Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Условия развития внешнеэкономической деятельности отечественных предприятий в рамках ВТО



2020-03-17 179 Обсуждений (0)
Условия развития внешнеэкономической деятельности отечественных предприятий в рамках ВТО 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Всемирная торговая организация является единственным в своем роде международным органом, который занимается и разрабатывает глобальные правила торговли между странами. ВТО упорядочивает процесс торговли в рамках системы, основанной на определенных правилах; регулирует споры между правительствами, связанные с торговлей; организует переговоры [13].

Сельское хозяйство играет важную роль в экономике России, обеспечивая 3,7% ВВП и около 8% занятости населения. Растениеводство занимает чуть более 40% выпуска сельского хозяйства, остальное - животноводство.

После вступления России в ВТО здесь начнет действовать принятая в этой организации классификация мер поддержки по «корзинам»:

-  меры «зеленой корзины» (Green Box Policies) осуществляются посредством государственных программ, не предусматривают перераспределения средств от потребителей и не влекут за собой ценовой поддержки производителей. Эти меры направлены на совершенствование инфраструктуры, научные исследования, образование, информационно-консультационное обслуживание, ветеринарные и фитосанитарные мероприятия, распространение рыночной информации, содержание стратегических продовольственных запасов, реализацию программ регионального развития, страхование урожая, содействие структурной перестройке сельского хозяйства и т. д.

-  меры «голубой корзины» (Blue Box Policies) связаны с прямыми выплатами в рамках программ сокращения производства. По соглашению, эти выплаты не должны подвергаться обязательной отмене, если они касаются фиксированных площадей и урожаев, а в животноводстве - если они осуществляются на фиксированном поголовье скота;

-  «Желтая корзина» (Amber Box Policies) содержит мероприятия, которые считаются стимулирующими производство: регулирование рыночных цен, прямые платежи и субсидии, льготы на транспортировку и списание долгов и т. п. В соглашении нет точного определения, какие меры государственной поддержки следует отнести к «желтой корзине», и в нее попадают любые меры, не помещенные в другие «корзины». До сих пор нет ясности в вопросе о том, как правительство намерено использовать меры «зеленой» и «голубой корзин».

Основные дебаты в рамках переговоров по вступлению в ВТО проходили по мерам «желтой корзины». В итоге было принято решение о сокращении допустимого объема поддержки в 2 раза - с 9 млрд. долл. в 2012 г. до 4,4 млрд. долл. в 2018 и последующих годах. Следует отметить, что такое решение по субсидиям не решает проблему поддержки сельского хозяйства - большинство развитых стран финансируют свое сельское хозяйство в объемах, в несколько раз превышающих планируемый размер субсидий в России, что показано на рисунке 3.1.

 

Рисунок 3.1 - Объем поддержки с/х производителей на единицу посевной площади, долл/га

 

Дополнительным направлением поддержки в рамках ВТО может стать малый и средний бизнес. ВТО не ограничивает поддержку малых сельхозпроизводителей и отдельных хозяйств. Тем не менее, российская государственная политика пока не в полной мере защищает интересы данной группы предпринимателей: несмотря на наблюдавшийся в последние годы рост рентабельности агрохолдингов, рентабельность малых и средних предприятий в большинстве случаев оставалась отрицательной.

Социальная напряженность, которая может возникнуть в случае разорения большого количества малых и средних сельхозпроизводителей, представляет собой огромный риск для сельскохозяйственных регионов.

Обязательства перед ВТО предусматривают:

-  снижение ставок импортных пошлин по широкому набору сельскохозяйственной продукции. В частности, с 45 % до 5 % снизится пошлина на импорт живых свиней; будут увеличены квоты, обнулены пошлины в пределах квоты и снижены пошлин с 75 % до 65 % вне квоты по свинине;

-  пошлины на молочные продукты уменьшатся с 19,8 % до 14,9 %; на злаки - снизятся с 15,1 % до 10 %; на рыбу - с 10 % до 3 %;

-  рост цен на минеральные удобрения. На текущий момент многие российские сельхозпроизводители покупают минеральные удобрения по ценам, согласованным с Российской ассоциацией производителей удобрений. С 1 января 2013 года они будут вынуждены покупать их по мировым ценам, что приведет к повышению цен на 35-40%.

