Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Влияние восприятия на формирования профессиональных качеств у сотрудников пограничных органов



2020-03-19 192 Обсуждений (0)
Влияние восприятия на формирования профессиональных качеств у сотрудников пограничных органов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Оперативно-служебная деятельность Пограничной службы РФ. характеризуется высокой напряженностью условий ее выполнения.

В выполнении задач, поставленных перед пограничниками, важное место занимает процесс правильного восприятия любого предмета, что во многом зависит от способности пограничника к восприятию пространства, времени и движения во время ведению боевых действий и выполнении различных служебно-боевых задач. Высокие требования к психическим познавательным процессам личности а, особенно к восприятию военнослужащими пространства, времени и движения, подтверждает опыт действий войск в различных «горячих точках» границы России.

Мы уже рассмотрели выше, что как психический познавательный процесс, восприятия характеризуется общими свойствами. Речь идет, прежде всего, о предметности восприятия. Например, у солдата, идущего в наряд, за ремнем не просто удлиненное тело из пластмассы, а телефонная трубка, предназначенная для переговоров.

Другое свойство восприятия - осмысленность. Например, видя человека, появившегося в районе пограничной полосы, пограничник, естественно, остановит его, ибо каждый пограничник воспринимает всякого незнакомого человека, появившегося в пограничной зоне, как возможного нарушителя, а может быть и врага.

Другое свойство восприятия - целостность. Например, солдат с вышки заметил быстро передвигающееся по дороге облако пыли. Он еще не видит машину, а воспринимает только некоторые присущие ей качества. И все же воин уже представляет, что там движется машина.

Восприятие человека - это активный процесс. В каждый момент в восприятии выделяется объект восприятия, а все остальное, так или иначе отражаемое сознанием, составляет фон восприятия. Например, на занятиях рассказ офицера составляет объект восприятия, а шум во дворе, движение в коридоре, шорохи в помещении - фон восприятия. При этом наиболее ярко отражается именно объект восприятия, в данном случае рассказ офицера. Если же шум и движение, составляющие фон, окажутся более рельефными, чем объект восприятия, то процесс обучения может быть нарушен.

Выделение объекта в восприятии может происходить непроизвольно, без затраты волевых усилий. Это бывает в том случае, когда объект знаком человеку, когда ему детально известны его составные части. Например, опытный пограничник настолько хорошо знает охраняемый участок, что легко замечает малейшие изменения на нем: появившуюся сломанную сухую веточку, сдвинутый или перевернутый камень, то есть он, легко выделяет эти новые предметы из всего того, что привык здесь видеть.

Когда же все элементы воспринимаемого объекта солдату одинаково незнакомы, выделение его происходит произвольно и требует затраты волевых усилий. Так, при первом знакомстве с местностью приходится напряженно изучать каждый ее метр, всматриваться во все детали.

Восприятие во многом зависит от прошлого опыта человека. К прошлому опыту относятся: знания, настроения, чувства, переживаемые не только в данный момент, но и в прошлом. Восприятие зависит также и оттого, что человек ожидает или желает увидеть в воспринимаемых вещах. Зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека называется апперцепцией. Так, например, некоторые молодые солдаты, впервые неся службу часового, настолько находятся под влиянием рассказов старослужащих, что в каждом шорохе, в каждой тени видят нарушителя.

Апперцепция бывает устойчивой. Она зависит от взглядов человека, его мировоззрения и знаний, которые формируются длительное время и медленно поддаются изменениям. У солдат-пограничников формируется военная апперцепция. У них развивается мировоззрение, взгляды на свою службу, навыки и умения нести службу и владеть оружием. Такая апперцепция - основа того, что воин на все окружающее будет смотреть глазами пограничника, будет действительно бдительным.

