Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Регулирование внешнеэкономической деятельности предприятия



2020-03-17 203 Обсуждений (0)
Регулирование внешнеэкономической деятельности предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

Введение

Внешнеэкономическая деятельность предприятия как основа экономического развития страны

Понятие и виды внешнеэкономической деятельности предприятия

Организация управления внешнеэкономической деятельностью на уровне предприятия

Регулирование внешнеэкономической деятельности предприятия

Специфика развития ВЭД отечественных и зарубежных предприятий

Особенности внешнеэкономической деятельности российских предприятий

Особенности внешнеэкономической деятельности предприятий в развитых странах

Многостороннее межгосударственное регулирование внешнеэкономической деятельности предприятий. ГАТТ и ВТО

Организация внешнеэкономической деятельности предприятия на основе принципов многостороннего регулирования

Условия развития внешнеэкономической деятельности отечественных предприятий в рамках ВТО

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

Внешнеэкономическая деятельность предприятий представляет собой сферу хозяйственной деятельности, связанную с международной производственной и научно-технической кооперацией, экспортом и импортом продукции, выходом предприятия на внешний рынок.

Внешнеэкономическую деятельность вправе осуществлять объединения, предприятия и организации промышленности, сельского хозяйства, перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса, транспорта, связи, строительства, учебные учреждения, туристическо-экскурсионные организации, коммерческие структуры, торгово-посреднические организации и т.д.

Одной из важнейших сфер деятельности российских предприятий на современном этапе является именно внешнеэкономическая.

Развитие внешнеэкономической деятельности дает предприятию новые возможности, такие как использование преимуществ международной кооперации производства и свобода в принятии решений для осуществления своих производственных задач.

На сегодняшний день в структуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, как и во всей экономике страны, происходят глубокие изменения, связанные со вступлением России в ВТО.

Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Основными целями присоединения для России можно считать следующие: получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки; доступ к международному механизму разрешения торговых споров; создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО; расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере; создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок; участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов.

Объект исследования - внешнеэкономическая деятельность отечественного предприятия. Предмет исследования - организация внешнеэкономической деятельности отечественных предприятий на принципах ВТО.

Цель курсовой работы - изучение особенностей внешнеэкономической деятельности отечественных предприятий в рамках вступления России в ВТО. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

)   рассмотреть теоретические основы внешнеэкономической деятельности предприятия;

)   изучить особенности внешнеэкономической деятельности отечественных предприятий;

3) выявить особенности внешнеэкономической деятельности предприятий в развитых странах;

4) охарактеризовать многосторонне межгосударственное регулирование внешнеэкономической деятельности предприятий;

)   дать оценку развитию внешнеэкономической деятельности отечественных предприятий в рамках ВТО.

1.
Внешнеэкономическая деятельность предприятия как основа экономического развития страны

 

    Понятие и виды внешнеэкономической деятельности предприятия

 

Внешнеэкономическая деятельность предприятия (далее ВЭД) - один из аспектов внешнеэкономических связей, под которым понимают сферу организационной, экономической и коммерческой деятельности предприятий, направленной на взаимодействие с иностранными партнерами Схема организации ВЭД предприятия отражена на рисунке 1.1.

 

Рисунок 1.1 - Схема организации ВЭД предприятия


 

В соответствии с законодательством РФ к видам ВЭД относят:

1) внешнеторговую деятельность;

2) международное инвестиционное сотрудничество;

)   международную производственную кооперацию;

)   валютно-финансовые и кредитные операции;

)   международное научно-техническое сотрудничество.

Внешнеторговая деятельность - предпринимательство в области международного обмена товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности.

Формами внешнеторговой деятельности является: экспорт; импорт; реэкспорт; реимпорт.

Международное инвестиционное сотрудничество - взаимодействие с иностранными партнерами на основе объединения усилий финансового и материально-технического характера. Цель сотрудничества - расширение выпуска экспортируемой продукции, повышение ее конкурентоспособности, облегчение процессов реализации на внешнем рынке.