Суммируя все эти риски, можно спрогнозировать, что совокупные потери сельхозпроизводства составят 3,3 трлн. руб. или 35 % недополученного роста (рисунок 3.2). Данная цифра связана с увеличением импорта продуктов животноводства до 25-40 %, сокращением спроса на фуражное зерно и разорением до 20-30 % российских сельхозпроизводителей. В результате будет потеряно до 1,7 миллиона рабочих мест.

Сельхозмашиностроение играет важную роль в российской экономике, обслуживая связанные с производством продуктов питания отрасли общим объемом 14 трлн. руб. При этом численность занятых в отрасли составляет около 60 тыс. человек, а выручка производителей на территории России за последние 5-7 лет в среднем - более 30 млрд. руб. Начиная с 2005 года емкость российского рынка сельскохозяйственной техники ежегодно увеличивалась на 45%. При этом отечественное производство росло только на 22% в год, и даже с учетом отверточной сборки иностранной техники на территории России доля импортной техники к 2008 году составляла более двух третей (рисунок 3.2).

 

Рисунок 3.2 - Динамика российского рынка сельскохозяйственной техники, млрд. руб.

 

В 2009 г., наряду с сокращением объема рынка, произошло значительное уменьшение доли импорта. Это стало следствием трех факторов: девальвации рубля; повышения импортных пошлин на сельскохозяйственную технику с 5 % до 15 %; реализации программы льготного кредитования на покупку отечественной техники.

В 2010 г. была разработана стратегия развития сельхозмашиностроения, в рамках которой предусматривалось обеспечить государственное финансирование прорывных НИОКР и продолжить практику стимуляции спроса на продукцию отечественного машиностроения. Согласно документу, при благоприятных условиях объем производства сельхозпроизводителей должен увеличиться к 2020 г. почти в 10 раз - до 266 млрд. руб.

Членство в ВТО означает снижение пошлин на сельхозтехнику с 15 % до 5 % и изменение правил кредитования покупки отечественной техники - это нельзя будет делать напрямую, как сейчас. Если не будут приняты меры, призванные компенсировать снижение пошлин, и если не будет разработана новая программа поддержки спроса на сельскохозяйственную технику, есть серьезный риск развития отрасли по пессимистичному сценарию. В этом случае негативный эффект для отрасли составит 0,19 трлн. руб., в том числе эффект упущенных возможностей роста - 0,17 трлн. руб.

Легкая промышленность важна для любой страны. На ее долю приходится 5,7% мирового валового продукта, более 14 % занятых в промышленности. В развитых странах, таких как США, Германия и Италия, доля отрасли в промышленном производстве составляет 8-12%, в то время как в России за последние 20 лет она сократилась с 11,9 % до 1 %.

В настоящее время в отрасли функционируют 14 тысяч специализированных и зарегистрированных на территории страны крупных, средних и малых предприятий, расположенных в 72 субъектах Российской Федерации. Около 70 % предприятий являются градообразующими. При этом продукция отечественных производителей составляет только 20 % оборота рынка.

Основываясь на необходимости обеспечивать экономическую безопасность страны, в 2009 г. Министерством промышленности и торговли РФ была разработана программа развития отрасли до 2020 г. Согласно этому документу, к 2020 г. в инновационном сценарии объем выручки предприятий легкой промышленности предусматривалось увеличить со 189 до 550 млрд. руб. Такой рост обеспечивался бы как сокращением доли контрафактной продукции, так и созданием новых или модернизацией существующих производств.

После вступления в ВТО пошлины на одежду будут снижены с 10-20 % до 5-7 %, на текстиль - с 9,5% до 7,3%.

Прямой эффект от членства в ВТО и открытия границ будет не таким сильным, поскольку масштаб отрасли критически мал и основная часть предприятий уже остановлена. Сильная конкуренция с «серым» импортом позволяет выживать только наиболее эффективным производителям и компаниям, нашедшим на рынке свою уникальную нишу и позиционирование. По нашим оценкам, прямые потери составят в 2020 г. около 11% от объема производства.

Упущенные возможности роста в случае вступления в ВТО, напротив, существенны. В рамках стратегии за счет инструментов частно-государственного партнерства, федеральных и региональных субсидий предусматривалось создать 5 крупных кластеров (Вологодская область, Костромская область, Ярославская область, Ивановская область и Волгоградская область) и несколько современных предприятий для производств технических тканей и нетканых материалов. Членство в ВТО приведет к приостановке реализации большей части этих проектов. В результате, по самым консервативным оценкам, упущенные возможности роста составят в отрасли 0,37 трлн. руб. или 85% по состоянию на 2020 г. Если же учесть разрабатываемую в настоящее время концепцию «Развитие

льняного комплекса России на период до 2020 года», которая предусматривает полномасштабное возрождение в России льноводства и производство льняной текстильной продукции, то негативный эффект будет еще больше - как минимум 0,8 трлн. руб.

Невозможно переоценить стратегическое значение тяжелого машиностроения для перспектив развития России. Прямой вклад отрасли в ВВП и занятость РФ не так уж велик - отрасль производит 1,2% ВВП, обеспечивает занятость 210 тыс. человек. Однако, именно тяжелое машиностроение является фундаментом для большинства добывающих и перерабатывающих отраслей российской экономики. Основные потребители продукции тяжелого машиностроения (предприятия нефтегазового комплекса, металлургии и горнодобывающей промышленности) формируют более 40% ВВП, обеспечивают более 80% российского экспорта и около 80% поступлений в бюджет.

Около трети всех затрат сырьевых отраслей - это затраты на приобретение, обслуживание и эксплуатацию тяжелого оборудования. Тяжелое машиностроение в значительной мере определяет эффективность базовых отраслей народного хозяйства. При этом рентабельность предприятий тяжелого машиностроения в несколько раз отличается от рентабельности потребителей их продукции. В 2009 г. предприятия отрасли в сумме показали убыток, исчисляемый 1,4 млрд. руб. (рисунок 3.3)

 

Рисунок 3.3 - Вклад тяжелого машиностроения и его потребителей в экономику РФ

 

Проблемы тяжелого машиностроения имеют системный характер. В значительной мере отрасль страдает от наследия прошлого, когда основным ориентиром в их деятельности были объемы в натуральном выражении, а не эффективность производства или конкурентоспособность выпускаемой продукции. В советское время были построены крупные заводы, способные производить большие объемы продукции. После развала СССР и открытия рынка для импорта, более современная и эффективная зарубежная техника отвоевала огромную долю на внутреннем рынке. Вместе с этим сократились объемы внутреннего спроса, и резко снизился экспорт.

В результате отрасль столкнулась с рядом трудностей, самостоятельно преодолеть которые она не в состоянии:

-  рост импорта и сокращение внутреннего спроса и экспорта привели к значительной недозагрузке мощностей. Отрасль имеет один из самых низких показателей загрузки мощностей в РФ - менее 20%. Свободные мощности подразумевают затраты на их содержание, что ведет к росту себестоимости и снижению рентабельности;

-  отрасль страдает от недостатка инвестиций в НИОКР и совершенствование производства. Это ведет к тому, что продукция российских компаний отстает от продукции конкурентов по основным характеристикам;

-  отрасль не имеет государственной поддержки в виде льготного кредитования. Для сравнения: разница по ставкам кредита по экспортным сделкам для российских предприятий выше, чем для иностранных, на 10 процентных пунктов (речь идет о поддержке национальных компаний в Китае и Италии) [20].

В 2010 г. приказом Минпромторга России была утверждена Стратегия развития тяжелого машиностроения на период до 2020г. В рамках Стратегии предполагается: за счет частных инвестиций осуществить модернизацию мощностей. За счет государства будут профинансированы прорывные НИОКР, обеспечена защита производителей от импортной демпинговой продукции и простимулирован спрос на продукцию отечественного машиностроения с помощью льготного связанного финансирования. В результате объем производства должен вырасти с 63 до 128 млрд. руб.

Однако после вступления в ВТО импортные ставки снизятся до 5-10% в зависимости от типа продукции. Сами отечественные производители оценивают требуемые защитные ставки в несколько раз выше - на уровне 25-50%. Ставки нужны как временная мера для защиты отечественной продукции от демпинга и создания благоприятных условий для ускоренной модернизации мощностей. Согласно же обязательствам в рамках ВТО, снижение пошлин должно произойти за 2-4 года. Совершенно очевидно, что за это время провести модернизацию отрасли, отставание которой составляет более 10 лет, невозможно, и следует ожидать отмены запланированных инвестиционных проектов. Таким образом, вступление России в ВТО может обернуться для тяжелого машиностроения катастрофическими последствиями - ее развитие пойдет по пессимистическому сценарию, отраженному в Стратегии развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года. Прямые потери вследствие увеличения импорта составят 102% от объема производства в 2020 г., а упущенные возможности роста - 177%.

Таким образом, можно сформулировать необходимые условия и мероприятия, которые должны быть выполнены, чтобы ущерб от вступления в ВТО был минимальным, а выигрыш - максимальным.

Повышение конкурентоспособности отдельных отраслей, имеющих стратегическое значение для страны, и экономики в целом:

-  формирование последовательной и четкой государственной политики по развитию ряда отраслей; ясное формулирования государственных целей, задач и определение инструментов их достижения;

-  подготовка и реализации стратегий развития / модернизации отраслей, включая государственные инвестиции в капиталоемкие производства и инфраструктурные проекты, учитывающие обязательства страны как члена ВТО;

-  превентивное реформирование отдельных предприятий и моногородов, не способных конкурировать в новой среде, для сглаживания негативных социальных последствий;

-  форсированное развитие перспективных технологий для приоритетных отраслей в режиме софинансирования НИОКР и фундаментальных исследований;

-  стимулирование импорта технологий без ущерба для спроса на конечную продукцию.

Создание условий для быстрой модернизации экономики и предотвращения (ослабления) негативных эффектов:

-  устранение коррупции и административных барьеров со стороны надзорных и контролирующих органов;

-  повышение мобильности населения и создание общенациональных бирж труда и занятости;

-  обеспечение экономики долгосрочными низкопроцентными кредитами;

-  наращивание вложений в инфраструктуру и образование;

-  совершенствование налоговой политики.

Создание и совершенствование необходимых институтов для защиты внутренних производителей в рамках ВТО:

-  оздание финансируемых государством комиссий, торговых палат и юридических служб при ВТО для разрешения споров и продвижения отечественной продукции;

-  создание организации для участия в выработке правил и норм ВТО, максимально отвечающих интересам России;

-  поддержка подготовки юристов, экономистов, управленцев по тематике ВТО, а также поддержка формирования рынка соответствующих услуг в России.

Кроме того, есть множество вопросов технического характера, таких как разработка технических регламентов, санитарных норм, адаптация возможных мер поддержки к правилам ВТО, разработка новых инструментов, не противоречащих правилам ВТО, - для этого требуются как определенное время, так и подготовка соответствующих специалистов - управленцев, юристов, чиновников [20].


Заключение

 

Внешнеэкономическая деятельность предприятия представляет собой сферу хозяйственной деятельности, связанную с международной производственной интеграцией и кооперацией, экспортом и импортом товаров и услуг, выходом на внешний рынок.

На уровне предприятия внешнеэкономическая деятельность направлена на заключение и исполнение контрактов с иностранными партнерами. Внешнеэкономическая деятельность является составной частью всей работы большинства предприятий России.

Развитие внешнеэкономической деятельности дает предприятию новые возможности, такие как использование преимуществ международной кооперации производства и свобода в принятии решений для осуществления своих производственных задач

На внешнеэкономическую деятельность предприятия оказывает влияние уровень развития и стабильность национальной экономики, система мировых цен, а также правовая система собственной страны и правовые системы стран, в которых предприятие осуществляет внешнеэкономическую деятельность.

Основным направлением внешнеэкономической деятельности в большинстве стран является внешнеторговая деятельность - обмен произведенной продукции, работ, услуг между участниками внешнеэкономической деятельности путем проведения различного рода международных коммерческих (внешнеторговых) операций.

Завершением данных операций являются коммерческие внешнеторговые сделки.

