оставалась одной из многих в России «партий Садового кольца». Реальное партийное строительство в регионах для ЛДПР началось после внезапной победы на выборах в Госдуму в 1993 году. Судя по всему, основных причин для резкого реального развития региональных организаций у руководства партии было две. Во-первых, это подготовка к проведению в регионах следующих думских выборов. Во-вторых - появление интереса к ЛДПР у бизнес - структур, не желающих инвестировать средства в организации, не способные обеспечить отстаивание их интересов в законодательных органах власти.

) Теория политической культуры позволила преодолеть ограниченность институционального анализа в политических исследованиях, не способного объяснить, почему, например, одинаковые по форме институты государственной власти в разных странах действуют порой совершенно по-разному. Сосредоточив же внимание на разделяемых людьми ценностях, локальной мифологии, содержании символов и стереотипов, человеческой ментальности и прочих аналогичных явлениях. Теория политической культуры дала возможность глубже исследовать мотивацию политического поведения граждан и институтов, выявить причины множества конфликтов, которые невозможно было объяснить, опираясь на традиционные для политики причины: борьбу за власть, перераспределение ресурсов и т. д.

Особой сложностью отличается стиль массового политического поведения граждан, поддерживаемый строением институтов власти, т.е. политическая культура общества в целом. Эта политическая культура, закрепляя нормы, стереотипы, приемы общения и проч. в политическом языке (соответствующих терминах, символах и т. д.). Придает особую значимость атрибутам государственности (флагу, гербу, гимну). Тем самым политическая культура стремится интегрировать общество, обеспечить стабильность отношений элиты и электората.

Там же, где люди отчуждены от власти и не имеют возможности руководствоваться значимыми для себя политическими ценностями и целями, как правило, возникает противоречие между официальной (поддерживаемой институтами государства) политической культурой и теми ценностями (и соответствующими им формами поведения), на которые сориентировано большинство или значительная часть населения.

. Многочисленные эмпирические обследования показывают, что различные профессиональные группы правоведов неодинаково воспринимают юридическую действительность. Судья относится и оценивает правовую реальность иначе, чем прокурор, прокурор - иначе, чем адвокат, следователь - иначе, чем эксперт-криминалист, юрисконсульт банка - иначе, чем преподаватель юридического факультета и так далее, хотя все они получили высшее юридическое образование. Столь пестрое многообразие правосознаний объясняется тем, что, казалось бы, единый теоретический взгляд на право преломляется через функционально различные виды практической деятельности, включая законодательную и правоприменительную.

Собственно теоретический уровень правосознания по идее должен быть тождествен системе научных понятий, духовно воспроизводящих функционирующую и развивающуюся юридическую систему. В действительности теория не является единой, включая в себя борьбу взглядов, различные научные школы и так далее.

Наконец, теоретический уровень предстает в виде идеологии. Она не есть обязательный элемент правосознания и является, как правило, лишь в тоталитарных политических режимах, когда требуется поставить теорию на службу захватившей власть социально-политической группировке. Обладание властью требует ее легитимации, в том числе и в духовной сфере. Выполняя эту задачу, идеология приспосабливает теорию, деформируя и «подгоняя» ее к непосредственным нуждам господствующей клики, и превращает ее в орудие идеологической обработки массового сознания.

Возможны самые разные классификации правосознаний. Наиболее распространенная - классификация по его субъектам.

Виды правосознания по его субъектам в общественной форме представляют как правосознание индивидуальное, групповое и общественное.

Общественное правосознание включает в себя правовые идеи, взгляды, мнения, теории, которые распространены в данном обществе и которые отражают типичные свойства его юридической действительности. Оно объективируется в правовой культуре, юридической науке или идеологии; в законодательстве, поскольку оно принимается государственным органом, представляющим общество; в массовых представлениях, отражаемых, в частности, в прессе; во всех идеологических институтах - таких как политика, мораль, искусство, религия и так далее.

Общественное сознание может проявляться в формах, которые не существуют и не могут существовать в головах отдельных людей.