Международное инвестиционное сотрудничество реализуется в следующих формах:

-   международный финансовый лизинг;

-   предприятия с участием иностранных инвесторов.

Международная производственная кооперация - сотрудничество в конкурентно связанных между собой процессах технологического разделения труда.

Формами международной производственной кооперации по классификации Европейской Экономической Комиссии являются:

-   поставка производственных линий и заводов с оплатой произведенной на них продукцией;

-   совместное производство на основе специализации;

    подрядная кооперация.

Валютно-финансовые и кредитные операции - в качестве вида ВЭД рассматриваются, с одной стороны, как сопровождающие внешнеэкономическую сделку в виде финансовых обязательств, связанных с обеспечением платежа; с другой стороны - в качестве самостоятельных операций, совершаемых в целях избежания курсовых потерь.

Научно-техническое сотрудничество - проявляется в виде технического обмена, выполнения научных исследований на заказных началах [7].

 

1.2 Организация управления внешнеэкономической деятельностью на уровне предприятия

 

Для эффективного управления внешнеэкономической деятельностью на уровне предприятия нужна подходящая условиям его работы структура управления. Организационная структура управления внешнеэкономической деятельностью предприятия определяется прежде всего теми целями и задачами, которые она призвана решать. Существует несколько форм организации ВЭД на предприятии.

Отдел внешнеэкономической деятельности (ОВЭД) создается в структуре управления предприятием при постоянном характере внешнеэкономических операций, нацеленности на их расширение.

Департамент по ВЭД целесообразно создавать при крупных компаниях, ориентированных на внешнеэкономические операции, носящие постоянный, устойчивый характер, как правило, на долгосрочных условиях.

Внешнеторговые фирмы (ВТФ) входят в состав крупных объединений с масштабными внешнеэкономическими операциями (как правило, с правами юридического лица, существующие в форме Торговых домов).

Кроме того, организация управления ВЭД предприятия осуществляется при помощи национальных специализированных и государственных посредников или услуг иностранных посредников.

Наибольший опыт управления внешнеэкономической деятельностью накоплен в специализированных внешнеторговых организациях (ВТО).

Ведущей структурной единицей ВТО является фирма, работа которой специализируется на торговле определенными товарами либо с группой стран. Возглавляет фирму директор и в зависимости от объема работы - несколько его заместителей.

Функциональные отделы и службы, содействующие работе специализированных фирм и ВТО, можно условно разделить на три группы.

) Группа отделов и служб, осуществляющих планирование:

-  планово-экономический отдел - планирование внешнеторговой деятельности и контроль выполнения плана, анализ хозяйственной деятельности ВТО;

-  валютно-финансовый отдел - валютное планирование и контроль за банковскими, валютными, кредитными и расчетными операциями, соблюдение интересов ВТО при внешнеторговых сделках;

-  транспортный отдел;

-  бухгалтерия ВТО - учет и отчетность, расчеты с банками, поставщиками и сторонними организациями, расчет и выплата заработной платы.

) Группа отделов, занимающихся непосредственно маркетингом:

-  отдел конъюнктуры и цен - исследование спроса, предложения, динамики цен, структуры рынков, методическое руководство и контроль правильности расчетов и применения цен фирмами при подготовке и заключении контрактов, другая работа по исследованию конъюнктуры рынков;

-  отдел рекламы и выставок;

-  инженерно-технический отдел - изучение действующих на мировом рынке технических требований к товарам, анализ технического уровня и качества продукции, ее конкурентоспособности, подготовка соответствующих заключений и рекомендаций специализированным фирмам по этим вопросам;

отдел совместных предприятий - координация, планирование и контроль деятельности совместных предприятий, созданных с участием иностранного капитала, и смешанных обществ, созданных с участием объединения за рубежом, создание новых смешанных обществ за рубежом и ликвидация их.

