Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Новые индустриальные страны в системе мирового хозяйства



2020-03-19 214 Обсуждений (0)
Новые индустриальные страны в системе мирового хозяйства 0.00 из 5.00 0 оценок




 

60-80-е годы 20 века стали периодом глобальных изменений как в общей структуре развивающихся - из их среды отпочковываются так называемые "новые индустриальные страны (НИС)". НИС по ряду признаков выделяются из основной массы развивающихся стран. Черты, отличающие НИС от развивающихся стран позволяют говорить о появлении особой "новоиндустрильной модели" развития.

Эти страны стали своеобразными образцами развития для многих освободившихся государств как в отношении внутренней динамики народного хозяйства, так и в отношении, так и в отношении внешнеэкономической экспансии.

Как правило, к НИС относят четыре малых дракона Азии - Южную Корею, Тайвань, Сингапур, Гонконг, а также НИС Латинской Америки - Аргентину, Бразилию, Мексику. Все перечисленные страны - это НИС первой волны или первого поколения.

Следом за ними идут НИС последующих поколений.

Второе поколение - Малайзия, Таиланд, индия, Чили;

Третье поколение - Кипр, Тунис, Турция, Индонезия;

Четвертого поколения - Филиппины, южные провинции Китая;

В итоге появляются целые зоны новоиндустриальности, полюса экономического роста, распространяющие свое влияние прежде всего на близлежащие регионы.

Критерии, по которым те или иные государства относятся к НИС по методике ООН, следующие:

·Размер ВВП на душу населения;

·Среднегодовые темпы его прироста;

·Удельный вес обрабатывающей промышленности в ВВП (он должен быть более 20%);

·Объем экспорта промышленных изделий и их доля в общем вывозе;

·Объем прямых инвестиций за рубежом.

По всем этим показателям НИС не только выделяются на фоне других развивающихся стран, но и зачастую превосходит подобные показатели ряда промышленно развитых стран.

Высокие темпы роста НИС сопровождаются значительным повышением благосостояния населения. Еще одним достижением НИС Юго-Восточной Азии является низкий уровень безработицы. В середине 90-х годов четыре "малых драконов", а также Таиланд и Малайзия относились к странам с самый низкой безработицей в мире. Эти страны продемонстрировали отстающий уровень производительности труда по сравнению с промышленно развитыми странами. В 60-е годы на такой путь вступили ряд стран Восточной Азии и Латинской Америки - НИС. Все они активно использовались внешние источники экономического роста. К ним прежде всего следует отнести широкое привлечение иностранных капиталов, техники и технологии из промышленно развитых стран.

Основные причины выделения НИС из остальных стран:

В силу ряда причин некоторые НИС оказались в сфере особых политических и экономических интересов промышленно развитых стран;

На формирование современной структуры экономики НИС большое влияние оказали прямые инвестиции. В первой половине 80-х годов прямые инвестиции в экономику НИС достигли 42 % прямых капиталистических вложений в развивающиеся страны. Основной инвестор США, далее Япония. Японские инвестиции способствовали индустриализации НИС и росту конкурентоспособности их экспорта. Весьма заметную роль они сыграли в превращение НИС в крупных экспортеров продукции обрабатывающей промышленности. Для НИС Азии было характерно то. Что капитал направлялся главным образом в обрабатывающую промышленность и сырьевые отрасли. В свою очередь, латиноамериканских НИС он шел в торговлю, сферу услуг, обрабатывающую промышленность. Широкая экспансия зарубежного частного капитала привела к тому, что в НИС фактически нет ни одной отрасли экономики, где не было бы иностранного капитала. Доходность инвестиций в азиатские НИС заметно превосходит подобные возможности в латиноамериканских странах.

Азиатские драконы оказались готовы воспринимать эти изменения международной экономической конъюнктуры и использовать их в своих целях.

Важную роль в привлечении транснациональных корпораций именно, в азиатский регион сыграли следующие обстоятельства:

. Выгодное географическое положение НИС. Все они находятся на перекрестке мировых торгово-экономических путей, вблизи от центров МХ - США. Япония;

. Почти во всех НИС сложились автократические или близкие к таковым политические режимы, лояльные к промышленно развитым странам. Иностранным инвесторам была обеспечено высокая степень гарантий безопасности их инвестиций;

3. Определенную роль сыграли такие неэкономические факторы, как трудолюбие, старательность, дисциплинированность населения НИС Азии.

Все страны развивающиеся по уровню экономического развития можно разделить на три категории и особо выделяют страны импортеры и экспортеры нефти.

В группу стран с высокими доходами на душу населения. Характерными для промышленно развитых стран, входят Бруней, Катар, Кувейт, Эмираты.