Прежде чем общественное сознание проникает в психику отдельных граждан, оно становится коллективным сознанием социальных групп. То, что правосознание опосредствуется социально-демографической структурой общества, - факт, подтвержденный многочисленными эмпирическими наблюдениями. Особенности группового правосознания объясняются рядом факторов. Первый их них состоит в том, что в любой общности, как уже указывалось, складывается специфическая субкультура, то есть свои нормативные ценности, которые прежде всего, влияют на оценки членами группы сложившейся юридической системы. Второй фактор - это различия интересов социально-демографических групп, связанных с неодинаковостью их мест в социальной структуру, а стало быть, с различным отношением к собственности, системе распределения, к власти, одним словом, к общественному строю и нормам, его определяющим, закрепляющим и регулирующим.

Индивидуальное правосознание является результатом социализации отдельного человека и усвоения им группового и общественного правосознания, опосредствованного особенностями его жизненного пути. Коллективные формы сознания плюс личный опыт - вот что образует основу восприятия юридической действительности каждой неповторимой личностью.

. В структуре ценностных ориентаций российского общества продолжает оставаться достаточно высокая доля ценностей авторитарного типа. Среди основных тенденций, способствующих сохранению авторитарного запроса в обществе, является неэффективность деятельности государственно-административного аппарата, высокий уровень коррупции, непреодоленный синдром олигархической экономики. Г.Г.Дилигенский справедливо отмечает, что «власть бюрократии и олигархии, не контролируемая демократическими институтами, по природе своей авторитарна».

Значительная часть россиян разных возрастов являются в той или иной мере сторонником режима «жесткой руки». Правда, под этим режимом россияне подразумевают не авторитарный режим в общепринятом в политической науке смысле, а авторитарное регулирование экономики и защиту личности от произвола и беззакония при сохранении политических свобод. Потенциальная поддержка значительной частью россиян «режима жесткой руки» является очень опасным симптомом, за которым может последовать реальная поддержка политического движения или политической партии, непосредственно ориентированных на установление такого рода режима.

Для современной России характерен процесс трансформации системы ценностей и политических установок, характеризующийся ломкой старой системы ценностей и установок и выработки новой, что влечет за собой состояние неопределенности и вариативности выбора между различными направлениями трансформации прежней советской системы ценностей. При этом конфликты ценностей наблюдаются не только между различными профессиональными и социально-демографическими группами, но и внутри основных социальных групп российского общества. Ни одна из этих групп не является однородной в отношении ценностных ориентаций, которые часто выглядят непоследовательными и противоречивыми.

Один из инициаторов перестройки А.Н.Яковлев, характеризуя особенности российского восприятия власти, отмечал широкое распространение духовного рабства, являющегося следствием напряженности условий существования. В результате в обществе складывается авторитарная форма сознания, характеризующаяся склонностью к простым решениям, стремлением переложить ответственность на других, особенно на власть, тягой к легкодоступной вере, а не к знаниям, потребностью подчинения.

От новой политической элиты ожидали поведения, соответствующего нормам демократии. Однако, не оправдав ожидания общества, она инициировала нелегитимный передел государственной собственности, который происходил вне правовых рамок. В результате в общественном сознании произошел перелом, в нем усилились негативные отношения к демократическому процессу и результатам ре­форм, следствием чего стало неуклонное падение доверия к существующей власти. Как отмечает Г.Г.Дилигенский, российские демократические лидеры из числа либеральной (или «несоциалистической») интеллигенции оказались в своем подавляющем большинстве совершенно не готовыми к решению сложнейших практических задач демократического переустройства общества.

. Я думаю, что в обществе преобладает авторитарный тип политического сознания, т.к. в социуме преобладает сознание, которое характеризуется признанием безусловного, бесспорного и неограниченного авторитета персонифицированной власти.

. На среднем уровне, т.к. не совсем высокий уровень политической активности населения. Мало интересуются политикой, законами, издаваемыми местной администрацией.

. Политическая культура - совокупность (система) норм и ценностей, которые разделяются большинством общества, способствуют нормальному функционированию политической системы и ее институтов, поддержанию общественного порядка и согласия, регулируют участие граждан в политике.

Глава города В.А Гаранин является примером личности с высоким уровнем правовой культуры, т.к он не только хорошо осведомлен в политических делах, но и успешно применяет эти знания на деле.

 



2020-03-19 303 Обсуждений (0)
Политическое сознание и политическая культура. Идеология в политике 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Политическое сознание и политическая культура. Идеология в политике

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (303)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)