) Группа отделов, обеспечивающих принятие и исполнение управленческих решений:

-  отдел развития - совершенствование организационной структуры объединения;

-  отдел автоматизации - автоматизация расчетов, внедрение экономико-математических методов и ЭВМ в практику работы объединения и фирм, создание совместно с другими отделами и фирмами баз данных и ведение их;

-  отдел кадров;

-  отдел загранкомандировок;

-  канцелярия - регистрация и контроль организационно-распорядительной документации и переписки;

-  административно-хозяйственный отдел - снабжение необходимыми для работы объединения материалами и оборудованием, ответственность за эксплуатацию здания, другая хозяйственная работа;

-  юридический отдел - помощь в составлении условий контрактов и соглашений, консультация фирм по вопросам презентаций и рекламаций, разногласий, защита интересов ВТО в судах и арбитражах, правовое обеспечение;

-  протокольный отдел - выполнение поручений руководства ВТО и фирм по встречам, приему и проводам представителей иностранных фирм, прибывших с деловыми целями.

Создание такой разветвленной структуры управления ВЭД характерно для предприятий (организаций) независимо от их организационно-правовой формы, когда их деятельность целиком и полностью сосредоточена на внешних рынках. Однако количество таких предприятий, естественно, меньше, чем количество предприятий, занимающихся производством. На промышленных предприятиях, активно участвующих во внешнеэкономической деятельности, внешнеторговый аппарат существует в основном в двух формах: как часть внутрипроизводственной структуры в виде отдела внешнеэкономических связей (ОВЭС) и как относительно самостоятельное подразделение в виде внешнеторговой фирмы [5].

Функции ОВЭС:

) научно-техническое сотрудничество и внешние связи - это предполагает проведение необходимых мероприятий по научно-техническому сотрудничеству с другими фирмами в изучении и внедрении передового опыта; разработку планов сотрудничества; организацию переговоров; сбор и накопление информации по международному опыту; подбор специалистов для командирования за рубеж; планирование и контроль за экспортным производством, а также статистическую отчетность;

) протокол - организация протокольных мероприятий, связанных с приемом делегаций, проведение консультаций с иностранными специалистами; оформление документов для всех прибывающих на предприятие специалистов по вопросам расширения рынка сбыта продукции и обмену опытом; обеспечение переводчиками иностранных специалистов, делегаций, а также переговоров; перевод каталогов, проспектов, другой технической документации;

) аналитические исследования, составление прогноза сбыта и выработка политики ценообразования - анализ характеристик выпускаемой продукции исходя из требований рынка; изучение и анализ рынка сбыта продукции; разработка, составление прогноза сбыта; определение возможного ассортимента товаров для продажи на внешнем рынке и разработка проекта планируемого оборота предприятия и новых форм обслуживания; создание банка данных для маркетингового ситуационного анализа; изучение факторов, влияющих на скорость внедрения товара на рынке, и выбор наиболее оптимального подхода к ценообразованию при реализации продукции предприятия; анализ состояния цен на рынке;

) изучение рекламной деятельности - разработка мероприятий по стимулированию спроса продукции предприятия; проведение анализа мероприятий по рекламе продукции;

) разработка планов и работа по заключению договоров на реализацию продукции - заключение, продление и контроль за исполнением договоров, оформление контрактов; работа с дилерами и агентами по сбыту; поиск потребителей на основе выданных прогнозов сбыта; ведение картотеки по учету потребителей; переговоры с потенциальными потребителями; ведение сбыта по регионам; работа с сервис-центрами, обеспечение их запасными частями [14].

В практике российских предприятий на современном этапе наиболее распространены ОВЭД, департаменты ВЭД и внешнеторговые фирмы. Общим для всех форм организации управления ВЭД предприятия выступают их функциональная направленность и решаемые задачи.