В группу стран со средними показателями ВВП на душу населения входят в основном страны - нефтеэкпортеры и новые индустриальные страны. К последним относятся страны, доля обрабатывающей промышленности в ВВП которых составляет не менее 20 %.

Подгруппы нефтеэкспортеров составляют 19 государств. В экспорте которых нефтепродукты превышают 50 %. В этих странах вначале была создана материальная основа, а затем дан простор для развития капиталистических производственных отношений. В них сложился так называемый рентный капитализм.

Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) была основана в сентябре 1960 г. на конференции в Багдаде (Ирак). ОПЕК учредили пять богатых нефтью развивающихся государств Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла.

К этим странам впоследствии присоединились восемь других: Катар (1961), Индонезия и Ливия (1962), ОАЭ (1967), Алжир (1969), Нигерия (1971), Эквадор (1973), и Габон (1975). Однако. Два незначительных производителя - Эквадор и Габон отказались от членства в этой организации в 1992 и 1994 гг. соответственно. Таким образом настоящий ОПЕК объединяет 11 стран-участниц. Штаб-квартира ОПЕК находится в ВЕНЕ. Устав Организации был принят в 1961 году на январской конференции в Каракасе (Венесуэла). В соответствии с 1 и 2 статьями Устава Опек представляет собой "постоянную межправительственную организацию", основными задачами которой являются:

координация и унификация нефтяной политики стран-участниц и определение оптимальных способов (индивидуальных и коллективных) по защите их интересов;

изыскание путей и способов, обеспечивающих стабильность цен на мировых нефтяных рынках с целью исключения пагубных и нежелательных ценовых колебаний;

соблюдение интересов стран-производителей и обеспечение им устойчивых доходов;

эффективное, экономически целесообразное и регулярное снабжение нефтью стран-потребителей;

обеспечение инвесторам, направляющим свои средства в нефтяную промышленность, справедливого дохода на вложенный капитал

ОПЕК контролирует около половины мирового объема торговли нефтью, устанавливает официальную цену на сырую нефть, что во многом определяет мировой уровень цен. Штаб-квартира ОПЕК находится в Вене.

Конференция является высшим органом ОПЕК и состоит из делегаций, обычно возглавляемых министрами нефти, горной промышленности или энергетики стран-участниц. Как правило, она собирается на очередные сессии дважды в год (в марте и сентябре) и на внеочередные - по мере необходимости.

На Конференции вырабатывается общая политическая линия Организации, определяются соответствующие меры по ее претворению в жизнь; принимаются решения о приеме новых членов; направляется и координируется деятельность Совета Управляющих, назначаются члены Совета, в т. ч. Председатель Совета Управляющих и его заместитель, а также Генеральный Секретарь ОПЕК; утверждается бюджет и изменения в Уставе и пр. Генеральный секретарь Организации является и секретарем Конференции. Все решения за исключением процедурных вопросов принимаются единогласно.

Конференция в своей деятельности опирается на несколько комитетов и комиссий, важнейшей из которых является Экономическая комиссия. Она призвана оказывать содействие Организации в поддержании стабильности на мировом нефтяном рынке.

Совет Управляющих является руководящим органом ОПЕК и по характеру выполняемых им функций сопоставим с советом директоров коммерческой организации. Он состоит из управляющих, назначаемых государствами-членами и утверждаемых Конференцией на двухлетний срок.

Совет осуществляет руководство Организацией, выполняет решения высшего органа ОПЕК, разрабатывает годовой бюджет и представляет его на утверждение Конференции. Он также рассматривает доклады, представляемые Генсеком, составляет отчеты и рекомендации Конференции по текущим делам и подготавливает повестки дня Конференций.

Секретариат ОПЕКдействует как штаб-квартира Организации и по сути является исполнительным органом, отвечающим за ее функционирование в соответствии с положениями Устава и директивами Совета Управляющих. Секретариат возглавляется Генеральным Секретарём и состоит из Отдела исследований, руководимого директором, департамента по информации и связям с общественностью, департамента администрации и персонала, а также офиса Генерального Секретаря.

Устав определяет три категории членства в Организации: 1) участник-учредитель, 2) полный участник и 3) ассоциативный участник. Участниками-учредителями являются пять стран, которые основали ОПЕК в сентябре 1960 г. в Багдаде. Полные участники - это страны-учредители плюс те страны, членство которых были утверждено Конференцией, Ассоциативные участники - это те страны, которые по тем или иным причинам не соответствуют критериям для полного участия, но, тем не менее, были приняты Конференцией на особых отдельно оговоренных условиях.

Основной целью ОПЕК является максимизация прибылей от нефтеэкспорта для участников Организации. Как правило, достижение этой цели связано с необходимостью выбора между повышением производства в надежде продать большее количество нефти или его сокращением с целью выиграть на более высоких ценах. ОПЕК периодически меняла эти стратегии, однако ее доля на мировом рынке с 70-х гг. прошлого столетия существенно снизилась, в то время как, в среднем, реальные цены не претерпели существенных изменений.

Вместе с тем, в последние годы появились другие задачи, порой противоречащие вышеуказанной. Так, например, Саудовская Аравия, усиленно лоббировала идею поддержания долговременного и стабильного уровня нефтяных цен, который был бы не слишком высоким, чтобы побудить развитые страны разрабатывать и внедрять альтернативные виды топлива.

Цели тактического характера, которые решаются на встречах ОПЕК, состоят в регулировании добычи нефти. Однако, на данный момент странам ОПЕК так и не удалось выработать эффективный механизм регулирования производства главным образом потому, что участники этой организации являются суверенными государствами, имеющими право проводить независимую политику в области добычи нефти и ее экспорта.

Другой тактической целью Организации в последние годы стало стремление "не спугнуть" нефтяные рынки, т.е. забота об их стабильности и устойчивости. Например, прежде чем объявить о результатах своих совещаний министры ОПЕК ждут окончания торговой сессии по нефтяным фьючерсам в Нью-Йорке и уделяют внимание тому, чтобы в очередной раз заверить страны Запада и азиатские НИС в намерении ОПЕК вести конструктивный диалог.

По своей сути ОПЕК представляет собой не что иное, как международный картель богатых нефтью развивающихся стран. Это следует как из задач, сформулированных в ее Уставе (например, соблюдение интересов стран-производителей и обеспечение им устойчивых доходов; координация и унификация нефтяной политики стран-участников и определение оптимальных способов индивидуальных и коллективных по защите их интересов), так и из специфики членства в Организации. Согласно Уставу ОПЕК "любая другая страна со значительным нетто-экспортом сырой нефти, имеющая принципиально схожие интересы со странами-участниками, может стать полным участником организации, если получит согласие на вступление от э/4 ее полных участников, включая единодушное согласие участников - учредителей.


Заключение

 

В течение длительного времени преобладала теория, согласно которой мировое хозяйство составляет сумма национальных хозяйств, в той или иной степени имеющих в области экономики взаимодействие друг с другом.

Другая версия заключается в том, что мировое хозяйство - это система международных экономических отношений, универсальная связь между национальными хозяйствами.

Существует также трактовка, согласно которой мировое хозяйство представляет собой глобальную географическую систему, самовоспроизводящуюся на уровне производительных сил и производственных отношений.

Таким образом, несмотря на существование нескольких подходов к определению понятия мировое хозяйство, практически всеми исследователями признается, что это определенная система, характеризующаяся множественностью составляющих ее элементов, иерархичностью, многоуровневостью, структурностью. Основой ее возникновения и существования выступает целостность, предполагающая взаимодействие всех составных частей системы, причем на достаточно устойчивом уровне.

Мировое хозяйство является исторической и политико-экономической категорией. Это объясняется тем, что каждому конкретному историческому этапу присущи определенные масштабы и уровень производства, интернационализации хозяйственной жизни и социально-экономическая структура.

Выделим основные характерные черты современной мировой экономики:

. Мировое хозяйство как глобальная географическая система имеет общую цель. В конечном счете, ее функционирование направлено на удовлетворение человеческих потребностей (спроса).

. Мировому хозяйству присущ определенный порядок, основанный на нормах международного публичного и частного права, который регулируют экономические отношения между государствами, экономическими объединениями, юридическими и физическими лицами.

. Мировое хозяйство является исторической и политико-экономической категорией. Это объясняется тем, что каждому конкретному историческому этапу присущи определенные масштабы и уровень производства, интернационализации хозяйственной жизни и социально-экономическая структура. Оно представляет собой сложную экономическую систему.

. Отношения между отдельными элементами мирового хозяйства составляют уровни. Отношения между государствами составляют международный уровень, который регулируется международными правилами и нормами.

. В социально-экономическом плане мировое хозяйство неоднородно. Ведущее место в нем занимают промышленно развитые западные страны. Особое место занимают развивающиеся страны, у которых во многом сохраняется зависимый характер их экономик от индустриальных стран. Определенную специфику в своем развитии имеют восточноевропейские страны с переходной экономикой и целый ряд других государств.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что современное мировое хозяйство - это глобальная географическая система, совокупность национальных экономик, которые находятся в тесном взаимодействии и взаимозависимости друг с другом.




2020-03-19 214 Обсуждений (0)
Новые индустриальные страны в системе мирового хозяйства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Новые индустриальные страны в системе мирового хозяйства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)