В этой связи интересен такой эпизод. На границу приехали шефы, среди них были артисты, художник, рабочие леспромхоза и совхоза. Они провели с воинами встречи, беседы, выступили с концертом. Их приезд доставил пограничникам много радостных минут. Посещение границы дало много интересных впечатлений и шефам. Но на вопрос, каковы ваши впечатления, они отвечали, что восхищены личным составом, скромностью воинов, их культурой, а также красотой окружающего пейзажа. При этом каждый из них в пейзаже выделял разные стороны. Так, художник сказал, что местность в районе заставы «просится на полотно», лесорубу понравился великолепный строевой лес на границе, а рабочий, большой любитель охоты подчеркнул, что места, явно хорошие для охоты. Когда же спросили у одного из сержантов, что он думает о местности, на которой песет службу, то услышали, что лесной район у оврага требует особо внимательного наблюдения. Как видно, у перечисленных товарищей имеется апперцепция, они смотрят на мир «глазами своей профессии». Очень важно, чтобы пограничник на все смотрел глазами пограничника, т.е. у воина была выработана военная апперцепция.

В процессе восприятия могут допускаться ошибки. Неправильное, искаженное восприятие называют иллюзией. Например, некоторые солдаты на первых порах несколько боятся темноты и вследствие этого проявляют излишнюю настороженность, неправильно истолковывают некоторые предметы и явления.

Иллюзия может возникнуть также при отсутствие достаточной контрастности, не выраженности граней между воспринимаемыми предметами и окружающим фоном по форме, объему, цвету, освещенности. Вся маскировка военных объектов, техники и людей строится на устранении контрастности, стирании граней между объектом и фоном. Так, камуфлированные покрытия, спецодежда разведчика или пограничника раскрашиваются так, что форма и цвет маскируемого подбираются под окружающий фон. В результате этого затрудняется выделение и восприятие объекта противником.

Можно сказать об одной иллюзии, которая называется меняющимся рельефом. Речь идет о том, что выступы непонятных предметов или очертаний могут попеременно восприниматься то как выступающие, то как уходящие детали. Примером подобного рода иллюзии являются ошибки восприятия излома опушки значительно удаленного леса. Бывает трудно установить, выступает или уступает наблюдаемая группа деревьев. Офицерам очень важно знать причины, вызывающие иллюзии в восприятии, и учить подчиненных преодолевать их, правильно воспринимать окружающее. Так, развитие воли помогает одолевать временную апперцепцию как причину иллюзий. Обучение солдат помогает подмечать и выделять в обстановке малейшие штрихи, избегать иллюзии объекта и фона. Знание причин иллюзии, умение контролировать свои восприятия также помогает избежать ошибок в восприятии. Наконец, воинов надо приучать искать смысл в воспринимаемом.

Наравне с таким закономерным явлением, как иллюзия, существует другое свойство восприятия - константность. Константность восприятия -- это постоянство в восприятии, которое обусловливается знанием физических свойств (предметов, а также тем, что предмет воспринимается обычно в окружении других известных нам предметов.

Развитие константности восприятия достигается за счет ознакомления солдат с предметами, обстоятельствами и явлениями, с которыми им придется сталкиваться в процессе службы на границе. Пограничников нужно вооружать знаниями о местности и местных предметах, о возможностях для скрытного и быстрого передвижения, которые присущи разным видам местности, об особенностях, обычаях, нравах местного населения сопредельной стороны, о морально-боевых качествах личного состава войск пограничной охраны соседнего государства и т. д. Достаточное знакомство со всем этим помогает пограничнику избежать ошибок в восприятии и действиях, ибо создает константность восприятия.

Без знании и учета перечисленных черт и закономерностей процесса восприятия нельзя успешно маскировать те или иные объекты. В соответствии с этими положениями психологии при маскировке объекта рекомендуют прежде всего стирать грань между объектом и фоном: это затрудняет наблюдателю противника выделение объекта восприятия. На этом принципе осуществляется изготовление и использование камуфлированных покрытий, маскировочных сетей, а также маскирующей окраски. При маскировке расположения следует создавать ложные объекты и группировать их так, что бы они воспринимались как реальная система, как целое. Например, маскируя оборонительный район, следует создать ложные огневые точки и расположить их системно. Это помешает противнику увидеть реальную систему огня. При маскировке следует опираться на прошлый опыт противника, его апперцепцию. Например, на оставляемых позициях следует поставить макеты оружия, боевого снаряжения, что введет противника в заблуждение, вызовет иллюзию, искаженное восприятие.

В зависимости от степени участия воли восприятие обычно подразделяют на непреднамеренное и преднамеренное.