Основной функцией организации управления ВЭД является углубление торговых отношений с иностранными партнерами. В соответствии с этим задачи всех форм организации управления ВЭД сводятся к следующим:

-  планирование, организация и непосредственное осуществление внешнеэкономических сделок в рамках утвержденной номенклатуры;

-  наращивание объемов экспорта, совершенствование его товарной и региональной структуры;

-  повышение эффективности импортных закупок в соответствии со стратегией развития предприятия;

-  повышение конкурентоспособности продукции за рубежом;

-  изучение и анализ конъюнктуры мирового рынка соответствующей продукции, разработка предложений по совершенствованию внешнеэкономических операций;

-  систематическое изучение деятельности важнейших отечественных и зарубежных конкурентов, анализ их сильных и слабых сторон;

-  налаживание научно-технического и производственно-инвестиционного сотрудничества с фирмами зарубежных стран;

-  постоянное совершенствование системы управления ВЭД на предприятиях;

-  участие во внешнеторговом ценообразовании, разработке ценовой стратегии и политики предприятия;

-  контроль за выполнением обязательств по заключенным контрактам: контроль за организацией отгрузки, страхования, таможенной очистки и транспортировки товаров;

-  организация и участие в проведении переговоров с зарубежными партнерами [10].

 

Регулирование внешнеэкономической деятельности предприятия

 

Регулирование ВЭД предприятия делится на государственное и негосударственное. Государственное регулирование ВЭД осуществляется посредством ряда методов. Под методами государственного регулирования внешнеэкономической деятельности следует понимать способы влияния государства в лице законодательных и исполнительных органов на сферу внешнеэкономической деятельности с целью создания или обеспечения условий деятельности субъектов ВЭД в соответствии с национальной экономической политик. Классификация методов государственного регулирования ВЭД предприятия представлена на таблице 1.1.


 

Таблица 1.1 - Классификация методов государственного регулирования ВЭД предприятия

Критерии Методы Характеристика методов
Форма воздействия на субъекты ВЭД Экономические Косвенное влияние, альтернатива поведения для субъектов имеется, результаты воздействия непредвиденные
  Административные Прямое влияние, альтернативы поведения для субъектов не существует, результаты воздействия являются предполагаемыми
Средство воздействия на субъекты ВЭД Правовые Установление обязательных для исполнения юридических норм (правил) поведения субъектов
  Административные Прямое влияние государства на деятельность субъектов
  Экономические, в том числе -финансово-бюджетные; -кредитно-денежные Влияние на экономические интересы субъектов: - влияние на финансы субъектов - воздействие на предложение денег
Ожидаемый результат воздействия Стимулирующие Оживляют экономическую активность субъектов
  Ограничивающие Сдерживают экономическую активность субъектов
Использование тарифа как средства регулирования Тарифные (таможенные) Предполагается использование таможенного тарифа
  Нетарифные (нетаможенные) Не предусматривает использование таможенного тарифа

 

К административным относятся методы непосредственного, прямого воздействия, имеющие в основном ограничительный характер. Например, установление квот, использование лицензий, применение различных оговорок и ограничений и т.д.

Наиболее распространенные административные инструменты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности: квотирование - это количественное ограничение импорта или экспорта определенной категории товаров, и лицензирование - условия и порядок предоставления государственными органами специального разрешения на ввоз или вывоз таких товаров.

К экономическим - методы, которые воздействуют на деятельность предприятий через их экономические интересы, например политика установления таможенных пошлин, акцизов, сборов, система налогообложения, банковская процентная ставка, курс валют и др.

Соотношение экономических и административных форм воздействия определяют характер внешнеэкономической политики государства. Общепринятой является классификация методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности на тарифные и нетарифные. Тарифные методы направлены на регулирование внешнеторговых отношений при помощи системы таможенных пошлин. Пошлина выполняет три основные функции: фискальную - пополнение госбюджета; протекционистскую - защита отечественных производителей; регулирующую, связанную с регулированием товарных потоков в страну и из страны.

Таможенные пошлины базируются на таможенных тарифах, которые представляют собой перечень ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенную территорию страны (импортный таможенный тариф) или вывозимым с нее (экспортный таможенный тариф).

Существуют различные виды классификации таможенных пошлин. Наиболее распространенными является по объему обложения - выделяются импортные, экспортные, транзитные.

