Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
Освоение программы курса «Правоведение» невозможно без изучения нормативного материала: федеральных конституционных законов, федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации (на примере Хабаровского края), указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, положений, инструкций, других нормативных актов федеральных министерств и других органов исполнительной власти. Обязательные для изучения нормативные правовые акты указаны в пособии, программе дисциплины, лекциях, учебниках. Особое внимание необходимо уделить изучению Конституции Российской Федерации – важнейшему источнику российского права, основному закону государства, имеющему высшую юридическую силу. Именно Конституция Российской Федерации закрепляет основные принципы государственного строя Российской Федерации, правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина, принципы построения и функционирования органов государственной власти, местного самоуправления и др. Жизнь общества, его история меняется вместе с изменением нормативных актов. Чтобы не допустить ошибки при работе с нормативным правовым актом, определите, с какого момента данный нормативный акт вступил в силу; на какой территории он действует; на какой круг субъектов он распространяется. Ознакомьтесь со структурой и содержанием нормативного акта. В этой работе вам помогут официальные издания, прежде всего «Российская газета», «Парламентская газета», «Собрание законодательства Российской Федерации». При подготовке к практическим занятиям следует обратиться и к специальным юридическим изданиям: «Вестник Высшего арбитражного суда Российской Федерации», «Вестник Верховного суда Российской Федерации» «Вестник Конституционного суда Российской Федерации». Кроме этого, найти нормативный правовой акт с последними изменениями и дополнениями вам помогут справочные правовые системы «КонсультантПлюс», «Гарант», «Юрист». Целью данных методических указаний является развитие информационной культуры студентов, однако обучить этому на аудиторных занятиях нет возможности. Львиную долю времени студенты самостоятельно готовятся к занятиям и итоговой аттестации. С целью облегчить им эту задачу, методические указания содержат рекомендации к работе с книгой, и над докладом (рефератом).
Работа с книгой
В самостоятельной работе студентам приходится использовать литературу различных типов. Чтобы глубоко понять содержание книги, нужно уметь рационально ее читать. Самостоятельная работа с литературой включает в себя несколько этапов. 1.Предварительный просмотр книги. Знакомство с титульным листом, аннотацией, предисловием, оглавлением позволит решить, стоит ли ее читать. Умение читать оглавление – прекрасное профессиональное качество. Оглавление продумывается как задание по воссозданию текста. При чтении оглавления необходимо выделять главы, разделы, параграфы, представляющие интерес, бегло их просматривать, находить места, относящиеся к теме (абзацы, страницы, параграфы), и познакомиться с ними в общих чертах. 2. Следующий этап работы – прочтение выделенных мест в быстром темпе. Цель такого чтения – определить, что ценного в каждой части, к какому вопросу доклада или реферата имеет отношение информация и что с ней делать, как применить, чем дополнить. Весьма полезными могут быть вспомогательные материалы к изданию, поэтому необходимо знать, из каких основных элементов состоит аппарат книги, каковы его основные функции. К информационным элементам книги относятся сведения об авторе и заглавие книги, ее тип или жанр, выходные данные, аннотация. Эти сведения, обычно расположенные на титульном листе и его обороте, помогают составить предварительное мнение о книге. Глубже понять содержание позволяет вступительная статья, послесловие, предисловие, комментарий, список литературы. Многие научные книги и статьи имеют в своем аппарате списки литературы, которые повышают информационную ценность издания и дают возможность подобрать дополнительную литературу по данной тематике. 3. Отдельный этап изучения книги – ведение записи прочитанного. Существует несколько форм ведения записей: план (простой и развернутый), выписки, тезисы, аннотации, резюме, конспект. План – наиболее краткая форма записи прочитанного – представляет собой перечень вопросов, рассматриваемых в книге или статье. Планом удобно пользоваться при подготовке текста собственного выступления или статьи на какую-либо тему. Каждый пункт плана раскрывает одну из сторон избранной темы, а все пункты в совокупности охватывают ее целиком. Тезисы – более сложная и совершенная форма записей – сжатое изложение основных положений текста в форме утверждения или отрицания. Тезисы составляют после предварительного знакомства с текстом, при повторном прочтении. Они служат для сохранения информации в памяти и являются основой для дискуссии. Аннотация – краткое содержание прочитанного – дает общее представление о книге, статье. Резюме кратко характеризует выводы, главные итоги произведения. Наиболее распространенной формой записей является конспект. Начинать конспектирование желательно после того, как материал прочитан и составлен его план. Основную ткань конспекта составляют тезисы, дополненные рассуждениями и доказательствами. Конспекты бывают текстуальными, сводными или тематическими. Текстуальный конспект создается из отрывков подлинника – цитат, с сохранением логики и структуры текста. Сводный конспект основан на изложении материала в удобном для читателя порядке (например, мысли, разбросанные по всей книге, сводятся воедино). В тематическом конспекте за основу берется тема или проблема, он может быть составлен по нескольким источникам. Для записи данных, подлежащих использованию, можно рекомендовать систему карточек. Преимущество карточек в том, что каждая справка регистрируется отдельно и без труда может быть найдена, их легко разложить на столе, сгруппировать или перегруппировать. При занесении необходимого материала на карточку внизу приводится название источника, наверху – заголовок-указание, где может использоваться данный материал. Целесообразно вести записи только на одной стороне и на карточках одного размера. Хранить их следует в отдельных конвертах, различных папках с надписями для дальнейшей работы.