Непреднамеренное восприятие происходит тогда, когда предмет воспринимается без сознательно поставленной задачи па восприятие, когда процесс восприятия не связан с полевым усилием. Если спросить у пограничника, возвратившегося из населенного пункта, куда он ходил за почтой, что он видел по дороге, то он довольно подробно расскажет о маршруте следования. В данном случае все, что он видел и о чем рассказал, он воспринял без поставленной задачи и без усилий воли .

Преднамеренное восприятие характеризуется тем, что оно происходит в соответствии с поставленной задачей и связано с известными волевыми усилиям.. Пограничник, находясь в дозоре, должен преднамеренно воспринимать все происходящее на границе и по возвращении подробно об этом доложить. Особой, наиболее развитой формой преднамеренного восприятия является наблюдение. Наблюдение - это длительное, систематическое, целенаправленное, преднамеренное восприятие определенного объекта. Специально подготовленный и ведущий наблюдение и соответствии с поставленной задачей пограничник называется наблюдателем.

Наблюдение может быть успешным в том случае, если наблюдатель имеет определенную, осознанную им цель наблюдения, хорошо понимает стоящую перед ним задачу. Предварительная подготовка, знание правил и приемов наблюдения позволяют наблюдателю более успешно справиться с поставленной задачей. Кроме того, требуется, чтобы у наблюдателя были хорошо натренированы произвольное восприятие, внимание и память, чтобы он знал о тех объектах, за которыми наблюдает. Развитую способность к наблюдению называют наблюдательностью. Развивается она путем систематической тренировки. С этой целью личному составу надо регулярно ставить задачи на наблюдение и контролировать результаты выполнения этих приказаний, требовать четких и кратких докладов обо всем, что они увидят во время своих наблюдений.

Известно, что формами существования материи являются время, пространство, движение. Каждый предмет и явление имеют пространственную, временную характеристику и характеристику динамических качеств Поэтому процесс правильного восприятия любого предмета во многом зависит от способности человека к восприятию пространства, времени и движения.

Восприятие пространства. Форма, величина, объем и расстояние между предметами воспринимаются благодаря тому, что в мозг человека поступают сигналы одновременно от нескольким органов чувств, которые в своей совокупности дают отражение пространственных свойств предмета. Например, пограничник, наблюдая за сопредельной стороной, воспринимает очертание береговой линии благодаря тому, что в мозг идут сигналы, вызванные сокращением мышц, заведующих движением глаз (повторяющих линию берета), и шейных мышц, вследствие движения головы в сторону объекта зрительного восприятия.

Развитие пространственного восприятия у воинов достигается путем систематического проведения занятий с личным составом на местности, передвижений на местности, внимательного наблюдения и изучения местных предметов. Пространство и, главным образом, расстояния могут правильно восприниматься и оцениваться благодаря использованию некоторых искусственных приемов, которым надо систематически тренировать, только таким путем можно выработать навыки быстрой и точной оценки пространственных величин.

Восприятие времени - это отражение продолжительности и последо-вательности событий. Правильное восприятие времени формируется на протяжении всей жизни. Оно зависит от жизненного опыта человека, от опыта практической деятельности в различных условиях, от состояния и работы его психики. Точность восприятия времени особенно нужна в воинской деятельности. Тренировка личного состава в правильном восприятии времени предполагает такую организацию учебы и службы, когда каждый пограничник систематически знакомится с различными явлениями воинской и служебной деятельности и вынужден учитывать их последовательность и продолжительность. Развитию правильного восприятия времени соответствует строгое и неуклонное выполнение распорядка дня, четкая организация и проведение всех учебных и служебных мероприятий на заставе и т. д. Достижению этой же цели способствует систематическое проведение передвижений личного состава на транспорте или строем, выполнение всевозможных работ. Если пограничники хорошо осведомлены о направлении и дальности этих перемещений, об объеме и последовательности выполнения работ, то такая деятельность постоянно формирует у них способность правильно воспринимать время и точно распределять его.

В работе с личным составом надо учитывать, что люди в силу своих индивидуальных особенностей по разному воспринимают фактор времени. У одних сильное выступает тенденция к недооценке, ускорению времени, у других - к замедлению, переоценке времени. Наконец, на точность восприятия времени влияет профессия, опыт. Пограничник, наблюдая за передвижением человека на сопредельной стороне, меняет направление оси зрения перемещением глаз в глазных впадинах, поворотом головы. Нервные импульсы, поступающие от органа зрении и указанных мышц в кору головного мозга, лежат в основе восприятия движения.