Таким образом, внешнеэкономическая деятельность охватывает различные направления ее осуществления.

Каждый вид и направление внешнеэкономической деятельности субъектов, участвующих в ней, включает широкий комплекс хозяйственных, производственных, правовых, валютно-финансовых и других отношений.

На данном этапе особенности развития ВЭД отечественных предприятий характеризуется вступлением России в ВТО.

Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:

получение более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;

устранение дискриминации в торговле путем доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами;

возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.

Все страны-члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином «Многосторонние торговые соглашения». Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами.


Список использованной литературы

 

1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения [Текст] / Е.Ф. Авдокушин. - М.: Юрист, 2007. - 366 с.

.   Архипов А.Ю., Черковец О.В., Внешнеэкономическая деятельность российских предприятий [Текст] / А.Ю. Архипов. - М.: Феникс, 2008. - 96 с.

.   Астринский Д.А., Прохоровский В.Р. Экономический анализ финансового положения предприятия [Текст] / Д.А. Астринский. - М.: Экономист. 2010. - 259 с.

.   Богатин Ю.В. Экономическая оценка качества и эффективности работы предприятия [Текст] / Ю.В. Богатин - М.: изд. стандартов, 2010. -214 с.

.   Грищенко А.В. Как повлияет вступление в ВТО на российскую экономику// Финансовый менеджмент. 2012.- №5.- с. 136-143.

.   Иванов А.К. Управление внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов в России: учеб. пособие [Текст] / А.К Иванов - М.: Экономист, 2007 - 155 с.

.   Королева И.С., Дынкина А.А., Галкина А.А. Основные направления развития внешнеэкономической деятельности российских предприятий [Текст] / И.С Королева. - М: Внешмаркет, 2009. - 214 с.

.   Корольков А.И. Итоги внешнеэкономической деятельности за 2010 год / Департамент внешнеэкономической деятельности, [Текст] /А.И. Корольков

.   Лавров С.Н., Фролов Б.А. Валютно-финансовые отношения предприятий и организаций с зарубежными партнерами. - М.: Экспресс, 2007. - 392 с.

.   Мартынов В.А., Дынкин А.А. Мир на рубеже тысячелетий: Прогноз развития мировой экономики до 2015 г. [Текст] / В.А. Мартынов - М.: «Новый век», 2008. - 100 с.

.   Михайлов А.М. Реализация экономических и институциональных интересов в процессе глобализации мировой экономики. - С.: Издательство Самарского Государственного Экономического Университета, 2008. - 231 с.

.   Оболенский В.П., Асланова Т.О. Внешнеэкономические проблемы повышения конкурентоспособности российского производства // Проблемы прогнозирования. - 2011. - №5. - с. 88 - 99

.   Оболенский В. Россия в ВТО: обязательства, возможности, риски // Мировая экономика и международные отношения.- 2012.- №6.- с.59-69

.   Оболенский В. Россия в таможенном союзе и ВТО: новое в торговой политике // Мировая экономика и международные отношения. - 2011. - №12.- с.22-30

.   Потапов М., Салицкий А. КНР. Опыт стран - членов ВТО по защите национальных интересов на внутреннем и внешнем рынках / Мировая экономика и международные отношения, №8, 2009 - 128 с.

.   Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения: Учебник для вузов /, 5-е изд. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2009. - 429 с.

.   Тихонова И.Б. ВТО: либерализация международной торговли и возможности экономического развития// Вестник Московского университета.- 2010. - №1. - с.46-55.

.   Стрежнева М. Эволюция торговой политики Европейского Союза// Мировая экономика и международные отношения.- 2012.- №8.- с.39-48

.   Ярцев С.В. Развитие малого бизнеса в России, состояние проблемы, перспективы. Сборник международной конференции «Малый бизнес в России». - СПб: Возрождение, 2009. - 356 с.

20. Министерство экономического развития РФ [Электронный ресурс] -режим доступа: <http://www.economy.gov.ru>



2020-03-17 179 Обсуждений (0)
Условия развития внешнеэкономической деятельности отечественных предприятий в рамках ВТО 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Условия развития внешнеэкономической деятельности отечественных предприятий в рамках ВТО

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (179)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)