Подготовка доклада
Доклад (или реферат), понимаемый как изложение в письменной форме содержания книги, статьи научной работы, создает возможность комплексно использовать приобретенные навыки работы с книгой, развивает самостоятельность мышления, умение анализировать явление действительности. В отличие от конспекта доклад требует несравненно большей творческой активности, самостоятельности в обобщении изученной литературы. Доклад по дисциплине «Правоведение» представляет собой комплекс заданий, который включает в себя выполнение теоретической части – рассмотрение любого одного вопроса, и практическое задание – выступление (защита) доклада (реферата). Работа может быть написана от руки либо набрана на компьютере и распечатана. Объём работы должен составлять не менее 12 листов (24 страницы) ученической тетради. Если работа выполнена с использованием компьютера или на пишущей машинке, то её объём должен быть не менее 8500 знаков. Непременным условием работы, выполненной «от руки», является разборчивый подчерк её исполнителя.
Обычная структура доклада такова: Название (тема) Введение Текст (в любой форме, примерно соответствующей структуре: «тезис-аргументы») Заключение. Список используемой литературы.
Для верного выполнения заданий необходимо предварительно изучить теоретические вопросы правовых основ, уточнить весь перечень нормативно-правовой базы с учетом последних изменений. Для выполнения реферата рекомендовано использование ряда учебников, приведенных в данных методических указаниях. Для обработки и использования массы нормативно-правовых актов рекомендовано использование электронных справочных правовых систем Консультант-плюс и Гарант. Важный этап работы над докладом – отбор литературы. Затем составляется конкретный план, который согласуется с преподавателем. Завершающий этап – написание доклада на основе изучения собранного материала. Схема подготовки доклада такова: чтение исходного, его анализ – выбор информативных фрагментов, их обобщение – создание нового текста. На последнем этапе проводится синтезирование выделенной информации и завершается оформление текста доклада. Изложение должно быть цельным и логичным. Рассмотрение каждого пункта плана целесообразно завершить обобщением. При написании доклада следует избегать длинных, запутанных предложений, общих фраз, повторений, лишних слов и словосочетаний, затрудняющих чтение и восприятие текста. Не следует часто повторять одни и те же слова, одинаковые словосочетания и обороты. Не допускается двойное упоминание понятий в одной фразе. В заключении доклада делаются общие выводы. В конце работы приводится список использованной литературы.