Восприятие движения является также важной предпосылкой правильной ориентировки пограничника при выполнении задачи. На основе правильной оценки направления и скорости передвижения нарушителя границы можно не только раскрыть его замыслы, но и наметить правильный путь преследования, обеспечивающим задержание врага.

Каждый пограничник должен научиться правильно воспринимать и оценивать движение, как окружающих его подвижных объектов, так и свое собственное. Направление и скорость движения должны восприниматься в единстве. Это особенно важно при стрельбе по подвижной цели, для того чтобы правильно определять упреждение и момент для производства выстрела.

Таким образом, из сказанного можно сделать вывод: на успешность овладения профессией влияют особенности вашего восприятия, его соответствие условиям профессиональной деятельности.

психофизиология восприятие профессиональное качество пограничник

 


 

Заключение

 

В первой главе нами дано общее представление о психофизиологической основе, на которой формируются профессионально важные качества.

Вторая глава посвящена психофизиологии восприятия в профессиональ-ной деятельности человека. Как и любой психологический процесс, восприятие имеет свою сущность и содержание, формы и методы, которые последовательно раскрываются в данной работе.

Восприятие являются одним из психических процессов, которые лежат в основе организации поведения человека, и оказывают влияние на успешность его профессиональной деятельности. Восприятие - целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Восприятие - результат деятельности системы анализаторов.

Восприятие предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболее существенных и одновременно отвлечение от несущественных. Оно требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом. Всякое восприятие включает активный двигательный компонент и сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга.

Закономерность восприятия - одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих потребностей, интересов, способностей и т. п.

К свойствам восприятия относят следующие: целостность, константность, структурность, осмысленность, избирательность.

Кроме того, в качестве примера, нами рассмотрено влияние восприятия на формирования профессиональных качеств у пограничников, которым знание и понимание особенностей восприятия помогает успешно подготовиться к действиям в боевых условиях и службе на границе. Для этого им необходимо осуществлять подготовку по определенной методике и в определенной последовательности.

 


 

Список используемой литературы

 

1.Александров Ю.И. Психофизиология. Учебник / Ю.И. Александров. - СПб.: Питер, 2009. - 496 с.

.Гусева Н.Ю. Психология и педагогика: Учеб. пособие / Н.Ю. Гусева. - Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2010. - 204 с.

.Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов / Н.Н. Данилова. - М: Аспект Пресс, 2004. - 368 с. С. 295-323, 55-99.

.Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 336 с.

.Марютина Т.М. Введение в психофизиологию / Т.М. Марютина, О.Ю. Ермолаев. - М: МПСИ, 2007. - С. 198-206, 136-150.

.Психофизиология профессиональной деятельности: учебно-метод. материалы / Сост. Ю.В. Назарова. - Рязань: РГУ им. С.А. Есенина, 2008. - 64 с.

.Рыбников О.Н. Психофизиология профессиональной деятельности: Учебник / О.Н. Рыбников. - М.: Академия, 2010. - 320 с. - С.308-315.

.Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности / Н.В. Самоукина. - СПб.: Питер, 2003. - 220 с.

.Сорочан В.В. Психология профессиональной деятельности: Конспект лекций / В.В. Сорочан. - М.: МИЭМП, 2005. - 70 с.

.Федотова Л.П. Психофизиология труда и профессиональной деятельности: Учебное пособие / Л.П. Федотова, В.В. Халевицкая. - Екатеринбург: УМЦ УПИ, 2000. - 88 с.

.Филиппов М.М. Психофизиология функциональных состояний: Учеб. пособие / М.М. Филиппов. - К.: МАУП, 2006. - 240 с.

.Черенкова Л.В. Психофизиология в схемах и комментариях / Под ред. А.С. Батуева. - СПб.: Питер, 2006. - 240 с.



2020-03-19 192 Обсуждений (0)
Влияние восприятия на формирования профессиональных качеств у сотрудников пограничных органов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Влияние восприятия на формирования профессиональных качеств у сотрудников пограничных органов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (192)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)