Нетарифные барьеры - ограничения внешней торговли, не связанные с применением таможенных пошлин. Существуют различные подходы к классификации нетарифных барьеров. В наиболее общем виде среди нетарифных методов можно выделить следующие группы:

)   меры прямого ограничения, связанные с количественным контролем, включающие следующие инструменты: соглашения о добровольных ограничениях экспорта, лицензирование - для ввоза или вывоза определенных товаров в стране требуется получение соответствующего документа - лицензии; квотирование - установление странами соответствующих количественных ограничений на ввоз и вывоз конкретных товаров; антидемпинговые процедуры - судебные и административные разбирательства претензий, которые предъявляют национальные предприниматели против иностранных поставщиков, обвиняя их в продаже товаров по заниженным ценам, которые могут нанести ущерб местным производителям аналогичной продукции. Органы власти, судьи обязаны приостановить движение товара, обвиненного в демпинге, и разобраться по существу претензий, компенсационные пошлины и сборы;

)   меры косвенного ограничения, носящие неколичественный характер: наличие определенных стандартов (технических, включая стандарты качества, санитарных и ветеринарных норм, требования к упаковке, маркировке, доставке); специальные правила импортных платежей; множественные валютные курсы; ограничения на накопление иностранной валюты; отсрочки импортных платежей; субсидирование и кредитование экспорта.

Исходя из перечня мер государственного регулирования ВЭД, оно осуществляется либо в целях стимулирования деятельности ее участников, либо для установления защиты российской экономики и отдельных хозяйствующих субъектов. Поэтому меры государственного регулирования классифицируются на стимулирующие и защитные [16].

К формам негосударственного регулирования, которые получили широкое признание в деловых отношениях, можно отнести:

1) своды единообразных правил, которые кодифицируются не правительственными международными организациями, к примеру, ИНКОТЕРМС - международные правила в формате словаря, обеспечивающие однозначные толкования наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D1%8F>, прежде всего, относительно франко <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%BE_(%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0)> - места перехода ответственности от продавца к покупателю. Международные торговые термины представляют собой стандартные условия договоров международной купли-продажи, которые определены заранее в международном признанном документе. Основные принципы, регулируемые в терминах Инкотермс:

-   распределение между продавцом и покупателем транспортных расходов по доставке товара, то есть определение, какие расходы и до каких пор несет продавец, и какие, начиная с какого момента, - покупатель.

    момент перехода с продавца на покупателя рисков повреждения, утраты или случайной гибели груза.

    дату поставки товара, то есть определение момента фактической передачи продавцом товара в распоряжение покупателя или его представителя - например, транспортной организации - и, следовательно, выполнения или невыполнения первым своих обязательств по срокам поставки;

) типовые контракты на определенные виды товаров , факультативные общие условия, регламенты, которые разрабатываются межправительственными либо международными организациями и их органами. Среди них является уместным выделить разработанные Европейской Экономической Комиссией ООН Общие условия экспортных поставок машинного оборудования, Руководство по договорам международной встречной торговли, а также иные типовые контракты для разных видов торговых сделок;

) кодексы поведения (международный кодекс рекламной практики).

Весомая роль в системе негосударственного регулирования может принадлежать обычаям международной торговли, под которыми следует подразумевать единообразные устойчивые правила, которые сложились на практике, но не имеют обязательной юридической силы. Но когда в договоре имеется ссылка на торговый обычай, то он будет приобретать характер обязательного и квалифицироваться как условие договора.

К формам негосударственного регулирования внешнеэкономических сделок можно отнести арбитражную и судебную практику. Её роль состоит в следующем: в определении содержания и толкования норм права, которое будет применяться (национального и международного) и обычаев международной торговли; в реализации единообразного применения унифицированных норм в сфере международной торговли; в обеспечении четкого применения правовых норм разной отраслевой и системной принадлежности; в создании предпосылок для совершенствования и развития международно-правовых, и национально-правовых норм, которые регулируют внешнеэкономические сделки.

.  
Специфика развития ВЭД отечественных и зарубежных предприятий

 



2020-03-17 203 Обсуждений (0)
Регулирование внешнеэкономической деятельности предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Регулирование внешнеэкономической деятельности предприятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (203)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)