Решение задач
Задания (задачи) к практическим занятиям следует выполнять письменно в тетради. К выполнению задания можно приступать только после изучения соответствующих тем курса, относящейся к ним нормативных актов и литературы. При решении задач следует: 1) раскрыть основные правовые понятия, затронутые условием задачи; 2) определить круг нормативных правовых актов, на основе которых решается данная задача; 3) провести анализ правовых норм, оценить конкретную ситуацию с позиции выбранных вами норм права; 4) чётко и обоснованно ответить на все вопросы задачи, опираясь на нормативные акты с указанием их названия, даты принятия, ссылаясь на статьи, пункты и т.д. Кроме того, при выполнении задания (решении задачи) следует обращаться к источникам, предложенным к данной теме практического занятия. Если при решении данных задач возникнут трудности, Вы можете обратиться к соответствующим справочно-правовым системам и правовым актам. Вопросы к зачету
1.Понятие, признаки и функции права. Отличие права от других социальных норм. 2.Система права. Отрасли права. Предмет и методы правового регулирования. 3.Источники (формы) права. Нормативный правовой акт и его виды. 4.Понятие, признаки и функции государства. Теории его происхождения. 5.Формы и исторические типы государств. Формы современного Российского государства. 6.Норма права: понятие, структура, классификации. 7.Правоотношение: понятие, структура, виды. 8.Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений (юридические факты). 9.Правонарушение: понятие, юридический состав и виды. 10.Понятие и виды юридической ответственности. 11.Конституция РФ 1993 г. : понятие, структура, юридические свойства. 12.Основы конституционного строя РФ: понятие и содержание. 13.Система основных конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в РФ, конституционные гарантии их реализации. 14.Гражданство РФ: понятие, принципы, основания приобретения и прекращения. 15.Федеративное устройство России: понятие, принципы. Виды, конституционный статус и состав субъектов РФ. Разграничение предметов ведения и полномочий с РФ. 16.Президент РФ: конституционный статус, компетенция, порядок избрания и прекращения полномочий. 17.Государственная Дума РФ: конституционный статус, компетенция, порядок формирования и прекращения деятельности. 18.Совет Федерации России: конституционный статус, компетенция, порядок формирования и прекращения деятельности. 19.Правительство РФ: состав, компетенция, порядок формирования и прекращения деятельности. 20.Принципы правосудия и судебная система РФ. 21.Местное самоуправление РФ: понятие, принципы, основы, функции. Органы местного самоуправления. 22.Гражданское право РФ: понятие, предмет, метод, принципы, источники, система. Защита гражданских прав. 23.Гражданское правоотношение: понятие, структура, основания возникновения и прекращения. 24.Сделки, представительство и сроки в гражданском праве. 25.Право собственности и иные вещные права. 26.Право интеллектуальной собственности: понятие, субъекты, объекты, содержание. 27.Обязательство: понятие, виды, порядок исполнения, способы обеспечения. 28.Гражданско-правовой договор: понятие, виды, условия, порядок заключения и прекращения. 29.Понятие и порядок наследования по завещанию. 30.Понятие и порядок наследования по закону: очереди наследников, обязательная доля, приобретение наследства. 31.Семейное право РФ: понятие, предмет, метод, источники, принципы. 32.Понятие, признаки, порядок заключения и прекращения брака. 33.Правовые режимы имущества супругов. Права и обязанности членов семьи. 34.Алиментные обязательства членов семьи. 35.Понятие, предмет, метод, источники и принципы Трудового права РФ. 36.Структура трудового правоотношения. Формы социального партнерства и виды занятости. 37.Понятие и виды рабочего времени и времени отдыха. 38.Дисциплина и ответственность в трудовых правоотношениях. 39.Трудовой договор: понятие, стороны, условия, порядок заключения, основания прекращения. 40.Жилищное право РФ: понятие, предмет, метод, источники, принципы. 41.Жилищное правоотношение: понятие, субъекты, объекты, содержание. 42.Состав общего имущества многоквартирного дома и способы управления им. 43.Договор социального найма жилого помещения: понятие, предмет, содержание, порядок заключения и прекращения. 44.Земельное право РФ: понятие, предмет, метод, источники, принципы. 45.Право собственности и иные вещные права на землю: понятие, субъекты, объекты, содержание, основания возникновения и прекращения. 46.Состав земель РФ: категории, целевое назначение, особенности правового режима. 47.Уголовное право РФ: понятие, предмет, метод, система, принципы, источники. 48.Уголовное преступление: понятие, виды, юридический состав и его значение. 49.Уголовное наказание: понятие, цели, виды, особенности назначения и освобождения. 50.Административное право РФ: понятие, предмет, метод, принципы и источники. 51.Административное правоотношение: понятие, структура. Система органов исполнительной власти РФ. 52.Понятие и состав административного правонарушения. 53.Административная ответственность и наказание: понятия, виды, соотношение понятий. 54.Экологическое право РФ: понятие, предмет, метод, источники и принципы. Экологическое правоотношение. 55.Финансы и финансовая система РФ. 56.Финансовое право РФ: понятие, предмет, метод, источники, система, принципы. 57.Бюджетное право РФ, бюджетное устройство и бюджетный процесс. 58.Налоговая система РФ. Понятие, виды и условия установления налогов. 59.Банковское право РФ: понятие, предмет, метод, источники, принципы. 60.Сущность банковской деятельности. Виды и содержание банковских операций и сделок. Приложение
Словарь терминов:
Ответственный за выпуск А.Е. Ухов Корректор Г.Н. Елисеева Заказ № –Р. Тираж 20 экз. Подписано в печать 00.00.2018 г.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (325)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |